Наркомания как форма зависимого поведения

Наркомания как форма зависимого поведения










КУРСОВАЯ РАБОТА

НАРКОМАНИЯ КАК ФОРМА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

по специальности 050706 «Педагогика и психология»



Содержание


Введение

1. Классификация наркотиков. Их воздействие на организм и сознание человека

2. Качества зависимой личности, способствующие наркотизации

3. Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции

Заключение

Список литературы



Введение


После ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы третьей угрозой для человечества является наркомания. Она, словно раковая опухоль, пустила метастазы повсюду: в городах и сёлах, в школах и вузах, в многоэтажных домах и студенческих общежитиях, в скромной крестьянской избе и шикарном особняке.

Горе входит в дома и семьи. Люди, пристрастившиеся к пагубному зелью, уже не принадлежат себе. Наркотик становится их страстью, смыслом жизни.

Наркомания обусловливает духовную и физическую деградацию России, губит интеллект нации. Она, как смертельный омут, затягивает детей – будущее страны.

Актуальность выбранной нами темы очевидна. В последние годы настоящим бедствием для нашей страны стало употребление наркотических и токсических веществ детьми и подростками. Масштабы развернувшейся «наркоманической эпидемии» впечатляют даже по цифрам официальной статистики, которая далеко не в полной мере отражает ситуацию. По данным Минздрава России, около 70% подростков (как мальчиков, так и девочек) хотя бы один раз пробовали наркотические вещества. В десятки раз возросло количество несовершеннолетних, находящихся на учете в наркодиспансерах, больных нарко- и токсикоманиями. В некоторых городах в ряде учебных заведений наркотизация стала тотальной.

Специалисты считают, что наркомания намного опаснее алкоголизма. От пристрастия к алкоголю можно вылечиться. Человек сам при определённом волевом усилии может преодолеть его. Наркоманию преодолеть неизмеримо труднее. Труднее, но можно. Главное – в эту борьбу надо включиться всем, кто профессионально работает с молодёжью, а особенно учителям и психологам школ.

Мы считаем, что система профилактики наркомании будет эффективной, если подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения. Приступая к работе по профилактике наркомании, необходимо получить как можно больше научной информации о различных аспектах проблемы.

Целью нашего исследования является изучение основных аспектов проблемы наркомании.

В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:

- изучить научную и методическую литературу по вопросам наркомании;

- рассмотреть существующие классификации наркотиков, их воздействие на организм и сознание человека;

- выявить черты зависимой личности, способствующие наркотизации;

- определить особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции.

Объектом исследования является проблема наркомании.

Предмет исследования: подростковая наркомания как форма зависимого поведения.

Основной метод исследования: изучение научной и методической литературы по проблемам наркомании.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей три параграфа, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении мы обосновали актуальность темы, указали цель и задачи работы над темой, определил объект и предмет исследования, обозначили порядок изложения вопросов, использованные материалы.

В первом параграфе мы рассмотрели несколько классификаций наркотиков, определили их влияние на организм и сознание человека, раскрыли содержание наиболее важных понятий.

Во втором параграфе нами определены основные черты зависимой личности, способствующие наркотизации.

В третьем параграфе мы выявили особенности подростковой наркомании, определили её причины и тенденции.

В заключении мы подвели итоги исследования, изложили основные выводы по теме в целом.

В процессе работы над темой исследования нами были изучены труды отечественных и зарубежных учёных по проблемам наркомании. Отечественные разработки в этой области освещаются в социально-философских трудах А.С. Богомолова, И.С. Кона, М.И. Несмеянова; в работах психологов – С.А. Беличевой, А.Ц. Горбачевой, Ц.П. Короленко, Ю.А. Клейберга; педагогов – В.П. Кащенко, М.А. Ковальчук, И.А. Невского, В.А. Попова, М.И. Рожкова; социальных педагогов – В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, А.В. Мудрика; социологов – А.А. Габиани, Ю.Н. Иконниковой, С.Г. Климова, Л.Н. Рыбаковой, Г.Г. Силласте, Н.К.Топоркова; криминологов –Г.А. Аванесова, А.И. Гилинского; медицинскому аспекту проблемы посвящены исследования Б.С. Братуся, В.В. Ковалева, А.Е. Личко; социологические теории профилактики девиантного поведения, в том числе наркомании, были обоснованы такими зарубежными учеными как Э. Дюркгейм, А. Коэн, Р. Мертон, Т. Парсонс.

Основные теоретические подходы к исследованию проблемы профилактики наркомании подростков в образовательной среде изложены в работах отечественных учёных: С.В. Березина, К.А. Гринченко, Д.Д. Еникеевой, Л.X. Казакова, Д.В. Колесова, К.С. Лисецкого, А.Г. Макеевой, Н.B. Юняевой и др.

Результаты, полученные в ходе исследования, мы планируем использовать в дальнейшем для определения психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности профилактической работы в общеобразовательном учреждении.


1. Классификация наркотиков. Их воздействие на организм и сознание человека

наркомания поведение организм

Единого и строго научного определения наркотиков не было до середины XX века, хотя теперь уже доподлинно известно, что люди употребляли их в течение тысячелетий.

Нельзя сказать, что наука не занималась проблемой наркотиков, но это в большей мере были исследования, связанные с анестезирующими (обезболивающими) их свойствами. Попытки найти конкретное определение сущности наркотиков, адекватное их реальному воздействию на организм и сознание людей, появились, когда над человечеством нависла неотвратимая угроза быстрого и всеохватного распространения наркомании по планете.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения выработали такое определение: «Наркотик – это такое вещество или смесь веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, и, во-вторых, прием которых влечет за собой изменения функционирования организма, серьезно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы[35, с. 12].

Наркотиками в России считаются вещества, включенные в список наркотиков постоянно действующим комитетом по контролю за наркотиками (ПККН) Российской Федерации. В других странах принадлежность субстанции к наркотикам также определяется национальными юридическими документами.

К наркотикам относят различные вещества, соответствующие следующим критериям [4, с. 8]:

• способность вызывать эйфорию — приподнятое настроение или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;

• способность вызывать наркотическую зависимость — желание снова и снова использовать наркотик;

• существенный вред, приносимый психическому или физическому (или тому и другому одновременно) здоровью человека;

• потребление указанного вещества не должно быть традиционным в данной культурной среде, иначе необходимо было бы отнести к наркотикам табак и алкоголь.

Могут быть и другие подходы к характеристикам наркотических веществ. В зависимости от целей анализа в качестве оснований для классификации наркотиков используются кроме медико-фармакологических свойств социальные, криминалистические и другие характеристики, например, возможность и опасность их широкого распространения [16, с.58].

Для правильного понимания социальной значимости проблемы преодоления наркомании важно познать характер воздействия тех или иных наркотиков на организм человека, его сознание и поведение.

Различия между наркотиками и группами наркотиков велики. Нельзя свойства одних веществ переносить на другие. Особенности различных наркотиков важно знать и учитывать не столько с точки зрения оказания необходимой помощи (хотя эта задача крайне важная), сколько в целях предупреждения потребления наркотических средств и их дальнейшего распространения среди молодых людей.

Попытки классифицировать наркотики и дать обстоятельное описание предпринимались не раз. Рассмотрим некоторые классификации.

В книге «Наркотики и общество»[36] американские профессора Дж. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский классифицируют наркотики по следующим основаниям: происхождению; воздействию на организм; терапевтическому использованию; воздействию на центральную нервную систему (подавляет или возбуждает); химическому строению; механизму воздействия; названию на сленге.

В монографии И.Н.Пятницкой «Наркомания» [34] наркотики группируются по основным результатам воздействия на организм человека:

1. Седативные, т.е. успокаивающие, препараты – опиатные наркотики и снотворные барбитуратной группы.

2. Стимулирующие препараты – эфедрин, фенамин и др.

3. Психоделические, т.е. изменяющие сознание, препараты – ЛСД, препараты конопли, некоторых грибов и других галлюциногенов.

Эта классификация несколько укрупнённая, поэтому мы взяли за основу классификацию высококвалифицированного врача-нарколога С.Б. Белогурова, которая учитывает реальную наркоситуацию, сложившуюся в России в конце ХХ века, распространённости тех или иных наркотических средств [4]. Согласно этой классификации, наркотические вещества подразделяются на следующие категории:

ü   Производные конопли.

ü   Опиатные наркотики, изготовленные из опийного мака или действующие сходным с ними образом.

ü   Снотворно-седативные наркотики.

ü   Психостимуляторы.

ü   Галлюциногены.

ü   Летучие наркотически действующие вещества (ЛНДВ) [4, с.9].

Рассмотрим действие наркотиков всех групп на организм человека, особенно на его психику, сознание.

Препараты конопли (каннабиса).

Наркотики этой группы наиболее распространены во всём мире и, естественно, у нас в России. Наиболее потребляемые из них: марихуана, гашиш, АМФ (химка). Дейтсвующим активным веществом конопли является алкалоид тетрагидроканнабиол. Препараты конопли серьёзно поражают лёгкие, печень, сердце, головной мозг. Популярная среди молодёжи марихуана снижает познавательные способности человека. Даже при небольших дозах может ухудшиться память, особенно так называемая оперативная память, столь важная для учебного процесса. У курильщиков марихуаны отмечается разрушение функции понимания задач и целей, ослабевают внимание и способность сосредоточения. Начинают исчезать желания, коммуникации.

В результате, по свидетельству многих врачей, длительно работающих с наркоманами, ранее веселый и энергичный человек становится заторможенным, апатичным, вялым. Он почти не реагирует на обращения, трудно и медленно соображает. И получить от него вразумительный ответ, а часто и вообще какой-либо ответ на поставленный вопрос невозможно. Он беспричинно тревожится по самому незначительному поводу, старается спрятаться от внешнего мира, уходит в себя. Он сам себе тягостен, не говоря уж об окружающих, близких. Он даже может попытаться отказаться от курения конопли, ему этого «уже не хочется», но, к большому сожалению, начавшийся процесс разрушения психики необратим.

Опиатные наркотики.

Термины «опиат», «опиаты» означают, прежде всего, естественные продукты опийного мака. При разрезе семенной коробочки незрелого мака медленно вытекает млечный сок — белое вещество, по виду напоминающее густое молоко, на вкус горьковатое, при высыхании на воздухе темнеет до коричневого цвета. Это и есть классический опий (опий-сырец) — основа всех наркотиков опиатной группы. Момент начала сбора опия определяется по опадению лепестков мака.

В опии содержится двадцать пять составляющих (алкалоидов), которыми обусловливается его разнообразное воздействие на нервную систему [37, с.187 – 188].

Наиболее популярными из наркотиков опиатной группы являются: маковая соломка, ханка, бинты или марля, пропитанные опием сырцом, героин, морфин, кодеин, метадон [4, с. 19-23]. По убеждению многих врачей-наркологов, опитаы в настоящее время – главная причина смертности и превращения наркоманов в инвалиды. Обычно данные препараты вводятся внутривенно, это повышает риск заражения СПИДом, сифилисом, гепатитом. Очень серьёзно страдает мозг наркомана. Коварство данных наркотиков заключается в том, что они создают некий психологический комфорт, хоть и иллюзорный: наркоман испытывает лёгкость, удовольствие, безопасность. И отказаться добровольно от этого психологического комфорта крайне тяжело.

Средняя продолжительность жизни регулярно употребляющих наркотики опитаной группы составляет не более 7-10 лет с момента начала их употребления.

Снотворно-седативные средства.

Специалисты отмечают, что не все снотворные препараты являются наркотиками в юридическом смысле этого слова, но все снотворные лекарства способны вызывать зависимость и могут обнаруживать свойства наркотиков. Наиболее опасными среди снотворных являются барбитураты, в основе структуры которых лежит барбитуратовая кислота. Спектр повреждающего действия барбитуратов: мозг-печень-сердце. При регулярном приёме барбитураты вызывают и психологическую зависимость, и физическую. Злоупотребление барбитуратами приводит к энцефалопатии [4, с.22].

Зависимые от барбитуратов наркоманы – люди грубые, раздражительные, агрессивные. При длительном злоупотреблении у барбитуроманов развиваются психозы, сопровождающиеся либо галлюцинациями, либо бредом преследования и ревности. Погибают больные барбитуратово наркоманией обычно из-за энцефалопатии и связанных с ней осложнений [37, с. 206, 209]. К тому же количество самоубийств барбитуратовых наркоманов превышает среднее число по населению в 60-80 раз [34].

Психостимуляторы.

Это довольно разнородная группа наркотических веществ с одним объединительным признаком: в результате их употребления ускоряется темп мышления, проявляются повышенная готовность к действию, бодрость, приподнятое настроение. При этом суждения становятся легковесными, поверхностными, менее обдуманными [4, с.11]. Повышаются инициативность и необоснованная уверенность в себе. Часть препаратов этой группы имеют также способность искажать восприятие окружающего, поэтому близко граничат с галлюциногенами. Некоторые из них способны снижать аппетит.

Существуют психостимуляторы растительного происхождения (кока, кола, кофе, эфедра), однако в России они встречаются в основном в виде химических субстанций (порошков) или таблеток.

Интересные данные о контингенте приверженных к этой группе наркоманов приводят американские исследователи. По их наблюдениям, к злоупотребляющим амфетаминами относятся:

- молодые женщины, которые начали их употреблять для похудения;

- спортсмены, применявшие их для снятия усталости и для снижения веса;

- студенты, которые первоначально применяли их для повышения работоспособности, а значит, и успеваемости;

- экспериментирующие подростки и молодые люди.

И все они, однажды начав, не смогли остановиться... [37, с.224-225]

Психика употребляющих стимуляторы носит выраженный отпечаток истощения [4, с.23-24]. Конечно, когда препараты действуют, наркоманы, наоборот, являют собой фонтан энергий. Они называют это состояние довольно метко - «шустряк», потому что не могут сидеть на месте. Но любая их активность малопродуктивна, и начатые дела они попросту бросают, редко доводят их до конца.

В результате длительного приема психостимуляторов развиваются тяжелейшие депрессии, которые достигают степени психоза, т. е. заставляют больных совершать нелепые, необъяснимые и часто трагические поступки (например, самоубийства) из-за своего сниженного и подавленного настроения [27, с. 27].

Иногда действия этих наркотиков проявляются иначе. Во время опьянения наркоманы взвинчены, напряжены. Хорошее настроение быстро может смениться тревогой, настороженностью. Они страдают патологической подозрительностью. Возникают эти состояния настолько часто, что у наркоманов появилось для их обозначения специальное жаргонное название — «измена» (доктора называют то же самое параноидом). Психозы сопровождаются галлюцинациями и бредом. Наркоманам кажется, что за ними следят, их собираются убить, ограбить или арестовать. В результате они пытаются убежать, защититься. Поскольку защищаются они иногда ножом, а «убегают» часто в окно, скажем, с 5-го этажа, несчастий из-за «измены» немало.

Галлюциногены.

Это препараты, которые вызывают галлюцинации, иллюзии и бред. Общей чертой, отличающей их от других видов наркотических веществ, является способность изменять восприятие, настроение, характер мышления. Поэтому некоторые специалисты называют их «препаратами, изменяющими сознание», так как они не всегда вызывают галлюцинации, но искажают самоощущение наркомана. И он чувствует измененным не только окружающий мир, но и себя. У наркоманов большинство галлюциногенов носят объединяющее название «кислота». Отсюда название молодежной субкультуры - «кислотная»: кислотная музыка, поэзия, танцы и т. д. [27, с. 29]

Препараты группы галлюциногенов — все, без исключения — крайне губительны для психического здоровья.

ЛНДВ (ингалянты).

К летучим наркотически действующим веществам (ЛНДВ) относят обширную группу органических летучих жидкостей и газов, которые преднамеренно вдыхаются для ощущения состояния эйфории [37, с. 240, 244] Различные факторы делают ингалянты популярными. Это, прежде всего, низкая (относительно, конечно) стоимость, отсутствие строгого учета (за исключением газов для анестезии и некоторых нитритов), многообразие форм выпуска, яркие упаковки» простота хранения и т. д. В силу этого употребление ингалянтов стало наиболее популярным среди молодежи, особенно среди тех, кто не имеет материальной возможности приобретать другие препараты.

Злоупотребление ингалянтами в России наблюдается повсеместно у представителей почти всех социально-демографических групп, но у молодежи, особенно у подростков, преобладает.

ЛНДВ повреждают все органы и ткани организма. По токсичности и по вреду для организма с ЛНДВ не может сравниться никакой наркотик, даже снотворные препараты и пресловутый «крэк».

Систематическое использование ЛНДВ малолетними приводит к весьма заметному отставанию в развитии по сравнению со своими сверстниками, что не может не сказаться на их успеваемости, поведений, общении в школе и вне ее.

Эти изменения происходят не сразу, динамически, и не скачками, поэтому близким трудно заметить происходящие с подростком перемены, которые могут быть начальной стадией психического заболевания [6, с.88].

Некоторые последствия применения ЛНДВ становятся хроническими. Это нарушение памяти и внимания, психоз по линии центральной нервной системы, носовое кровотечение, шум в ушах, изъязвления во рту и носоглотке (в органах ЛОР-системы), а также жировое перерождение печени - цирроз.

К счастью, практика опытных врачей-наркологов показывает, что от употребления ЛНДВ довольно легко отказаться. Подчас бывает достаточно одной доброй беседы педагога, родителей или близкого человека. Тем более, что сами по себе ЛНДВ не наркотики. Опьяняющее действие наступает лишь при очень большом поступлении токсина в организм. Ведь каждый из нас много раз в жизни ощущал запах ацетона или бензина, а опьянения не испытывал. Но именно потому, что для наркотического опьянения необходимо большое количество токсина, злоупотребление ЛНДВ так опасно [27].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты