Методы социальной терапии с различными группами населения

Перечень игр (с каким контингентом и как проводится, рассказывается ниже).

1. Кто быстрее: ребята соревнуются друг с другом, прыгая на одной ноге, потом собаки на задних лапках.

2. Кто быстрее: ребята кружатся вокруг своей оси, потом собаки.

З. Ребята командуют: «раз, два» – собаки идут на задних лапках, на счет «Три!» – кружатся.

4. Игра в кегли: ребята ставят кегли, собачки сбивают лапкой – кто быстрее поставит, кто собьет.

5. Игра с обручем: ребята держат палку, с прикрепленными на ней тремя обручами, командуют: «Прыг-скок». Собачки сразу перепрыгивают внутри обруча.

6. Игра «жонглеры»: ребята держат за веревочку палочку, с прикрепленными к ней на проволочках шестью цветными пластмассовыми шариками. Собачки стоят на задних лапках, «жонглируя» передними.

7. Игра в «тепло-холодно»: выбирается считалочкой «ведущий». Ему велят зажмурить глаза. Ставится тележка. Туда садится Артик. Ведущий ищет. Ребята подсказывают «холодно-тепло». Ведущий находит. Дает Артику билет (кусочек педигри) и везет его. Бэби хватает тоже за веревочку. Везут вместе, пока Артик не выпрыгивает из тележки, тогда ведущие меняются.

8. Игра: Как мы ходим: собачки ходят между ног ребят восьмеркой.

9. Игра в винт: ребята соревнуются, кто быстрее скрутит с пластмассового винта четыре пластмассовые гайки, потом соревнуются собачки.

10. Кто веселее постучит по барабану: сначала ребята соревнуются, потом собачки, потом барабанят вместе: играя по бегу барабана, собака по верху.

11. Игра в колокольчик: ребята держат колокольчик за веревочку, собаки идут на задних лапках, ударяя передними по колокольчику. Потом соревнуются собачки, кто лучше позвонит, держа колокольчик за веревочку ртом, сидя, ударяя по колокольчику передней лапкой.

12. Кто веселее позвонит в бубен: соревнуются сначала ребята, потом Артик, а потом трюк и Артик каждый барабанит в свой бубен, а Бэби с ребятами приплясывают.

13. Игра на кукольном рояле: соревнуются сначала ребята, потом собачки, потом игра в «две руки» – «две лапки».

14. Игра пирамида. Ребята собирают пирамиду-петуха. Потом собирает Артик.

15 Игра «С кем хочу дружить». Дается двенадцать картонок. Из шести ребята собирают рисунок кота, из шести – кошки. Потом Артик на вопрос «С кем хочешь дружить?» из 12 выбирает 6. Ребята складывают. Оказывается, Артик хочет дружить с кошкой.

16. Ре6ята разбрасывают пять картонок, на каждой из которых написана буква и спрашивают Артика «Как тебя зовут?». Артик подает по одной картонка, ребята складывают и читают его имя.

17. Хоровод. Ребята ставятся в круг, водят хоровод, поют и пританцовывают, а внутри хоровода танцуют и кружатся собачки. [4]

Обычно хороводом завершается встреча. Чтобы ребята не уставали, и не спадал интерес и темп игры, между играми, раз или два делаются интервалы, во время которых демонстрируется умение собачек, не входящие в игры. Например: вместо «Дай лапу», сказать «Здравствуй!», «Покажи лапку!» – собачка протягивает правую заднюю; «Хочешь?» – собачка «салютует» передней правой лапкой. Во время таких интервалов проводится маленькая доверительная беседа на собачьи темы, демонстрируется, как научить собаку какому-нибудь элементарному трюку (например, ходить восьмеркой между ног), рассказывается (с учетом возраста ребят) о В.Л. Дурове (о дедушке Дурове), обращается внимание на то, что Артик и Бэби учатся по его заветам. Обычно, встреча-игра продолжается минут 40 (иногда больше, реже. Вид игр, их корректировка, продолжительность зависит от возраста ребят данной группы, их физического и психического состояния и возможностей. Чтобы взаимодействие детей с собакой наступило быстро и происходило успешно независимо от контингента и возраста ребят, необходимо сразу же вступить с ними в контакт, вызвать симпатию к собаке, заинтересовать предстоящей игрой. Способность быстро вступить в контакт с любой детской аудиторией зависит от педагогического таланта, но и развивается с практикой, когда накапливается опыт общения с детьми в различных ситуациях. В описываемом эксперименте знакомство с дошколятами и подростками начинается со слов, произнесенных с ласковой веселой интонацией: «Здравствуйте! Я – бабушка Наташа. А это мои собачки: черный Артик, белый Бэби. Мы пришли к Вам играть». На ребячьих лицах сразу появляется улыбка. Есть для них, живущих вне дома, что-то магическое в самом слове «бабушка», ассоциируясь с добротой, мягкостью, сердечностью, благожелательностью. Официальное представление (имя, отчество, профессия и т.п.) вызывают недоуменную настороженность (кто это, почему предлагает играть с собакой и т.п.). Входя в контакт с ребятами, надо сразу же познакомить их с собакой, назвать ее имя, коротко рассказать о ней (порода, возраст, пояснить, что собака домашняя, а не цирковая, но старается учиться всяким собачьим премудростям), продемонстрировать какой-нибудь один элементарный трюк, предложить погладить ее, приласкать, Обычно не обходится без вопроса: «Кусается?». Лучше всего на такой вопрос ответить шутливым вопросом: «А ты кусаешься?». Все засмеются, а спрашивающий заулыбается и протянет руку погладить собаку. Если кто-нибудь из ребят боится общаться с собакой, надо на примере общения с другими доказать ему, что собака безобидная, и заинтересовать его игрой так, чтобы ребенок поборол свой страх. Например, ребенок боится угостить собаку лакомым кусочком (педигри) за выполненный трюк, а другие – не боятся. Не уговаривая боящегося, следует другим ребятам дать возможность угостить собаку, предупреждая, что угощать надо с ладони, как бы с ложечки. Боящийся ребенок, видя, как угощают другие, страстно захочет тоже угостить. Тут надо подойти к нему вплотную, поддержать его руку (это он воспримет как подстраховку), положить ему на ладошку кусочек, а когда собака слизнет, отпустить его руку. Убедившись, что собака не кусается, ребенок с удовольствием будет угощать собаку, забыв о своем страхе. Чтобы контакт с ребятами был установлен быстро, важно, чтобы каждый ребенок сразу же почувствовал искреннюю к нему расположенность, чуткое понимание его физических и психических возможностей, обоюдный интерес играть. Контакт необходим для возникновения веселой, творческой атмосферы, которая рождается в процессе игры. Успеха не будет, если ребенок ощутит искусственность в игре взрослого, интонационную фальшь (сюсюканье, панибратский тон, наигранную заинтересованность и т.п.). В данном случае играющий взрослый должен уподобиться актеру, созданный которым персонаж воспринимается как живая реальность. Трудность играющего взрослого заключается, главным образом, в том, что он одновременно сценограф, режиссер, дирижер, партнер и дрессировщик. Если эти функции успешно взаимосвязаны, увлеченность ребят взаимодействовать с собакой, как бы обучая ее цирковым трюкам, обеспечена, а эта увлеченность неминуемо обеспечит горячую симпатию к собаке, понимание, что она не игрушка, а личность, достойная любви и уважения. [4]


2. Индивидуальная социальная терапия

2.1 Метод самовоспитания


Самовоспитание – это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «я». [23]

Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки. В технологическом аспекте этот метод включает следующие приемы:

1) самоизучение, самооценка

2) переоценка собственной личности

3) самоанализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»

4) создание желаемого образа «я»

5) формирование индивидуальных формул намерения

6) использование приемов самоубеждения, самопоощрения, самовнушения

7) сюжетная сенсорная репродукция поведения «я-образа» в различных ситуациях

8) «наложение» стереотипов «я-образа» на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности

Важно уяснить закономерности формирования тех или иных личностных качеств. Но не менее важно уметь правильно организовать свою жизнь, чтобы с наименьшими усилиями могли использоваться эти закономерности.

Постановка целей самовоспитания. Важно отчетливо уяснить для себя, какие черты характера должны быть выработаны в первую очередь. Выбранные черты должны быть органически связаны между собой. Чтобы дополнительно убедиться в правильности и обосновании поставленных целей, стоит обсудить программу самовоспитания с близкими людьми. Они могут дать полезные советы. Суждения других могут помочь заметить и устранить искажения. При этом можно задаться вопросами к самому себе. [9] Действительно ли вы таковы, каким кажетесь другим? Умеете ли вы в общении создавать у партнера переживание его значимости и нужности? Соответствует ли ваше мнение о себе действительности?

Найди наставника. Наставник имеет исключительное значение. Именно наставник, полностью разделяя вашу программу самовоспитания, и может оказать наиболее действенное влияние на вас. Наличие наставника не устраняет самовоспитание, а, наоборот делает его более эффективным.

Моральная поддержка окружения. Благоприятное отношение окружающих помогает осуществлять цели самовоспитания. Нужно стремиться к тому, чтобы близкие, друзья, домашние поддерживали вашу программу, радовались успехам, с пониманием относились к сложностям, неизбежно возникающим при ее реализации. Кроме моральной поддержки, они могут оказывать чисто организационную помощь: напомнить, помочь освободиться от каких-либо дел, подменить и т.д.

Соревнование. Соревнование в самовоспитании не должно превращаться в борьбу за первенство. Каждый продвигается в соответствии со своими способностями и целями. Если вы превзошли других в чем-то, то это может свидетельствовать о том, что у вас больше резервов для успеха, или о том, что у других этих резервов меньше. И ничего более. А в этом нет оснований для гордости и самомнения. [9]

Самообязательство. В соответствии с выбранными целями самосовершенствования нужно принять обязательство. Если некоторое обязательство оказалось невыполнимым, не следует огорчаться и винить себя. Ни одно обязательство не должно превращаться в самоцель.

Самоприказ. Не следует злоупотреблять самоприказом, так как любой приказ есть насилие над самим собой. Обычно к самоприказу часто прибегают люди, которые в детстве подвергались суровой дисциплине и тотальному принуждению, из которого не было выхода. Задача состоит в том, чтобы соединить желания с нужным, необходимым и полезным.

Стимулы – орудия. В некоторых случаях в качестве средства, напоминающего о ваших задачах самовоспитания, можно использовать предмет, которым вы чаще всего пользуетесь. Стимул вдохновения для одного не будет таковым для другого. Выработка стимулов – орудий, позволяющих управлять психическими состояниями, облегчает вхождение в работу, прекращает импульсы к нежелательному действию, тормозит неуместную в данный момент потребность, облегчает психическую саморегуляцию.

Извлечение пользы из радостей и неприятностей. Нужно так организовать нашу жизнь, чтобы радости способствовали самосовершенствованию. В деле самовоспитания очень важен принцип опоры на положительные эмоции. Особую пользу мы можем извлечь из переживания неприятных эмоций. Если мы обиделись, то интроспекция обиды дает представление о себе как носителе готовых схем, которые мы накладываем на поведение других и жестко его программируем. В состоянии обиды мы приобретаем опыт принимать других в их реальности и учимся прощать близких. Самопознание происходит не в процессе переживания эмоции, а при размышлении в результате переживания.

О результатах деятельности. Любая деятельность направлена на достижение определенной, заранее поставленной цели. Взрослый может стремиться скорее к славе, а не к удовлетворению работой. Он может быть полностью поглощен вознаграждением, а не содержанием своей работы. Мотивы такой деятельности «привязывают» человека не к процессу, а только к результатам труда, так как он связывает с достижением цели удовлетворение «параллельных», косвенных относительно труда потребностей (в престиже, безопасности, успехе, признании, доминировании над другими т.д.).

Подведение итогов самосовершенствования. Усиление стремления, желания самосовершенствования – одно из наилучших желаний человека. Оно лежит в основе потребности в самореализации, т.е. развертывании скрытых в человеке возможностей. Проверка результатов своей работы создает сильное положительное эмоциональное переживание и стимулирует деятельность самосовершенствования. [9]


2.2 Логотерапия


Основателем логотерапии (от греческого «logos» – слово и therapeia – забота, уход, лечение) является В. Франкл. В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал «стремление к смыслу» противоположным «стремлению к удовольствиям»: «Человеку требуется не состояние равновесия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его».

В. Франкл считает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность. Человеческие поступки он делит на 3 типа:

1. способствующие созданию духовной личности.

2. разрушающие духовность.

3. безразличные по отношению к духовности.

В основе подхода к личности В. Франкла три основные понятия: «свобода воли», «воля к смыслу» и «смысл жизни». По В. Франклу, вопрос о смысле жизни естественен для современного нормального человека. И именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным репятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу. Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе и в самом трагическом. Психолог не может дать человеку этот смысл, у каждого он свой. Но психолог в силах помочь клиенту его осознать. [10] Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни может быть найден человеком в одной из трех сфер:

– творчестве;

– эмоциональных переживаниях;

– сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить.

Ценности – это смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в жизни общества.

Основные положения логотерапии:

– человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни.

– смысл жизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан. Он должен найти его вполне самостоятельно. [10]

Техники

Для того чтобы помочь человеку в решении его проблем, Франкл предлагает два основных метода:

– метод дерефлексии;

– метод парадоксальной интенции (намерение).

1. Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях-то, что в обиходе называется самокопанием.

2. Метод парадоксальной интенции предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора. Этот метод используется в коррекционной работе со страхами.

3. Персональное осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл.

4. «Сократовский диалог». Задача данного приема – вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса лежит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Таким образом, клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным. [10]

2.3 Ароматерапия

Ароматерапия – идеальное средство самопомощи, поскольку оно одновременно действенно и доставляет нам большое удовольствие. Ванны, массаж и ингаляции с эфирными маслами могут повысить наш иммунитет, укрепить здоровье и улучшить самочувствие в целом. Вдобавок применение эфирных масел в соответствии с указаниями не предполагает побочных эффектов. Это имеет немаловажное значение, когда всё большее и большее число людей понимают возможный вред от употребления некоторых химических лекарственных препаратов, а это опасность зависимости от препаратов, ослабление иммунной системы, нежелательные побочные эффекты и, нередко, неприятие организмом препаратов как чужеродных веществ. Посетите ароматерапевта – и вы получите несомненную пользу от лечения, подобранного в соответствии с индивидуальными потребностями и нуждами, в чём, согласитесь, состоит дополнительный плюс такого способа лечения. Ароматерапия – это лечение запахами. Истоки этого метода натуральной медицины относятся к временам Древнего Египта, Рима, Греции, Китая. Еще первобытные люди заметили действие различных ароматов, когда подкладывали в огонь те или иные растения.

Таким образом, принцип ароматерапии одновременно прост и непостижим. Чувствительные клетки, рецепторы слизистой оболочки носа, воспринимают запахи и мгновенно передают информацию в нервную систему. Что и как происходит дальше – не важно. Главное, что это работает. Так можно излечить массу заболеваний. Но нас интересует, прежде всего, то действие, которое оказывают эфирные масла на энергетическую оболочку.

Этапы ароматерапии.

1. Уверенность в себе: ветиверия, жасмин, роза.

2. Успокаивает, уравновешивает нервную систему: лаванда, ладан, майоран, розовое дерево, сельдерей, фиалка.

3. Снотворное, расслабляющее: лавр благородный, липа, ромашка, танжерин.

4. Помогает добиться успехов в познании, творчестве: бергамот, лимон, сандал.

5. Наполняет энергией, воодушевляет: жасмин, мускатный орех.

6. Активизирует умственную деятельность: розмарин.

7. Снимает тревогу, беспокойство: ромашка, сандал

8. Помогает преодолеть трудности: дудник, майоран, можжевельник, пачули, перец черный, ромашка, туя, фенхель.

Техники проведения ароматерапии

1. Поверхностное очищение

А. Легкими массажными движениями нанесите универсальную деликатно очищающую эмульсию с экстрактом листьев оливы и мальвы Lait Confort. Остатки средства аккуратно удалите влажными спонжами или компрессом.

Б. Протонизируйте кожу деликатным универсальным тоником Lotion Douce. Он содержит микроэлементы и биопептиды сои, гарантирующие пролонгированный увлажняющий эффект, и восстанавливает структуру кожи, ее эластичность и упругость.

2. ГЛУБОКОЕ ОЧИЩЕНИЕ

На влажную кожу лица, шеи и зоны декольте нанесите. Активный энзимный пилинг-эксфолиант с гранулами жожоба, субтилизином, бромелаином и концентрированным экстрактом моркови Gommage Satin. Этот высокоэффективный продукт снимает шелушение, растворяет комедоны, выравнивает рельеф и улучшает цвет кожи, а, кроме того, обладает омолаживающим, увлажняющим и противовоспалительным действием. Массируйте круговыми движениями в течение 5–7 мин. При необходимости смочите руки в воде. Удалите спонжами или теплым влажным компрессом.

3. АРОМАТЕРАПИЯ

Создайте прекрасное настроение с помощью Эссенциального масла с релаксирующим действием Aroma Relax. Нанесите несколько капель масла на кончики пальцев рук и легкими круговыми компрессионными движениями, безотрывно, в течение 1–2 мин. на счет 1–2–3 проработайте виски, область третьего глаза, трапециевидную мышцу, солнечное сплетение.
Эссенциальные масла делают уход более эффективным, а их аромат благотворно воздействует на весь организм, расслабляя, тонизируя, возрождая, повышая настроение и в целом улучшая самочувствие.

4. МАССАЖ

А. Легкими массажными движениями нанесите на кожу небольшое количество Сыворотки интенсивного увлажнения Hydraserum Jeunesse и дайте впитаться. В ее состав входят олигоэлементы и экстракт зеленых водорослей, способствующие глубокому увлажнению и омоложению кожи. Сыворотка является великолепным превентивным средством против возрастных изменений: она уменьшает глубину выраженных морщин и предотвращает их образование.

В. Проведите сеанс массажа по выбранной вами технике с помощью активного Антикуперозного крема с аллантоином, протеинами водорослей и люпина Rouge Defense. Он эффективно снимает раздражение и устраняет шелушение гиперчувствительной кожи, улучшает кровообращение, укрепляет капилляры и оказывает дренажное действие.

5. ИНТЕНСИВНОЕ НАСЫЩЕНИЕ

А. На область глаз нанесите крем для век, а на лицо, шею, область декольте – Маску интенсивного увлажнения с экстрактами овса и алтея Hydramasque. Маска предназначена специально для обезвоженной и уставшей кожи. Она прекрасно увлажняет, питает и защищает кожу, помогает снять стресс, а благодаря измельченной зеленой глине, входящей в ее состав, абсорбирует токсины, обогащает кожу минералами, олигоэлементами и эффективно очищает поры.

В. Приготовьте однородную пасту из 30 г. универсальной альгинатной моделирующей маски с минеральными солями Masque Dinamique и 60 мл Энергетического лифтинг-комплекса интенсивного увлажнения Hydralift Complexe Dynamique. Нанесите на лицо поверх кремовой маски. Оставьте на 15–20 мин. Маска увлажняет, укрепляет и подтягивает кожу, оказывает выраженное антиоксидантное и anti-age-действие, а экстракт подсолнечника, входящий в состав Hydralift Complexe Dynamique, защищает кожу от УФ-излучения (при применении экстракта на 50% уменьшается вероятность повреждения клеточных мембраны и белков дермы).

6. ФИНАЛ

Нанесите на кожу области глаз небольшое количество Anti-age сыворотки с клеточным комплексом почек бука, витамином. Е и экстрактом подсолнечника Serum Yeux, дайте впитаться. Она разглаживает морщины, восстанавливает тонус и упругость кожи, а также защищает нежную кожу от УФ-излучения. На кожу лица легкими массажными движениями нанесите небольшое количество Сыворотки интенсивного увлажнения Hydraserum Jeunesse и дайте впитаться. Завершающий штрих – увлажняющий питательный крем с гиалуроновой кислотой и витамином. Е Hydractive, подходящий для всех типов обезвоженной и уставшей, а также для чрезвычайно нежной и чувствительной кожи. [18.c 35]


2.4 Имаго – метод


Имаго – метод (от лат. «imago» – образ) – метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Метод предложен в 1966 г. И.Е. Вольпертом. Относится к группе методов коррекции, в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению образа, мобилизации собственного жизненного опыта.

Цели и задачи имаго – метода:

– создание для клиента условий, способствующих развитию у него способностей адекватного реагирования на возникающие неприятные ситуации. Таким образом, развивается деформированный образ «Я».

– укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов человека, его коммуникативных возможностей.

– развитие у клиента творческих возможностей по освоению новых ресурсов своего «Я».

– тренировка способности к мобилизации жизненного опыта, развитие саморегуляции.

– обогащение жизни клиента новыми переживаниями. [10]

На первом этапе клиенту предполагается роль рассказчика либо слушателя. Первоначальная и основная форма – рассказ, поскольку клиент, вживаясь в образ, переживает все те чувства, которые воображаемое лицо должно испытывать в данной ситуации. Образ для клиента подбирается психологом и является коррекционным в соответствии с его психологическим содержанием. Наряду с пересказом литературного материала (как основной формы работы) применяется также импровизированная инсценировка типичной житейской ситуации – театр экспромта. Задачей имаготерапии в этом случае является тренировка психологически адекватного поведения.

Второй этап представляет собой драматизацию рассказа. Некоторые фрагменты повести или романа, насыщенные драматическим действием и диалогами, разыгрываются в лицах. Большое значение приобретает также инсценирование того или иного эпизода из произведения, с которым работают клиенты. Осуществляется инсценировка и вымышленных ситуаций, отсутствующих в произведении. Проводятся занятия по технике речи, движений в такт танцу.

На третьем этапе имаго – метод представляет собой занятия в коррекционной драматической студии. В работе над произведением, образом используются хореографические фрагменты, драматические, комедийные спектакли. Отбор образов осуществляется исходя их психологических особенностей клиентов: невыдержанным, эмоционально неустойчивым клиентами предлагаются образы сдержанных и рассудительных, склонных к анализу людей; клиентам с пониженным настроением полезно воспроизведение образов людей, непосредственно и эмоционально переживающих подъем.

Имаго-метод используется как метод коррекции состояния нервно-психического напряжения и для реабилитации клиентов через их личностное развитие. [10]

 



Заключение


Итак, в работе были решены следующие задачи:

1) Соц. терапия была рассмотрена как форма решения проблем.

2) Также были рассмотрены некоторые методы социальной терапии, такие как:

1) Групповая социальная терапия

1.1 Методы поведенческой терапии в группе

1.2 Игровая семейная психотерапия

1.3 Музыкотерапия

1.4 Танцевальная терапия

1.5 Арттерапия

1.6 Анимотерапия

2) Индивидуальная социальная терапия

2.1 Метод самовоспитания

2.2 Логотерапия

2.3 Ароматерапия

2.4 Имаго – метод

3) Была описана техника проведения каждого из методов.

Итак, можно сказать, что цель работы была достигнута, так как были решены все поставленные задачи. Следует сказать, что и далее надо изучать проблемы организации социальной терапии. Перспективами дальнейшего исследования данной темы может быть рассмотрение организации социальной терапии с различными слоями населения.

 

 

Список используемой литературы

 

1.         Григорьев С.И. Виталисткая социология: парадигма настоящего и будущего. – Барнаул: изд-во АРНЦ СО РАО, 2001. – С. 164.

2.         Гуслякова, Г.Г. Основы теории социальной работы./ Гуслякова Г.Г. Холостова Е.И. – М., 1997. – 187 с.

3.         Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. В четырех томах. Том IV. – М., Русский язык, 1999.

4.         Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями. / Дементьева Н.Ф. Багаева Г.Н. Исаева Т.Н. – М.: Ин-т социальной работы, 1996. – 122 с.

5.         Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: «Сенсор», 2000. – 368 с

6.         Лекции по технологии социальной работы. /Под. ред. Е.И. Холостоватовой. В 3х ч. Ч. 1 – М., 178 с., Ч. 2 – М., 137 с., Ч. 3 – М., 190 с.

7.         Ляшенко, А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учеб. пособ. / Ляшенко А.И. – М.: Наука, 1995.

8.         Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Под ред. Б.Д. Карвасарского – М., 2000.

9.         Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. Для учителя. – М.:Просвещение, 1991. – 287 с.

10.     Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.6 ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.

11.     Портнов А.А., Федотов Д.Д. Психиатрия. – М., 1971.

12.     Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001. – 379 с.

13.     Проблемы россиян // Социальная реальность – №1. – 2006.

14.     Пронина, Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения. /Пронина Л.И. – М.: Экономика, 1990. -124 с.

15.     Ромм, М.В. Теория социальной работы /Ромм М.В., Ромм Т.А. Учебное пособие. – Новосибирск, 1999

16.     Российская энциклопедия социальной работы. В 2х т. Т. 1 /Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Ин-т соц. работы, 1997. – 364 с., Т.2 – М.: Ин-т соц. работы, 1997. – 406.

17.     Силласте Г.К. Социальная помощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 1995.

18.     Синкевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Уч. Пособие. – СПб: Издательство Михайлова В.А., 1999. – С. 99–120.

19.     Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах). Отв. ред. А.М. Панов, Е.И. Холостова. – М., 1997.

20.     Теория и методика социальной работы. В вопросах и ответах: Учебное пособие: В 2-х томах. М., 1998. – 190 с.

21.     Теория и методика социальной работы. Ч. II. – М., 1994.

22.     Теория и методика социальной работы: Уч. пособие; В 2-х томах. Т. 1. – М.: Союз, 1994. – 339 с. Т. 2. – М.: Союз, 1994. – 192 с.

23.     Теория и практика социальной работы: Метод. материалы. – М.: Ин.т социальной работы, 1997. – 113 с.

24.     Теория социальной работы /Под. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с.

25.     Технология социальной работы /од ред. Зайнышева И.Г. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

26.     Трансформация социальной структуры Российского общества. // Общество и экономика №9, 1995. С. 13.

27.     Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

28.     Шавель С.А. Социальная сфера общества и личности. /Шавель С.А. Мн.: Наука и техника, 1988. – 168 с.

29.     Шефер Ч., Кэрри Л. Игровая семейная психотерапия. – Спб.: Питер, 2001.-384 с.

30.     30. Энциклопедия социальной работы в 3-х томах Т. 1 (А-И). – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 446 с.

31. Энциклопедия социальной работы в 3-х томах Т. 2 (К-П). – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – 442 с.

32. Энциклопедия социальной работы в 3-х томах Т. 3 (Р-Я). – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – 498 с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты