Методы социальной терапии с различными группами населения

Методы социальной терапии с различными группами населения

Введение


Актуальность темы данной работы заключается в следующем.

Как сообщает журнал «Социальная реальность» (№1, 2006 год), у современного населения России существует множество социальных проблем. Авторы стати приводят следующие результаты опроса 500 россиян за 30–31 июля 2005 года, которые показывают степень проблем современного жителя России.

Основными проблемами респонденты называли:

– высокие цены на жилищно-коммунальные услуги (9% от общего количества) от общего количества;

– беспокоит проблема алкоголизма (8,2% от общего количества респондентов);

– рост цен и нехватка денег на товары (13,8% от общего количества респондентов);

– нехватка мест и невозможность найти хорошую работу (9,2% от общего количества респондентов);

– плохая социальная защита населения (4,2% от общего числа респондентов).

В числе прочего также называлось плохое качество образования, низкий уровень медицинского обслуживания, беспокойство по поводу роста преступности.

Таким образом, на основании приведенных данных, можно сделать вывод о том, что современный человек постоянно обеспокоен социальными проблемами и неурядицами, которые окружают его. Это вызывает негативные мысли и чувства, которые сказываются на поведении человека. Для того, чтобы преодолеть и помочь в решении проблем современному человеку, необходима социально-психологическая помощь.

В описанной ситуации наиболее удобным и адекватным способом помощи человеку будет организация социальной терапии, которая помогает облегчить взаимодействие индивида с социальной средой посредством вовлечения социальным работником в этот процесс субъектов жизненного пространства клиента.

Степень разработанности данной проблемы:

Агапов Е.П., Акопов В.И., Альперович В.Д., Бухоновский А.О. дают следующее определение терапии это раздел медицины, изучающий внутренние болезни, их лечение лекарственными средствами и другими нехирургическими методами.

По определению С.В. Тетерского, социальная терапия означает систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений.

Противоречия в проблеме изучения социальной терапии заключаются в том, что ее использование, связанное с расширением предметного и проблемного полей социальной работы, осложнено несколькими обстоятельствами. Во-первых, это связано с тем, что данный способ социальной помощи мало изучен в отечественной науке. Во-вторых, имеется незначительное число специалистов, обладающих им в полной мере. В-третьих, он не включен как обязательный предмет в государственный стандарт специальности «социальная работа» и поэтому не имеет необходимого учебно-методического обеспечения. Отсюда – низкая профессиональная осведомленность и уровень эффективности деятельности специалистов, занимающихся терапевтической социальной помощью различным категориям граждан.

Проблема исследования – слабоизученность социальной терапии.

Объект исследования – методы терапевтического воздействия.

Предмет исследования – социальная терапия и методы её осуществления.

Цель работы – выявить методы социальной терапии с различными группами населения.

Задачи работы:

1. Рассмотреть соц. терапию как форму решения проблем.

2. Рассмотреть методы социальной терапии.

3. Описать техники проведения каждого из методов.



1. Групповая социальная терапия

1.1 Методы поведенческой терапии в группе


Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности – от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем.

Поведенческая терапия направлена на формирование позитивного поведения. Группа состоит из пяти – семи человек, в которую включен терапевт. Как правило, это гомогенная группа, имеющая психологические проблемы, сложности в общении и поведении. Предварительно члены группы проходят индивидуальную терапию. В групповой терапевтической работе используют пять основных интервенций: обратную связь, моделирование поведения, мотивационное стимулирование, десенсибилизирование (уменьшение тревожности), социальное закрепление.

В процессе групповой работы клиенты в открытой форме делятся своими чувствами и эмоциями, обучаются избегать социальных конфликтов, получают навыки позитивного общения. [26]

Используются достаточно широко и касаются тренинга социальных навыков. [23] К обучению навыкам социального функционирования относятся следующие методы:

– выполнение клиентом разных функций в терапевтическом сообществе, в частности таких, как функции подчинения, наведения порядка, дежурство по уборке; руководящие функции в самоуправлении и связанные с этими функциями ответственность и умение руководить другими, а также сотрудничество с коллективом (дежурство в группе, отчет об активности группы);

– организация свободного времени, своего и других, инициатива в общих развлекательных мероприятиях;

– терапия занятостью, самостоятельность, сотрудничество, инициатива, заинтересованность;

– беседы о профессии, рассказ на собрании клиентов о своей профессии, занимаемой должности, своих стремлениях, достоинствах работы, публичное выступление.

Важную роль здесь играют различные виды тренинговых занятий, такие как тренинг преодоления робости, тренинг активности, выражения собственного мнения и т.д.


1.2 Игровая семейная психотерапия


С начала 20 века в психотерапевтической работе с детьми использовались четыре основных подхода – психодинамический, игровой, когнитивно-бихевиоральный и семейная психотерапия. Семейные психотерапевты обнаружили, что применение игровых приемов способствует налаживанию коммуникации и вовлечению в психотерапевтический процесс всех членов семьи.

Описание техники.

После того как психотерапевт познакомится с семьей, используя привычные для себя способы (на этом этапе родители, как правило, излагают ему свое видение проблем ребенка), он предлагает ее членам воспользоваться техникой игры с марионетками.

Психотерапевт продолжает беседу, говоря о том, что ребенку младшего возраста особенно сложно объяснить незнакомому человеку, что его беспокоит. Достав коробку с марионетками, психотерапевт ставит ее на колени и достает две фигурки. Надевая их на пальцы, он ведет фигурки к ребенку и родителю. Психотерапевт поясняет, что, играя с марионетками, родителям и ребенку предстоит попросту разыграть одну из недавно имевших место ситуаций в семье, когда например мама испытывала явные трудности в общении с дочерью или сыном.

Затем, положив марионетки в ящик, психотерапевт придвигает его к членам семьи с вопросом – кто из родителей хотел бы первым поиграть в паре с ребенком и почему. Так или иначе, коробка с марионетками вручается родителю и ребенку, и им предлагается выбрать куклы, с которыми они будут играть. [28]

Когда пара начинает игру, важно отметить, насколько правдоподобно она это делает.

Психотерапевт ждет пока участники не закончат сцену или пока они не зайдут в своей игре так далеко, как это возможно в данной ситуации.

На третьем этапе игры можно предложить участникам снова сыграть ту же сцену, но теперь каждый должен показать, как ему хотелось бы вести себя и что ему хотелось бы говорить в этой ситуации.

Техника семейной игры с марионетками является эффективным диагностическим инструментом, позволяющим оценивать, взаимоотношения ребенка и родителей при осуществлении психотерапевтическоц работы с семьями, имеющими детей младшего возраста. Она рассчитана на участие детей дошкольного или младшего школьного возраста и позволяет гораздо быстрее, чем в случае применения традиционного интервью, оценить проблемные области их отношений с родителями (а также взаимоотношений между родителями). [28]


1.3 Музыкотерапия


Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

После второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.

Американская музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словестного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. [10] Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь.

Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего.

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1.                 эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2.                 развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3.                 регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4.                 повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

– катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

– облегчение осознания собственных переживаний;

– конфронтацию с жизненными проблемами;

– повышение социальной активности;

– приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

– облегчение формирования новых отношений и установок. [10]

Применение музыкотерапии в детском возрасте.

В 1982 г. В Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.

Одна из методик, описанных в этой книге, заключается в обучении детей распознаванию эмоций. Она состоит из четырех музыкальных уроков с постепенным усложнением заданий.

На первом уроке дети получают 6 карточек с изображением детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости. Авторы методики назвали их «картами настроения». Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции изображенные на них, не называются. [1]

На последующих трех уроках дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с «картами настроения». Так как мимика на «картах настроения» решена неоднозначно, то дети могут сразу после прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты. Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучания музыки дети пользуются двумя наборами полярных определений:

Веселый – грустный

Бодрый – усталый

Довольный – сердитый

Спокойный – взволнованный

Смелый – трусливый

Медленный – быстрый

Праздничное – будничное

Теплое – холодное

Задушевное – отчужденное

Ясное – мрачное

Красивая – некрасивая

Методика рассчитана на детей школьного возраста, но может быть адаптирована для старших дошкольников. [10]

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так называемой «американской школе музыкотерапии предлагаются такие отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в «шведской школе», основанной на глубинном анализе, предъявление музыки специально индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т. к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования:

• техника приобретению личного опыта;

• тренингам восприятия и понимания интрапсихических и групповых процессов;

• получению базисной информации о глубинной психологии и психодинамическом взгляде на болезнь;

• получению знаний о различных психотерапевтических методах лечения; • изучению специальных методов и техник терапии творческим самовыражением, а также приобретение опыта в этой сфере;

• анализу собственной практики под руководством специалистов.

Активная музыкотерапия – терапевтически ориентированная активная музыкальная деятельность, проявляющаяся в виде:

– сочинения музыки (фантазирования);

- воспроизведения музыки;

- импровизации с помощью голоса;

- импровизации с помощью музыкального инструмента.

Пассивная музыкотерапия – терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющаяся в виде:

- музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки);

- музыкального реагирования (направленного па достижение катарсиса);

- музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение).

Сеанс пассивной музыкотерапии. Наиболее распространена пассивная музыкотерапия, при которой участниками группы прослушиваются специально подобранные музыкальные произведения, после чего они делятся собственными мыслями и соображениями, воспоминаниями и переживаниями, ассоциациями и фантазиями, которые возникали у них в процессе прослушивания музыки. Во время сеанса пассивной музыкотерапии помимо музыки иногда применяются: гипноз, аутотренинг, живопись, танец, дыхательные упражнения.

Таким образом, механизмы лечебного действия музыкотерапии очень многообразны. Наверняка, каждый, кто прочитал о только что изложенных механизмах, может дополнить этот список. Можно, например, назвать, помимо прочего, такие механизмы, как приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок и т.п. Понятно, что богатство механизмов лечебного действия музыкотерапии связано с полифунцкиональностью музыки как терапевтического метода, сложности самого феномена музыки, неоднородностью контингента клиентов, уровня их эмоционального и интеллектуального развития, а также особенностями современного состояния музыкотерапии.

Этапы проведения:

1. Заполнение специальной анкеты, которая позволяет установить, какой жанр и характер музыки более всего понятен, понятен и приятен человеку.

2. Обследование пациента, которое позволяет оценить его психоэмоциональное состояние и провести экспресс-диагностику важнейших систем организма. Фон настроения и уровень психической активности тестируют с помощью специальных цветных карточек, предлагая выбрать карточку с самым приятным цветом. Данная процедура повторяется до тех пор, пока не выясниться самый малопривлекательный для пациента цвет. Порядок выбора довольно точно свидетельствует о душевном состоянии человека. Для большей точности можно также измерить электрическое сопротивление в точках акупунктуры.

3. Составление индивидуальной программы, в которой важны не только произведения, но и то, какие музыкальные инструменты в них звучат. Например, звучание кларнета положительно влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуют преимущественно на сердечнососудистую систему, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи слушателей.

Техника проведения:

1. Сначала, как правило, звучат спокойные произведения в среднем темпе, не очень веселые и не очень грустные; главная задача первого произведения – сформировать определенную атмосферу для всего занятия и подготовить пациентов к дальнейшему прослушиванию;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты