Методы изучения восприятия интерьера

 

1.2.4 Восприятие цвета в пространстве

В живописи цвет является основным выразительным средством, использующим все богатства сложнейших колористических композиций. В других видах творчества цвет служит уже дополнительным средством, имеющим как бы прикладное значение для подчеркивания основной формы выражения, усиления ее содержательности. В этих случаях (графика, скульптура, сценография, дизайн) оказываются достаточными более простые цветосочетания, располагаемые главным образом в пределах плоскости и объема, воспринимаемых с одной точки зрения.

Особо важное значение для таких сочетаний приобретает включение цвета "конструкционного" материала (бумага, глина, мрамор и пр.), его естественной фактурности.

Архитектурная форма определяет и дифференцированное размещение цветов в пространстве, т.е. особый вид их пространственно-объемного сочетания, воспринимаемого человеком циркорамно в статическом положении или в движении. Для архитектурной "формы-оболочки" характерно цветосочетание достаточно больших (относительно человека) поверхностей, имеющих однотонную окраску в своих пределах.

Благодаря двойственной природе архитектуры значение цветового тона должно удовлетворять не только композиционному смыслу (как в других видах искусств), но и функционально-утилитарному.

Специфика пространственного ощущения цветовых характеристик определяется особенностями процесса восприятия пространственной формы. Восприятие происходит в движении поступательном - с переходом из одного пространства в другое, и панорамном - с обозреванием только одного пространства. При поступательном движении происходит последовательная смена цветовых впечатлений в пространственно-временном отношении. Возникающие таким образом "цветосочетания" обусловлены возможностью сохранения в памяти в течение некоторого времени образа цвета предыдущего пространства. Более предпочтительными для этих случаев являются насыщенные, основные и промежуточные, цветовые тона, цвета белый и черный и контрастные цветовые отношения.

Определенные простые цвета запоминаются легче, чем смешанные или нюансные их отношения. Известно, что в простоте символических цветов проявляется фактор их лучшей запоминаемости.

При панорамном обозрении одного пространства в зрительном кадре могут присутствовать разные участки среды - от целой картины до ее фрагментов. Однако образ целостности пространственной формы и ее цветовой характеристики, складывающийся из отдельных кадров, сохраняется в сознании и поддерживается постоянной визуальной связью. В этих случаях оправданы и более сложные нюансные цветоощущениях, усваиваемые в длительном восприятии.

Человек обладает способностью даже при ракурсных изменениях воспроизводить в сознании трехмерное пространство, довольно точно устанавливать истинные очертания формы, ее размеры, абсолютные и относительные расстояния до предметов. Из этого следует, что при "живом" созерцании помещения (а не его изображения) в сознании наблюдателя площадь ограждающих поверхностей всегда больше площадей остальных элементов интерьера независимо от их расположения.

Следовательно, в композиции сочетаний цветовых пятен важны не столько видимые в некий момент проекционные параметры поверхностей (случаи обязательные для плоскостных изображений), сколько их действительные размеры.

В реальной среде возникают изменения цветовых тонов от распределения источников освещения, смены естественного и искусственного света, от фактических дистанций между планами интерьера.

Однако исследованиями (и жизненным опытом) отмечается удивительная особенность зрения брать корректирующие поправки на освещение и воспринимать цвет в общем правильно, независимо от спектральных характеристик источников света, падающих теней и рефлексов.

Следовательно, при неравномерности освещения пространственной формы восприятие цветности ее поверхностей и оборудования в целом остается довольно постоянным и верным. Это положение важно для утверждения достоверности предлагаемых проектных решений в виде условных проекций (разверток), фиксирующих цветовые тона и их сочетание в абсолютных размерах поверхностей и без учета динамики световоздействия.

 

1.2.5 Восприятие освещения в пространстве

Свет оказывает эмоциональное воздействие на человека через освещенность пространства помещения и выявление пластики "формы-оболочки". Естественная смена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений, например, тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яркого солнечного дня. В помещении возможно регулирование количества света, его цветности и распределения. Художественно-выразительные задачи и приемы состоят: в выявлении света как своеобразного композиционного акцента; в выявлении пластических характеристик пространственной формы; в создании специфической световой среды. Композиционные приемы работы со светом основываются на организации концентрированного или рассеянного освещения, или их комбинировании.

Важное значение имеет положение источника света по отношению к пространственной форме. Свет от солнца или небосвода поступает в помещение извне через световые проемы. Величина последних, форма и местоположение активно влияют на характер освещения. Освещенность также связана с географической широтой и динамическими ритмами смены суток и времен года. В естественных условиях пространственная форма освещается преимущественно рассеянным светом и при этом обеспечивается естественная пространственная и временная ориентация человека. Источники искусственного освещения размещаются внутри помещения и являются материальными элементами среды. Для искусственного освещения характерно преимущественное использование прямого света и возможность свободно направленного его распределения по плоскостям "формы-оболочки". Действие света проявляется по физическим законам: освещенность зависит от силы света, расстояния от источника и угла падения световых лучей. Зрительно это воспринимается в виде интенсивности светотеней и характера их модуляции. При малых проемах возрастает доля рассеянного отраженного света, возникает большая градация Освещенности от светлых до темных участков. Отраженный свет со множеством рефлексов создает ощущение необычности среды. Таково таинственное воздействие гипостильного зала в египетском храме или целлы в греческом храме.

При больших проемах наблюдается относительная равномерность интенсивного светораспределения, напоминающая естественные условия. Так, большая освещенность торговых пассажей через стеклянный свод вызывает ассоциацию с городской улицей. Растянутая градация освещенности отраженным светом позволяет создать "живописную" светотень и выявить пластичные свойства формы. Направленный прямой верхний свет или отраженный боковой обычно скользит по поверхности, модулируя ее пластику. При больших проемах получается "заливающий" свет, способствующий выявлению геометрических качеств ограждения по контурам и силуэтам. Если в первом случае для "формы-оболочки" характерно проявление скульптурности массы, то во втором - ее графичности.

Направленный на акцентное место прямой свет приобретает самостоятельное активное значение в композиции, например, интенсивно освещенные барабаны церквей, сноп света в Пантеоне или полоса света в Зеленоградском институте электроники. Другой прием светового акцентирования проявляется в создании светящейся прозрачной поверхности - витража. Искусственное освещение имеет свои композиционные приемы, отличающиеся некоторой декоративностью световых эффектов. Например, эффект "парящего" потолка возникает от контрастного сопоставления светлой и затененной поверхности. Источники освещения обычно скрыты от зрителя. Другой прием образует световые "пятна" на стене, на полу для акцентирования предметов оборудования, отделки и др. Третий прием связан с возможной имитацией естественного освещения. Создаются светящие поверхности плафона, фонарей, проемов. Эффект достоверности зависит от точности подбора характеристик света и естественности ситуации.


Глава 2. Методы исследования восприятия интерьера


2.1 Методы психологического исследования и их классификация


В своей классификации Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологии взаимосвязано с этапами научного исследования, поэтому их он рассматривает как классификацию этих этапов. По Б.Г. Ананьеву психолог на различных этапах исследования пользуется различными группами методов.

Автор данной классификации подверг критике классификацию Г.Д. Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на:

1. Организационная группа, которая включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одних и те же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

Комплексный метод включает в себя одновременно эти два метода.

2. Эмпирический способ добывания данных:

2.1 Наблюдение и самонаблюдение.

2.2 Экспериментальные методы:

а) полевой эксперимент - это специально организованный эксперимент, близкий к естественному;

б) лабораторный эксперимент - применятся, когда исследование психических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов;

в) неестественный эксперимент - эксперимент, в котором испытуемый не подозревает, что он в нем участвует;

г) естественный эксперимент, в котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия;

д) формирующий или психолого-педагогический эксперимент.

2.3 Психодиагностические методы:

а) стандартизированные и проективные (формализованные личностные тесты) тестовые методики;

б) анкеты - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы;

в) вопросники;

г) социометрия - метод, использующийся для определения связей и отношений между людьми в группе или коллективе;

д) интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.;

е) беседа - широко распространенный в педагогической психологии и практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

2.4 Приемы анализа процессов и продуктов деятельности. Этот метод включает праксиометрические методы (циклография, профессиография, оценка изделий и выполненных работ).

2.5 Метод моделирования.

2.6 Биографический метод. Выбор конкретного эмпирического метода зависит от того, какой организационный метод выбран исследователем.

3. Методы и приемы обработки эмпирических данных:

а) методы математической статистики;

б) качественная характеристика количественного материала.

4. Интерпретационные методы, объясняющие результаты, полученные в данном случае с точки зрения исходных гипотез и посылок, которые служили основой для проведения исследования. Этот метод представляет различные варианты генетического и структурного методов.

а) генетический метод - интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты, процессы становления психических функций, образований или свойств личности;

б) структурный метод - интерпретирует материал в характеристиках типов связей и систем, образующих личность, социальную группу.

Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования - от постановки проблемы до ее решения. На каждом этапе этого процесса производится классификация методов, соответствующих этому этапу.

 

2.2 Методы исследования восприятия интерьера

 

2.2.1 Метод свободного описания

Метод свободного описания относится к качественной методологии и носит интроспективный характер.

Данный метод предполагает спонтанное написание участниками исследования вербального текста, носящего рефлексивный характер, в ответ на предъявляемую им инструкцию.

Описание - отчет человека перед самим собой в выполненных действиях, поступках, деяниях, осознание им посредством анализа собственных чувств, переживаний, влечений, их смысла и значения для себя и своего окружения как в данный момент, так и в другие моменты времени: прошлом и будущем. Описание обычно включает нравственную оценку собственных действий и опирается на самонаблюдение. Применяя в исследовании представлений о карьере метод свободного самоописания, мы модифицировали подход Г. Олпорта.Г. Олпорт использовал метод анализа текстовых документов и предлагал респондентам в качестве стимульного материала "письма Дженни", на основе анализа которых делал вывод об основных диспозициях личности.

Метод свободного самоописания дает обширный качественный материал о личностных особенностях испытуемого и его представлениях о различных объектах социальной реальности.

Процедура исследования: испытуемому предлагалось на чистом листе бумаги описать "Опишите интерьер, в котором вы сейчас находитесь", при этом не давалось установок на преимущественное или ограниченное описание каких - либо отдельных феноменов. Испытуемому предлагалось излагать свои мысли в порядке их возникновения, не заботясь об их последовательности, грамматике и логике. Свободная форма описания позволяла испытуемому в первую очередь указать особенно важные для него личностные особенности, аспекты поведения и межличностные отношения, выразить свое отношение к нему. Результатом применения метода свободного описания является текст, отражающий психологические особенности человека, его социальные представления и отношение к объектам социальной реальности

Достоинствами метода свободного описания являются богатство оттенков описания, отсутствие ограничений для испытуемого, который может использовать удобную для него лексику, выражая полноту представлений.

Метод свободного описания также обладает рядом недостатков, среди которых можно выделить влияние лингвистических способностей испытуемых, их образовательного и культурного уровня развития, социальной желательности, что необходимо учитывать при интерпретации результатов, а также трудоемкость обработки результатов, необходимость экспертной оценки.

 

2.2.2 Метод семантического дифференциала

Метод субъективного шкалирования заимствован из классической психофизики и является простым и прямым методом получения матрицы семантического сходства. Одной из разновидностей метода шкалирования является метод семантического дифференциала, который позволяет построить субъективное семантическое пространство. Однако часто понятия "метод семантического дифференциала" и "метод шкалирования" используют как синонимы. Метод шкалирования был разработан группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом и получил широкое распространение в исследованиях, связанных с восприятием человека, анализом его социальных установок и личностных смыслов. Как полагает Ч. Осгуд, метод семантического дифференциала позволяет измерить коннотативное значение, то есть те состояния, которые следуют за восприятием символа и предшествуют осмысленным операциям с символами. Наиболее близким аналогом коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной психологии является понятие личностного смысла. Личностный смысл является значением значения для субъекта.

В методе семантического дифференциала измеряемые объекты (понятия, изображения, персонажи и т.п.) оцениваются также по ряду шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом; с помощью факторного анализа удается выделить пучки высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. Математическое построение семантического пространства является переходом от большей размерности (которые заданы шкалами) к меньшей размерности (факторам). Таким образом, факторы - это форма обобщения прилагательных-антонимов, на базе которых строится семантический дифференциал. Группировка шкал в факторы позволяет перейти от описания объектов с помощью признаков, заданных шкалами, к более емкому описанию с помощью меньшего набора факторов. Так представляется содержание объекта, его коннотативное значение. Например, при исследовании особенностей восприятия телеведущих первоначально зрителями было названо 82 качества, с помощью которых можно оценить ведущих информационных программ. В результате факторного анализа все эти качества были объединены в четыре фактора (порядочный-непорядочный, от крытый-обособленный, активный-безучастный, слабый-сильный), которые помогли в более обобщенном виде выявить различия идеального и реальных телеведущих, участвовавших в исследовании, а также наглядно представить их индивидуальные профили.

В исследованиях Ч. Осгуда строилось семантическое пространство на базе шкалирования понятий самых разных понятийных классов (пламя, ураган, мать, радость и т.д.), и было выделено три основных фактора интерпретированных как "оценка", "сила", "активность". Дальнейшие исследования показали универсальность выделенных структур. Так была показана идем точность факторных структур у представителей различных культур разного образовательного уровня; и т.д. Например, если по фактору "оценка" слово "дождь" испытуемый оценивает как хорошее, то по всему фактору "оценка" это слово будет тяготеть к положительной оценке: дождь будет для него желанным, теплым и т.д. Таким образом, если структура пространств идентична для различных испытуемых, то можно использовать результаты факторизации, полученные на одной группе для проведения исследований с применением методики семантического дифференциала на другой группе испытуемых, т.е. можно использовать уже полученные группировки шкал в факторы.

Ч. Осгуд в своих исследованиях использовал шкалы, образованные из прилагательных-антонимов. Но в большинстве случаев прилагательные являются оценочными, поэтому фактор оценки является более сильным и это не всегда позволяет выделить факторы силы и активности.

Используя более широкий набор шкал, Бентлеру и Лавойе удалось расширить универсальное семантическое пространство и выделить ряд новых факторов: "плотность" (единичный-многочисленный, скомплектованный-разбросанный), "упорядоченность" (организованный-неорганизованный, постоянный-изменчивый), "реальность" (воображаемый-действительный) и т.д. Кроме вербальных антонимов для построения шкал Семантического дифференциала Ч. Осгуд использовал 8 графические оппозиции (крут черный - белый, линия прямая - ломаная, стрелка вверх - вниз и т.д.). Испытуемых просили оценить ряд слов. Например, слово счастливый" все определили как "цветной, острый, редкий, светлый". Таким образом, эти результаты доказали универсальность факторных структур, выделенных Ч. Осгудом.

Следующим шагом в этом направлении явилось построение невербального семантического пространства Бентлером и Лавойе. Вместо графических изображений использовались визуальные (картинки), отобранные в результате анализа работ многочисленных Испытуемых. Такой невербальный семантический дифференциал применялся для исследования особенностей Приятия детей, а также в межкультурных исследованиях.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты