Методы изучения трудовой деятельности

♦ конструктивный;

♦ коммуникативный;

♦ организационный.

Всякая деятельность конечна. В процессе достижения ее целей носителями структурных компонентов системы являются люди, в деятельности которых эти структурные компоненты вступают в сложные взаимодействия, образуя тем самым функциональные компоненты — устойчивые связи базовых структурных компонентов. В процессе реализации деятельности доминирующие структурные компоненты, выступая в качестве функциональных, входят в новые отношения с остальными и подчиняют их себе.

Например, деятельность педагога и ученика как составные части педагогической системы в зависимости от ее эффективности можно отнести к одному из иерархических уровней.

1. Репродуктивный (минимальный) — человек может пересказать другому то, что знает и умеет сам.

2. Адаптивный (низкий) — человек способен приспособить свое сообщение к возрастным и индивидуальным особенностям тех, с кем работает.

3. Локально-моделирующий (средний) — человек умеет формировать у других прочные знания, умения, навыки по отдельным разделам курса или темы предмета.

4. Системно-моделирующий (высокий) — профессионал способен формировать у других прочные знания, умения, навыки по всем основным разделам курса, программы.

5. Системно-моделирующий деятельность и поведение (высший) — профессионал умеет сделать предмет труда средством формирования личности другого человека, сознательно формировать творческое мышление, умение самостоятельно приобретать необходимые знания, обобщать, переносить их в новые условия деятельности

Согласно концепции, выделяются следующие ключевые понятия:

♦ субъект;

♦ морфология;

♦ мотивация;

♦ функции;

♦ динамика;

♦ разнообразие деятельностей.

В монографии Суходольского (Основы психологической теории деятельности, 1988) подчеркивается недостаточная изученность совместной (групповой) деятельности, существование разрывов между концептуальными представлениями и описаниями конкретных трудовых циклов. По мнению Г. В. Суходольского, обобщающие концепции должны основываться на постулатах взаимодействия, активности, нормативности и вариативности.

Б. Ф. Ломов также отмечает недостаточную изученность совместной деятельности сравнительно с индивидуальной. Он подчеркивает, что "в индивидуальной деятельности многое остается непонятным, если она рассматривается сама по себе, безотносительно к деятельности совместной" Более того, исходным пунктом анализа деятельности индивида должно быть определение ее места в совместной деятельности субъектов и ее функций.

А. Л. Журавлев, тоже отметивший сравнительную малоизучен-ность совместной деятельности, в качестве ее основных признаков выделил:

♦ реальное объединение индивидуальных деятельностей и субъектов;

♦ разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции с их распределением между участниками;

♦ координацию индивидуальных деятельностей субъектов;

♦ управление индивидуальными деятельностями;

♦ наличие единого конечного результата (совокупного продукта);

♦ наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми (см. Приложение 4).



3. Психологический анализ трудовых движений


Основы микроанализа двигательных актов связаны с именами Н. А. Бернштейна и О. Фишера. В современной психологии микроструктурный метод рассматривается как средство изучения кратковременных действий — познавательных и исполнительных Наиболее распространенный прием микроструктурного анализа состоит в том, что время предъявления тестового материала делится на ряд интервалов, которые фиксируются видео- или другой техникой. В каждом из интервалов анализируются особенности выполнения когнитивных и психомоторных действий, осуществляемых тем или иным функциональным блоком. Анализируемые действия понимаются как целостные морфологические объекты, имеющие развитую функциональную (пространственно-временную) структуру. Важнейшая задача микроструктурного метода — выделение компонентов, сохраняющих свойства целого и складывающиеся между ними отношения. В традиции деятельностного подхода такие компоненты понимаются как "единицы" анализа деятельности

История развития этого подхода такова. В 1920-х гг. Фрэнк и Лилиан Джилбрет одними из первых обратили внимание на то, что "естественные" действия рабочих содержат в себе как необходимые, рациональные движения, так и хаотичные, излишние, разрушающие логику рабочих действий. Идея оптимизации и экономии движений была воплощена ими в микроэлементном анализе на основе принципа аддитивности Регистрация и анализ кинофрагментов деятельности позволили исследователям выделить ряд структурных биомеханических единиц — 17 терблигов, которые можно разделить на 5 групп:

1) обозначающие собственно микродвижения (взять, переместить с грузом, монтировать, разъединить, поставить, опустить, переместить, держать);

2) связанные с сознательным контролем перцептивно-моторные действия (искать, найти, выбрать, установить);

3) когнитивные действия (контролировать, планировать);

4) обобщающие основную исполнительскую деятельность;

5) связанные с паузами в работе (отдых, вынужденный простой).

Результаты исследований Ф. и Л. Джилбрет, развивающие идеи Ф. У. Тейлора, успешно реализовывались на практике. Применение разработанных ими технологий способствовало значительному росту производительности труда даже у лучших работников предприятий.

Актуальность данного подхода сохраняется ввиду появления новых профессий. Так, например, психологический анализ трудовых движений, предложенный К. К. Платоновым применительно к деятельности человека-оператора, предполагает выделение следующих групп движений:

1) основные (минимально необходимые для достижения целей деятельности в наиболее благоприятных условиях);

2) поправочные (уточняющие основные при отклонениях от оптимальных условий труда);

3) дополнительные (необходимые при действии непроизводственных факторов);

4) аварийные (необходимые для ликвидации аварийной ситуации и в силу особой значимости выделяемые в отдельную группу);

5) лишние (ненужные и мешающие движениям групп 1-4);'

6) ошибочные (замещающие движения групп 1-4 и не достигающие цели)


4. Эргономические основы проектирования рабочих мест


Рабочее место понимается как система функциональных и предметно-пространственных средств, создающих условия для трудовой деятельности, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Она характеризуется индивидуально-психологическими критериями оптимальности. Рабочее место — это трудовой пост, заданный и ограниченный совокупностью специфических условий.

Реальное пространство трудовой деятельности субъекта, определяемое конкретными физическими, организационными, социальными, психологическими, этическими и правовыми факторами, часто характеризуется высокой динамичностью развития. Рабочее пространство включает в себя занятое оборудованием и свободное пространство, последнее делится на пространство сенсорной и моторной деятельности работающего и пространство, необходимое для выполнения вспомогательных работ по обслуживанию рабочего места.

Эргономическое обеспечение системы "человек - техника - среда" представляет собой комплекс научно-методических положений, принципов и организационных мероприятий, направленных на достижение заданных (требуемых) свойств проектируемых систем. Эргономическое обеспечение создания и эксплуатации техники направлено на повышение эффективности системы "человек - техника -среда" при минимальном расходе ресурсов человека и его максимальной удовлетворенности содержанием труда. "Уравновешивание" индивидуальности человека с условиями его рабочего места достигается путем максимального приспособления техники к человеку, разработкой системы профессионального отбора персонала и средств его профессиональной подготовки и восстановления

Эргономическое обеспечение проектирования технических средств основывается на реализации базовых эргономических требований. Под ними понимают количественно или качественно выраженное требование к свойству системы, связанное с характеристиками человека, взаимодействующего с техникой при ее эксплуатации, и предъявляемое с целью улучшения качеств "техники".

Под свойствами субъекта труда подразумевают антропометрические, психофизиологические и психологические характеристики и возможности человека. Эргономические требования — это те условия, которые учитываются на всех стадиях проектирования и эксплуатации технических систем, а также при проведении экспертизы и сертификации изделия Эргономические требования делятся:

♦ на общие, имеющие межотраслевой характер и являющиеся универсальными и инвариантными по отношению к системам "человек - техника - среда" (табл.2.);

♦ частные, определяемые спецификой системы и особенностями ее эксплуатации.

Соответствие спроектированного изделия эргономическим требованиям и его потенциальная эффективность оцениваются с помощью эргономических показателей.


Таблица.2

Структура общих эргономических требований (ОЭТ) к системе "человек - машина - среда" (СЧМ) [134]

Наименование групп ОЭТ к СЧМ

Наименование элементов СЧМ

Организация СЧМ и деятельности оператора в ней

1 .Распределение функций между оператором и ТС, а также между операторами.

2. Численность и квалификация обслуживающего персонала.

3. Алгоритм и структура деятельности оператора.

4. Информационная модель.

5. Программные и диалоговые средства деятельности.

6. Документация на рабочем месте оператора (РМО).

Технические средства деятельности оператора

1. Средства отображения информации (СОИ).

2. Органы управления (ОУ).

3. Конструкция РМО.

4. Взаимное размещение РМО и СОИ коллективного пользования.

5. Кресло оператора.

6. Средства связи на РМО.

7. Средства обеспечения безопасности и другое оборудование.

8. Инструмент на РМО.

9. Обслуживаемость и ремонтопригодность ТС.

Качество и напряженность деятельности оператора

1. Временные параметры деятельности оператора. 2.Точностные параметры деятельности оператора.

3. Надежность деятельности оператора.

4. Напряженность деятельности оператора.

Обитаемость рабочего помещения

1. Объем и форма рабочего помещения.

2. Участки рабочего помещения, обеспечивающие перемещения оператора.

3. Физические факторы рабочей среды.

4. Химические факторы рабочей среды.

5. Биологические факторы рабочей среды.

 

Система формирования и поддержания работоспособности оператора

1. Методы и организация обучения операторов.

2. Организация профессионального отбора операторов.

3. Режим труда и отдыха операторов.

4. Функциональное состояние операторов.

5. Аппаратура обучения и тренировки операторов.

6. Психологическое обеспечение операторов.

7. Экипировка и специальное снаряжение операторов.

 

Технико-эстетические требования

1. Композиционное построение ТС.

2. Рациональность формы ТС.

3. Информационная выразительность и декоративность ТС.

4. Совершенство производственного исполнения ТС.

 


Удовлетворение эргономических требований к организации рабочего места, например водителя транспорта, способствует большей эффективности деятельности человека, его меньшему утомлению, снижает аварийность в работе. Необходимость оптимального решения такого рода задач легко оценить, пересчитав резервы повышения эффективности работы одного водителя на количество выпускаемых автомобилей в стране.

Еще более убедительными примерами необходимости оптимизации рабочего места является производство военной техники. Учет антропометрических характеристик людей при конструировании рабочего кресла, размещении блоков контроля и управления самолетом, танком, боевым кораблем непременно скажется в тех долях секунд и минут, от которых зависят выполнение поставленных задач и сохранение жизни экипажа.

Антропометрические характеристики людей наряду с психологическими и медицинскими показателями учитываются как при профессиональном отборе, так и при проектировании рабочих зон. Заметим, что при проектировании рабочего места большое значение имеют не только показатели роста, но и пропорции тела — соотношение длины ног и корпуса, бедра и голени, плеча и предплечья (табл.3).


Таблица.3

Антропометрические данные русского населения (возраст 18-21 год), слл

Наименование признаков

Мужчины

Женщины


М

о

М

а

Положение стоя

Высота верхушечной точки (рост)

172,3

6,6

159,5

5,3

Высота глаз

159,7

6,3

148,0

5,1

Высота плечевой точки

142,8

6,2

131,8

4,9

Высота пальцевой точки

63,5

3,3

59,5

3,0

Длина руки

77,0

3,8

69,9

2,8

Высота линии талии

108,2

5,3

99,7

4,6

Длина ноги

93,3

4,8

85,6

4,3

Длина стопы

26,7

1,2

24,0

Ширина стопы

10,0

0,5

8,9

0,7

Размах рук

179,0

8,2

163,2

6,4

Размах рук, согнутых в локтях

94,2

4,6

86,6

3,6

Наибольший поперечный диаметр тела

49,6

2,6

46,6

3,6

Наибольший передне-задний диаметр тела

25,6

1,9

26,6

2,1

Передняя досягаемость руки

84,2

4,5

77,1

3,6

Положение сидя

Высота верхушечной точки над сиденьем

90,5

2,8

85,6

2,7

Высота глаз над сиденьем

77,4

2,6

■ 73,4

2,6

Высота плеча над сиденьем

60

4,8

56,6

4,4

Высота локтя над сиденьем

22,8

2.5

22,1

2,4

Высота линии тал ни над сиденьем

26,3

2,2

24,6

2,0

Высота колена над полом

56,5

1,7

52,0

2,1


Согласно исследованиям, дизайном бытовой и гражданской техники (например, автомобилями), произведенной с ориентацией на "среднего потребителя", удовлетворены не более 16-18% населения. Поэтому в метрических характеристиках человека учитываются не только средневыборочные показатели, но и стандартные, или среднеквадратичные, отклонения, согласно закону нормального распределения. В зарубежной практике проектирования наиболее часто исходят из М + 1,65 среднего квадратического отклонения. Такой диапазон характеристик охватывает 90% населения страны.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты