Методы изучения трудовой деятельности

Методы изучения трудовой деятельности















МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



1. Методы исследования в психологии


Тема методов исследования в психологии труда в отечественной литературе чаще всего сводится к изложению истории вопроса (особое внимание уделялось, например, комплексному подходу В. М. Бехтерева, в соответствии с которым изучение профессии и ее требований к человеку должно проводиться совместно разными специалистами — врачами, инженерами, психологами; трудовому методу И. Н. Шпиль-рейна, считавшего, что психолог в процессе изучения деятельности должен сам исполнять функции рабочего и т. д.) и к ссылке на методический арсенал, используемый в психологической науке Поэтому сразу обратимся к проблеме метода в психологии как научной дисциплине.

Целостное изучение психологических явлений предполагает широкое привлечение разнообразных методов. Интегральный характер психологии труда, динамичное развитие ее отраслей, специфика конкретных задач предполагают опору психолога-практика на методологически обоснованную систему научного исследования. Даже поверхностный обзор литературы обнаруживает значительное разнообразие представлений ученых о методологии научного исследования и классификации его методов, во многом обусловленных спецификой предмета и типовых задач

С. Л. Рубинштейн создал одну из первых отечественных классификаций основных методов исследования и выделил:

1. Наблюдение: внешнее (объективное); прямое (непосредственное наблюдение человека); косвенное (наблюдение за продуктами деятельности человека).

2. Эксперимент: естественный (проведение исследований непосредственно во время профессиональной деятельности); лабораторный (моделирование профессиональной деятельности); психолого-педагогический (обучающий эксперимент); вспомогательный (исследование психологических показателей в комплексе с анкетированием и беседой).

Наряду с наблюдением и экспериментом можно выделить "особые методы" исследования, к которым С. Л. Рубинштейн относил:

1. Сравнительный метод (сравнение между нормой и патологией).

2. Генетический метод (сравнение между различными возрастными группами).

Одним из наиболее приемлемых подходов к решению комплексных задач современной психологии труда видится позиция и классификация методов Б. Г. Ананьева, сформулированная в 1960-е гг. С учетом "стратегических линий исследования" все методы можно классифицировать на четыре основные группы:

♦ организационные;

♦ эмпирические;

♦ методы обработки данных;

♦ интерпретационные методы.

К организационным методам, по Б. Г. Ананьеву, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Роль этих методов актуальна на протяжении всего исследования, их адекватность решающим образом влияет на конечные результаты (теоретические — в виде концепций, практические — в виде рекомендаций по совершенствованию или созданию новых средств или методов обучения, диагностики, коррекции, управления и т. п.). Выбор метода определяется целями, особенностями предмета исследования, объективными условиями и возможностями его научного изучения. Сравнительный метод, или метод "поперечных срезов", анализ "выборок" наиболее распространен в психологии и используется для решения широкого спектра задач. Более точным для изучения психического развития (эволюция психических и психологических функций, прогноз, исследование связей между фазами развития и др.) считается лонги-тюдный метод. Это вид повторного исследования, при котором ведется длительное периодическое наблюдение над одними и теми же лицами или социальными объектами. Комплексный метод не всегда отражает целостное видение сложного объекта, но, безусловно, способствует построению такого понимания изучаемого явления. Он наиболее адекватен в междисциплинарных исследованиях и связан с особенностью распределения научных задач, предполагает периодическое сопоставление данных и их обобщение.

К эмпирическим способам получения научных фактов относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или психолого-педагогический), психодиагностические (стандартные и проективные методики, анкеты, интервью, беседа и др.), анализ процесса и продуктов деятельности (профессиография, хронометрия, оценка продуктов труда и т. п.), моделирование (математическое, кибернетическое и др.), биографические (анализ фактов и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и др.).

Выбор группы или отдельных эмпирических методов во многом зависит от первоначально избранного организационного метода. Развитие науки и техники значительно расширяют как репертуар таких методов, так и их "разрешительную способность" (фотография, видеосъемка, аудиозапись, компьютерная диагностика и многое другое).

К приемам обработки эмпирических данных относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ (дифференциация материала по группам и типам, составление психологической казуистики — описание типичных или исключительных случаев). Количественные методы привлекаются с целью выразить в числовых характеристиках различные стороны психологических явлений и связи между ними. К основным методам этой группы, активно применяемым в психологии, относят шкалирование, а также методы параметрической статистики, исходящей из нормального, "гауссова" распределения величин (корреляционный, факторный, дисперсионный, кластерный, дискриминантного анализа). Достаточно широкий арсенал средств для оценки психологических фактов представлен методами непараметрической статистики. Развитие и широкое внедрение компьютерной техники, разработка пакетов статистических программ значительно расширяют потенциал исследователя.

К интерпретационным методам относятся генетические и структурные методы. Генетические методы (филогенетический, онтогенетический, социогенетический) представляют собой способы исследования связей между психологическими явлениями разных уровней развития. Структурные методы (психография, типологическая классификация и др.) нацелены на изучение взаимосвязей между целым и частями: между личностью и психическими функциями, организмом и отдельными параметрами развития в отдельные моменты жизни и т. п.

Комплексный подход предполагает наличие совокупности компонентов изучаемого объекта или применяемых методов его исследования. При этом не является критериальным требованием полный состав компонентов изучаемого объекта, полнота отношений между ними или отношения частей с целым. Решаются главным образом вопросы постоянных соотношений компонентов.

Структурный подход предполагает изучение состава систем, их структур. При этом не ставится задача изучения соотношений подсистем (частей) и системы (целого). Допускается возможность множества вариантов расчленения системы на подсистемы.

При целостном подходе изучаются не только части объекта, но и отношения между частями и целым, не только организация (структура), но и особенности функционирования компонентов, не только постоянные свойства, но и изменения в функционировании и развитии объекта, явления, процесса. Любую систему можно рассматривать как подсистему большой системы

За исключением актов деятельности и поведения, все объекты психологии — объекты непосредственно не наблюдаемые (образы, психические процессы, особенности личности и пр.); большинство из них не обладает отчетливыми пространственными признаками. Поэтому в психологии исследователь имеет дело с более или менее полными и адекватными концептуальными отображениями целостных реальностей. Такие концептуальные отображения формируются либо путем интеграции ранее накопленных знаний об объекте, либо путем дифференцирования ранее расплывчатых представлений о нем, с их последующим анализом и синтезом. В качестве целостных объектов психологии могут выступать отдельные реакции, психические процессы, состояния, психологические свойства, группы субъектов, системы людей и автоматов и др.

При бихевиоральном подходе (например, Джуэлл Л., 2001; Шульц Д., Шульц С, 2003) в качестве основных требований к исследованиям психологических явлений называются объективность наблюдения, контроль условий, верифицируемость (возможность проверки и воспроизводимости результатов), а основным методом признается эксперимент (классический пример — "Хотторнский эксперимент"). В зависимости от природы изучаемых явлений адекватными методами могут быть наблюдение в естественных условиях, опрос, анкетирование, виртуальные лаборатории (интернет-технологии). Важным моментом является строгая формулировка избранных рабочих понятий, обоснованность используемых "переменных", объективность критериев оценки получаемых эффектов.

В бихевиоральной психологии традиционно большое внимание уделяется анализу статистики (средние, средние квадратическпе отклонения, размах вариативности переменных, особенности их распределения в пространстве изучаемых переменных), правилам формулирования и проверки гипотез исследования. В таких исследованиях активно привлекаются методы многомерной параметрической статистики для обработки данных.

Тщательный анализ всех имеющихся данных, динамики их изменения, как правило, может многое раскрыть и объяснить специалисту — и ученому, и практическому психологу

Современные позиции в понимании методологии

Для решения практических задач в современной науке, в частности в эргономике, применяются следующие методы

1. Эмпирические методы исследования (анализ документов и продуктов деятельности субъекта; наблюдение; опосредованное наблюдение — регистрация происходящих событий с помощью кино-, видео-, аудио- и другой техники; самонаблюдение; хронометраж).

2. Опросные методы (интервью, анкетирование, тестирование).

3. Экспериментальные методы (одно-, двух-, многофакторные модели; регрессионные модели).

Рассматривая проблему методов исследования (оценки, измерения) явлений действительности в психологии в более узком контексте, например в компетенции психодиагностики, легко обнаружить большую дифференцированность их классификаций. Некоторые отечественные специалисты выделяют две большие группы:

1. Методы, основанные на заданиях, предполагающих правильный ответ, либо на заданиях, правильных ответов на которые не существует.

2. Вербальные/невербальные методы.

В классификациях по методологическому принципу, положенному в основу приема, различают:

♦ объективные тесты;

♦ стандартные самоотчеты:

♦ тест-опросники;

♦ открытые опросники, предполагающие в последующем привлечение контент-анализа;

♦ шкалированные техники (по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда) и методики классификации;

♦ индивидуально ориентированные техники (типа репертуарных решеток);

♦ проективные техники;

♦ диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диалогические игры)

Расширяя контексты в обсуждении проблемы оценки явлений окружающей действительности, мы видим различия подходов и критический анализ самих принципов научного познания. Очевидно, что внимание психолога не должно ограничиваться предварительной оценкой предмета исследования, выработкой стратегии исследования и его тактики — выбором методов и методик. Даже самые "очевидные" положения деятельности ученого и психолога-практика предполагают их "достаточное и необходимое" обоснование в границах данной методологии. Так, по мнению Т. Н. Корниловой, критерии объективности "не могут рассматриваться безотносительно к гносеологическим установкам автора исследования или психологической школы. Характеристики адекватности использования того или иного метода предполагают оценку достоверности ("истинности") не столько самих результатов, сколько соответствия его проверяемой гипотезе"

Изучение истории вопроса методов научного исследования и их систематик приводит Т. Н. Корнилову к выделению двух полярных групп по отношению к возможности проверки каузальных гипотез: пассивно наблюдающих — методы наблюдения и корреляционный подход — и активного эксперимента, предполагающего вмешательство ученого в изучаемые им процессы. К экспериментальным методам примыкают квазиэкспериментальные, не предполагающие таких же строгих форм контроля экспериментальных факторов ("переменных"), как при реализации истинных экспериментальных планов. По критерию ограниченных форм контроля к квазиэкспериментальным методам можно также относить лонгитюдные, кросс-культурные, психогенетические и некоторые другие

В теории вопроса методов исследования почему-то редко затрагиваются некоторые аспекты проведения полевых исследований, в реальности обретающих статус далеко не частных. Поскольку значительная часть исследовательской деятельности психолога-практика протекает именно в форме полевых исследований, представляется важным затронуть и эту тему.

К важным условиям, чрезвычайно значимым для понимания сущности процессов в системе "субъект-профессия", следует отнести вопрос гомогенности — гетерогенности групп (т. е. меры похожести друг на друга всех обследуемых субъектов, образующих такие профессиональные группы. Поскольку реальные группы обычно имеют высокую межиндивидуальную вариативность, иначе — их образуют люди, отличающиеся между собой по многим важным параметрам, в отношении выводов обследования рекомендуется быть предельно осмотрительным). Особенности корпоративной культуры организации и отдельных подразделений (например, всегда отличается поведение работников бухгалтерии и технических служб), кадровой политики, групповых норм, зависящих от личности лидеров, психофизиологические особенности человека, его ценности и мотивы и другое приводят к тому, что в действительности мы имеем дело с гетерогенными группами.

Кроме того, в отношении профессионального мастерства обычно не наблюдается нормальное ("гауссово") распределение субъектов. Даже на крупном предприятии группа из 20-30 работников, скорее всего, будет довольно неоднородной по ряду признаков.

На основании данных исследования были сформулированы новые принципы кадровой политики, критерии аттестации, требования к карьерному продвижению, критерии оплаты труда и др. В частности, были разделены основные варианты карьеры: один тип — для лиц, склонных к постоянному повышению квалификации и карьерному росту; второй — для лиц, более заинтересованных в стабильности и оптимальной оплате труда, для которых предельной карьерной позицией является должность "старшего" объекта.

Как показал опыт, систематические опросы (два раза в год) отражают зависимость социально-психологического климата в коллективе от внешних (социально-экономическое положение в регионе, уровень безработицы, рынок "вторичной рабочей силы", оплата труда в отрасли и др.) и внутренних (кадровая политика руководства, стиль работы руководителя службы и др.) факторов. Задача психолога состоит в получении достоверной информации для адекватной коррекции кадровой политики, а не в поиске "неблагонадежных".

Такие опросы лучше проводить в анонимной форме, использовать косвенные формулировки вопросов, формировать представительные выборки, учитывать достоверность ответов респондентов, словом, соблюдать все требования технологии опросов и составления анкет. При таком подходе легко нивелировать почти неизбежные систематические ошибки, случайные искажения и "промахи" в полевых исследованиях.

Отдельная тема — выбор критериев анализа и формы представления результатов исследования. Здесь уместно вспомнить шутливый афоризм: "Есть ложь, большая ложь и статистика". Парадоксально, но одни и те же эмпирические данные при разных статистических методах их оценки, при разных задачах, при разных контекстах жизнедеятельности организации могут быть более или менее содержательными.


2. Психологический анализ профессиональной деятельности


В научной литературе можно выделить множество подходов к психологическому анализу профессиональной деятельности Концепции отечественных ученых кажутся нам более методически последовательными, развернутыми и согласованными. При разнообразии концепций разных авторов выдержан общий методологический подход — выделены три уровня организации деятельности, три "единицы" анализа: отдельная (или особенная) деятельность, действие, операция

Согласно одному из подходов, предложенному Б. Ф. Ломовым деятельность рассматривается как "система психологических составляющих". В своих выводах он исходил из критического анализа теории деятельности А. Н. Леонтьева интегрируя деятельностно-процессу-альный подход С. Л. Рубинштейна и теорию функциональных систем П. К. Анохина и ориентируясь на функции человека-оператора. Деятельность рассматривается Б. Ф. Ломовым как система, ориентированная на цель, имеющая иерархическое строение, сравнительно независимые подсистемы и различные варианты связей ее компонентов. Системообразующим фактором является цель ("образ-цель", "получатель результата деятельности"). Регулирующую роль в процессе ее организации играет вектор "мотив-цель".

В целом деятельность состоит из следующих "психологических составляющих":

♦ образа-цели;

♦ предвосхищения результата;

♦ планирования;

♦ принятия решения;

♦ исполнительских решений;

♦ контроля за выполнением.

Процесс выполнения деятельности организован как циклическое приближение к заданной цели. Представления о строении профессиональной деятельности отечественных ученых в последней четверти XX века развивались, как правило, с опорой на теорию функциональных систем П. К. Анохина. О. А. Конопкин в концепции психической саморегуляции произвольной активности человека ее основными звеньями называет:

♦ принятую субъектом цель деятельности;

♦ субъективную модель значимых условий;

♦ программу исполнительских действий;

♦ систему субъективных критериев достижения цели;

♦ контроль и оценку реальных результатов;

♦ решение о коррекции.

Другой подход к проблеме предложен В. Д. Шадриковым рассматривающим трудовую деятельность как типичную функциональную систему. Деятельность выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенного, физиологического (как функция человеческого организма), психологического (как достижение сознательно поставленной цели, сопряженное с проявлением всех психических функций, морально-волевой сферой личности, интеллекта и др.). Основными функциональными блоками психологической системы деятельности являются:

♦ мотивы деятельности;

♦ цели деятельности;

♦ программа деятельности;

♦ информационная основа деятельности;

♦ принятие решений;

♦ подсистема деятельностно важных качеств.

Выделяемые блоки не являются онтологически автономными, они теснейшим образом взаимосвязаны, включены друг в друга и пронизывают всю деятельность человека

Третий подход к проблеме, "функциональный", характеризуется выделением "структурных компонентов" трудовой деятельности, в соответствии с которым в качестве ключевых выделяют функциональные компоненты профессиональной деятельности. Это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности субъектов, которые обусловливают развитие и совершенствование профессиональной системы, ее устойчивость и жизнестойкость. Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач выделяют следующие компоненты:

♦ гностический;

♦ проектировочный;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты