Составим по результатам социометрических матриц статусную структуру класса (таб. 1)
Таблица 1.
Статусная структура классов
|
экспериментальная |
контрольная |
|
группа |
группа |
предпочитаемые |
3 |
16 |
принятые |
2 |
11 |
взаимно |
||
принятые |
4 |
0 |
без взаимности |
||
изолированные |
4 |
0 |
отвергаемые |
7 |
0 |
Вывод:
Из полученных данных можно сделать вывод, что в классе детей с нормальным интеллектом высокий социометрический статус у 16 детей, а у детей с нарушенным интеллектом только у 3. Подростки с нормальным интеллектом находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации развития.
Проанализировав данные мы выявили, что в контрольной группе показатели лучше, чем в экспериментальной (рис.1).
Рис.1. Статусная структура класса.
Вывод:
Наличие в контрольной группе высокостатусных детей и соответственно положительной социовалентности мы интерпретируем с точки зрения особенностей развития. Дети с нарушениями интеллекта имеют поведенческие расстройства, эмоционально расторможены, отсюда дети чаще идут на нарушение социальных норм ради привлечения внимания к себе и завоевания друзей; у них чаще проявляется негативизм в отношениях; снижена контактность и общительность; они менее сдержаны в поведении.
Взаимность контактов - важный социально-психологический, по которому учитель судит о наличии отношений взаимного расположения-нерасположения. Уровень положительной взаимности коллективных отношений отражает психологическую совместимость детей в классе, наличие развитых дружеских отношений.
Так, в исследованных нами классах взаимность распределилась следующим образом (рис.2).
Рис. 2. Распределение взаимности
Вывод:
Разница во взаимности выборов свидетельствует о переходе отношений детей с нормальным интеллектом от отношений просто приятельства, товарищества к более глубоким и стабильным отношениям дружбы.
Анкетирование
С целью исследования вопроса о критериях выбора сверстников предлагалось выделить качества, которыми обладает друг отвечающего.
Был проведен анализ полученных данных обеих групп (табл.2).
Таблица 2.
Критерии выбора одноклассниками друга.
критерии выбора |
оценочные суждения |
количество высказываний |
|
|
|
экспер-я гр. |
контр-я гр. |
привлекательный |
аккуратный |
3 |
1 |
внешний вид |
красивый |
3 |
5 |
|
сильный |
2 |
3 |
|
здоровый |
3 |
4 |
|
чистый |
1 |
4 |
|
% |
48.0 |
48.5 |
ситуативная |
хорошо играет(танцует) |
3 |
3 |
деятельность |
вместе ходим в кружок |
0 |
3 |
|
на уроках сидим вместе |
2 |
5 |
|
% |
33.4 |
52.4 |
взаимная |
он мне нравится |
1 |
5 |
симпатия |
часто бываем вместе |
1 |
4 |
|
считает меня своим другом |
4 |
2 |
|
он хороший |
4 |
5 |
|
% |
50.0 |
57.2 |
успешная |
хорошо учится |
3 |
7 |
учебная |
сообразительный |
1 |
0 |
деятельность |
хорошо говорит словами |
3 |
4 |
|
хорошо говорит жестами |
4 |
7 |
|
% |
55.0 |
64.3 |
нравственные |
добрый, отзывчивый |
2 |
6 |
качества |
всегда готов помочь |
1 |
2 |
|
честный |
2 |
6 |
|
общительный |
2 |
5 |
|
скромный |
1 |
0 |
|
серьезный |
2 |
6 |
|
вежливый |
1 |
0 |
|
я ему доверяю |
1 |
6 |
|
умеет хранить секреты |
1 |
4 |
|
% |
38.9 |
55.6 |
По результатам опроса мы вывели следующие результаты (табл. 3)
Выводы;
Наибольший удельный вес в обеих группах занимают показатели, связанные с учебной деятельностью. Значимость этого критерия понятна: учеба является ведущим видом деятельности, а в условиях школы-интерната - центральным событием повседневной жизни подростка.
На втором месте и в той и в другой группе стоит взаимная симпатия. Совпадает так же и выбор по ситуативности действий в обеих группах на 4 месте.
По остальным показателям наблюдаются различия. Так, дети экспериментальной группы выше ставят привлекательный внешний вид, тогда как дети контрольной группы больше ценят в человеке нравственные качества. Это связано с тем, что у детей с нарушением интеллекта происходит отставание в формировании нравственных ценностей в сознании.
Таблица 3.
Распределение критериев выбора одноклассников по значимости.
экспериментальная группа |
% |
контрольная группа |
успешная учебная деятельность |
1 место |
успешная учебная деятельность |
взаимная симпатия |
2 место |
взаимная симпатия |
привлекательный внешний вид |
3 место |
нравственные качества |
ситуативная деятельность |
4 место |
ситуативная деятельность |
нравственные качества |
5 место |
привлекательный внешний вид |
Тест семантический
Эмоционально-психологический климат (ЭПК)-важная составляющая взаимоотношений в группе. Это эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором опосредованно отражаются индивидуальные эмоциональные состояния членов группы.
По результатам исследований получили следующее:
Контрольная группа:
Хср1 = 56/20 = 2,8
Хср2 = 54/20 = 2,7
Хср3 = 42/20 = 2,1
Хср4 = 54/20 = 2,7
Хср5 = 62/20 = 3,1
Хср6 = 44/20 = 2,2
Экспериментальная группа:
Хср1 = 40/20 = 2,0
Хср2 = 48/20 = 2,4
Хср3 = 44/20 = 2,2
Хср4 = 28/20 = 1,4
Хср5 = 44/20 = 2,2
Хср6 = 56/20 = 2,8
Коллективный индекс ЭПК определялся как средний по группе, таким образом мы получили следующие результаты (табл.4).
Таблица 4.
Эмоциональный профиль класса.
|
экспериментальная |
контрольная |
|
|
группа |
группа |
|
всегда |
2.0 |
2.8 |
всегда |
весело |
|
|
скучно |
мы |
2.4 |
2.7 |
мы |
добрые |
|
|
злые |
никогда |
2.2 |
2.1 |
часто |
не ссоримся |
|
|
ссоримся |
мы |
1.4 |
2.7 |
мы часто |
вежливые |
|
|
ругаемся |
мы очень |
2.2 |
3.1 |
у нас мало |
дружные |
|
|
друзей |
в классе |
2.8 |
2.2 |
в классе |
спокойно |
|
|
тревожно |
Вывод:
Проанализировав данные, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе эмоционально-психологический климат хуже, подростки чаще ссорятся, у них высокая тревожность. Это связано с психологическими особенностями детей с нарушениями интеллекта. Эти дети эмоционально весьма высокочувствительны, а следовательно, высоковосприимчивы к эмоциональной среде обитания. Вследствие невротизма дети дают сильные эмоциональные всплески даже на незначительные события и обстоятельства. Их эмоции не только насыщены, но и противоречивы и неустойчивы. Такие дети отличаются эмоциональной уязвимостью, ранимостью, что отражается в их оценках.
Уровень конфликтности группы выводится из удельного веса отрицательных выборов по отношению к общему количеству сделанных детьми выборов (и положительных, и отрицательных).
Рис.3 Уровень конфликтности
Вывод:
Уровень конфликтности в экспериментальной группе (1) превышает уровень контрольной группы (2) в 3 раза. Это объясняется психологическими особенностями детей с нарушенным интеллектом. У них наблюдается максимализм позиции по отношению к другому, неустойчивость самооценки, возрастной невротизм, поведенческие расстройства, эмоциональная неустойчивость, отсюда повышенный фон агрессивности.
Проективная методика
Изучая коммуникативные качества использовалась проективная методика Р. Жиля. Ее цель состоит в выявлении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Результаты были количественно подсчитаны и по каждой характеристике выведен процентный показатель по обеим группам (табл.7).
Таблица 7.
Коммуникативные качества личности.
|
экспериментальная |
контрольная |
|
группа |
группа |
наличие дружеского |
84.0 |
94.3 |
отношения |
|
|
положительное отношение |
32.5 |
49.2 |
к учителю |
|
|
доминирование |
43.5 |
49.2 |
лидерство |
|
|
общительность в |
71.7 |
82.2 |
группе детей |
|
|
социальная адекватность |
52.5 |
67.0 |
поведения |
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9