Инструкция учителю: зачеркните цифру, кодирующую единицу поведения, в том случае, если она характерна, типична, по вашему мнению, для данного учащегося.
В карте выделен набор из 162 единиц поведения, которым учитель (опираясь на личные наблюдения) дает оценку. Единицы поведения сгруппированы в 11 симптомокомплексов. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа-двумя. Далее подсчитывается сумма баллов. Критической точкой отсчета, свидетельствующей о серьезном нарушении адаптации, является сумма 25 баллов и выше.
В ходе констатирующего эксперимента была проведена комплексная диагностика выбранных параметров при помощи указанных методов, которая позволила определить актуальное состояние и характер межличностных отношений.
Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития
Статусная структура группы-социально-психологический показатель, отражающий положение детей в системе межличностных отношений. Социально-психологический социометрический статус определяется числом выборов, полученных от сверстников, и свидетельствует о степени признания в группе.
Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные. В этой таблице по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав группы. Обработка данных на этом этапе заключается в занесении в таблицу данных о том, кого выбирал, а кого отверг каждый конкретный член группы. Плюс – выбор, - отвержение.
После заполнения таблицы заполняются ещё две строчки, в которых производится подсчёт суммы выборов и суммы отвержений, полученных каждым членом группы от других. Таким образом, каждый участник становится обладателем двух баллов.
С точки зрения социометрии эти баллы могут быть рассмотрены как числовые выражения статуса индивида в группе, точнее в системе межличностных предпочтений. В данной таблице также можно подсчитать, есть ли, и в каком количестве, у каждого члена группы взаимные выборы и отвержения.
По полученным суммам можно судить о том, какие члены группы являются наиболее предпочитаемыми, много ли в группе людей со средним статусом, есть ли непопулярные члены группы.
В исследованных нами классах дети распределились следующим образом:
Социометрическая матрица в контрольной группе
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
1 |
|
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
+ |
|
|
+ |
- |
+ |
|
|
- |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
- |
|
|
- |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
- |
|
- |
|
+ |
|
- |
4 |
+ |
+ |
- |
|
|
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
- |
- |
|
|
- |
|
|
|
5 |
|
- |
|
|
|
|
- |
- |
- |
|
- |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
- |
- |
|
- |
- |
|
- |
|
7 |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
- |
|
+ |
+ |
|
+ |
- |
- |
- |
- |
8 |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
- |
|
9 |
|
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
|
|
- |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
10 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
+ |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
+ |
+ |
|
+ |
- |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
- |
|
|
|
- |
- |
- |
12 |
|
- |
|
- |
+ |
- |
|
+ |
|
- |
|
|
- |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
13 |
|
|
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
14 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
+ |
|
- |
+ |
- |
|
- |
- |
|
|
+ |
- |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
16 |
|
|
+ |
|
- |
- |
+ |
|
+ |
|
- |
- |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
- |
17 |
|
- |
+ |
- |
|
- |
+ |
+ |
|
- |
- |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
18 |
|
|
+ |
|
- |
|
+ |
|
|
- |
|
- |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
- |
- |
19 |
+ |
|
- |
|
+ |
|
- |
|
- |
+ |
|
- |
|
+ |
- |
|
|
|
|
+ |
20 |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
- |
|
|
+ |
|
- |
- |
- |
+ |
- |
|
|
|
с+ |
6 |
7 |
8 |
6 |
3 |
5 |
9 |
6 |
3 |
6 |
6 |
2 |
7 |
6 |
2 |
4 |
5 |
3 |
2 |
3 |
с- |
1 |
3 |
4 |
5 |
8 |
5 |
5 |
5 |
7 |
4 |
2 |
5 |
6 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
в+ |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
2 |
5 |
5 |
2 |
5 |
4 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
в- |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
3 |
0 |
0 |
3 |
0 |
1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
п+ |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
п- |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
р+ |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
5 |
5 |
2 |
0 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9