Проанализировав полученные результаты нами было выявлено, что:
очень высокий уровень коммуникативных качеств имеют – 0;
высокий уровень коммуникативных навыков – 0;
средний уровень коммуникативных навыков –0;
низкий уровень коммуникативных навыков – 6 детей (85,7%);
очень низкий уровень. коммуникативных навыков – 1 ребенок (14,3%)
Таким образом, согласно полученным данным можно сделать вывод о том, что межличностные отношения и функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка находятся на низком уровне. Дети в группе добрые, вежливые, но в тоже время у них не развито внимание, они не общительны, не щедры, не отзывчивы.
Для сопоставления результатов между межличностными отношениями в группе и психологическим климатом в группе, с целью оценки достоверности взаимосвязи между ними мы использовали коэффициент ранговой корелляции Спирмена. (При р £ 0,01)
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей между межличностными отношениями в группе и психологическим климатом в группе (N =7)
№ п/п |
Переменная А: межличностные отношения в группе |
Ранги |
Переменная В: психологический климат в группе |
Ранги |
d |
d2 |
1 |
1 |
1,5 |
2,5 |
4,5 |
-3 |
9 |
2 |
4 |
6 |
1,5 |
2 |
4 |
16 |
3 |
4 |
6 |
2 |
3 |
3 |
9 |
4 |
3 |
4 |
2,5 |
4,5 |
-0,5 |
0,25 |
5 |
1 |
1,5 |
1 |
1 |
0,5 |
0,25 |
6 |
2 |
3 |
3 |
6 |
-3 |
9 |
7 |
4 |
6 |
3,5 |
7 |
-1 |
1 |
Суммы |
|
28 |
|
28 |
0 |
44,5 |
Поскольку в обеих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Та и Тb:
где a – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду a;
b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;
В данном случае, в первом ряду а присутствуют две группы одинаковых рангов, следовательно а = 2.
Во втором ряду b присутствует 1 группа одинаковых рангов, при этом b=1
Для расчета эмпирического значения rs: используем формулу
В данном случае
Определим критические значения rs при N = 7
rs эмп < rs кр (р £ 0,05)
Корреляция между межличностными отношениями в группе и психологическим климатом в группе статистически значима (р £ 0,05) и является положительной, т.е. межличностные отношения в коллективе влияют на психологический климат в группе, что подтверждает нашу гипотезу.
Методика 3. Тест-опросник родительского отношения
Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Варга А.В, Столина В.В. представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними (см. Приложение 1).
Таблица 3 Результаты по Тесту-опроснику родительского отношения (А. В. Варга, В. В. Столин)
№ п/п |
Критерии оценок ФИО родителей |
Отверже- ние max – 30 б. |
социальная желатель ность max – 8 б |
Симбиоз max – 7 б |
гиперсоциализация max – 7 б |
Инфантилиза ция (инвалидиза ция) max – 8 б |
1 |
Баширов Р. |
28 |
2 |
3 |
1 |
6 |
2 |
Гатин Р. |
10 |
6 |
6 |
6 |
5 |
3 |
Иванова Т. |
16 |
7 |
5 |
2 |
8 |
4 |
Ильина К. |
7 |
7 |
7 |
3 |
7 |
5 |
Кручинин И. |
26 |
2 |
7 |
2 |
7 |
6 |
Мужилина Д. |
14 |
3 |
5 |
4 |
6 |
7 |
Халитова Р. |
12 |
6 |
6 |
3 |
8 |
Итого: |
2 чел. |
4 чел. |
6 чел. |
1 чел |
7 чел. |
Анализируя результаты, полученные в таблице, можно сделать вывод, что:
— как отвержение – 2 чел. (28,5%)
— социальная желательность – 4 чел. (57%)
— симбиоз – 6 чел. (85,7%)
— гиперсоциализация – 1 чел. (14,3%)
— инфантилизация (инвалидизация) – 7 чел.(100%)
У 57% детей определяется социально желательный образ родительского отношения, т.е. родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку сочувствует ему.
У 87,5% детей родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда
У 100% детей в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
2.2 Практические рекомендации по сплочению классного коллектива
День недели |
Содержание работы |
Ответственные |
Понедельник |
Классный час Тема "Цветик-семицветик" (Праздничный огонек ко дню именинника) Цель: Привитие коммуникативных способностей учащимся Воспитание доброго отношения друг к другу, сплочение классного коллектива |
Классный руководитель |
Вторник |
Пескотерапия (игротерапия) Цель: Психокоррекция при замкнутости, необщительности, эмоциональных перегрузках |
Психолог |
Среда |
Спортивное мероприятие Цель: Сплочение классного коллектива |
Учитель физкультуры |
Четверг |
Классный час Тема "Планета друзей" (ролевая игра) Цель: развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильно общаться. |
Классный руководитель |
Пятница |
Музыкотерапия Цель: Лечение расстройства нервной системы (помочь детям расслабиться и зарядиться положительной энергией) |
Психолог |
После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации:
Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
Родителям необходимо принимать участие в учебно-воспитательном процессе: посещать открытые уроки и внеклассные мероприятия, помогать в проведении внеклассных дел, вместе с детьми принимать участие в мероприятиях, посещать родительские собрания.
Итак, после проведения экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:
в исследуемой группе социометрический статус развит неравномерно. Члены группы разобщены, но есть один взаимовыбор 1 и 7, который можно определить как "взаимная симпатия" между мальчиком и девочкой, мотивация данного выбора определяется желанием общаться, иметь общее дело;
полученный результат указывает на то, что эмоциональная и психологическая сплоченность в группе на низком уровне, т.е. испытуемые очень мало общаются между собой;
согласно полученным данным межличностные отношения и функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка находятся на низком уровне. Дети в группе добрые, вежливые, но в тоже время у них не развито внимание, они не общительны, не щедры, не отзывчивы.
В процессе проведенного исследования влияния межличностных отношений в коллективе на психологический климат в группе можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем хуже межличностные отношения детей в группе, тем ниже уровень психологической взаимности в группе (неблагоприятный психологический климат).
Заканчивая тему о межличностных отношениях, отметим следующее. Отношение и общение - взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Межличностные отношения происходят между мыслящими, думающими и чувствующими людьми. Можно сказать, что межличностные отношения - сущность общения, своеобразный результат его. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают влияние на него, определяя содержание и тональность общения.
Межличностные отношения в группе и коллективе потому так и называются, что в отношения вступают личности, центральной характеристикой которых является их индивидуальность - то особенное, что отличает данного человека ото всех других. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него есть свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, "легкий" или "трудный" характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как в данном возрасте – младшего подростничества, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так – же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников младшего подросткового возраста.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 2007. – 195 с.
2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 2007. – 63 с.
3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 2004. – 83с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2005. – 352 с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 2003. – 274с.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 2006. – 528 с.
7. Волков ИМ. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – М.: Просвещение, 2005. - 88 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 2004. – 374с.
9. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.
10. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2006. – 288 с.
11. Дик Н.Ф. Классные часы и нетрадиционные уроки – Ростов н/Д: "Феникс", 2004. – 384 с.
12. Дик Н.Ф. Классные часы в школе. – Ростов н/Д: "Феникс", 2003. – 416 с.
13. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 2004. – 174 с.
14. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 164 с.
15. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.
16. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Академия, 2006. - 350 с.
17. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2007. – 195 с.
18. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – М.: Издательство Петербургского Университета, 2007. – 256 с.
19. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 2007. – 212 с.
20. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. – 147 с.
21. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - М.: ЛГУ, 2007. – 168 с.
22. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 2006. – 64 с.
23. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.
24. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - .247 с.
25. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2008. -688 с.
26. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 2003. – 256 с.
27. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2007.- 117с.
28. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 2007. – 147 с.
29. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 2007. – 179с.
30. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 512 с.
31. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2007. – 529 с.
32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 671 с.
33. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2007. -508 с.
34. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2005. – 114с.
35. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: Вопросы психологии, 2005. – 32 с.
36. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2007.- 161 с.