Ложь как социально-психологический феномен

Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности самое действенное — личный пример. Родители и учителя должны быть честны даже в мелочах.
Еще В.А. Сухомлинский сомневался в правомерности применения в школе такого педагогического приема, как публичное обсуждение поведения ребенка сверстниками, считая, что при этом морально травмируется не только тот, кто совершил проступок, но и коллектив.
Однако вполне полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребенка, разбирать ситуации из жизни или примеры из книг, участники или герои которых прибегали к помощи лжи, обсуждайте причины такого поведения и возможные пути выхода из ситуации.
Особое внимание обратите на возможность обходиться в затруднительных ситуациях без помощи лжи.
Не стоит злоупотреблять напоминанием об известной притче про мальчика-пастуха, дважды поднявшего ложную тревогу. Для примера, к каким последствиям может привести обманутое доверие окружающих, лучше использовать менее морализаторские произведения, например рассказы и повести В. Драгунского, Ю. Сотника, А. Алексина, Ю. Яковлева, В. Крапивина и др.
Если ваши отношения с ребенком построены на взаимном доверии, если ребенок знает, что вы уважаете его право на личную жизнь и всегда готовы прийти ему на помощь, то он будет откровенен с вами.
В непростой для себя ситуации ребенок обязательно обратится к тому, кто проявляет искренний интерес к нему и его проблемам. Хорошо, когда у него есть возможность обратиться за помощью к родным и учителям, а не к сомнительной компании во дворе или первому встречному.

Практически во всех работах, посвященных проблеме лжи, ложь определяется как противоположность правдивым, истинным высказываниям, действиям, как отклонение от нормального — нравственного — поведения, как свидетельство недостаточно высокого уровня морального развития человека. Естественно, в таком ракурсе ложь рассматривается как отрицательная черта характера.

В некоторых философских и психологических работах последних лет способность ко лжи рассматривается как привилегия разумности. Считается, что вся цивилизация построена на обмане: сначала человек научился обманывать животных (приманивать их), потом появилась техника — средство обмана природы (человек стал способен делать то, чего не мог раньше, пользуясь исключительно своими физическими данными).
Использование лжи для получения выгоды культивируется в литературе. Сколько героев сказок, легенд достигли благополучия с помощью обмана (называемого, правда, хитростью)! И это все положительные герои, которым мы сочувствуем.
В общении мы часто стараемся скрыть свои истинные чувства, мысли, мнения, хотя и называется это не ложью, а комплиментами и правилами хорошего тона. Благодаря этому мы можем сохранять хорошие отношения с теми, чьи интересы и взгляды не только не совпадают с нашими, но и практически несовместимы.
К мелкому, «невинному» обману также относится множество данных и невыполненных обещаний, клятв (и в обыденной, и в политической жизни), слухов и сплетен. Особо остро стоит проблема использования лжи во спасение. Многие считают, что в определенных ситуациях безнравственней сказать правду, чем скрыть ее.

Примером лжи во спасение может быть сюжет из жизни трехлетней Фелиции. Она очень долго ждала бабушкиного рождественского подарка, она надеялась получить красивую игрушку, а бабушка дарит ей собственноручно связанный свитер. Фелиция раскрывает пакет, видит свитер и улыбается бабушке. Повернувшись к ней, девочка говорит: «Я буду носить его прямо сейчас!»

Фелиция, как и многие дети ее возраста научилась обманывать. Она маскирует свое выражение лица, вместо, чтоб показать разочарование или уныние, она улыбается. Заявляет, что ей понравился подарок. Фелиция уже освоила социальное правило, как пользоваться обманом, чтобы пощадить чувства другого человека. Можно найти много подобных примеров поведения и у взрослых, и у детей. [. Фромм А. Азбука для родителей. М., 1994,с .37]

При­меры подобного поведения дают основания предполагать, что такая форма обмана полезна тем, что позволяет нам поддержи­вать социальное общение, делать друг другу приятное, даже перед лицом событий, которые могут оказаться болезненными для обеих сторон. Если считать, что одной из задач нашей эво­люционной истории было развивать и поддерживать сложные социальные взаимоотношения, то можно предположить, что функция обмана для защиты чувств других людей является результатом эмоционального развития. Хотя некоторые утверж­дают, что обман в межличностных отношениях деструктивен, разумнее считать, что для сохранения социальных взаимоот­ношений обман такого типа необходим.

Конечно, задача подобного обмана состоит в том, чтобы заставить другого человека поверить, что ваши слова и поступки соответствуют вашим истинным чувствам. Ничего не добьешься обманом, который будет обнаружен другим челове­ком. Те, кто обманывают, чтобы пощадить чувства других, долж­ны быть уверены, что обман успешен.

Дети знакомятся с правилами подобного обмана из опыта окружающих, чаще всего от родителей или от братьев и сестер. Они учатся защищать чувства других как при помощи непо­средственных указаний, так и наблюдая за поведением родителей. Примером прямого научения может служить случай с подаренным бабушкой свитером. Детей родители учат обману, чтобы пощадить чувства других людей. Им говорят: «Скажи бабушке, что тебе нравится свитер, даже если ты надеялась на игрушку»; то есть их приводят к убеждению, что встречаются такие ситуации, когда обман уместен. Дети получают сведения об обмане и косвенно, наблюдая, как их родители прибегают к обману, чтобы сохранить чувства других, но прямо в этом не участвуя. Подобное косвенное научение является важным при­знаком ранней социализации. Показа­телен пример, рассказанный матерью девочки, Рут. Ожидая в гости свою подругу, которая должна была зайти на чашку кофе, мать Рут уже перед самым ее приходом обнару­жила, что у нее еще осталась масса срочных дел, и расстрои­лась, что визит подруги отнимет драгоценное время. В присутствии дочери она воскликнула: «Мне еще столько надо сделать. Я так хочу, чтобы она не приходила!» Почти сразу после этого высказывания послышался звонок, и в дверях появилась ее друга, на что опять-таки в присутствии дочери мать Рут воскликнула, как она рада видеть гостью.

На этом примере можно видеть, каким образом происходит косвенное научение маленьких детей обманному поведению. Прямо или косвенно родители учат своих детей обманывать, чтобы щадить чувства окружающих. Я подозреваю, что обману косвенно учат и в тех случаях, когда родители объясняют детям нравственную ценность чувств другого человека, и в тех, когда учат их альтруизму и сопереживанию. Видимо, ребенок рано узнает, что существует противоречие между правдивостью и необходимостью пощадить чувства другого человека, и может разрешить эту нравственную дилемму в пользу лжи.

С возрастом у детей повышается умение скрывать свое внутреннее состояние, причем у девочек это проявляется рань­ше и в большей степени, чем у мальчиков.

В литературе описано мало фактов, подтверждающих гипотезу о том, что дети будут скрывать от­рицательное поведение, чтобы пощадить чувства других. К со­жалению, этой формой обмана исследователи пока интересо­вались лишь с точки зрения клинического наблюдения.

«Пусковым механизмом» использования лжи ребенком является  осознание того, что к неискренности, как форме оказания влияния на самого ребенка и в качестве способа эффективного психологического воздействия на окружающих, прибегают родители или другие представители его референтных групп. Включение обмана в структуру обычного поведения наступает тем быстрее, чем менее благополучны условия жизни и воспитания, причем понимание того, что ложь является нормой для поведения взрослых, в определенных ситуациях является шоком для ребенка, способствует переосмыслению стратегий собственного поведения.

Ложь часто возникает тогда, когда ребенку предъявляют непосильные для него требования. Если ребенок лишен полноценного общения с родителями, они для него недосягаемы, ему приходится привлекать к себе внимание родителей любыми способами.

Чтобы изменить ситуацию, надо укрепить и улучшить взаимоотношения с ребенком. Родителям не стоит срывать на ребенке свою усталость и нетерпение. Ребенок, замученный постоянным нравоучением и криком, начинает лгать, чтобы приукрасить себя и свое поведение. То есть ложь становится для него особым защитным механизмом. [Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994,с 89]

Чаще всего это происходит, когда ребенку приходится спрашивать разрешения у родителей на что-то, и при этом он думает (или уверен), что они скажут "нет".

Например, дочь собирается пойти вечером по магазинам с подругой, которая не раз была замечена в мелких кражах. Заранее зная ответ, она спрашивает "Можно, я пойду вечером к Маше, мы вместе будем готовить реферат по истории?" Много в такой ситуации зависит от сложившегося у родителей стиля отношении. Если отношения родителей с дочерью построены так, что родители постоянно разрешают или запрещают ей то или иное поведение, то, скорее всего, родители дадут согласие на "желаемое" действие. И ребенок отправится по магазинам, чувствуя, что ловко одурачила своего диктатора.

Но возможно, родителям несвойственно разрешающе-запрещающий стиль отношений. Тогда вы скажете примерно следующее: "Я рада, что ты сказала мне об этом. Теперь я буду знать, что тебе надо оставить ужин". Или: "Я не занимаюсь тем, чтобы что-то разрешать тебе, но спасибо за то, что ты сказала мне, где будешь".

В таком случае родители не выискивают ложь ребенка, а оставляет его наедине с его ложью. Теперь дочь отправится по своим делам, зная, что ей вовсе не обязательно лгать родителям. Для нее это менее приятно, так как ничто не оправдывает ее ложь, но в то же время предоставляет ей больше возможностей быть откровенной и сказать прямо о своих планах. [Фромм А. Азбука для родителей. М., 1994,с. 56]

У родителей также больше возможностей, чтобы выразить озабоченность, интерес и доверие, поскольку они отказались от того, чтобы налагать запреты и давать разрешения. "Меня это тревожит, потому что я беспокоюсь, что твоя приятельница украдет что-нибудь снова и, возможно, вовлечет вас обеих в беду. И, тем не менее, я знаю, что бы ни случилось, ты сама сделаешь так, как для тебя будет лучше".

И все же, даже если родители научились передавать ребенку ответственность за события его собственной жизни, они не раз еще могут столкнуться с его ложью по самым разным поводам.

Например, из школы звонили и спрашивали, почему Саша не пришел сегодня в школу. Спросить у Саши: "Ну, как сегодня в школе?" - все равно, что специально добиваться от него лжи. Эффективнее будет такое высказывание: "Сегодня звонили из школы узнать, почему ты не был на занятиях. Я очень не люблю, когда звонят по таким поводам, и была бы очень признательна, если бы меня избавили от такого рода телефонных разговоров".

Когда родители перестанут задавать вопросы, количество случаев обмана, скорее всего, резко сократится. С отдельными случаями родители  еще могут столкнуться, пока ребенок окончательно не понял, что родители уже перестали бороться с его ложью.

Конечно, когда ложь прекратится, родители, возможно, поймут: беспокоила их не столько ложь сама по себе, сколько то, что им говорили неправду. Если ребенок лжет, что ходит в школу или что он не брал из дома деньги, а потом лгать перестанет, это, естественно, не решит проблему. Родители хотят, чтобы прекратились прогулы или воровство. В этом случае все же одна проблема уже решена, что покончили с ложью. А уж потом можно работать непосредственно с другой, более глубокой проблемой.

Итак, можно сделать вывод, ребенку от природы чужды проявления лжи, рождаясь, он не умеет лгать, но в процессе социализации, ребенок начинает приучаться ко лжи. В первую очередь, ложь детей связана с воспитанием в семье.



2.4. Профилактика и коррекция детской лживости.

 

Что касается детской лжи, то для искоренения ее не требуется каких-то спешных мероприятий. Ложь исчезнет сама собой вместе с общим развитием и ростом ребенка. Все дело воспитателей в данном случае будет состоять в том, чтобы помогать правильному и всестороннему развитию ребенка.

Ложь возникает вследствие желания продолжить или повторить, какое либо запрещенное удовольствие. Поэтому, самая решительная мера против лжи, есть воздержание от каких бы то ни было запрещений, предоставление полной и безусловной свободы детям. Тогда у детей не было бы ни малейшего повода лгать. Но такая свобода не может быть предоставлена детям вследствие непонимания окружающих явлений. Дитя, не сдерживаемое никакими запрещениями, причинит большой вред и себе, и другим, оно легко может упасть, поранить себя, испортить себе зрение, обжечься и т.д. В период неразумия детей необходимо руководить ими и вместе налагать запрещения на некоторые их действия. Запрещения влекут за собой нарушения их и ложь. Следовательно, нужно изыскивать меры против лжи, исходя из мысли о неизбежности запрещений.


·                    Запреты следует регулировать.

Первое, на что в этом случае приходится обратить внимание, - это необходимость значительного уменьшения числа запрещений, обыкновенно налагаемых на детей. Само собою, разумеется, что запрещать ребенку можно только те действия, которые ни в каком случае не могут быть допущены, как явно вредные для ребенка и для других лиц. Количество таких действий, при правильной постановке воспитания, не будет значительным, потому что, из обстановки, ребенок, тогда будет устранено все излишнее, вызывающее запрещения: в детской, в которой ребенок проводит свое время, должны находиться лишь такие вещи, до которых дитя могло бы дотрагиваться, брать в руки, ронять, которыми оно не могло бы порезаться, придавить себя и т.д. Порядок жизни должен быть строго рассчитан применительно к потребностям ребенка, так чтобы не было серьезных поводов к недовольству им. Все органические потребности ребенка должны быть своевременно и сполна удовлетворяемы. Ребенок, таким образом, будет чувствовать себя в детской довольным, веселым и свободным, запрещения не будут тяготить над ним, задерживая его движения.


·                    Запреты требуют серьезного отношения взрослых.

На самом деле бывает не так: запрещения делаются слишком легко и щедро, тогда как на них должно быть очень скупым. Запрещая что-либо ребенку, родители предварительно не обдумывают запрещения по существу. Запрещения налагаются обыкновенно по частным поводам и обстоятельствам, последствия запрещения не предусматриваются и не взвешиваются. Между тем, при каждом поводе, вызывающем запрещение, нужно тщательно обдумать; нельзя ли обойтись без него? Запрещение есть неизбежное зло, которого чем меньше, тем лучше. Чем больше запрещений, тем больше нарушений запрещений, тем больше лжи. Нужно помнить, что цель родителей - воспитать человека самодеятельного, искреннего, с собственным почином, а не лукавого выполнителя приказаний, постоянно готового увильнуть от ответственности, ссылаясь на давление со стороны. На детей же, ради удобства взрослых, обрушивается целая уйма запрещений, по крайней мере, раз в 20 больше следуемого. Распространяться об этом известном явлении нет нужды.

Запрещения даны, хотя бы в самом малом числе. Нужно ждать их нарушения и, как средства сокрытия преступления, лжи. Что тут делать? Нужно, прежде всего, соблюдать два общих требования от всех, по возможности, запрещений; чтобы цель их, т.е. смысл, была понятна детям и чтобы запрещения отличались постоянством. Смысл всяких запрещений и вообще приказаний непременно нужно объяснять: воспитывают разумное существо и не по началам военной дисциплины. Если нельзя объяснить смысла запрещения сполна, то нужно объяснить его хотя бы приблизительно, применительно к возрасту и разумению ребенка. Второе свойство запрещений - постоянство - понятно: изо дня в день следующие запрещения и их отмены самая губительная вещь для правильного развития воли и характера дитяти. Если запрещение дается после зрелого обдумывания, то оно не может быть скоро отменено.


·                    Ложь — источник амбивалентных чувств ребенка.

Ложь, как состояние раздвоенности, неприятна детям и на первых порах они чувствуют эту неприятность очень живо. Девочка трех-четырех лет находила частое употребление зубной щетки очень скучным, и однажды, когда мать спросила ее, чистила ли она зубы, ответила «да», хотя это была неправда. Мать, по обыкновению, поверила ей, но совесть сейчас же упрекнула девочку в том, что она обманула доверие матери, и она немедленно побежала в свою комнату, чтобы исполнить обязанность, которая была ей так неприятна. После этого инцидента девочка перестала обманывать мать.

Вот этого-то червячка, шевелящегося в детской душе при каждой лжи и обмане, и не нужно усыплять; напротив, его нужно возбуждать, беспокоить. Мягко и осторожно выяснять причины детской тревоги и напряженного состояния и любвеобильно и кротко приходить к нему на помощь. [Фромм А. Азбука для родителей. М., 1994,с.72]

Желаемую вещь, если возможно, нужно дать ребенку, хотя бы не в постоянное, а лишь во временное пользование, и даже под надзором взрослого. Это значительно успокоит ребенка, и он скоро вернет ее, поиграв некоторое время. Потом матери нужно показать ребенку не словами, а делом, как ей будет неприятно, если ребенок будет ее обманывать и лгать ей, что ей, напротив, доставит удовольствие, если дитя, нарушив какое-либо ее запрещение, открыто сознается в этом, что нарушение запрещения есть грех менее тяжкий, нежели сокрытие нарушения и ложь. Сердечные отношения матери к детям, господствующие в нормальной семье, любовь и доверие детей к матери и неизбежное довольно сильное неприятное чувство детей при первых опытах лжи задержать возникновение этого губительного порока в детях — лживости.

Особенно чуткими, проницательными и в то же время мягкими и нужными следует быть взрослым в отношениях к детям в случаях маленьких нравственных кризисов, сильных искушений, предстоящих детям. Ребенку нравится чужая вещь, и он страстно желает приобрести ее; ему очень хочется пойти гулять туда, куда его не пускают; ему предстоят неприятная и несколько утомительная работа. У ребенка неизбежно возникнет борьба между обязанностью, долгом и удовольствием, оно будет колебаться, мучиться. Нужно поддержать его, не оставлять его одного его собственным силам в этот роковой критический момент не стоит быть безучастными, холодными зрителями в начавшейся борьбе. Борьба и все дело, могут показаться мелкими, ничтожными, но для малых, слабых детских сил они велики. Нужно войти в положение ребенка, обласкать его, облегчить горечь отказа от манящего соблазнительного удовольствия, утешить и подкрепить его силы обращением внимания на приятность победы над препятствием, на силу и святость своего обещания, на возможность смотреть открыто и смело в глаза матери и отцу, так как ничего тайного и постыдного не сделано.


·                    Нужно поддерживать неприятные эмоции ребенка, возникшие у него      при первых опытах лжи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты