Личностные особенности педагогов

Проверим, существует ли статистически значимые различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение, по данным, полученным при помощи «Hand testa», по методу U – критерий Манна-Уитни (см. Приложение 6.).

При обработке данных, полученных при помощи «Hand testa», по методу U – критерий Манна-Уитни выявились следующие результаты: группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности не превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.                 для педагогов с большим стажем педагогической деятельности характерно:

·                    средний балл уровня физической агрессии – 3,7

·                    средний балл уровня косвенной агрессии – 4,4

·                    средний балл уровня раздражения – 4,4

·                    средний балл уровня негативизма – 2,1

·                    средний балл уровня обиды – 4,7

·                    средний балл уровня подозрительности - 6

·                    средний балл уровня вербальной агрессии – 6,3

·                    средний балл уровня чувства вины – 7

·                    средний балл уровня индекса враждебности – 10,7

·                    средний балл уровня индекса агрессивности – 13,7

·                    средний балл уровня агрессии – 1,6

·                    средний балл уровня директивности – 2,1

·                    средний балл уровня страха – 0,3

·                    средний балл уровня аффлиации – 0,7

·                    средний балл уровня коммуникации – 2,1

·                    средний балл уровня зависимости – 0,9

·                    средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -0,3

2.                 для педагогов с малым стажем педагогической деятельности характерно:

·        средний балл уровня физической агрессии – 3,9

·        средний балл уровня косвенной агрессии – 5,5

·        средний балл уровня раздражения – 5

·        средний балл уровня негативизма – 2,1

·        средний балл уровня обиды – 5,1

·        средний балл уровня подозрительности – 5,9

·        средний балл уровня вербальной агрессии – 7,4

·        средний балл уровня чувства вины – 6,3

·        средний балл уровня индекса враждебности – 10,3

·        средний балл уровня индекса агрессивности – 16,3

·        средний балл уровня агрессии – 1,4

·        средний балл уровня директивности – 2,4

·        средний балл уровня страха – 0,3

·        средний балл уровня аффлиации – 1,1

·        средний балл уровня коммуникации – 2

·        средний балл уровня зависимости – 2

·        средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -1,6

3.                 существуют различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта.

4.                 не выявлено различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение.

Заключение


В данной курсовой работе исследовалась тема «Личностные особенности педагогов». В теоретической части рассматривалось: структура педагогической деятельности, психологические особенности педагогов, особенности педагогических конфликтов, агрессивность и ее проявления в деятельности. В практической части проводились исследования при помощи теста «Басса-Дарки» и «Hand testa». При анализе полученных результатов выявилось, что: для педагогов с большим стажем педагогической деятельности характерно:

·                   средний балл уровня физической агрессии – 3,7

·                   средний балл уровня косвенной агрессии – 4,4

·                   средний балл уровня раздражения – 4,4

·                   средний балл уровня негативизма – 2,1

·                   средний балл уровня обиды – 4,7

·                   средний балл уровня подозрительности - 6

·                   средний балл уровня вербальной агрессии – 6,3

·                   средний балл уровня чувства вины – 7

·                   средний балл уровня индекса враждебности – 10,7

·                   средний балл уровня индекса агрессивности – 13,7

·                   средний балл уровня агрессии – 1,6

·                   средний балл уровня директивности – 2,1

·                   средний балл уровня страха – 0,3

·                   средний балл уровня аффлиации – 0,7

·                   средний балл уровня коммуникации – 2,1

·                   средний балл уровня зависимости – 0,9

·                   средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -0,3.

Для педагогов с малым стажем педагогической деятельности характерно:

·                   средний балл уровня физической агрессии – 3,7

·                   средний балл уровня косвенной агрессии – 4,4

·                   средний балл уровня раздражения – 5

·                   средний балл уровня негативизма – 2,1

·                   средний балл уровня обиды – 5,1

·                   средний балл уровня подозрительности – 5,9

·                   средний балл уровня вербальной агрессии – 7,4

·                   средний балл уровня чувства вины – 6,3

·                   средний балл уровня индекса враждебности – 10,3

·                   средний балл уровня индекса агрессивности – 16,3

·                   средний балл уровня агрессии – 1,4

·                   средний балл уровня директивности – 2,4

·                   средний балл уровня страха – 0,3

·                   средний балл уровня аффлиации – 1,1

·                   средний балл уровня коммуникации – 2

·                   средний балл уровня зависимости – 2

·                   средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -1,6.

Существуют различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта.

Не выявлено различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение.

Выдвинутая в начале курсовой работы гипотеза: «Предположим, что существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и стажем работы у педагогов, а именно:

1)высокий уровень агрессивности свойственен педагогам, имеющим большой стаж работы педагогической деятельности;

2)низкий уровень агрессивности характерен педагогам с малым стажем педагогической деятельности» подтвердилась частично.

А именно: существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и стажем работы у педагогов:

1)высокий уровень агрессивности, как личностной черте, свойственен педагогам, имеющим малый стаж педагогической деятельности;

2)педагоги с большим стажем педагогической деятельности не отличаются от педагогов с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: уровень открытого агрессивного поведения.

Список литературы

1.           Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика – 1954. - №8: С.30-35.

2.           Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова.- М., 1977. 356 с.

3.           Блонский П.П. Педология: Кн. Преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. – М., 1999. 568 с.

4.           Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. – Арх., 1997. 439с.

5.           Волович М.Б. Не мучить а учить: О пользе педагогической психологии. – М., 1992. 279 с.

6.           Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдовой В.В. – М., 1991. 567 с.

7.           Гаралева М.Д., Моросакова В.И. Проявление саморегуляции в различных видах агрессивного поведения // Журнал прикладной психологии – 2004.-№6: С. 20-22.

8.           Журавлев В.И. Педагогическая конфликталогия. – М., 1995. 357 с.

9.           Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н / Д., 1997. 266 с.

10.       Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. 434 с.

11.       Кан – Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. – М., 1990. 382 с.

12.       Круженин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов н / Д., 1995. 472 с.

13.       Кузьмина Прфессианолизм деятельности педагогов. – М., 1989. 512 с.

14.       Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций. – М., 2002. 585 с.

15.       Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. – М., 1970. 531 с.

16.       Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. 438 с.

17.       Овчарова Р.В. Технологии образования практического психолога. – М., 2000. 441 с.

18.       Психология и учитель / Пер. с англ. Гуго Мюнстерберг. 3-е изд., испр. – М., 1997. 385 с.

19.       Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995. 445 с.

20.       Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон. Агрессия. – С.-П., 2001. 611 с.

21.       Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-П., – 1999. 583 с.

22.       Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – С.-П., 2004. 349 с.

23.       Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1998. 375 с.

24.       Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. – М., 1995. 538 с.

25.       Якунин В.А. Педагогическая психология. – С.-П., 2000. 468 с.

26.       htt://azps.ru/tests/tests_agression.html.

27.       htt://azps.ru/tests/3/hand/hand.html .

Приложение 1


Опросник теста «Басса-Дарки» выявление агрессивности, как личностной черты.

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

да

нет

 Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

 Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

 Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

да

нет

 Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

 Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

 Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

 Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

да

нет

 Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

 Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

 Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

 Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

 Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

да

нет

 Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

 Я часто бываю несогласен с людьми

да

нет

 Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

 Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

 Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

да

нет

 Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

 Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

да

нет

 Меня немного огорчает моя судьба

да

нет




 Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

 Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

 Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

 Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

 Я не способен на грубые шутки

да

нет

 Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

 Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

 Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

да

нет

 Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

 Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

 Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

 Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

да

нет

 Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

 Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

да

нет

 Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

 Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

 Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

 Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

да

нет

 Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

 Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

 Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

 Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

 Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

да

нет

 Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

да

нет

 Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

да

нет

 Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

да

нет

 Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

 С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

 Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

 Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

да

нет

 Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

 Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

 Неудачи огорчают меня

да

нет

 Я дерусь не реже и не чаще чем другие

да

нет

 Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

 Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

 Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

 Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

да

нет

 Я ругаюсь только со злости

да

нет

 Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

 Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

да

нет

 Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

 Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

 У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

 Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

да

нет

 Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

 Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

 Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

 Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

да

нет

 Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

да

нет

 В последнее время я стал занудой

да

нет

 В споре я часто повышаю голос

да

нет

 Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

 Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить



Приложение 2


Стимульный материал для выявления открытого агрессивного поведения у педагогов с большим стажем педагогической деятельности и педагогов с малым стажем педагогической деятельности.

Приложение 3


Выявление взаимосвязи уровня агрессивности, как личностной черты, в зависимости от педагогического стажа у педагогов по данным, полученным при помощи теста «Басса-Дарки» по методу коофициента корреляции Пирсона.


N

V1

V2

V1

V2

V1 * V2

1

15

8

225

64

120

2

9

11

81

121

99

3

17

16

289

256

272

4

15

11

225

121

165

5

18

14

324

196

255

6

12

18

144

324

96

7

28

18

784

324

504


114

96

2072

1406

1511


С1 = 2072 – (114) = 2072 – 12996 = 2072 – 1856,6 = 215,4 7 7

С2 = 1406 – 96 = 1406 – 9216 = 1406 – 1316,6 = 89,4 7 7

P = 1511 – (114 * 96) : 7 = 1511 – 1563,4 = -52,4 = -0,38 215,4 * 89,4 19256,8 138,8

Х = (-0,38) * 7 = 1,01

Ответ: статистической значимой связи не обнаружено.

Приложение 4


Выявление статистически значимых различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: агрессивность, как личностная черта, по данным, полученным при помощи теста «Басса-Дарки», по методу U – критерий Манна-Уитни.

Н0 - Группа педагогов с большим стажем педагогической деятельности не отличается от группы педагогов с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта.

Н1 - Группа с малым стажем педагогической деятельности превосходит группу педагогов с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта.


N

Педагоги с малым стажем педагогической деятельности

Педагоги с большим стажем педагогической деятельности

1

15

8

2

9

11

3

17

16

4

15

11

5

18

14

6

12

18

7

28

18


Педагоги с малым стажем педагогической деятельности

Ранг

Педагоги с большим стажем педагогической деятельности

Ранг

28

14



18

12

18

12

18

12



17

10





16

9

15

7,5



15

7,5





14

6

12

5





11

3,5



11

3,5

9

2





8

1


Ранг 1 = 70

Ранг 2 = 35

U1 = (7 * 7) + 7(7 + 1) – 70 = 49 + 28 – 70 = 72

U2 = (7 * 7) + 7(7 +1) - 35 = 49 + 28 – 35

Uэмп = 16,5

Uэмп Uкр

Ответ: Н1 принимается. Группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта.

Приложение 5


Выявление взаимосвязи уровня открытого агрессивного поведения в зависимости от педагогического стажа у педагогов по данным, полученным при помощи «Hand testa» по методу коофициента корреляции Пирсона.


N

V1

V2

V1

V2

V1 * V2

1

-4

-1

16

1

4

2

-4

-3

16

9

12

3

0

-2

0

4

0

4

1

1

1

1

1

5

-2

1

4

1

-2

6

2

-1

4

1

-2

7

-4

3

16

9

-12


-11

-2

57

26

1


С1 = 57 – (-11) = 57 – 17,3 = 39,77

С2 = 26 – (-2) = 26 – 0,6 = 25,47

P = 1 – (-11) * (-2) :7 = 1 – (-3.1) = 4.1 = 0.1239.7 * 25.4 1008.4 31.8

X = 0.12 * 7 = 0.01

Ответ: статистической значимой связи не обнаружено.

Приложение 6


Выявление статистических значимых различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение, по данным, полученным при помощи «Hand testa», по методу U – критерий Манна-Уитни.

Н0 Группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности не превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение.

Н1 Группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение.


N

Педагоги с малым стажем педагогической деятельности

Педагоги с большим стажем педагогической деятельности

1

-4

-1

2

-4

-3

3

0

-2

4

1

1

5

-2

1

6

2

-1

7

-4

3


Педагоги с малым стажем педагогической деятельности

Ранг

Педагоги с большим стажем педагогической деятельности

Ранг



3

14

2

13



1

11

1

11



1

11

0

9





-1

7,5



-1

7,5

-2

5,5

-2

5,5



-3

4

-4

2



-4

2



-4

2




Ранг1 = 44,5

Ранг2 = 60,5

Uэмп = (7 * 7) + 7 (7 + 1) – 44,5 = 49 + 28 – 44,5 = 32,52

U2эмп = (7 * 7) + 7 (7+ 1) – 60,5 = 49 + 28 – 60,5 = 16,52

Uэмп = 16,5

Uэмп Uкр

Ответ: Н0 принимаем. Группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности не превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты