Проверим, существует ли статистически значимые различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение, по данным, полученным при помощи «Hand testa», по методу U – критерий Манна-Уитни (см. Приложение 6.).
При обработке данных, полученных при помощи «Hand testa», по методу U – критерий Манна-Уитни выявились следующие результаты: группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности не превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. для педагогов с большим стажем педагогической деятельности характерно:
· средний балл уровня физической агрессии – 3,7
· средний балл уровня косвенной агрессии – 4,4
· средний балл уровня раздражения – 4,4
· средний балл уровня негативизма – 2,1
· средний балл уровня обиды – 4,7
· средний балл уровня подозрительности - 6
· средний балл уровня вербальной агрессии – 6,3
· средний балл уровня чувства вины – 7
· средний балл уровня индекса враждебности – 10,7
· средний балл уровня индекса агрессивности – 13,7
· средний балл уровня агрессии – 1,6
· средний балл уровня директивности – 2,1
· средний балл уровня страха – 0,3
· средний балл уровня аффлиации – 0,7
· средний балл уровня коммуникации – 2,1
· средний балл уровня зависимости – 0,9
· средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -0,3
2. для педагогов с малым стажем педагогической деятельности характерно:
· средний балл уровня физической агрессии – 3,9
· средний балл уровня косвенной агрессии – 5,5
· средний балл уровня раздражения – 5
· средний балл уровня негативизма – 2,1
· средний балл уровня обиды – 5,1
· средний балл уровня подозрительности – 5,9
· средний балл уровня вербальной агрессии – 7,4
· средний балл уровня чувства вины – 6,3
· средний балл уровня индекса враждебности – 10,3
· средний балл уровня индекса агрессивности – 16,3
· средний балл уровня агрессии – 1,4
· средний балл уровня директивности – 2,4
· средний балл уровня страха – 0,3
· средний балл уровня аффлиации – 1,1
· средний балл уровня коммуникации – 2
· средний балл уровня зависимости – 2
· средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -1,6
3. существуют различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта.
4. не выявлено различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение.
Заключение
В данной курсовой работе исследовалась тема «Личностные особенности педагогов». В теоретической части рассматривалось: структура педагогической деятельности, психологические особенности педагогов, особенности педагогических конфликтов, агрессивность и ее проявления в деятельности. В практической части проводились исследования при помощи теста «Басса-Дарки» и «Hand testa». При анализе полученных результатов выявилось, что: для педагогов с большим стажем педагогической деятельности характерно:
· средний балл уровня физической агрессии – 3,7
· средний балл уровня косвенной агрессии – 4,4
· средний балл уровня раздражения – 4,4
· средний балл уровня негативизма – 2,1
· средний балл уровня обиды – 4,7
· средний балл уровня подозрительности - 6
· средний балл уровня вербальной агрессии – 6,3
· средний балл уровня чувства вины – 7
· средний балл уровня индекса враждебности – 10,7
· средний балл уровня индекса агрессивности – 13,7
· средний балл уровня агрессии – 1,6
· средний балл уровня директивности – 2,1
· средний балл уровня страха – 0,3
· средний балл уровня аффлиации – 0,7
· средний балл уровня коммуникации – 2,1
· средний балл уровня зависимости – 0,9
· средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -0,3.
Для педагогов с малым стажем педагогической деятельности характерно:
· средний балл уровня физической агрессии – 3,7
· средний балл уровня косвенной агрессии – 4,4
· средний балл уровня раздражения – 5
· средний балл уровня негативизма – 2,1
· средний балл уровня обиды – 5,1
· средний балл уровня подозрительности – 5,9
· средний балл уровня вербальной агрессии – 7,4
· средний балл уровня чувства вины – 6,3
· средний балл уровня индекса враждебности – 10,3
· средний балл уровня индекса агрессивности – 16,3
· средний балл уровня агрессии – 1,4
· средний балл уровня директивности – 2,4
· средний балл уровня страха – 0,3
· средний балл уровня аффлиации – 1,1
· средний балл уровня коммуникации – 2
· средний балл уровня зависимости – 2
· средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -1,6.
Существуют различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта.
Не выявлено различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение.
Выдвинутая в начале курсовой работы гипотеза: «Предположим, что существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и стажем работы у педагогов, а именно:
1)высокий уровень агрессивности свойственен педагогам, имеющим большой стаж работы педагогической деятельности;
2)низкий уровень агрессивности характерен педагогам с малым стажем педагогической деятельности» подтвердилась частично.
А именно: существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и стажем работы у педагогов:
1)высокий уровень агрессивности, как личностной черте, свойственен педагогам, имеющим малый стаж педагогической деятельности;
2)педагоги с большим стажем педагогической деятельности не отличаются от педагогов с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: уровень открытого агрессивного поведения.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика – 1954. - №8: С.30-35.
2. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова.- М., 1977. 356 с.
3. Блонский П.П. Педология: Кн. Преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. – М., 1999. 568 с.
4. Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. – Арх., 1997. 439с.
5. Волович М.Б. Не мучить а учить: О пользе педагогической психологии. – М., 1992. 279 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдовой В.В. – М., 1991. 567 с.
7. Гаралева М.Д., Моросакова В.И. Проявление саморегуляции в различных видах агрессивного поведения // Журнал прикладной психологии – 2004.-№6: С. 20-22.
8. Журавлев В.И. Педагогическая конфликталогия. – М., 1995. 357 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н / Д., 1997. 266 с.
10. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. 434 с.
11. Кан – Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. – М., 1990. 382 с.
12. Круженин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов н / Д., 1995. 472 с.
13. Кузьмина Прфессианолизм деятельности педагогов. – М., 1989. 512 с.
14. Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций. – М., 2002. 585 с.
15. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. – М., 1970. 531 с.
16. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. 438 с.
17. Овчарова Р.В. Технологии образования практического психолога. – М., 2000. 441 с.
18. Психология и учитель / Пер. с англ. Гуго Мюнстерберг. 3-е изд., испр. – М., 1997. 385 с.
19. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995. 445 с.
20. Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон. Агрессия. – С.-П., 2001. 611 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-П., – 1999. 583 с.
22. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – С.-П., 2004. 349 с.
23. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1998. 375 с.
24. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. – М., 1995. 538 с.
25. Якунин В.А. Педагогическая психология. – С.-П., 2000. 468 с.
26. htt://azps.ru/tests/tests_agression.html.
27. htt://azps.ru/tests/3/hand/hand.html .
Приложение 1
Опросник теста «Басса-Дарки» выявление агрессивности, как личностной черты.
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим |
да |
нет |
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю |
да |
нет |
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь |
да |
нет |
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню |
да |
нет |
Я не всегда получаю то, что мне положено |
да |
нет |
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной |
да |
нет |
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать |
да |
нет |
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести |
да |
нет |
Мне кажется, что я не способен ударить человека |
да |
нет |
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами |
да |
нет |
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам |
да |
нет |
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его |
да |
нет |
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами |
да |
нет |
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал |
да |
нет |
Я часто бываю несогласен с людьми |
да |
нет |
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь |
да |
нет |
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему |
да |
нет |
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями |
да |
нет |
Я гораздо более раздражителен, чем кажется |
да |
нет |
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор |
да |
нет |
Меня немного огорчает моя судьба |
да |
нет |
|
|
|
Я думаю, что многие люди не любят меня |
да |
нет |
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной |
да |
нет |
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины |
да |
нет |
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку |
да |
нет |
Я не способен на грубые шутки |
да |
нет |
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются |
да |
нет |
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались |
да |
нет |
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится |
да |
нет |
Довольно многие люди завидуют мне |
да |
нет |
Я требую, чтобы люди уважали меня |
да |
нет |
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей |
да |
нет |
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" |
да |
нет |
Я никогда не бываю мрачен от злости |
да |
нет |
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь |
да |
нет |
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания |
да |
нет |
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть |
да |
нет |
Иногда мне кажется, что надо мной смеются |
да |
нет |
Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям |
да |
нет |
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены |
да |
нет |
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня |
да |
нет |
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь |
да |
нет |
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием |
да |
нет |
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел |
да |
нет |
Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" |
да |
нет |
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю |
да |
нет |
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею |
да |
нет |
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь |
да |
нет |
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева |
да |
нет |
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться |
да |
нет |
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать |
да |
нет |
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня |
да |
нет |
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ |
да |
нет |
Неудачи огорчают меня |
да |
нет |
Я дерусь не реже и не чаще чем другие |
да |
нет |
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее |
да |
нет |
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку |
да |
нет |
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо |
да |
нет |
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю |
да |
нет |
Я ругаюсь только со злости |
да |
нет |
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть |
да |
нет |
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее |
да |
нет |
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу |
да |
нет |
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся |
да |
нет |
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить |
да |
нет |
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает |
да |
нет |
Я часто думаю, что жил неправильно |
да |
нет |
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки |
да |
нет |
Я не огорчаюсь из-за мелочей |
да |
нет |
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня |
да |
нет |
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение |
да |
нет |
В последнее время я стал занудой |
да |
нет |
В споре я часто повышаю голос |
да |
нет |
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям |
да |
нет |
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить |
|
|
Приложение 2
Стимульный материал для выявления открытого агрессивного поведения у педагогов с большим стажем педагогической деятельности и педагогов с малым стажем педагогической деятельности.
Приложение 3
Выявление взаимосвязи уровня агрессивности, как личностной черты, в зависимости от педагогического стажа у педагогов по данным, полученным при помощи теста «Басса-Дарки» по методу коофициента корреляции Пирсона.
N |
V1 |
V2 |
V1 |
V2 |
V1 * V2 |
1 |
15 |
8 |
225 |
64 |
120 |
2 |
9 |
11 |
81 |
121 |
99 |
3 |
17 |
16 |
289 |
256 |
272 |
4 |
15 |
11 |
225 |
121 |
165 |
5 |
18 |
14 |
324 |
196 |
255 |
6 |
12 |
18 |
144 |
324 |
96 |
7 |
28 |
18 |
784 |
324 |
504 |
|
114 |
96 |
2072 |
1406 |
1511 |
С1 = 2072 – (114) = 2072 – 12996 = 2072 – 1856,6 = 215,4 7 7
С2 = 1406 – 96 = 1406 – 9216 = 1406 – 1316,6 = 89,4 7 7
P = 1511 – (114 * 96) : 7 = 1511 – 1563,4 = -52,4 = -0,38 215,4 * 89,4 19256,8 138,8
Х = (-0,38) * 7 = 1,01
Ответ: статистической значимой связи не обнаружено.
Приложение 4
Выявление статистически значимых различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: агрессивность, как личностная черта, по данным, полученным при помощи теста «Басса-Дарки», по методу U – критерий Манна-Уитни.
Н0 - Группа педагогов с большим стажем педагогической деятельности не отличается от группы педагогов с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта.
Н1 - Группа с малым стажем педагогической деятельности превосходит группу педагогов с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта.
N |
Педагоги с малым стажем педагогической деятельности |
Педагоги с большим стажем педагогической деятельности |
1 |
15 |
8 |
2 |
9 |
11 |
3 |
17 |
16 |
4 |
15 |
11 |
5 |
18 |
14 |
6 |
12 |
18 |
7 |
28 |
18 |
Педагоги с малым стажем педагогической деятельности |
Ранг |
Педагоги с большим стажем педагогической деятельности |
Ранг |
28 |
14 |
|
|
18 |
12 |
18 |
12 |
18 |
12 |
|
|
17 |
10 |
|
|
|
|
16 |
9 |
15 |
7,5 |
|
|
15 |
7,5 |
|
|
|
|
14 |
6 |
12 |
5 |
|
|
|
|
11 |
3,5 |
|
|
11 |
3,5 |
9 |
2 |
|
|
|
|
8 |
1 |
Ранг 1 = 70
Ранг 2 = 35
U1 = (7 * 7) + 7(7 + 1) – 70 = 49 + 28 – 70 = 72
U2 = (7 * 7) + 7(7 +1) - 35 = 49 + 28 – 35
Uэмп = 16,5
Uэмп Uкр
Ответ: Н1 принимается. Группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта.
Приложение 5
Выявление взаимосвязи уровня открытого агрессивного поведения в зависимости от педагогического стажа у педагогов по данным, полученным при помощи «Hand testa» по методу коофициента корреляции Пирсона.
N |
V1 |
V2 |
V1 |
V2 |
V1 * V2 |
1 |
-4 |
-1 |
16 |
1 |
4 |
2 |
-4 |
-3 |
16 |
9 |
12 |
3 |
0 |
-2 |
0 |
4 |
0 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
-2 |
1 |
4 |
1 |
-2 |
6 |
2 |
-1 |
4 |
1 |
-2 |
7 |
-4 |
3 |
16 |
9 |
-12 |
|
-11 |
-2 |
57 |
26 |
1 |
С1 = 57 – (-11) = 57 – 17,3 = 39,77
С2 = 26 – (-2) = 26 – 0,6 = 25,47
P = 1 – (-11) * (-2) :7 = 1 – (-3.1) = 4.1 = 0.1239.7 * 25.4 1008.4 31.8
X = 0.12 * 7 = 0.01
Ответ: статистической значимой связи не обнаружено.
Приложение 6
Выявление статистических значимых различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение, по данным, полученным при помощи «Hand testa», по методу U – критерий Манна-Уитни.
Н0 Группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности не превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение.
Н1 Группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение.
N |
Педагоги с малым стажем педагогической деятельности |
Педагоги с большим стажем педагогической деятельности |
1 |
-4 |
-1 |
2 |
-4 |
-3 |
3 |
0 |
-2 |
4 |
1 |
1 |
5 |
-2 |
1 |
6 |
2 |
-1 |
7 |
-4 |
3 |
Педагоги с малым стажем педагогической деятельности |
Ранг |
Педагоги с большим стажем педагогической деятельности |
Ранг |
|
|
3 |
14 |
2 |
13 |
|
|
1 |
11 |
1 |
11 |
|
|
1 |
11 |
0 |
9 |
|
|
|
|
-1 |
7,5 |
|
|
-1 |
7,5 |
-2 |
5,5 |
-2 |
5,5 |
|
|
-3 |
4 |
-4 |
2 |
|
|
-4 |
2 |
|
|
-4 |
2 |
|
|
Ранг1 = 44,5
Ранг2 = 60,5
Uэмп = (7 * 7) + 7 (7 + 1) – 44,5 = 49 + 28 – 44,5 = 32,52
U2эмп = (7 * 7) + 7 (7+ 1) – 60,5 = 49 + 28 – 60,5 = 16,52
Uэмп = 16,5
Uэмп Uкр
Ответ: Н0 принимаем. Группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности не превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение.