Концепция Вирджинии Сатир в рамках семейной психотерапии

§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир

 

Процессуальная методика Сатир, ставящая своей целью достижение изменений, опирается, главным образом, на кон­цепцию о стадиях, которые проходит человек на пути к этим изменениям. Поскольку Сатир определяла первую стадию как «статус кво», когда люди ощущают потребность в пере­менах, но страшатся их, то здесь она считала в первую очередь необходимым создать у них чувство защищенности, чтобы у людей появились силы стремиться к изменениям, несмотря на свои страхи и опасения. Для этого Сатир устанавливала прочный контакт с людьми и помогала им обрести уверен­ность в себе.

Как только Сатир чувствовала, что ей удалось добиться полного доверия, она постепенно готовила людей к приня­тию изменений, часто для начала давая им понять, что при­вычные образцы поведения пришли в негодность. Вытащив наружу эти образцы поведения, Сатир тем самым станови­лась главным «чужеродным элементом» второй стадии, рас­шатывающим сложившуюся систему. Подобные действия порождали четвертую стадию — «хаос».

На данном этапе Сатир становилась одновременно и за­ботливым помощником и суровым командиром, помогая людям неуклонно стремиться вперед, преодолевая хаос, и не позволяя им, испугавшись, пойти на попятную и вернуться к стадии «статус кво». Ей удавалось достичь этого за счет но­вых возможностей в поведении и восприятии, которые она открывала своим пациентам.

И, наконец, чтобы закрепить выработанное поведение и установки, Сатир постоянно создавала условия, задействующие новые образцы поведения, благодаря чему недавно усвоенное становилось для людей обыденным и привычным.

Взаимосвязь психотерапевтических процессов и стадий изменений наглядно показана на таблице:

Стадии изменений

Стадии психотерапевтического процесса по Сатир

Статус КВО

Начальная стадия:

Подготовка к изменениям

 

Виды психотерапевтического вмешательства:

o       Установление контакта

o       Вселение уверенности

o       Стимулирование сознания

Чужеродный элемент

Промежуточная стадия:

Изменения

Виды психотерапевтического вмешательства:

o       Вовлечение в психотерапевтический процесс

o       Ослабление дезадаптивных поведенческих паттернов

o       Обучение новым способам поведения

Хаос

Новые возможности

Практика

Заключительная стадия:

закрепление изменений

Виды психотерапевтического вмешательства:

o       Проверка на практике

o       Подчеркивание положительных изменений

Интеграция

 

1. Начальная стадия

Как уже упоминалось ранее, Сатир совершенно сознатель­но начинала любые внутренние изменения с того, что помо­гала обрести человеку чувство защищенности и значимости собственной личности. Она главным образом прислушива­лась к своей интуиции, но для ускорения процесса внутрен­них изменений использовала и психотерапевтические тех­ники. Техники, разработанные Сатир для начальной фазы, можно разделить на три этапа, начиная с установления кон­такта, и далее по возрастающей: принятие и стимулирова­ние сознания.

 

Установление контакта

 

Установление контакта — это первое, с чего начинала Сатир. Она считала способность налаживать контакты про­сто необходимой для того, кто хочет стать настоящим психо­терапевтом. Далее вы познакомитесь с некоторыми психоте­рапевтическими техниками, которые, согласно мнению Са­тир, помогают установлению контакта.

Сближение

Сатир напрягала все свои физические и душевные силы, чтобы найти контакт с людьми. Чтобы как-то сблизиться с ними, завязать контакт, она касалась их руками, виртуозно использовала выражение лица, глаз, изменения тона голоса.

Первое, что она всегда делала для установление контак­та — просто жала руку. Сатир была уверена, что прикоснове­ние руки — одна из главных потребностей человека, а потому она часто использовала это, чтобы наладить с людьми контакт. Она узнавала, как человека зовут, а после тепло приветство­вала его, называя по имени, надо сказать, делала она это вос­хитительно и никогда не жалела время, потраченное на при­ветствия.

Она всегда принимала позу и отмеряла расстояние до че­ловека так, чтобы с легкостью дотянуться до него. Стоя, она старалась занять такое положение, чтобы человек был пря­мо напротив нее, на расстоянии вытянутой руки. Если же она сидела, то наклонялась вперед на 45 °.

Выслушивание

Сатир очень внимательно относилась к индивидуальным особенностям людей, уделяя каждому время и внимание, что­бы установить с ним прямой контакт. Чтобы понять человека, наладить с ним взаимоотношения, она очень скрупулезно слушала речь каждого, особо отмечая тон голоса, внезапные переходы от крика к шепоту и слова, которые употребляет человек.

Наблюдение

Сатир старалась как можно ближе общаться с людьми, чтобы наладить с ними отношения и понаблюдать за ними. Поначалу, наблюдая за языком тела, она лишь накапливала информацию, чтобы затем тщательно разобраться со значе­нием каждого жеста. Особое значение она придавала изме­нениям, происходящим на уровнях:

— глаз;

— выражения лица;

—цвета лица;

— длительности и глубины дыхания;

— позы;

— расстояния, которое стремится занять человек по отно­шению к другим;

— тонуса мышц.

Кроме наблюдения за жестами, Сатир по крупицам соби­рала информацию о:

— потенциале личности;

—самоуважении;

— закрепившемся стиле общения;

— внутренних правилах;

— ожиданиях и имеющемся репертуаре ролей;

— том, как человек использует свою власть и превосход­ство над другими;

—    изменениях в восприятии или поведении.

Стимулирование сознания


После того как Сатир помогала человеку обрести внут­реннее чувство защищенности, она пыталась подвинуть его к осознанию своих внутренних ресурсов и дезадаптивных поведенческих паттернов. Ниже описаны некоторые приемы, которые использовала Сатир.

 

 

«Карта семьи»

Обычно Сатир составляла «хронологию семейной жиз­ни», охватывающую три поколения. Эта хронология вклю­чала в себя следующую информацию::

— даты рождения и смерти всех членов семьи, а также имели ли место случаи мертворождения, выкидышей или абортов;

— социально-политическую атмосферу, в которой прошло Детство родителей, бабушек и дедушек (например, времена «Великой депрессии»);

— все события, оказавшие влияние на жизнь семьи, такие как вступление в брак, развод, переезды, природные катак­лизмы, так или иначе изменившие ход событий и другие чрез­вычайные происшествия;

— степень зависимости членов семьи друг от друга;

— имена и краткое описание тех людей, которые, не явля­ясь кровными родственниками, оказали влияние на семью.

Составляя такую карту для какой-то определенной семьи, Сатир сначала задавала лишь нейтральные, касающиеся основных дат, вопросы, чтобы сперва создать непринужденную обстановку. Постепенно она переходила на вопросы личного характера, подробно расспрашивая о каждом члене семьи,  его личностных особенностях и стиле поведения, а порой даже раскрывая семейные тайны. Ниже приведены примерные вопросы из тех, что задавала Сатир, составляя «Карту  семьи».


Об исторических датах:

«Ты знаешь, где и когда родился твой дедушка? Представляешь ли ты обстановку, в которой прошли его детские годы? Если твой дедушка скончался, знаешь ли ты, как это произошло?»

О важных событиях:          

«Когда поженились твои родители? Ты знаешь, как они встретились? Что ты знаешь о том времени, когда они были женихом и невестой? Остались ли мужем и женой до сих пор?»

О личных особенностях:

«Представь, что мне нужно поехать в аэропорт, чтобы, встретить там твою бабушку. Как мне узнать ее? Попробуй описать ее личные качества. Какие из них ты считаешь положительными, а какие нет?»

О семейных законах:

«Что бы твоя мама сказала насчет денег? Как ведут себя твои родители при семейном конфликте?»                                    

 О тайнах. 

«Так когда вы родились?... Выходит, что ваши родители поженились менее чем за девять месяцев до вашего  рождения. Что вы об этом думаете?»

О тех, кто оказывал влияние:

«Были ли в пору вашего детства такие люди, которые оказали на вас значительное влияние, не являясь при этом членами вашей семьи. Расскажите о них».

2.     Промежуточная стадия

          Достигнув промежуточной фазы, Сатир делала всё, чтобы подтолкнуть человека на путь изменений. Для этого она в первую очередь вовлекала его в психотерапевтический процесс, чтобы затем постепенно пересмотреть его дезадаптивные поведенческие паттерны и открыть перед ним новые горизонты возможностей.

Вовлечение в психотерапевтический процесс

 

Договор

Для того чтобы увлечь человека распознаванием оттенков собственного поведения, Сатир задавала такой вопрос, что  ее собеседник, размышляя над ним, сам того не замечая, углублялся в психотерапевтический процесс и медленно при­ближался к изменениям.

Примеры индивидуальной работы.

«Мне кажется, я понимаю, что с вами происходит. Хо­тите меня выслушать?»

«Пока вы говорили, сколь сильно вы страдаете, я, ка­жется, догадалась, что надо делать, чтобы облегчить ваши муки. Вам это интересно?»

Примеры работы с парами.

«Насколько я поняла, вы теряетесь в догадках, что нуж­но вашему мужу. Не лучше ли будет, если он сам скажет вам об этом?»

«Вы стояли на позиции обвинения друг друга, но, как видите, это вам мало помогло. Может, лучше слегка из­менить вашу манеру поведения?»

Примеры работы с семьей.

«Теперь я ясно вижу, в чем причина ваших семейных неурядиц. Вы хотите узнать ее?»

«Мне кажется, что в своей семье вы не находите вза­имного понимания. И у меня есть подозрения, отчего это происходит. Хотите, я поделюсь с вами?»

Смещение фокуса на личность клиента

Сатир старалась не просто вовлечь человека в психотера­певтический процесс, но также помогала ему принять свои просчеты и недостатки, осознавая ответственность за них..

Примеры индивидуальной работы.

«Как я понимаю, ты считаешь всю школьную систему в корне несправедливой, но меня больше всего интересу­ет, что же такое с тобой происходит, отчего ты держишь­ся в стороне от всего класса?»

«Вы хотите, чтобы отношения в семье изменились, но вы-то сами можете себе представить, что значит для вас вести себя по-другому со всеми ими?»

Примеры работы с семьей.

«Линн, психотерапевт нужен не столько твоей маме, сколько тебе. Ведь ты и сама знаешь это?»

«Вы боитесь, что ваши дети не умеют постоять за себя. Ведь то же самое можно сказать и про вас самих?»

Примеры работы с парами.

«Так вы считаете своего мужа "размазней", во всяком случае, именно такой вывод напрашивается из того, что вы только что сказали. Это так?»

«Я внимательно слушала, пока вы говорили о том, что, по вашему мнению, хочет жена. А что нужно вам, Харри?»

Пересмотр дезадаптивных паттернов

 

Чувствуя, что клиент в полной мере вовлечен в психоте­рапевтический процесс, Сатир приступала к пересмотру дезадаптивных форм поведения, стереотипов восприятия, убеждений и ожиданий.

Пересмотр дезадаптивных форм поведения

Примеры индивидуальной работы

. «Ты готов сделать что-то новое для себя?» «Теперь, понимая, что до сих пор вам отводилась роль "вечно недовольного", не появилось ли у вас желания по­пытаться быть чуточку приветливей?»

Примеры работы с парами.

«А теперь повернитесь к своему партнеру, и пусть он услышит то, что вы только что сказали мне».

« Попробуйте поверить в то, что ваши потребности тоже имеют значение. Скажите своему партнеру, в чем вы нуж­даетесь».

Примеры работы с семьей.

«Когда вы глядите на свою дочь, вам не хочется вы­сказать то, что у вас на душе?»

«У вас не возникает желания поведать отцу, что вы ис­пытали тогда, когда он ушел из семьи?»

 

Изменение поведения путем разрушения правил.

 

Примеры индивидуальной работы.

«Что вы чувствуете?» (Разрушение правила, запреща­ющего испытывать какие-то чувства.)

«Так значит, все в семье знали, что отец изменяет ма­тери, но ни один не осмелился заговорить об этом. Да?» (Разрушение правил, требующих соблюдения секретно­сти в делах семьи.)

Примеры работы с парами.

«Попробуйте сказать мужу, чего вы ждете от него». (Разрушение правил, запрещающих говорить вслух о сво­их желаниях.)

«Было видно, что в то время, как жена говорила, вас переполняли чувства. Вы можете облечь их в слова?» (Раз­рушение правил, запрещающих выражение чувств.)

Примеры работы с семьей.

«Что вы хотите сказать своей маме, видя ее в этой позе?» (Разрушение правил, запрещающих выражение чувств.)

«Опишите в словах эту "скульптурную композицию"». (Разрушение правил, запрещающих что-то замечать и го­ворить об этом вслух.)

Пересмотр стереотипов восприятия


Примеры индивидуальной работы.

«Сейчас вы в полной мере осознали то, что ваш отец когда-то потерял своих родных братьев, умерших от го­лода. Может быть, вы немного иначе смотрите теперь на его "экономность"?»

«Расскажите, что вы знаете о том времени, когда ваши папа с мамой были женихом и невестой. Хотя вы и при­выкли, что люди они более чем сдержанные, но когда-то все было иначе».

Примеры работы с парами.

«Мэри, теперь, когда вы наконец поняли, что муж ваш совсем не так жесток, как был ваш отец, и что все ваши страхи относятся к прошлому, как вы воспринимаете сво­его мужа?»

«Дэвид, теперь вы видите, что причины ваших напа­док на Джона таятся в том времени, когда вы были подростком. Ваши чувства к нему как-то изменились?»

Примеры работы с семьей:

«Бывает, что временами ваш партнер мил и приветлив,  а временами жутко упрям?»                       

«Вы хоть понимаете, что вашему сыну всего восемь лет? А как мне кажется, вы уже волнуетесь о том, добьется ли он чего-то через 20 лет».

Пересмотр интерпретации происходящего

 

Примеры индивидуальной работы.

«Значит, всякий раз, как у вас не выходит достичь сверхвысоких результатов, вы сходу зачисляете себя в тупицы?»                                      

«По-вашему, выходит, что всякий раз как подруга долго не звонит вам, это означает, что вы чем-то ей не угодили. А почему бы не предположить, что помимо общения с вами у нее есть и другие занятия?»

Примеры работы с парами.

«Когда в голосе вашего мужа звучит недовольство,  объясняете это тем, что он злится именно на вас. А в чем еще может быть причина?»                       

«Ваш партнер говорит, что он имел в виду нечто весьма отличное от того, что услышали вы. Может быть, вам стоит послушать то, что он скажет, немного с иной точки зрения?»

Примеры работы с семьей.

«То, что ваш сын переезжает жить на другое место, вы объясняете его нежеланием быть с семьей. Но что вы чувствуете, услышав от него, что он любит свою семью, но хочет быть самостоятельным».

«Я просто не представляю, как можно быть "плохой  матерью" и одновременно так переживать из-за школьной  неуспеваемости сына?»

Изменение укоренившихся убеждений и ожиданий

 

Примеры индивидуальной работы.

«Это правда, что вы все время должны быть этаким па­инькой? Ведь бывают же случаи, когда лучше быть кем угодно, только не паинькой?»

« После того как вы рассказали обо всех имеющихся ре­сурсах, неуж-то нет ничего, что утешило бы вас в трудную минуту?»

Примеры работы с парами.

«Теперь, когда вы понимаете, что ваши ожидания от­носительно вашей супруги были попросту нереальны, не считаете ли вы разумным отказаться от них?»

«Вы и вправду думаете, что расскажи вы жене о том, что сейчас происходит с вами, она тут же отвернется от вас?»

Примеры работы с семьей.

«Когда вы смотрите на сына, вы и вправду верите, что он копия вашего брата, причинившего вам немало стра­даний?»

«Ваша семья, как мне кажется, имеет немало досто­инств. И мне непонятно, неужели вы и вправду считаете, что если вы будете настаивать на строгом медицинском контроле за вашей бабушкой, произойдет нечто ужасное?»




Обучение новым способам поведения

Подвергнув пересмотру дезадаптивные паттерны, Сатир обучала своих клиентов новым, более эффективным способам  поведения, раскрывая перед ними до сих пор неиспользованные возможности. Ниже описаны психотерапевтичекие методы, которые применяла Сатир, чтобы достичь таких  результатов.          

Моделирование конгруэнтного общения

Здесь Сатир сама выступала как модель, стараясь дать образец конгруэнтного поведения, для чего ей приходилось быть  искренней, внимательной к каждому, правдивой и открытой в общении с клиентами.

Примеры индивидуальной работы.

«Знаешь, Майра, у меня такое чувство, что ты чего-то  не договариваешь. Не чувствуешь ли ты нечто такое, о чем  тебе неудобно говорить?»

«Я ведь вижу, Фрэнк, что тебе нелегко говорить о своей боли».

Примеры работы с парами.

«Как я понимаю, ваши тайные взаимные обиды очень  пагубно отражаются на ваших отношениях».

«Итак, давайте говорить начистоту. Каких изменений  во взаимоотношениях ждет каждый из вас?»

Примеры работы с семьей.

«Я поняла, что пьянство вашей мамы — настоящая беда для всей семьи. Это так?»

«Я уверена, что хотя ваш папа и живёт отдельно, вы все ощущаете его присутствие».

Уточнение


Сатир просила своих клиентов быть точными в выраже­ниях, четко излагать свое мнение, приводить наглядные и ясные примеры и т. д.

Примеры индивидуальной работы.

«Вы говорите, что, просто не можете себе представить, чтобы куда-то пойти. Вы не могли бы выразиться пояс­нее, что вы имеете в виду под "куда-то пойти"?»

«Успех дал вам новые силы. А что конкретно вы дела­ете, что доставляет вам такое удовольствие?»

     Примеры работы с парами.               

 «Вы говорите, что хотели бы, чтобы муж принимал большее участие в ваших делах. Что такое, по-вашему, "принимать большее участие"?»

«Вам не нравится, как ваша жена смотрит на вас. Рас­скажите, что вы видите в ее взгляде».

Примеры работы с семьей.

«Так значит, вы недовольны поведением своих детей. Скажите, а что именно в их поведении так расстраивает вас?»

«Какой именно помощи в учебе вы ждете от мужа?»

Придание направления ходу беседы

Сатир стимулировала беседу между людьми, незаметно задавая ее направление, с тем, чтобы обучить их гармонич­ному взаимодействию друг с другом. Ее роль заключалась в том, чтобы помочь клиентам сломить прежние стереотипы и попытаться выразить себя.

Ослабление взаимных обвинений


Незаметно направлять диалог, где обе стороны старают­ся обвинить друг друга, — задача не из легких для психоте­рапевта. Первое, что старалась сделать в этом случае Сатир, — это сместить фокус с личности обвиняемого. Требовалась большая изобретательность, чтобы найти, куда сдвинуть этот фокус. Иногда Сатир для этой цели углублялась в личную историю или начинала внимательно изучать факты, в дру­гой раз она просила дать описание поведения партнера или же смещала фокус на процесс.

Резюме

На промежуточной стадии психотерапии Сатир исполь­зовала ряд навыков для того, чтобы подтолкнуть человека к изменениям. Сатир начинала с «заключения договора» и сме­щения фокуса на личность клиента, с помощью чего она во­влекала человека в психотерапевтический процесс. Затем на­чинался основной этап, ради которого и проводилась, соб­ственно, психотерапия, а именно: пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов с последующим обучением чело­века новым формам поведения и выработкой новых уста­новок.

В индивидуальной психотерапии пересмотр дезадаптив­ных поведенческих паттернов означал работу на нескольких уровнях «я»: восприятие, ожидания, убеждения. При работе с парами пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов значил пересмотр сложившихся способов взаимодействия.

После того, как Сатир удавалось пересмотреть дезадаптивные поведенческие паттерны на внутриличностном уров­не либо на уровне взаимодействия в семье, Сатир старалась обучить своих клиентов новым способам поведения путем таких видов психотерапевтического вмешательства, как моделирование, придание направления ходу беседы, устранение взаимных обвинений, специализация, «скульптурирование», а  также использование воображения.






3.  Заключительная стадия

     В рамках заключительной стадии психотерапии Сатир ставила перед собой задачу закрепить наработанные изме­нения. Для этого она шаг за шагом подводила людей к опро­бованию новых способов поведения. Порой это напоминало тренировку, в другой раз Сатир избирала метод предвари­тельной репетиции в воображении.

Слова, употребляемые Сатир в ходе психотерапии, и тон, которым она их произносила, нередко помогали ей прочней закрепить полученные изменения. Иногда, выбрав нужные слова и тон голоса, она актуализировала внутренний потен­циал человека, его способности. Порой же Сатир видела не­обходимость еще раз подчеркнуть положительный резуль­тат изменений, сосредоточивая на них внимание клиента.

Последнее, что служило в психотерапии Сатир средством закрепления нового, — это «установка якоря» с помощью во­проса о том, как чувствует себя человек после произошед­ших с ним перемен.

Проверка на практике
Тренировка

Чтобы помочь человеку свыкнуться со своим новым способом реагирования, Сатир проводила интенсивную тренировку «обкатывая» еще непривычное для человека поведение.

Примеры индивидуальной работы.

«Давате, теперь вы поведаете свои мечты отцу, как только что поведали мне. Просто представьте, что он сейчас рядом с вами, и пусть слова сами льются из ваших уст».

«Я рада, что вы отважились рассказать мне об одном из ваших желаний. А теперь попробуйте закрепить этот новый навык, рассказав мне о каком-то другом желании».

Примеры работы с парами. 

 «Тони, повернитесь к Сьюзан и скажите ей то, что сейчас говорили мне».                                «Тайрон, почему бы вам не попробовать чуть побольше рассказать вашей жене о том, как вы цените ее».

Примеры работы с семьей.

«Я вижу, что все вы в семье поняли, как можно разговаривать друг с другом начистоту, так давайте обсудим в каком же духе и вопрос власти и главенства в вашей семье. Начнем с вас, Фумико. Скажите откровенно, кто, по-вашему, в семье главный?»                         

«Теперь, когда вы, родители, выразили мне большую благодарность за то, что на этой неделе ваши дети так, много сделали, не пора ли похвалить и самих детей, обратившись непосредственно к ним?»

Воображаемая репетиция

Нередко, чтобы закрепить новые способы поведения, Сатир требовалась помощь воображения. В этом случае она просила человека закрыть глаза и представить такую ситуацию, в которой он бы мог задействовать недавно усвоенные формы поведения.

Примеры индивидуальной работы.

«А не могли бы вы в следующий раз; когда ошибетесь, просто закрыть глаза и немного вот так, по-доброму пого­ворить с собой?»

«Вы не могли бы всякий раз, когда решаетесь на ка­кой-то рискованный шаг, закрыть глаза и представить, как вас наполняет мужество?»

Примеры работы с парами.

«Почувствовав теперь, что вы способны быть искрен­ними и честными друг с другом, не могли бы вы и дома иногда, закрыв глаза, мысленно представлять нашу сего­дняшнюю встречу?»

«Как вы смотрите на то, чтобы в другой раз, когда вы столкнетесь с взаимным непониманием, просто закрыть глаза и вспомнить, как вам сегодня удалось совершенно по-новому взглянуть друг на друга?»

Примеры работы с семьей.

«Ты не можешь в следующий раз, когда будешь разго­варивать со своей тещей, буквально на секунду прикрыть глаза и мысленно сконцентрироваться?»

«А не может ли каждый в вашей семье изредка закры­вать глаза и вспоминать этот момент, когда он выходил из этой комнаты с твердым намерением быть впредь от­кровенным с членами семьи?»

Подчеркивание положительных изменений

Сатир подчеркивала произошедшие изменения, чтобы еще лучше закрепить их. Для этого она использовала некоторые навыки, которые описаны ниже.

Закрепление изменений

Иногда Сатир подмечала уже существующее в человеке положительное свойство, а в другой раз она помогала чело­веку изменить что-нибудь в положительную сторону, всякий раз указывая на это достижение.

Примеры индивидуальной работы.

«Вы разве не догадывались, что таким образом вы запросто можете влиять на людей?»

«Мне показалось, вы высказали свое главное желание. Это здорово, что оно у вас есть!»

Примеры работы с парами.

«Вы понимаете, какие чудесные отношения вам только что удалось установить между собой?»

«Теперь вы знаете, что оба способны говорить друг с другом на самые сокровенные темы».

Примеры работы с семьей.

«Думаю, что сейчас ваша семья находится на такой высокой ступени, когда люди уже не страшатся быть откровенными друг с другом. Надеюсь, вам это самим очевидно».

«Знаю, что вам обоим пришлось проявить немало мужества, чтобы открыто рассказать о своих разногласиях. А вы сами понимаете, что решились на такой мужественный  поступок?»

Ободрение

Нередко Сатир подбадривала человека, показывая тем самым, что она всецело поддерживает человека на его пути к  ихменениям. Она ободряла не только словом, но и дружеским пожатием руки.                                     

Примеры индивидуальной работы

 «Я так рада, что вы наконец-то избавились от того, что мучило вас изнутри». «Это замечательно, что вы можете мне сказать это!»

Примеры работы с парами.                     

 «Это очень хорошо, что теперь вы можете говорить об этом начистоту».

«Как прекрасно, что теперь вы смотрите совершенно иначе друг на друга!»                             

Примеры работы с семьей.                

 «Это замечательно, что ты, наконец, можешь говорить об  этом с родителями. Теперь им станет гораздо легче понять тебя».

«Вижу, дела в вашей семье идут на лад, я поняла это из того, как вы теперь стали разговаривать друг с другом».

«Установка якоря»

 

Сатир незаметно закрепляла изменения, показывая чело­веку, сколь велики перемены, произошедшие в его восприя­тии, на уровне чувств, убеждений и поведения.

Примеры индивидуальной работы

 «Что вы сейчас чувствуете, рассказывая мне об этом?» «Что вы теперь испытываете, видя, что сделаны пер­вые серьезные шаги на пути к заветной цели?»

Примеры работы с парами.

«Попытайтесь проникнуться этим новым для вас ощу­щением, которое вы испытываете, рассказывая мужу о своих чувствах».

«Что вы ощутили, когда поделились своей мечтой с же­ной?»

Примеры работы с семьей.

«Хоть на мгновение задержите это чувство единения с  сыном».

« Сейчас, когда вы видите новые возможности для сво­ей семьи, что вы чувствуете?»

Резюме

Сатир была убеждена, что практика должна стать завершающим этапом процесса изменений, поэтому чаще всего она вплетала ее в заключительную фазу психотерапии. И проводила она эту часть психотерапевтического процесса по-разному, иногда беря за основу диалог, в другой раз отдавая преимущество  тренировке новых способов общения или же сосредоточивалась на «воображаемой репетиция». Целью упрочения изменений Сатир использовала помимо тренировки новых способов поведения, еще и такие навыки, как закрепление изменений, ободрение и «установка якоря».

ЛИТЕРАТУРА

 

      Лойшен Шэрон   Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. /  Серия «Практикум по психотерапии».- СПб.: Питер, 2001. -  160 с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты