Концепция Вирджинии Сатир в рамках семейной психотерапии

             Чтобы избавиться от «сорняков» — дезадаптивных убеж­дений и форм поведения, — психотерапевт должен в первую очередь улавливать психические состояния, процессы чело­века, а не замыкаться на заявленной им проблеме. Как гово­рила Сатир, «проблема сама по себе не является проблемой; проблема в том, как человек справляется с нею».

          Содержание — это простое описание проблемы, набор фактов, событий в рамках конкретной ситуации, процесс же обнажает скрытые механизмы системы. Проще говоря, мы можем сказать, что содержание — это «какова» ситуация в целом, а процесс — это «что» ее запускает, «как» работает ее скрытый механизм. Сатир полагала, что это должен усвоить каждый, кто взял на себя труд помогать людям отыскать в себе силы для личного совершенствования, кто хочет постичь суть процессуальной психотерапии, чтобы использовать ее возможности в своей работе. Сами процессы всегда одни и те же, просто форма их проявления разнится в зависимости от ситуации.

         Серьезный вклад в разработку методов Сатир внесли Банмен, Гербер и Гомори, разработавшие шесть уровней психо­терапевтической работы, которые Сатир использовала в сво­ей психотерапии для вмешательства в процесс и его транс­формации. Эти шесть уровней таковы: печаль, ожидания, восприятие, чувства, преодоление трудностей и поведение.

         Вмешательство в процесс может быть внешним и внут­ренним: внутреннее включает психотерапевтическую рабо­ту с личностью, «я» человека, его потенциалом, разрушение блоков для высвобождения ресурсов человека; внешнее по­могает ослабить нарушения поведения или системы (напри­мер, семьи).

 


Психотерапевтическая работа с «я»

 

           Сатир начинала как психотерапевт именно с работы на уровне «я». Она помогала своим пациентам стать сильнее, прийти в согласие с собой и выработать адекватную само­оценку.

           Психотерапия включает выявление внутреннего челове­ческого потенциала, но для этого прежде всего необходимо установить тесный контакт и предельно доверительные от­ношения с пациентом. Вирджиния Сатир говорит:

        «Свою психотерапевтическую практику я начала бо­лее 35 лет назад. А так как я была женщиной и мои тре­нинга не носили серьезного медицинского характера, ко мне стекались всевозможные "отказники", настоящие ду­шевные калеки, алкоголики, психопаты, словом, те, на кого остальные психотерапевты махнули рукой. Но в процес­се тренингов многие из них преображались до неузнавае­мости. Мысленно возвращаясь в то далекое время, я ду­маю, что происходило это от того, что я старалась общать­ся с ними с той искренностью, на которую только была способна, с каждым днем привязываясь к ним все боль­ше. Я никогда не задавалась вопросом, насколько они пси­хически полноценны; единственное, чего я хотела, это достучаться до их сердца. Это было самым главным для меня. Моя сила была в личной искренности, которую я подкрепляла психотерапевтическим методом "моделиро­вания ситуаций".

          Мне казалось, будто я пробиралась в самую суть, серд­цевину каждого человека, где мне открывалась драгоцен­ная сияющая душа, томящаяся в черной башне запретов и отверженности. Я делала все возможное, чтобы человек увидел эти скрытые от глаз сокровища, и тогда мы вместе с ним превращали черную башню в прозрачную светлую ткань и растворяли ворота вновь открытым возможнос­тям. Я уверена, для того чтобы начать серьезные внутрен­ние изменения, сперва нужно разглядеть суть человека и установить с ним доверительные отношения. После это­го нам будет уже гораздо легче высвободить его внутрен­нюю энергию, которая поможет ему обрести психическое здоровье».

         Надежда — вот вторая мощная сила, на которую опира­лась Сатир, стремясь внести изменения. Она обычно начи­нала свои тренинги с вопроса к своим подопечным: надеют­ся ли они обрести счастье, поскольку знала, что именно в надежде черпаем мы свои силы. Сатир также старалась ак­тивизировать способность людей дышать, полагая, что ды­хание — важный человеческий ресурс. По ее мнению, с по­мощью дыхания мы можем получить доступ к  нашим чув­ствам и основным нервным центрам. Она считала важным пробудить и такие внутренние ресурсы, как способность идти на риск, быть бесстрашным, мудрым уметь сделать выбор и выразить себя.

          Сатир помогала людям достичь самовыражения, разделяя вместе с ними их чувства, ожидания и затаенные желания:

«Потребность любить себя, других и быть любимым — первоочередная для человека. От того, насколько эта по­требность была удовлетворена или не удовлетворена в дет­стве, зависит дальнейшее развитие эмоциональной сферы человека. В период детства и юности существует настоль­ко сильное искушение поиграть с собственным "я", приме­ряя разные маски, что можно запросто запутаться в них и отстать в развитии».  Она ни на минуту не сомневалась в важности этих основных потребностей. Сатир излечивала сво­им внимательным отношением к потребностям пациентов, внимательно слушая каждого и пытаясь его понять.

Освобождение «я»

 

В случае, когда все богатство личностного потенциала заблокировано запретами, навязанными ролями и нереаль­ными ожиданиями, Сатир призывает психотерапевтов раз­двинуть эти блоки, в первую очередь воздействуя на когни­тивный уровень.

Ослабление внутренних запретов.

 

              Для ослабления внут­ренних запретов человека просили взглянуть на свои основ­ные жизненные принципы под совершенно иным, новым уг­лом зрения и привести их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня. С этой целью Сатир пользовалась самы­ми различными приемами, одни из которых задействовали правое, другие — левое полушарие мозга. К примеру, для жен­щины, чьим основным жизненным принципом было: «В пер­вую очередь я должна думать о детях», — могла задать такую задачку ее левому полушарию: сформулировать по-новому это правило, оставив место для компромисса: «Я вправе опре­делять степень важности своих семейных обязанностей; ино­гда главными для меня будут являться потребности детей, а иногда я подумаю и о своих желаниях». В другой раз Сатир оставляла в покое левое, и задавала работу правому полуша­рию клиентки, поведав ей историю о женщине, которая вы  подняла все прихоти своих детей.

              Сатир отыскивала и разрушала правила и убеждения, ко­торые лежали в основе искажения мышления и нарушения в поведении, вроде тех, что служат оплотом жесткой иерархи­ческой системы. Она противопоставляла постулату «кто-то один должен быть главным» идею о всеобщем равенстве всех людей, разъясняя, что общественное положение не является  мерилом человеческой ценности. Она доказывала, что люди ощущают себя по-настоящему равными, когда они охвачены одной эмоцией, потому что на уровне чувств между нами нет различий. Разрушая запреты видеть, говорить, чувствовать, желать чего-то или рисковать, Сатир давала возможность людям испытать радость видеть, чувствовать и говорить вслух о том, что они видят и чувствуют, стремиться к желае­мому и рисковать.

Коррекция навязанных ролей.

 

 Выработку способов ухо­да от навязанных ролей и правил Сатир считала важной час­тью психотерапевтического процесса. Часто ей приходилось серьезно изменять и внутренние убеждения, те, что неизмен­но сопутствовали навязанным ролям. Если дочь брала на себя роль «заместителя супруги» по отношению к своему отцу, то Сатир в этом случае старалась выбить из ее головы идею о том, что «она всегда должна быть подле отца». В ситуации, когда ребенок в семье становился козлом отпущения, Сатир помогала разобраться родителям между собой, не втягивая в конфликт ребенка.

Коррекция нереалистичных ожиданий.

 

 Сатир старалась избавить людей от нереальных и порой нелепых ожиданий относительно родителей, детей и даже самих себя. Психоте­рапевтическая работа в этом случае могла выражаться в слу­чайных, полушутливых замечаниях, или же принимать фор­му предельно серьезной беседы; единственное, что было не­изменно, — это уважение к каждому человеку. Что же касается индивидов, кто без малейших на то оснований воз­лагает на родителей исполнение всех заветных желаний, то в данном случае их следует заставить отказаться от бесплот­ных надежд и оплакивания своей судьбы и стимулировать их на поиски новых ресурсов, которые дадут возможность осуществить сокровенные мечты.

     В работе с парами Сатир пыталась выявлять тайные не­высказанные ожидания супругов относительно друг друга, зная, что именно с подобных ожиданий начинается немало конфликтов. Но особенно внимательно она относилась к слу­чаям, когда родители ожидают от своих чад невозможного, поскольку знала, как тяжело детям быть заложниками амби­ций своих родителей.     

Расширение перспектив.

 

 Сатир поняла, что довольно ча­сто, когда все надежды идут прахом и человек пытается най­ти опору в жестких правилах, принимая на себя роли, навя­занные другими, и продолжая тешить себя несбыточными мечтами, он только загоняет себя в угол, отказываясь от воз­можных перспектив. Ситуация осложняется тем, что часто люди наивно полагают, будто их восприятие — это всего лишь результат отражения окружающей обстановки, но никак не  внутреннего состояния. Как полагала Сатир, первоочередная задача психотерапевта — дать людям осознать простой факт,  что их восприятие во многом зависит от внутрипсихических процессов, а не является исключительно продуктом отражения внешних событий.

    Осознавая необходимость помочь людям раскрывать не вые перспективы решения проблем, Сатир организует серии групповых тренингов, которые сами участники окрестили «Перестройка семьи». Эти тренинга позволяли человеку вернуться к определенным семейным неурядицам и попытаться посмотреть на них с новых позиций, с тем чтобы избавиться от старых травм.

Модернизация чувств.

 

 Восприятие определяет чувства. А поскольку наше восприятие в значительной мере опреде­ляется нашим прошлым, то и чувства порой во многом обу­словлены им же. Сатир была твердо убеждена, что для осво­бождения «я» необходимо перенести эмоции, корни которых уходят в прошлое, в контекст настоящего. Проделав это, уда­ется высвободить огромный запас энергии, которая после этого начинает медленно и плавно циркулировать в челове­ке. Сатир просто и ясно объяснила данный принцип действия: «эмоции — это наша сущность».

Ярким примером влияния прошлого на наши чувства яв­ляется случай с одним из клиентов, который был страшно зол на свою жену, совершенно равнодушную, по его словам, к сексу, тогда как он крайне его желал. Тщательно исследуя его прошлое, Сатир обнаружила, что его мать умерла, когда тот был еще ребенком, и он в силу своего развития решил, что мать его попросту бросила. Столь тяжкие испытания, посеяли в нем убеждение, что «никому он не нужен» и «ни­кто его не будет любить». Поразмыслив над этим случаем, Сатир пришла к выводу, что в целях оздоровления сексуаль­ных взаимоотношений между супругами необходимо внести изменения в систему убеждений супруга, чтобы помочь ему избавиться от эмоциональной фиксации на прошлом.

Сатир с легкостью обнаруживала запреты на чувства. К примеру, человек, считающий, что гнев — это плохо, раз­гневавшись по какой-то причине, будет после этого испыты­вать угрызения совести; а тот, кто считает постыдным чего-то бояться, будет не на шутку сконфужен, уличив себя в по­добном чувстве. Вообще, гнев прочно связан с предыдущим опытом человека, поскольку это производная, вторичная эмоция, и в действительности она служит защитой для легко ранимых чувств и тайных желаний.

Сатир помогала людям разбираться в своих чувствах, при­нимать их, дорожить ими и учиться их выражать. Но она не ограничивалась этим, справедливо полагая, что по-настоящему здоровая личность отвечает за свои чувства и умеет  управлять ими.

Обучение новым формам поведения.

 

Итак, мы рассмотрели, как Сатир, используя методы внут­реннего вмешательства, помогала человеку высвободить его потенциал. Теперь мы рассмотрим, каким образом она осу­ществляла внешнее вмешательство, начиная его на уровне поведения.

Часто Сатир предлагала людям проделать упражнения, формирующие новые способы взаимодействия с окружаю­щими, и в особенности тем, у кого произошло закрепление защитных стилей поведения, таких как заискивание, обви­нение, сверхрасчетливость и сбивание с толку. Например, тому, кто привык заискивать, она велела в жесткой форме потребовать чего-нибудь от своего партнера по тренингу, а того, чьим коньком было обвинение, она просила догадать­ся, что в данный момент чувствует его партнер; сверхрасчет­ливого побуждала поделиться своими чувствами с другими, сбивающему с толку ставилась задача тщательно наблюдать за стилем взаимодействия в семье, а затем подробно расска­зать об этом.

Изменение системы.

 

Нередко Сатир осуществляла внешнее вмешательство на уровне системы.

Она часто сама придумывала упражнения, которые помо­гали людям на практике изучить «работу» семейной систе­мы. В одном из таких упражнений не последнюю роль игра­ла веревка. Сатир веревками привязывала членов семьи друг к другу, затем им предлагалось разыграть какую-нибудь не­большую сценку, чтобы каждый физически прочувствовал, как система «тянет за собой». К примеру, она просила мать и отца дергать за веревки, как будто они ругаются, и делать это до тех пор, пока дети силой не подтаскивались к этой паре. Затем она предельно подробно расспрашивала каждого, не­смотря порой на всплеск негативных эмоций, что он вынес нового из полученного опыта.

Другой метод, который Сатир использовала для системного вмешательства, — это техника «Живые скульптуры». Суть его заключалась в том, что Сатир расставляла группу людей в позы — «скульптуры», в соответствии с тем, какую позицию занимал каждый из них в процессе общения друг с  другом. Затем она подробно расспрашивала каждого, что он испытывал, будучи одной из скульптур. После этого она при­глашала всех «создать новые скульптуры», избрав себе бо­лее предпочтительную позу.                         

После того как она выясняла у каждого, каково ему было  стоять в гротескной позе и что он чувствовали при этом, Сатир просила человека попытаться дать самому себе спокойный уравновешенный ответ, а затем обучала естественному и гармоничному общению с окружающими.

Положение 6: Процесс изменений

 

Процесс изменений для всех одинаков и включает  несколько стадий.                  

Годами наблюдая за тем, как меняются ее пациенты, Сатир пришла к выводу, что процесс изменений подразделяет­ся на несколько стадий. Первую стадию она определила как «статус кво»: человек осознает необходимость перемен, но позиция «пусть остается все как есть, потому что так привычней  побеждает стремление к переменам.

Сатир полагала, что вторая стадия наступает, когда некий «чужеродный элемент» извне попадает внутрь системы  и нарушает ее баланс. Таким элементом может быть новый  член семьи, смерть, тюремное заключение, развод, уход од­ного или нескольких членов из семьи или даже классный руководитель, который сообщает родителям о безобразном поведении их ребенка. С приходом чужеродного элемента наступает третья стадия, названная Сатир «хаос», потому что для людей и вправду наступает настоящий хаос, они чувству­ют, как почва уходит из под ног, они растерянны, напуганы и не знают, что им делать. Но, как утверждала Сатир, именно на этой стадии появляется возможность сделать что-то по-новому и хоть сколько-нибудь изменить систему.

Сатир определяет четвертую стадию как «новые возмож­ности», потому что для людей наступает время, когда они, освободившись от груза прошлого, открыты для новых сти­лей мышления и поведения. Последнюю стадию Сатир на­зывает «практика», место для отработки «новых возможно­стей» с целью их закрепления. На рисунке  показано, как при­мерно выглядит процесс изменений.

Сатир считала важным и нужным использование стадий, составляющих процесс изменения, для повышения личност­ной самооценки и конгруэнтности. Высокая самооценка вид­на по уровню энергии в человеке, его выражению лица, позе, которую он принимает, его настроению, осанке и поведению.

Серьезные изменения ведут к повышению конгруэнтнос­ти. В начале своей психотерапевтической деятельности Са­тир определяла конгруэнтность как способность быть в со­гласии с собственными чувствами, принимать их, понимать и управлять ими. Однако, по мере того как ее познание во­проса углублялось, она добавляла к этому определению та­кие важные моменты, как целостность, внутренняя твердость, гармония с собой и, наконец, связь с «всепроникающей жиз­ненной силой, которая творит, поддерживает и дает рост че­ловеку и всему живому на Земле».

Наглядно процесс трансформации изображен ниже:

                  Рождение.        Зажатость «Я».        Освобождение «Я».     Восстановленное «Я»

                  Целост-           Доступ к ресур-                                                     Свободное использование

                  ность и            сам заблокирован.                                                  внутренних ресурсов. Стру-

                  свобода            Косность. Упадок                                                 ящаяся энергия. Продуктив-

                 «Я». Сво-          сил.                                                                          ность. Творчество. Гибкость.

                 бодный

                доступ к

                 внутрен-

                 ним ресур-

                сам. Гиб-

                    кость.

Роль психотерапевта

Сатир считала так: главное, что должен сделать психоте­рапевт, — это помочь человеку осознать свой творческий по­тенциал. И первым инструментом в этом деле является, по ее мнению, личность самого психотерапевта.

По убеждению Сатир, личность психотерапевта является тем центральным элементом, который запускает весь механизм психотерапевтической работы. Она была уверена, что тот, кто живет в согласии со своим «я», способен глубже понимать дру­гих, помогая психологически уязвимым людям обрести чув­ство уверенности в себе, защищенности и готовности к пере­менам. «Когда я живу в полном согласии с собой, со своими мыслями и чувствами, с тем, что вижу и слышу, я иду по пути личного совершенствования. Я становлюсь конгруэнтным и "целостным" человеком, кроме того, я открыта к общению с другими» — вот строки из книги Сатир «Психотерапия Сатир шаг за шагом». Сатир указывала, что главным принципом настоящего психотерапевта должен быть гуманизм, при этом важно, что­бы психотерапевт пришел к этому совершенно сознательно. Она настоятельно советовала психотерапевтам четко опре­делиться со своими убеждениями, чтобы до конца осознавать свои действия как психотерапевта. 

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты