Концепции качества жизни в современном обществе

Концепции качества жизни в современном обществе






Концепции качества жизни в современном

 обществе


















Владивосток, 2004

Оглавление

Введение. 4

I. Исследование представлений о качестве жизни. 6

1.1.Развитие представлений о качестве жизни в трудах зарубежных исследователей  6

1.2.Некоторые сферы качества  жизни. 18

II.Методика определения качества жизни. 24

Заключение. 27

Библиографический список. 29

Приложение. 31


 

Введение

Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Концепция качества жизни - это современное продолжение интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие "ноосфера", ставшее ныне одним из терминов словаря по социально-экономической статистике: "Ноосфера - сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы. Биосфера превращается в ноосферу при целенаправленной деятельности человечества путем реализации мер по рациональному природопользованию".

В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены ограничения на удовлетворение потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим ограничениям относятся:

Охрана окружающей среды;

Забота о безопасности производств и продукции;

Поддержание ресурсного потенциала страны.

В то же время центральными задачами в концепции качества жизни провозглашаются:

- обеспечение физического и морального здоровья общества;

- расширение употребления населением экологически чистых продуктов питания;

- гармонизация условия труда и т.д.

В литературе понятия "качество жизни" и "уровень жизни" нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.

Говоря о качестве жизни, нередко легко переходят к таким количественных характеристикам уровня жизни, как потребительская корзина. Данное понятие в современном словаре рыночных терминов означает набор товаров-представителей в заданных количествах с фиксируемыми ценами. Определяя уровень жизни, к потребительской корзине добавляют показатели смертности населения, общеобразовательный уровень и т.п., решая фактически частные проблемы качества жизни, и не давая четкого определения самому понятию.

Процессы управления качеством жизни сопрягаются с выживаемостью человечества, а сам термин определяет как систему духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических качеств (компонентов жизни).

Категория качества жизни впервые была введена в научный оборот в 60-х годах нынешнего столетия в связи с попытками моделирования зарубежными исследователями траекторий промышленного развития. Разработка категории качества жизни так или иначе нашла свое отражение в ряде публикаций 80-х годов за рубежом.

В 90-е годы проблему защиты прав потребителей и интересов общества все чаще рассматривают с позиций качества жизни, причем включают в это понятие обеспечение рабочими местами, доход, гарантирующий определенный уровень благосостояния, определенное качество медицинского обслуживания, основных социальных услуг. Кроме того, качество жизни предполагает возможность для всех членов общества участвовать в принятии жизненно важных решений и использование возможностей, предоставляемых социальными, экономическими и политическими свободами.

Цель данной работы – анализ представлений о качестве жизни.

Глава I. Исследование представлений о качестве жизни

1.1. Развитие представлений о качестве жизни в трудах зарубежных исследователей.

Возникновение исследований качества жизни в американской социологии относится к началу 1960-х годов, когда стало проявляться понятное отечественному читателю общественное беспокойство по поводу эффективности федеральных социальных программ. Обнаружилось, что исследователи, работавшие над проблемой в разных дисциплинах, подходят к качеству жизни по-разному, что обусловлено различиями предметов их дисциплин. Психологи и социальные психологи сосредоточивали внимание на аффективных и когнитивных структурных компонентах качества жизни - эмоциональных ответах и когнитивных ценностных суждениях. Социологи и экономисты фокусировали внимание на инвайронментальных индикаторах: уровни преступности, доходов, качество продуктов, доступность учреждений здравоохранения, степень (не)решенности социальных проблем, уровень образования, плотность населения и т.д. Поэтому в виде самостоятельных предметов изучения социологи выделили субъективные и объективные компоненты качества жизни, - "воспринимаемая сторона качества жизни" как общая оценка личного существования, его счастья и степени удовлетворенности жизнью, и восприятие качества жизни крупными социальными единицами (семья, локальное сообщество). При этом в теоретико-методологических исследованиях правомерно указывалось, что субъективные индикаторы качества жизни дополняют объективные. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, они могут отражать различия того, как разные люди "взвешивают" внешние социальные переменные. Во-вторых, глобальные ответы могут и не быть простой линейной суммой реакций низшего порядка; в третьих, индивиды могут по-разному реагировать на одни и те же внешние обстоятельства в зависимости от их ценностей, ожиданий и желаний.

Субъективные подходы к качеству жизни сосредоточились на рассмотрении ценностных установок и переживаний, в то время как объективные подходы – на таких компонентах как пища, жилье, образование. В первом случае элементами структуры качества жизни являются самочувствие, удовлетворенность жизнью, счастье (или комбинация этих элементов). Во втором - качество жизни определяется как "качество социальной и физической (как искусственной, так и естественной) окружающей среды, в которой люди пытаются реализовать свои нужды и потребности".

А. Кемпбелл фокусирует внимание на "внутреннем самочувствии" американцев. Р. Инглхарт и Дж. Рабье отмечают, что удовлетворенность жизнью в целом (глобальная сторона восприятия качества жизни) аддитивна, отражая сумму степеней удовлетворенности индивидов разными областями жизни. При этом исследователи отмечают, что ощущение счастья, удовлетворенность и самочувствие неизоморфны, хотя и могут перекрываться. Люди существуют как члены семей, организаций и локальных сообществ и могут оценивать их. Поэтому многие исследователи рассматривают оценки качества жизни в разнообразных контекстах (локальных сообществ, этнических групп, региональных групп, наций и т.д.)[1].

Несмотря на то, что у непредвзятого исследователя могут возникать сомнения в возможности измерения субъективных компонентов качества жизни, проведенные исследования раскрывают высокие степени достоверности и надежности этих измерений. Самоотчеты о долгосрочном самочувствии коррелируют с внешними оценками, например, мнениями окружающих, выявленными в интервью.

Исследования последних 20 лет раскрыли связь с качеством жизни личностного статуса и ценностей индивидов. В общем случае статусные индикаторы, имеющие отношение к качеству жизни, состоят в следующем.

Индикаторы качества жизни:

1.Доход положительно связан с субъективными и с объективными замерами качества жизни. Правда, доход объясняет только часть изменений в субъективной компоненте качества жизни. С другой стороны, степень удовлетворенности доходом и стандартами жизни сильно коррелирует с субъективной компонентой качества жизни.

2.Занятость. В целом, она дает небольшой вклад. Исполнители и профессионалы дают самые высокие оценки субъективных компонент качества жизни. "Белые воротнички" счастливее людей в "синих воротничках", но люди из престижных категорий, подобных профессионалам-производственникам, менеджерам, собственникам, существенно не различаются в оценке субъективных компонентов.

3.Образование прямо не связано с качеством жизни.

4.Возраст. Молодые люди меньше удовлетворены жизнью, чем люди в возрасте, вне зависимости от места проживания. Уровни удовлетворенности всеми аспектами жизни, кроме здоровья, растут вместе с возрастом. Оценки качества жизни пожилыми людьми зависят от состояния жилья и от здоровья.

5.Гендер. Мужчины и женщины в процессе самооценки субъективных компонент качества жизни: несчастий, недостатка признания, чувств незащищенности, недостатка уверенности, неопределенности и стрессов, – используют одни и те же шесть базовых категорий оценки.

6.Брачный статус связан с общей оценкой счастья. Кросс-национальные данные показывают, что находящиеся в браке индивиды относятся к наиболее удовлетворенными жизнью группам населения, разведенные – к наименее довольным. При этом женщины в меньшей степени удовлетворены в браке, чем мужчины. Образование понижает степени удовлетворенности брачной жизнью.

7.Этничность. Американцы азиатского происхождения более довольны жизнью, чем другие этнические группы, а черные и чиканос (испаноязычные американцы) чуть меньше ею довольны, чем в среднем по США. При этом существует связь между расовыми признаками и доходами. Так, черные американцы с доходами менее 30 000 долларов в год гораздо менее довольны жизнью, чем белые с теми же доходами. При повышении дохода сверх 30 000 разница исчезает.

8.Национальность. Международные исследования показывают много общего в оценке степеней удовлетворенности жизнью в разных странах.

9.Место проживания (город-село). Горожане в среднем менее довольны жизнью, чем жители села.

10.Здоровье важно для пожилых и для тех, у кого с ним проблемы.

11.Внешность. Люди, оцениваемые как привлекательные, оценивают свою жизнь и самочувствие выше, но менее довольны жизнью.

Согласно современным американским исследованиям, соответствие объективной окружающей среды и субъективного опыта сложно. "Если мы попытаемся объяснить мироощущение людей на основе объективных обстоятельств, мы оставим непонятой большую часть того, что нам необходимо объяснить". Более того, общая оценка людьми своего существования является суммой оценок частных сфер: семейная жизнь, дружеские отношения, уровень жизни (в частности, дом и машина), город или другое место жительства, нация, домовладение (имеющее физический и физиологический смыслы), образование, здоровье и т.д.

Значение социального окружения существенно. Но его не следует преувеличивать. А. Кемпбелл, П. Конверс и В. Роджерс обнаружили весьма слабые связи между переменными социального окружения и параметрами удовлетворенности жизнью, а Ф. Эндрьюс и С. Витни показали, что объединенные воздействия возраста, гендера, дохода, образования и занятости ответственны только за часть изменения общей степени удовлетворенности жизнью.

Доказано, что персональные ценности, цели и перспективы, имеющие отношение к качеству жизни, включают: персональные нужды, внутренние состояния, материальные и пост-материальные ценности, религиозные факторы, характеризующие членство в том или ином религиозном сообществе. Психологические подходы показали, что источник качества жизни – удовлетворенность личных потребностей.

Таким образом основные подходы к исследованию качества жизни состоят в следующем.

(1). Теории идеалов. Согласно им, качество жизни включает реализацию определенных идеалов. Скажем, идеалом может быть самореализация личности в духе А. Маслоу. Пример такой теории рассмотрен ниже.

(2). Персонально-утилитарные теории концентрируются на ощущениях счастья, удовольствиях и исполнении желаний. Многие экономисты этот подход называют "велферизмом", социальные философы - "утилитаризмом" или даже гедонизмом. Этот подход часто критикуется исследователями из "третьего мира", не без основания ссылающимися на собственный опыт, когда люди часто умудряются приспосабливаться к нечеловеческим условиям.

(3). Теории изобилия концентрируются на произведенных товарах, реальных доходах и др. Так, многие экономисты стремятся оценить качество жизни в терминах уровня жизни. Большие усилия проделаны для разработки методов оценки получаемого дохода. Но подобный подход справедливо подвергается критике как неспособный объяснить изменения в стилях жизни. Скажем, хиппи могут считаться счастливыми, жизнерадостными людьми, не испытывающими желания обзаводиться собственностью. Они могут быть гораздо счастливее людей, обремененных трудовой этикой и накопивших большие богатства.

(4). Теории базовых потребностей. Согласно Эрику Алларду, качество жизни достигается за счет удовлетворения трех систем базовых потребностей: "иметь", "любить" и "быть". "Потребительские" потребности определяются как относящиеся к материальным условиям, необходимым для выживания и избежания нищеты. Сюда относятся экономические ресурсы (минимальный доход на душу населения), условия проживания, занятость, условия труда, здоровье, образование. "Любовь" относится к потребностям общаться с другими людьми и образовывать социальные идентичности. Сюда относятся контакты в локальном сообществе, дружеские отношения, социализация в группах и организациях и отношения с коллегами. Потребности в бытии – интеграция в обществе и жизнь в гармонии с природой, политической активности, досуге и т.д[2].

Таким образом, понятие "качество жизни" сложный, амбивалентный, многоуровневый конструкт, предмет разных подходов. Этим обусловлен теоретический синтез. Несмотря на то, что в литературе предпринимались также попытки, наиболее интересен и плодотворен, с нашей точки зрения, подход М. Сирги, Г. Самли и А. Мидоу .Наиболее привлекательная сторона этой научно-исследовательской программы исследования качества жизни – ее деятельностный подход. Он служит социально-философской основой, способной обеспечить необходимый для синтеза уровень абстракции. Анализ качества жизни с точки зрения деятельностного подхода включает четыре измерения. Первое рассматривает качество жизни с точки зрения взаимного соответствия целей и способов их достижения, т.е. методов и результатов деятельности. Второе анализирует различия между долговременными и краткосрочными результатами. Третье измерение рассматривает социальный потенциал качества жизни и его реализацию. Четвертое измерение различает 4 уровня анализа – индивидуальный, групповой, социетальный и мировой.

Модель качества жизни при этом подходе определяется из иерархической теории потребностей, сформулированной А. Маслоу. Согласно этой модели, в развитых обществах имеются люди, в основном занятые удовлетворением потребностей низшего порядка (биологических и относящихся к безопасности). Качество жизни определяется в терминах уровня иерархий потребностей большинства членов данного общества. Чем больше удовлетворение потребностей большинства его членов, тем выше качество его жизни. Общественные институты предназначены для удовлетворения человеческих потребностей и, соответственно, относятся к качеству жизни общества. Социетальные институты, обслуживающие потребности людей, включают в себя "производственные", обслуживающие, менеджериально-политические и адаптивные учреждения. По рассматриваемой модели, прогрессивные изменения качества жизни сопровождаются иерархическими изменениями этих социетальных учреждений.

С точки зрения деятельностного подхода, цели качества жизни могут быть определены как удовлетворение человеческих потребностей в локальном сообществе или в обществе в целом. Исследования, относящиеся к социально-психологическому подходу, указывают на то, что эффективное социально-эмоциональное функционирование является движением в направлении удовлетворения потребностей высшего порядка, т.е. самореализации. Самореализация же, согласно А. Маслоу, является состоянием наиболее полного раскрытия индивидом своего личностного потенциала. Это состояние может быть достигнуто только после удовлетворения потребностей низшего порядка – биологических потребностей  и потребностей в обеспечении безопасности. Подавляющее большинство специалистов-психологов утверждает, что человеческие потребности организованы в определенную иерархическую структуру; удовлетворение потребностей низшего уровня обеспечивает возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка.

Иерархия потребностей включает следующие, в порядке перехода от низших к высшим. Сначала – биологические потребности – вода, еда, кислород и т.д., потребности в безопасности – физической и психологической, социальные потребности – признание, дружба, потребности достижительные - успех, признание и потребности в самореализации. При этом, чем выше уровень потребности, тем в меньшем количестве ресурсов она нуждается.

Одними из первых в выработке методик измерения были исследования Портера, анкета которого содержала следующие блоки вопросов.

(1)     Потребности выживания:

(а) потребности в обеспечении безопасности;

(б) размер заработка.

(2)     Социальные потребности:

(а) потребности в общении;

(б) потребности в членстве в определенной группе

(3)     Эго-потребности:

(а) потребности в уважении;

(б) потребности в независимости, автономии.

(4)     Потребности в самореализации.

Типичная область измерений состоит в следующем:

Чувство моей личной безопасности:

(а) Состояние на данный момент времени.

Мин. 1  2  3  4  5  6  7   макс.

(б) Сколько должно быть.

Мин. 1  2  3  4  5  6  7   макс.

Рейтинг первого из двух вопросов раскрывает меру имеющихся ресурсов; рейтинг второго вопроса отражает значение уровня потребности. Интервалы от 1 до 7 используются для замеров потребностей в безопасности и для замеров размеров оплаты. Потребности в межличностных отношениях и дружбе замеряются при помощи двучленных интервалов, потребности в самоуважении и самореализации – трехчленных, а потребность в автономии (независимости) – четырехчленных. Удовлетворенность потребностей выводится в качестве абсолютной разницы между "есть" и "должно быть"[3].

Несмотря на эффективность методики Портера, область ее применимости оказалась достаточно узкой, поскольку она была выработана для оценки качества труда в организациях. Поэтому дальнейшее совершенствование методик измерения качества жизни пошло в направлении расширения области применимости для включения качества жизни в целом. Вопросы стали охватывать следующие позиции.

1.      Чувство безопасности.

2.      Чувство получения и оказания помощи другим людям.

3.      Чувство дружбы.

4.      Чувство "узнавания".

5.      Чувство гордости за свои достижения, степень довольства собой.

6.      Чувство репутации, престижа.

7.      Чувство независимости в мыслях и поступках.

8.      Чувство уверенности в правильности образа жизни.

9.      Чувство роста и индивидуального развития.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты