Конфликты в малых группах

В первую очередь обращают на себя внимание личностные изменения у самих родителей, которые во многом объясняют конфликтную структуру семьи и отклонения в воспитательном подходе к детям.

По форме В личностного опросника Айзенка наблюдаются достоверные различия по критерию Стьюдента в отношении более выраженного интровертированного типа реагирования и меньшей общительности родителей тех детей, которые страдают неврозами. Этим объясняются трудности общения родителей и детей, их одинаковый импрессивный (внутренний) способ переработки и выражения эмоций и затруднения в установлении легких и непринужденных отношений. Достоверно более высокий уровень нейротизма у матерей детей, страдающих неврозами по сравнению с контрольной группой, является отражением их невротического состояния, обусловленного неблагоприятно складывающимися отношениями в семье и общей неудовлетворенностью браком. Кроме этого нейротизм у этих матерей повышается в связи с длительностью заболевания ребенка, что свидетельствует о их настроении безысходности в связи со сложившейся ситуацией в семье.

При конфликте с матерями у отцов происходит значительное понижение нейротизма, т.е. конфликт для них в отличие от матерей служит средством разрядки накопившегося нервного напряжения. В отличие от отцов у матерей понижение нервного напряжения происходит в конфликте с ребенком. Принятие на себя роли отца и в связи с этим большая эмоциональная и физическая перегрузка матерей еще в большей степени повышает их нервное напряжение, учащает конфликты с ребенком и тем самым ускоряет процесс его невротизации.

Преимущественно невротические изменения личности матерей осложняют их взаимоотношения с людьми. В первую очередь это проявляется в сфере семейных отношений, где излишняя принципиальность и негибкость матери, ее неспособность пойти на уступки и компромиссы, перестроить свои отношения создают предпосылки для возникновения семейного конфликта. С этими чертами матерей, особенно с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, связаны холодность к детям, неспособность проникнуть в их внутренний мир и переживания, быть душевно доброй и щедрой.

Были рассмотрены показатели и многопрофильного личностного опросника ММРI, относящиеся к матерям и отцам, по-разному оценивающим свои отношения в семье. У матерей, определяющих отношения с отцами как конфликтные, эти показатели умеренно возрастают по шкале шизофрения, что можно расценивать как недостаточную эмоциональную отзывчивость и довольно формальное восприятие роли супруга. У отцов, находящих отношения с матерями конфликтными, отмечается подъем по шкале женственности, что свидетельствует о мягкости характера таких отцов, их повышенной эмоциональной чувствительности и сентиментальности, неспособности стабилизировать конфликтные напряжения в семье.

Методом незаконченных предложений установили, что невротическая структура личности родителей проявляется в конфликтных отношениях (переживаниях) прежде всего в сфере воспитания себя, т.е. в существовании постоянных страхов и опасений, чувств вины, недовольства собой, неустойчивой и пониженной личностной самооценки.

Невротические и отчасти характерологические изменения личности родителей в основном являются результатом неблагоприятных условий формирования личности в прародительской семье в детском и подростковом периоде жизни. В плане характерологических изменений выделяется бабушка ребенка по материнской линии, обладающая авторитарно-паранойяльными и сензитивно-тревожными чертами характера и дедушка ребенка по отцовской линии, имеющий контрастно-мягкие и аффективно-неустойчивые черты характера.

Незримо конфликтуя с дочерью – матерью ребенка и его отцом, бабушка, по существу вытесняет дочь из ее материнской роли, относясь тем самым к внуку как к своему ребенку. Тогда в семье возникает парадоксальная ситуация, когда бабушка вытесняет отца ребенка, а сам отец, оказавшись в роли третьего лишнего, не принимает участия в жизни семьи или уходит из нее.

Невротическая структура личности отцов, неустойчивость и мягкость их характера – в немалой степени следствие недостаточного мужского влияния в детстве, отсутствия идентификации с отцом (дедушкой ребенка) и замещающего, избыточно опекающего и тревожного отношения матери (бабушки ребенка).

Влияние предшествующих неблагоприятных условий формирования личности в прародительской семье сказывается на построении у родителей отношений в браке. Мать ребенка выбирает мужа по признаку похожести со своим отцом. Отец же ребенка относится к жене как к матери и ожидает от нее такой же степени заботы и внимания.

Персонификация супругами друг друга по образу своих родителей мотивирует их взаимно дополняющий выбор черт характера. Он может облегчать установление эмоционального контакта в начале брака, но после рождения ребенка и связанных с ним проблем развития способствует возникновению разногласий по поводу его воспитания, так как каждый из родителей не принимает в ребенке нежелательные, с точки зрения, черты характера друг друга. Проявляя негативные чувства к друг другу не прямо, а опосредованно через ребенка, вымещая на нем свои напряжения и конфликты, родители тем самым уменьшают напряженность в своих отношениях. Персонифицируя ребенка по конфликтно-неприемлемому образу друг друга, и реагирую на него агрессивно, родители неизбежно вступают в конфликт с ребенком, не принимая во внимание его духовные запросы и индивидуальность.

Можно также отметить наибольшую в данном возрасте родителей (35 – 37 лет) межличностную напряженность, обусловленную проблемами самоопределения и переходной структурой взаимоотношений в браке, своеобразным кризисом этих отношений. Этот семейный кризис возникает тогда, когда «прошлое уже не устраивает, а новое еще не определилось», когда надо дать себе ответ: «кто я есть и для чего я живу», критично подходить к недостаткам своего характера и быть терпимее к другим, когда надо менять некоторые из своих устоявшихся, но мешающих привычек и установок, когда следует проявлять большую настойчивость и уступчивость, когда требуется принять другого таким, какой он есть, и развивать, а не подавлять его индивидуальность, т.е. быть более зрелой и созидающей личностью.

Подобный кризис сопровождается нарастанием еще большей личностной напряженности. В этом случае родители «разрешают» свои проблемы увеличением крайностей в общении с детьми, чрезмерно строго ограничивая и наказывая их в то же время тревожно привязывая к себе, окружая кольцом предохранений, и настраивая друг против друга. Таким образом, родители «преодолевают» свой личностный кризис по существу ценой развития невроза у ребенка.

Таким образом, неврозы в детском и подростковом возрасте являются клинико-психологическим выражением проблем семьи в трех поколениях: прародителей, родителей и детей. В этих поколениях происходит уменьшение характерологических изменений, в максимальной мере выраженных в прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе изменений личности, которые в наибольшей степени представлены неврозом ребенка.

Здесь необходима семейная психотерапия, целью которой является восстановление функционального единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов.






































III. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



1.      Андреева Г.М.  Социальная психология.  2000.

2.      Бородкин Ф. М., Коряк И. М. Внимание: конфликт!

3.      Вопросы психологии. № 3. 1981 год. А. И. Захаров «Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье».

4.      Гришина В.Н.  Психология конфликта.

5.      Конфликтология: учебник. Аллахвердова О.В. и др.

6.      Кричевский Р.Л. и Дубовская Е.М. Психология малой группы.

7.      Психологический журнал. № 3. 1985 год. Левкович В. П., Зуськова О. Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов.

8.      Психологический журнал. № 6. 1980 г. Проблема конфликта в западной социальной психологии. А. И. Донцов, Т. А. Полозова.

9.      Робер М.-А, Тильман Ф. Психология индивида и группы.

10. Хасан Б. Н. Психология конфликта и переговоры. М. -  2001.

11. Хасан Б.Н. Конструктивная психология конфликта. М. - 2000.





















ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

На тему: «Конфликты в семье»

 

1. Анализ ситуации в исследуемой области.

 Постановка проблемы.

 

Конфликты в семье как в малой группе основанной на браке и родстве обусловлены действием разнообразных факторов бытового, социально-психологического и личностного порядка.

На основе чего могут возникать конфликты в семье?

Уменьшение числа детей в семье и наличие в ней нередко единственного ребенка способствует возникновению некоторых конфликтных ситуаций, связанных с заострением внимания родителей на вопросах воспитания и ведущей роли в них со стороны одного из родителей, использования ребенка как единственного аффективно воспринимаемого критерия социально-психологической детерминации жизненных ценностей[21].

Конфликт в семье может протекать на уровне взаимоотношений супругов, не реализуюсь определенное время в их поведении (стадия скрытого конфликта) – недоверие, безразличие, недовольство и др. Переход конфликта на поведенческий уровень является свидетельством его обострения и перерастания от скрытой в открытую стадию.

Конфликты могут возникать как следствие дезорганизации общения супругов. Например, несоблюдение супругами элементарных норм повседневной жизни, выражающиеся в язвительности, грубости, невнимательности, провоцирует конфликты именно на поведенческом уровне.

Возникновение супружеского конфликта зависит не только от объективных причин (например, от специфики условий протекания конфликта и характеристик его участников), но и от субъективных факторов – представления участников конфликта о самих себе (о своих потребностях, ценностях, мотивах и т.д.) и представления о брачном партнере; они могут быть причиной супружеских конфликтов.

Конфликт в семье может возникать из-за противоречий в потребностной сфере супругов, приводящих к нарушению взаимопонимания между супругами. . Совместимость супругов определяется в значительной мере возможностью совместного удовлетворения в браке ряда основных потребностей (общения, познания, материальных и ролевых потребностей, потребности в защите «Я-концепции»). Каждый из супругов к моменту вступления в брак имеет сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичными у обоих брачных партнеров.

Также проблемы в семьях могут быть вызваны недостаточной психологической подготовленностью к браку, выражающейся в переоценке бытовых затруднений при повышенной требовательности друг к другу.

Конфликт выступает не обязательно как фактор дестабилизации семьи, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. В семьях при общем фоне позитивных взаимоотношений супругов, их взаимной удовлетворенности и эмоциональной привязанности конфликт способствует успешной адаптации партнеров к браку, т.е. выполняют конструктивную функцию. В семьях при негативных отношениях супругов, их взаимной неудовлетворенности и ослаблении или потере эмоциональной привлекательности партнеров конфликты приводят к дезорганизации общения и сотрудничества между супругами, к дезадаптации, мешают выработать супругам единую точку зрения, таким образом, имеют деструктивный характер[22].

Психологический выход из семейного конфликта прямо или косвенно реализуется через изменение общения между членами семьи. При этом обнаруживается парадоксальное на первый взгляд отношение людей к формам своего конфликтного общения. С одной стороны, они предпочли бы разрешать повседневные конфликтные затруднения мирными способами и без тягостных переживаний. С другой стороны, не научившись справляться с конфликтными ситуациями, они усугубляют конфликтность общения тем, что или бессильно отказываются овладеть собой, или сосредоточиваются на обвинении других, или обреченно ссылаются на непреодолимые объективные обстоятельства, или убедили себя в том, что иных форм общения не существует.

В то же время формы общения в конфликтных ситуациях отличаются крайней неоднозначностью. Из повседневной жизни мы знаем, что иногда за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью – эмоциональный разрыв, хронический конфликт и даже ненависть. Таким образом, казалось бы, открыто конфликтогенные способы общения могут не отражать или не порождать конфликта, а иные, по форме вполне корректные, способы могут не только не сдерживать конфликта, но напротив, способствовать его эскалации[23].


Постановка проблемы

На мой взгляд, в конфликтном взаимодействии внутри семьи происходит некое противоречие, которое выражается в том, что зачастую выбираемая нами линия поведения в конфликте не соответствует тому поведению, которое в данном конфликте было бы оптимальным и конструктивным. Почему во время конфликта часто мы выбираем деструктивные методы его разрешения (бойкот, применение силы, оскорбления и т.п.) вместо конструктивных (объяснения в корректной форме, компромисс, избегание и т.п.) В этом противоречии я вижу главную проблему конфликтов в семье и считаю необходимым проведение специального исследования по данной проблематике.

 

 

 





2. Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект – люди, состоящие в браке, имеющие детей.


Предмет – конфликты в семье.


Цель исследования – определить, какие причины возникновения конфликта влияют на выбор супругами того или иного способа разрешения конфликта (конструктивного или деструктивного).


Задачи:

1)     определить основные причины конфликтов в семье;

2)     определить основные способы поведения (разрешения) в конфликте

3)     определить влияние причин возникновения конфликта на выбор способа его разрешения;

4)     определить частоту выбора конструктивного метода разрешения конфликта;

5)     определить частоту выбора деструктивного метода разрешения конфликта;




3.    Теоретическое уточнение и интерпретация

основных понятий

Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.


Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов


Семья – малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной ответственности.

 

Социальные роли в семье – роли, которые супруги исполняют в своей супружеской жизни: муж – жена, меть – отец, женщина – мужчины, глава семьи и др.


Ценностные ориентации – сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.


Досуг – время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий



4.    Эмпирические показатели понятия

«Конфликты в семье»

 

1.      Объективные показатели конфликтов в семье:

- частота конфликтов,

- степень проявления конфликтности,

- культура общения супругов, т.е. соблюдение или несоблюдение норм повседневной жизни, регулирующих их нравственные отношения: вежливость, чуткость, тактичность, доброжелательность, внимательность и др.

- взаимная информированность супругов о различных сторонах жизни и личных особенностях друг друга,

- проведение досуга.

2.      Субъективные показатели конфликтов в семье:

- степень удовлетворенности браком,

- уровень взаимопонимания супругов,

- адекватность оценок друг друга,

- уровень эмоциональной привлекательности партнера.


5.    Предварительный системный анализ

предмета исследования


 Структурный анализ


Конфликты в семье делятся на :

1)     Конфликты между супругами,

2)     Конфликты между супругами и их родителями,

3)     Конфликты между супругами и их детьми,

4)     Конфликты между детьми.


Функциональный анализ

Общие факторы:

1)     социально-экономическая обстановка в стране

2)     государственная семейная политика

3)     обеспечение социальной защиты семьи


Специфические факторы:

1) Объективные факторы:

     а) условия протекания конфликта,

     б) характеристика участников конфликта,

2) Субъективные факторы:

     а) представления участников конфликта о самих себе

     (о своих потребностях, ценностях, мотивах и т.д.);

     б) представления о брачном партнере.


6.    Гипотезы

1.      Преимущественно выбирают деструктивный метод в разрешении конфликта.


2.      Выбор деструктивных способов разрешения конфликта в первую очередь определяют внешние причины возникновения конфликта такие, как:

ü      бытовая неустроенность,

ü      нехватка денег,

ü      неурядицы на работе,

ü      плохие жилищные условия,

ü      круг общения детей и супруга (супруги),

ü      вмешательство родителей в Ваши отношения с супругом (супругой), с детьми.


3.      Выбор конструктивных способов разрешения конфликтов в первую очередь определяют внутренние причины возникновения конфликтов такие, как:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты