Конфликты в малых группах

Завершение конфликта с помощью третьей стороны

Если привлечь к разрешению конфликта третью сторону, то возникают новые способы выхода из конфликта. Эти способы зависят от позиции третьей стороны: 1) как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон, и 2) как независимый от них и беспристрастный посредник.

В первом случае завершение конфликта достигается с помощью: насилия, а также путем социального давления. Во-втором случае возникают следующие формы разрешения конфликта: суд, арбитраж и медиация.

Насилие с привлечением третьего участника - способна совершить более слабая сторона над более сильной, таким образом привлечение третьей стороны резко изменяет соотношение сил конфликтантов.

Социальное давление – конфликтующая сторона оказывает его на другую, используя в качестве поддерживающей силы какие-то служебные инстанции и организации, печать, рекламу, общественное мнение и другие средства общественного воздействия.

Суд – третьей стороной выступает представитель общественной власти.

Арбитраж – роль третьей стороны доверяется лицу (или группе лиц), решению которой обе конфликтующие стороны добровольно обязуются подчиниться (так называемый «третейский суд»).

Медиация – позволяет сторонам самим решать конфликт с помощью переговоров. Задача посредника-медиатора заключается не в том, чтобы дать им готовое решение, которое они должны выполнять, а в том, чтобы помочь им договориться и прийти к соглашению[18].


2) Конструктивное разрешение конфликта

 

Основные стадии разрешения конфликта:

1. Признание наличия конфликта (вслух, открыто).

2. Договориться о процедуре разрешения конфликта.

3. Описание конфликта.

4. Исследование возможных вариантов решения (нельзя использовать меньше 2-х вариантов).

5. Выбор приемлемого решения.

6. Воплощение решения в жизнь (как можно быстрее).

7. Оценка принятого решения.

8. Закрепление принятого решения в виде положительных поощрений.

Приемы конструктивного разрешения конфликта:

ü      конкретность (в споре обсуждать конкретное поведение по принципу «здесь и сейчас»);

ü      вовлеченность;

ü      коммуникация;

ü      «честная игра».


Деструктивные приемы воздействия на партнера в конфликте:

ü            запугивание, угроза;

ü            унижение, оскорбление партнера;

ü            знаки превосходства;

ü            ссылка на свой авторитет или отрицание авторитета другого;

ü            общение по принципу «вообще»: навсегда данная точка зрения неверна;

ü            уклонение от обсуждения проблемы;

ü            лесть.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В качестве заключения я хотела бы подвести итоги и обобщить все вышеизложенное в некую схему.

Итак, конфликт в малой группе - это столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Оппонентами в данном конфликте могут выступать:

1.           отдельные члены группы,

2.           отдельные группировки внутри нее,

3.           член группы и остальная ее часть

Конфликты могут происходить в таких малых группах, как:

1.      семья,

2.      подростово-юношеские группы,

3.      рабочие группы,

4.      комитеты и группы по решению проблем,

5.      тренинговые и терапевтические группы.

Конфликт в группе может возникать на основе:

1.      личного конфликта (источник конфликта в одном из участников),

2.      межличностного конфликта (источник конфликта в отношениях между членами группы),

3.      конфликта принадлежности (принадлежности к подгруппе),

4.      межгруппового конфликта (внешний конфликт может породить внутренний),

5.      социального конфликта (последствия социального давления).

Конфликты в группе могут выполнять функции:

1.      негативные,

2.      позитивные,

то есть иметь деструктивный или конструктивный характер.

Последствиями конфликта в группе могут быть:

1.      Образование подгрупп.

2.      Удаление инакомыслящих членов.

3.      Выбор «козла отпущения».

4.      Организационные изменения в группе.

5.      Появление или смена руководителя.

6.      Распад группы.

Формы завершения конфликта в малой группе

   Без привлечения третьего лица:

1.      насилие,

2.      разъединение,

3.      примирение.

   С привлечением третьего лица:

1.  насилие,

2.  социальное давление,

3.  суд,

4.  арбитраж,

5.  медиация.

ii. Изучение конфликтов в малых группах

на примере конфликтов в семье

 

Проблемы семьи как малой группы основанной на браке и родстве обусловлены действием разнообразных факторов бытового, социально-психологического и личностного порядка. В исследовании супружеских конфликтов проведенном Левковичем В. П. и Зуськовой О. Э.[19]  особое место занимают причины социально-психологические, связанные со спецификой взаимоотношений и общения супругов в семье.

В основу исследования была положена такая модель семьи, которая, во-первых, предполагала оптимальные социально-экономические условия жизни семьи (отсутствие алкоголизма, аморального поведения супругов, наличие хороших материальных и жилищных условий и т.п.) и, во-вторых, исключала любую психопатологию супругов. Это дало возможность сконцентрировать внимание на социально-психологических факторах, влияющих на конфликтное взаимодействие супругов.

Супружеский конфликт представляет собой сложное явление, которое охватывает различные уровни взаимодействия супругов. Он может зарождаться и протекать на уровне взаимоотношений супругов, не реализуясь, определенное время в их поведении (стадия скрытого конфликта) – недоверие, безразличие, недовольство и др. Переход конфликта на поведенческий уровень является свидетельством его обострения и перерастания от скрытой в открытую стадию.

Конфликты могут возникать как следствие дезорганизации общения супругов. Например, несоблюдение супругами элементарных норм повседневной жизни, выражающиеся в язвительности, грубости, невнимательности, провоцирует конфликты именно на поведенческом уровне.

Возникновение супружеского конфликта зависит не только от объективных причин (например, от специфики условий протекания конфликта и характеристик его участников), но и от субъективных факторов – представления участников конфликта о самих себе (о своих потребностях, ценностях, мотивах и т.д.) и представления о брачном партнере; они могут быть причиной супружеских конфликтов.

Объектом данного исследования были избраны молодые супружеские пары, проживающие в Москве, в возрасте до 35 лет, состоящие в браке не менее одного года, имеющие детей.

Определяя предмет исследования, авторы исходили из того, что современный брак основывается на совместимости супругов как личностей. Совместимость супругов определяется в значительной мере возможностью совместного удовлетворения в браке ряда основных потребностей (общения, познания, материальных и ролевых потребностей, потребности в защите «Я-концепции»). Таким образом, предметом проведенного исследования является обнаружение противоречий в потребностной сфере супругов, приводящих к нарушению взаимодействия между супругами, к возникновению конфликтов. Объект взаимодействия – совместное удовлетворение супругами ряда потребностей.

Выделено пять групп потребностей (блоков):

1. Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье: матери – отца, мужа – жены, хозяина – хозяйки, женщины – мужчины, главы семьи, большинство из которых являются новыми для вступающих в брак. Одной из причин конфликтов в семье служит расхождение представлений супругов об исполнении каждым из них семейных ролей.

2. Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями.

 а) Брачные партнеры рассматривались как совместимые или несовместимые по параметру общительность – замкнутость. Предполагалось, что асимметрия этих качеств может провоцировать возникновение конфликта.

б) Если общение в семье основано на взаимном отчуждении, то оно формирует у супругов чувство одиночества, незащищенности, взаимной неудовлетворенности, провоцируя семейные конфликты.

3. Познавательные потребности супругов – духовный рост и совершенствование. При наличии асимметрии в супружеской диаде возможен конфликт.

4. Материальные потребности, включающие потребности в совместном приобретении необходимых семье материальных ценностей. Предполагалось, эгоистические тенденции одного или обоих супругов могут привести к конфликту.

5. Потребность в защите «Я-концепции» как совокупности образов «Я», обеспечивающих представление человека о самом себе как об известной целостности и определенности, которая возникает не только на основе самовосприятия индивида, но и как результат восприятия его другими, социальным окружением. Особенно важно в этом плане мнение значимых других, в соответствии с которым человек ожидает и определенного отношения к себе окружающих, устойчивых проявлений в общении с ними, поддерживающих у него чувство своей определенности, значимости и важности.

В условия взаимодействия были включены следующие факторы:

1. Культура общения супругов в семье, т.е. соблюдение или несоблюдение ими норм повседневной жизни: вежливость, чуткость, тактичность, доброжелательность, внимательность и др.

2. Взаимная информированность супругов о различных сторонах жизни и личных особенностях друг друга.

3. Уровень моральной мотивации супругов в различных сферах семейного взаимодействия как показатель развития их морального сознания и самосознания.

4. Проведение досуга. Потребность супругов в совместном проведении досуга является одним из важнейших показателей уровня стабильности семьи.

Существенное значение в возникновении конфликта имеют те ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту вступления в брак, что нередко является основой конфликта при несовпадении этих ожиданий с действительностью.

Исследование проводилось с помощью разработанной нами методики изучения межличностного семейного конфликта (МСК), которая представляет собой набор 5-балльных шкал, составляющих опросник из 164 пунктов. Их содержание интегрировано в следующих направлениях:

1)     семейные роли,

2)     потребность в общении,

3)     познавательные потребности,

4)     материальные потребности,

5)     потребность в защите «Я-концепции»,

6)     культура общения,

7)     взаимная информированность,

8)     уровень моральной мотивации,

9)     проведение досуга,

10)      частота конфликтов и способы их разрешения,

11)      субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком.

Специализированные измерения с помощью опросника МСК проводились в процессе консультирования конфликтных и разводящихся семей. Были выделены три группы семей:

1) пары, не преодолевающие конфликт при наличии негативной семейной мотивации, или нестабильные (супруги, принявшие решение о расторжении брака);

2) пары, которые недостаточно овладевают конфликтом при наличии позитивной семейной мотивации, или проблемные (пары, осознающие возможность распада семьи, но не желающие его);

3) пары, преодолевающие конфликт, или стабильные (субъективно удовлетворенные своим браком, оцениваемые окружающими как благополучные).

Задачи исследования состояли, во-первых, в апробации методики МСК и, во-вторых, в анализе с ее помощью основных причин и выявлении наиболее конфликтогенных зон в различных сферах жизнедеятельности семьи.

Была сформулирована гипотеза: конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов возникает в результате рассогласования представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.

Данная гипотеза в ходе исследования подтвердилась.

Исследование показало, что в каждом из трех типов семей имеет место различие в : 1) общем уровне конфликтности, 2) частоте конфликтов, 3)способах их разрешения. В нестабильных и проблемных семьях общий уровень конфликтности практически одинаков и почти в 3 раза превышает уровень конфликтности в стабильных семьях. Частота конфликтов в нестабильных и проблемных семьях в 2 раза выше, чем в стабильных. В способах разрешения в стабильных семьях отдается предпочтение объяснению партнеров в корректной форме, компромиссу, стремлению различными способами избежать конфликта. В проблемных и нестабильных семьях наряду с объяснением и компромиссом имеют место такие способы как бойкот и применение силы.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что причины для возникновения конфликтов имеются в любом типе семей, что обусловлено индивидуальными различиями супругов. Однако конфликт выступает не обязательно как фактор дестабилизации семьи, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. В стабильных семьях конфликт способствует успешной адаптации партнеров к браку. В нестабильных и отчасти в проблемных семьях конфликты приводят к дезорганизации общения и сотрудничества между супругами.

Если рассматривать все затронутые сферы (блоки) жизнедеятельности семьи с точки зрения их конфликтности, то на первом месте для всех групп семей стоит блок «культура общения»; вторым является недостаточная удовлетворенность потребности в защите «Я-концепции» в процессе взаимодействия супругов; третье место по конфликтности занимают две сферы: ролевая и взаимная информированность о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера. 

Результаты исследования дали основания предположить, что уровень конфликтности коррелирует с уровнем моральной мотивации брачных партнеров, т.е. чем выше уровень моральной мотивации супругов, тем ниже уровень конфликтности в семьях.

Исследование показало, что каждой группе супружеских пар присущи характерные для них конфликтогенные блоки.

1. В группе стабильных супружеских пар имеет место неоднозначное представление супругов о некоторых из семейных ролей, что приводит к возникновению конфликтов в ролевой сфере. Однако, протекая на фоне позитивных межличностных отношений, конфликты решаются конструктивно. В остальных сферах взаимодействия потребности супругов непротиворечивы и удовлетворяются у обоих супругов. В стабильной группе у супружеских диад имеет место высокий уровень удовлетворения потребности в защите «Я-концепции», в духовном росте и совершенствовании. Успешность взаимодействия супругов обеспечивается за счет высокого уровня моральной мотивации обоих супругов, культуры общения, высокого уровня взаимной информированности и предпочтения совместного проведения досуга.

2. В группе нестабильных супружеских пар не удовлетворена потребность в защите «Я-концепции», в культуре общения, в однозначном понимании семейных ролей. Информированность супругов этой группы друг о друге очень поверхностна и касается поведенческих, а не личностных особенностей партнера. Супруги не стремятся проникнуться в духовный мир друг друга, что приводит к отсутствию у них взаимопонимания. При достаточной согласованности      мнений супругов этой группы относительно сфер разлада каждый партнер ищет причину разлада прежде всего в неправильном, с его точки зрения, поведении партнера, а не в своем собственном. Низкая взаимная оценка уровня моральной мотивации у нестабильных супругов свидетельствует о том, что они перекладывают друг на друга вину за распад семьи, считая, что именно партнер не осознает в должной мере своей ответственности за судьбу семьи и не выполняет своего долга перед ней. При низком уровне удовлетворенности браком и потере эмоциональной привязанности конфликты в этой группе семей носят деструктивный характер.

3. Проблемные супружеские пары занимают промежуточное положение между стабильными и нестабильными. В отличие от нестабильной группы в проблемных семьях сохраняется определенная эмоциональная привязанность партнеров, но она значительно ниже, чем в стабильных семьях. В то же время уровень удовлетворенности браком в проблемной группе почти в 3 раза иже, чем в стабильной. Субъективная низкая оценка удовлетворенности браком обусловлена неудовлетворенностью потребности супругов в духовном росте и совершенствовании. Взаимодействие партнеров осуществляется на фоне низкой культуры общения и низкого уровня взаимной информированности. В отличии от нестабильных семей у проблемных супругов выше уровень удовлетворения в защите «Я-концепции». Уровень моральной мотивации супругов проблемной группы ниже, чем устабильных пар, но значительно выше, чем у нестабильных, что позволяет им осознавать свою ответственность перед семьей и стремиться ее сохранить.


Немного другого взгляда на проблему конфликтов в семье придерживается автор статьи «Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье» А. И. Захаров[20].

К разряду проблемных или конфликтных семей автор относит семьи с отклоняющимся от нормы (девиантным) поведением, семьи с некоторыми психопатическими и психическими заболеваниями у ее членов, семьи, в которых имеют место случаи хронического алкоголизма, дебоширства, аморального поведения и т.д.

В данной статье сосредоточено внимание на общем психотерапевтическом подходе к семье, в которой родители обеспокоены вопросами нервного состояния детей, их воспитания и развития и в которой межличностные взаимоотношения приобретают конфликтный, нередко неразрешимый характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты