|факторы |Концепция лечения |Дополнительные роли и функции |
| | | |
|Эмоциональное|Повышение уровня возбуждения и |Устанавливает необходимый |
|переживание |ответной реакции на воздействие; |эмоциональный уровень для |
| |растормаживание эмоций, выражение|восприимчевости, воздействиям и |
| |чувств |изменениям, способствует |
| | |восприимчивости пациентов, |
| | |понижение сопротивления и защиты;|
| | |упрощает катарситический выход |
| | |подавляемого материала. Может |
| | |оказывать глубокий эффект за |
| | |короткий период времени |
|Познание |Приобретение и интеграция новой |Предоставляет информацию о |
|(овладение |информации, новых представлений, |психотерапевтическом процессе, |
|познанием) |убеждений, знаний. Стимулирование|позволяет понять и осознать |
| |к самопознанию, пониманию себя и |задачи психотерапии, собственную |
| |других |роль и участие. Предоставляет |
| | |знания для оптимизации изменений |
| | |и их интеграции; устанавливает / |
| | |восстанавливает эмоциональный |
| | |баланс и регулирующую функцию |
|Регуляция |Изменение и модификация |ЭГО. |
|поведения |поведенческих реакций; управление|Дает практическое и ощутимое |
| |и контроль над действительностью |применение достигнутым изменения.|
| |и поведением |Позволяет практически, |
| | |целенаправленно овладеть |
| | |специфическими проблемами. |
| | |Усиливает терапевтическое |
| | |обучение посредством повторений и|
| | |продолжительной практики нового |
| | |поведения |
Психодинамическое направление
!
! психоанализ психодинамическая или психоаналитическая
психотерапия
!
!
инсайториентированная суппортивная
Психоанализ – основа психодинамического направления (глубинная психология)
Общее – представление о бессознательных психических процессах и методах, с
помощью которых они осознаются и анализируются.
Психоанализ – как целостная система:
1. общая психологическая теория
2. теория психологического происхождения неврозов
3. теория психоаналитической терапии
1. Психологическая концепция Фрейда.
Психическая жизнь человека – выражение борьбы конфликтов различных составляющих психики.
Бессознательный психический процесс.
Центральное – представление о бессознательности психических процессов; это
основная детерминанта, определяющая развитие личности и ее поведение.
Содержание бессознательного – инстинктивные первичные потребности, которые
угрожают сознанию и вытесняются.
Инстинкт и мотивация.
С точки зрения Фрейда, инстинкт – это не врожденный рефлекс, а
побудительный мотив силы личности, это психический образ некоей потребности
организма. Инстинкт – побуждение, влечение.
Телесное возбуждение – потребность, а психическая репрезентация его –
желание.
Если есть потребность, то существует и напряжение. Инстинкт должен
разрядить его. Это внутреннее возбуждение есть источник психического,
поведение энергии, следовательно, инстинкты – побудительные силы личности.
2 группы инстинктов:
1. инстинкты жизни (эрос) – направлены на сохранение жизненных процессов
2. инстинкты смерти (тонатос) – на разрушение
Энергия либидо(1) - это не сексуальный инстинкт, а энергия всех инстинктов
жизни.
Концепция личности.
1. Монографическая – относится к определенным уровням сознания:
- сознание
- предсознательное (в данный момент не осознается)
- бессознательное (не осознается и самостоятельно осознано быть не может)
2. Структурная – личность включает три уровня:
- ИД (оно)
- ЭГО (я)
- СУПЕРЭГО (сверх я)
Все структурные компоненты могут действовать на всех трех уровнях сознания.
ИД –источник психической энергии в основном в бессознательном (банальные
инстинкты), действует согласно принципу удовольствия (немедленная разрядка
напряжения).
ЭГО – разум, исправляет и контролирует инстинкты на всех уровнях сознания.
Анализирует внутренние состояния, внешнее сознание, стремится удовлетворить
ИД с учетом требований внешнего мира; принцип реальности. Выбирает наиболее
разумные способы удовлетворения.
СУПЕРЭГО – идеальное Я, моральный аспект, формируется в процессе
социализации, действует на всех уровнях сознания. Морально-этический
принцип. Контроль за поведением человека.
Тревога.
Если ЭГО слабое, то результат давления ИД и СУПЕРЭГО – тревога.
Тревога – функция ЭГО, предупреждает об опасности.
3 типа тревоги:
- объективная тревога (реалистическая)
- невротическая тревога (связана с ИД)
- моральная (связана с СУПЕРЭГО)
Тревога сопровождается напряжением, поэтому включаются защитные механизмы
психики – приемы ЭГО, направленные на понижение тревоги. Являются
неосознанными, пассивными, в значительной степени искажают реальность.
|coping |Защитные механизмы |
|Осознаваемые |Неосознаваемые |
|Активные |Пассивные |
|Достаточно адекватно отражающие |В значительной степени искажающие |
|реальность |реальность |
|Направленные во вне на преобразование |Направлены вовнутрь себя на понижение |
|ситуации |тревоги |
Сoping не имеет отношения к психоанализу.
Защитные механизмы.
1. вытеснение (подавление) – основной механизм защиты составная часть всех других механизмов, это попытка избежать неприятных мыслей и чувств.
2. Проекция – специфические чувства, желания приписываются другим.
3. Отрицание – предшествует проекции, защита от реальности, приносящей боль.
4. Замещение – переадресовка инстиктивного импульса на менее угрожающий объект.
5. Рационализация – поведению дается объяснение, маскирующее истинную мотивацию.
6. Идентификация – тревога снимается за счет отождествления себя со значимым лицом, менее уязвимым в тревожной ситуации.
7. Идентификация с агрессором – идентификация с тем, кого на самом деле боюсь.
8. Интроекция (интроективная идентификация) – приписывание внутрь, отождествление с внутренним объектом.
9. Изоляция – отгораживание части своего опыта, представляющего угрозу.
10. Реактивная формация – человек справляется с неприемлемыми импульсами формируя противодействие (нагромождение противоположного по смыслу).
11. Регрессия – возвращение к более ранним периодам жизни в случае угрозы.
12. Сублимация – единственно здоровый путь трансформации энергии; вытеснение биологического влечения, в основе которого лежат не невротические механизмы.
ЭГО становится ареной борьбы между ИД и СУПЕРЭГО. Смысл тревоги в том, что инстинкты могут прорваться, поэтому включаются защитные механизмы. Если тревога не понижается – следует невротический симптом.
Концепция невроза.
Невротический симптом – способ энергетической разрядки, вытеснения
напряжения. Вырвавшаяся энергия направляется на определенный орган, который
в результате выходит из строя.
Психоневроз – объясняется в рамках личности человека (конфликт между ЭГО,
ИД и СУПЕРЭГО)
Актуальный невроз – связан с событиями настоящего.
Нарцистический невроз –
Невроз характера –
Невроз переноса –
Невроз органа –
Детский невроз –
Невроз тревоги (страха) –
С точки зрения Фрейда, невроз – результат конфликта между бессознательным и
сознанием.
Для всех психоаналитиков бессознательное – основное, но его содержание
понимается по-разному.
Фрейд: основное содержание бессознательного – сексуальные и агрессивные
импульсы.
Адлер: конфликт между чувством неполноценности и жаждой власти.
Юнг: бессознательное бывает двух видов: личное и коллективное (общее для
всех людей психическое содержание – разум древних предков); организовно в
виде архетипов.
Архетип – предласполагающие факторы, помогающие человеку реагировать в
ситуациях, которых в опыте не было.
Комплексы, противоречащие нравственному чувству, вытесняются. Более
аффективно заряженные – являются источником невротических расстройств.
Хорни: основная потребность – безопасность, потребность в удовлетворении –
они находится в противоречии. Этот конфликт характерен и для больных, и для
здоровых, важно количество, а не качество.
Фромм: потребность в свободе, автономии и безопасности. Механизмы бегства
от свободы – авторитаризм, конформизм, деструктивизм. Так же важно
количество, а не качество.
Терапия.
Исходя из вышеизложенного, Фрейд разработал лечебный метод, ключевые
понятия которого: перенос, сопротивление, связь ассоциаций, интерпретация.
Основные положения.
1. Интерес к многообразию инстинктивных импульсов, их выражению, трансформации, вытеснению.
2. Уверенность в том, что подобное вытеснение главным образом сексуальное, то есть подавляются главным образом сексуальные импульсы, из чего следуют болезни в неправильном психосексуальном развитии.
3. Представление о том, что неверное психосексуальное развитие связано с конфликтами и травмами прошлого, детства, особенно с эдиповым комплексом.
4. Уверенность в сопротивлении выявлению этих тенденций, то есть у человека есть конфликты, но он этого не осознает.
5. Представление о том, что мы в основном имеем дело с психологической борьбой биологических внутренних импульсов и инстинктов человека.
6. Представление о защитной роли ЭГО в отношении СУПЕРЭГО.
7. Приверженность концепции психологического детерминизма или каузальности, согласно которой все мысли, чувства, поведение не являются случайными, а связаны с событиями, которые им предшествовали, и пока эти события не будут осознаны, они помимо воли будут проявляться и определять мысли, чувства, поведение человека.
Так как невроз результат конфликта между бессознательным и сознательным
необходимо осознать бессознательное (задача психотерапевта).
Фрейд считал, что есть психические феномены, в которых бессознательное
проявляется:
- связанные ассоциации
- символические проявления бессознательного
- перенос
- сопротивление
Общий пафос – осознание бессознательного за счет его анализа.
Связанные ассоциации (фантазировние) – основная процедура психоанализа. Это
определенная техника: пациент ослабляет контроль и говорит обо всем, что
приходит ему в голову.
Символические проявления – согласно Фрейду, бессознательное не может прямо
попасть в сознание, оно проникает в символических проявлениях
(компромиссные проявления) – сновидения, фантазии, мечты, оговорки, описки,
ошибочные действия.
Перенос (трансфер) – это отношения, возникающие между психоаналитиком и
пациентом, возникающие в процессе психоанализа; это проекция на
психоаналитика тех чувств и отношений, которые были у пациента в отношении
значимого лица. Перенос может быть положительным (положительные чувства) и
отрицательным (отрицательные чувства). Чаще он амбивалентен (при сочетании
положительного и отрицательного возникает угроза). Во избежание переноса
психотерапевт должен быть нейтральным, индеферентным.
Контрперенос – проекция психоаналитика на пациента своих мыслей, чувств,
отношений. В классическом психоанализе – негативное явление. В современном
анализе он допустим при условии рефлексии его с супервизором, при условии
его парциальности.
Сопротивление – тенденция осознанно блокировать раскрытие болезненных
переживаний, конфликтов. Это индикатор значимости.
Все 4 процесса подвергаются анализу, который предполагает определенную последовательность процедур: - конфронтация
- прояснение
- интерпретация
- преодоление
Конфронтация – пациенту необходимо понимать, что он чего-то избегает.
Фокусировка (прояснение) – помещение значимых деталей в фокус.
Интерпретация – центральная процедура анализа (предыдущие его
подготавливают). Ее задача – сделать неосознаваемое – осознанным.
Психоаналитик строит гипотезы в отношении событий.
Тщательная проработка (преодоление) –
Поведенческое направление.
Основано на психологии бихевиоризма; это практически приложение теории
научения.
Психологическая концепция.
Теоретическая основа – бихевиоризм.
Начало 20 века – рождение бихевиоризма. Основоположник – Отсон.
Значительный вклад – Торндайк, Павлов, Бехтерев.
Методологическая основа – философия позитивизма (наука должна заниматься
феноменами, доступными наблюдению).
Ортодоксы отождествляют поведение и психику. Человек носитель форм
поведения по форме стимул – реакция. Вопрос – промежуточные переменные
(интервирующие или медиаторные переменные).
Промежуточные переменные – психические образования, которые опосредуют
реакцию организма. На сегодняшний день – это мотивационные или когнитивные
процессы.
Центральная проблема – научение, приобретение индивидуального опыта.
Существует три теории научения.
- Научение –
Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, проявление
определенных способов поведения в условиях действия конкретных
раздражителей.
1. Классическое научение.
Иначе обусловливание – выработка условного рефлекса (иначе
кондиционирование).
Данная теория связана с именем Павлова.
Схема условного рефлекса стимул-реакция: рефлекс возникает только в ответ
на действия.
- Генерализация стимулов: если сформировалась условная реакция, то ее будут вызывать и сходные стимулы.
- Различение стимулов –
- Угасание – постоянное понижение реакции при устранении связи между условным и безусловным стимулом.
2. Оперантное научение.
Связана с именами Торндайка и Скинера.
Воздействие окружающей среды определяет поведение человека: подкрепляются
последствия (научение типа Р – подкрепляется реакция)Всякое подкрепление и
положительное, и отрицательное, вызывает усиление поведенческой реакции,
всякое научение ослабляет поведенческую реакцию.
|подкрепление |наказание |
|Хорошее(адаптивное) поведение вызывает |Неадаптивное поведение прекращает |
|действие позитивного стимула |действие позитивного стимула |
|Хорошее (адаптивное) поведение |Неадаптивное поведение вызывает действие |
|прекращает действие негативного стимула |негативного стимула |
При работе с детьми и подростками основная форма – поведенческий анализ.
Классическое обусловливание.
Стимул – реакция
- научение типа С
- классическая парадигма Павлова в основе
- реакция возникает только в ответ на воздействие какого-то стимула
- стимул предшествует реакции
- подкрепление связано со стимулом
- результат научения – респондентное поведение: поведение. Вызванное определенным стимулом, предшествующим поведению
Оперантное обусловливание.
Реакция - стимул
- научение типа Р
- оперантная парадигма Скинера в основе
- желательная реакция может появиться спонтанно
- стимул следует за поведенческой реакцией
- подкрепление связано с реакцией
- результат научения – оперантное поведение: поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением
3. Научение по моделям.
Научение по моделям или социальное научение (моделирование).
Связано с именем Бандуры: человек обучается новому поведению не только,
если его специально научают, но и когда наблюдает за другими людьми
(моделями). Человек имитирует других людей.
Бандура называл свою теорию медиаторно-стимульная ассоциативная теория.
Действие.
1. Наблюдатель видит новое поведение, которого нет в его репертуаре.
2. Поведение модели может усиливать или ослаблять поведение, имеющееся в репертуаре наблюдателя.
3. Поведение модели имеет функцию воспроизведения, то есть может быть усвоено наблюдателем.
Человек представляет внешнее влияние, реакции на них – возникает внутренняя
картина мира, когнитивное представление. Они и управляют поведением
человека.
Когнитивная психотерапия рассматривает эти когнитивные процессы, в ее
основе лежит психология познавательных процессов.
Концепция невроза.
Здоровье и болезнь – результат того, чему человек научился или не научился.
Если опыт адаптивный, адекватный, то личность здорова. Бихевиористов не
интересует история возникновения невроза.
Невроз – не адаптивное поведение, которое возникло в рамках неправильного
научения (с точки зрения бихевиоризма).
Бэк (отец когнитивной психотерапии)
Психические проблемы возникают за счет искажения реальности, основаны на
ошибочных представлениях. Несоответствующие реальности мысли –
автоматические мысли или дисфункциональные отношения, неадаптивные когниции
(неадекватные представления о себе и мире). Бэк выделил специфический класс
мыслей, характерных для определенной симптоматики.
Реестр автономных мыслей Бэка:
- фильтрование: увеличение негативных аспектов и отбрасывание позитивного
- поляризованность: оценка всего в крайних вариантах (черное – белое)
- чрезмерная генерализация (обобщение): общие выводы на основе частного события
- чтение мыслей: мы предполагаем, что средние люди чувствуют и думают и не проверяем это
- паникерство: любой прецедент – катастрофа
- персонализация: все, что другие люди делают и говорят, связано лично со мною
- ошибочное восприятие контроля: ощущение, что мы можем полностью кого-то контролировать или нас контролировать
- ошибочное восприятие справедливости: жизнь должна быть справедлива
- обвинение кого-либо или себя при негативном событии: поиски виноватого
- моральный императив: предполагает восприятие всех чувств, мыслей с точки зрения морали, даже если нет моральной подоплеки
- эмоциональное рассуждательство: мнение, что то ,что мы чувствуем, должно быть правильно
- ошибочное представление об изменениях: мы можем заставить других людей измениться
- глобальные выводы: суждение о другом человеке или себе с глобальной позиции
- правота: мнение, что надо постоянно доказывать свою правоту себе или окружающим
- ложное представление о божественном: вознаграждение
Эллис (РЭТ)
Между стимулом и реакцией есть когнитивный компонент.
- дискринтивные (описательные) когниции (информация о реальности)
- оценочные когниции (отношение к реальности)
Они в определенной степени связаны между собой. Связи могут быть гибкими и
жесткими: при гибких связях формируется рациональная система убеждений
(установок) ; при жестких связях формируется иррациональная система
убеждений. Иррациональная установка – основной термин Эллиса.
Рациональной системе соответствует не слишком интенсивный (или
непродолжительный) эмоциональный поток.
Иррациональная система сталкивает большое количество когниций и реальности,
если они не реализуются, возникает длительный интенсивный эмоциональный
поток, отсюда – эмоциональное расстройство.
Эллис выделил пять типов иррациональных установок:
1. катастрофические установки: есть события, которые при любом варианте расцениваются как ужасные, катастрофические.
2. Должествования: есть такие должествования, которые всегда должны быть реализованы (мои друзья всегда должны мне помогать)
3. Установка обязательной реализации собственных потребностей : должествование в отношении себя (я всегда должен быть на высоте)
4. Оценочные установки: убеждения в том, что можно оценивать человека в целом, а не отдельные его качества.
Психотерапия.
Практическое приложение концепций научения. Открытый для пациента процесс,
четко формулируются цели.
1. Методы, основанные на классическом обусловливании.
Метод системной десинсибилизации по Вольпе (через воображение).
Смысл: погасить реакцию, надо сочетать ситуацию с противоположными
состояниями.
1 этап: выяснение того, какую ситуацию надо изменить
2 этап: выяснение того, в каких ситуациях эта реакция проявляется
3 этап: составление иерархии ситуаций, вызывающих эту реакцию.
Психотерапевтический результат – в какой минимальной ситуации проявляется
реакция и по мере возрастания реакции.
4 этап: обучение произвольному мышечному расслаблению.