Конспект лекций по Основам психотерапии

Конспект лекций по Основам психотерапии

Основы психотерапии

Лекции.
(Прочитаны на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного

Университета осенью 2002 года профессором Исуриной)

Основные понятия.
1.1. Определение.
Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека.
Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине
(лечение, здоровье).
Определения психологические – основные понятия: межличностное взаимодействие, неадекватные эмоции, конфликты и т. д.

- Психотерапия – персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека.

- Психотерапия – целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма психологическими средствами.

1.2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)-
- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами.
Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения).

Виды вмешательств в медицине:
1. фармакологические
2. хирургические
3. физикальные (физиотерапия)
4. психотерапия (психологические)

Виды вмешательства в психологии (области распространения экспансии в психологии):
1. педагого-психологическая
2. организационная психология
3. клинико-психологическая

Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико- психологическое вмешательство.

1.3. Клинико-психологическое вмешательство.
Характеристики:
1. Выбор средств – методы – те психологические средства, которые использует психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений:

А) беседа

Б) тренинг

В) межличностное взаимодействие
2. Функции:

А) профилактика А) и Г) психол. консультирование

Б) лечение

В) реабилитация Б) и В) психотерапия

Г) развитие
3. Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут быть близкие цели и отдаленные).
4. Теоретическая обоснованность.
Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории.
5. Эмпирическая проверка.
Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.
Исследования эффективности:

- репрезентативная выборка

- исследования до и после терапии с участием конкретной группы

(лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)

- катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет)

- независимый исследователь эффективности
6. Профессиональные действия
Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и профессионалами.
Пункты 4,5,6 – отличают клинико-психологические интервенции от средне психологических воздействий.

1.4. Психологическая коррекция.
Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить специфику термина – психокоррекция – это профилактика:

- первичная профилактика – профилактика заболевания

- вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни

- третичная – профилактика инвалюризации

1.5. Психологическое консультирование.
Вид клинико-психологического вмешательства.
В общем виде – профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей решения трудной ситуации.

3 подхода:
1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации.
2). Личностно-ориентированное консультирование – анализ внутренних причин проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.
3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения проблемы.


| Психотерапия | Психологическое консультирование |
| | |
|1.средства воздействия и |методы |
|психологические; широкий арсенал средств|психологические; преимущественное |
| |средство – предоставление информации |
| | |
| | |
|2. цели |изменений |
|расширение позитивных |лучшее использование собственных |
|достижение более глубинных изменений |ресурсов и улучшение качества жизни |
| | |
|3. функции |развитие и профилактика |
|лечение и реабилитация |обоснованность |
|4. теоретическая |теоретическая психология |
|теоретическая психология | |

Дополнительные различия
| психотерапия | Психологическое консультирование |
| | |
|5. место |изменений |
|изменения непосредственно в процессе |анализируется сущность проблемы, а |
|психотерапии, что является сущностью |изменения происходят после окончания |
|психотерапевтического процесса |консультирования |
|6. степень самостоятельности | |
|сопровождение психотерапевта |клиента |
|7. продолжительность |самостоятельность |
|не менее 15 сеансов |воздействия |
| |1 –5 консультаций |

1.6. Понятие метода психотерапии.
4 уровня использования термина методов (Алексанрович):
1. – методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа, релаксация)
2. – методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие процесс (стационарные, семейные).
3. – методы в значении основного инструмента психотерапевтического воздействия (психотерапевт, группа).
4. – методы в значении психотерапевтических интервенций.

1.7. Интердисциплинарный характер психотерапии.
- С одной стороны медицина, с другой – психология.
- Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело.

1.8. Личностный подход.
Важнейший принцип медицины и психотерапии.
Реализуется в трех ипостасях:
1. изучение личности больного, закономерностей развития, специфики нарушений для использования в психотерапии.
2. Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических техник
3. Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.

1.9. Общие факторы психотерапии.
В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение.
Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:
1. пациент
2. терапевт
3. процесс
Вопросы:
1. что общего происходит с пациентом при применении разных техник
2. что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических представлений
3. общие этапы вне зависимости от парадигмы.

Пациент.

- обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями пациента в любой психотерапии)

- формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует понимание).

- предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта).

- Укрепление веры больного в выздоровление

- Накопление положительного опыта

- Облегчение выхода эмоций

Терапевт.

- целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений

- внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.

- Сочетание принципов: «там и тогда» и «здесь и теперь»

Процесс.

- установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации в психотерапии

- прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития эмоциональных и поведенческих нарушений – понимания пациента и терапевта должны быть одинаковы

- определение психотерапевтических мишеней

- применение определенных методов и техник, направленных на изменения

- закрепление достигнутых результатов

- окончание курса психотерапии (зависимость пациента от психотерапевта)

1.10. Показания к психотерапии.

- удельный вес психотерапии определяется ролью психологического фактора этиопатогенезе болезни

- показания определяются последствиями определенного заболевания

(смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение самооценки…)

Личность.

Центральная проблема современной психотерапии.
Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека.
Наука о личности – персонология.
Олпорт осуществил анализ существующих определений личности:
1. – биосоциальные и биофизические определения личности а – личность определяется реакцией на нее окружающих людей
(скорее бытовое значение) б – исключительно качества и характеристики личности
2. - через перечисления
3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности
4. – отмечается роль личности в регуляции поведения
5. – отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами
6. – личность рассматривается как сущность человека

Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так ведут.
Теории личности выполняют функции:

- объяснение

- предсказание
Что влияет на теории личности:

- клинические наблюдения

- гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к пониманию целого)

- традиции научения, экспериментальная психология

- психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных различий)

Компоненты теорий личности.
1. структура личности (например, черты личности)
2. проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека)

Объяснение мотивации:

- редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на снятие напряжения

- модель компетенции – стремление человека получить новый опыт с целью наслаждения или самоактуализации
Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях.
3. проблемы развития личности.
Как мотивационные аспекты меняются с возрастом.

- стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон)

- роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс)
4. психопатология.
Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями.
5. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья
Из чего складывается психическое благополучие.
Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными межличностными отношениями.
Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность.
Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения личности при психотерапевтическом воздействии.

Критерии оценки теорий личности:

- верифицируемость (проверяемость)

- эвристическая ценность (способность продуцировать новые исследования)

- внутренняя согласованность

- экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее)

- широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию)

- функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям проблемы)

Какие вопросы обязательно решают теории личности:

- свобода / детерминизм

- рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает влияние на человека)

- хализм (целостность – поведение можно объяснить только подходя к человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только изучая каждый элемент в отдельности)

- конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм

(проблема социального)
Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов.

- изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на протяжении жизни)

- субъективность / объективность
Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или внешние обстоятельства.

- проактивность / реактивность
Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют.

- гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение напряжения или развитие)

- познаваемость / непознаваемость

Невроз.
Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами.

- Невроз – понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате действия факторов психической природы и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

- Психогения – заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и болезнью.

- возникновение заболевания связано с психически травмирующей ситуацией и её субъективаной неразрешенностью

- динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется – симптоматика нарастает)

- симптомы невроза по сути дела – патологическая фиксация аффективной реакции, в которой находят отражение основные потребности и стремления личности.

Развитие невроза (схема Мясищева)

Нарушение системы отношений

! внутренний конфликт

! межличностный конфликт

! нервно-психические нарушения

! функциональная реорганизация личности физиологический уровень психологический уровень
(развитие симптоматики)

(нарушение ф…онирования)

Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:
Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания – выявление психологических причин заболевания;
Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские методы исследования.

Основные психопатологические синдромы неврозов.
1. Астенический синдром (нервно-психологическая слабость):

- нарушения памяти внимания, понижение работоспособности

- головные боли

- нарушения сна
1 стадия – гиперстеническая (повышенная возбудимость)
2 стадия – раздражающая слабость
3 стадия – гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита)

2. Обессивный синдром (навязчивость, одержимость):
Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в данный момент противоречащие ситуации

- в интеллектуальной сфере

- в эмоциональной сфере (фобии)

- в моторной сфере (импульсии) – ритуалы, носящие охранительный характер
Контрастные навязчивости (хульные мысли) – навязчивые мысли, чувства, представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека.
3. Фобический синдром:

- пространства и передвижения в теле(?)

- нозофобии (страх заболевания чем-либо)

- социофобии (страх социально значимых ситуаций)
4. Депрессивный синдром:
Понижение настроения, но не тоска; нет психической и моторной заторможенности; пессимизм ограничен психотравмирующей ситуацией; нет суицидальных мыслей или они скрыты.
5.Ипохондрический синдром (состояние болезненности):
Что-то где-то постоянно болит или болезненно оценивается; нормальные физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть при приседании).
6. Нарушения пищевого поведения.

- нервная анорексия (отказ от еды, потеря веса, гормональные сдвиги)

- нарвная булимия (обжорство)

Основные формы невроза:

- неврастения

- истерия

- невроз навязчивых состояний
Специфические формы конфликта (по Мясищеву)

- между требованиями к себе и возможностями

- конфликт двух противоречивых тенденций

- между требованиями к себе и ……

Основные направления психотерапии.

| |
|Психоаналитическое направление |
| | |
|школа |представитель |
| | |
|классический психоанализ |Фрейд |
|аналитическая психология |Юнг |
|индивидуалистическая психология |Адлер |
|терапия желаний |Ранг |
|активная аналитическая терапия |Штекель |
|интерперсональная психиатрия |Салеван |
|интенсивная психотерапия |Фром-Райхен |
|анализ характера |Хорни |
|активная техника психоанализа |Ференци |
|культиральная школа |Фромм |
|эгоанализ |Кляйн |
|чикагская школа |Александер |
|объективная психотерапия |Карпманн |
|краткосрочная терапия |Малан |
|директивный анализ |Розен |
|психо-биологическая терапия |Майер |
|биодинамическая терапия |Массерман |
|адаптивная психодинамика |Радо |
|гипноанализ |Вольберг |
|анализ характера вегетотерапия |Райх |
|лингвистическо-семантический психоанализ|Лакан |
|(французская школа) | |

|Поведенческое направление |
|школа |представитель |
| | |
|1. систематическая ресенабилизация |Вольпе |
|имплозивная терапия |Штампл |
|кондициональная рефлекс терапия |Солтер |
|теория научения |Доллерд |
|теория социального научения |Роттер |
|моделирующая терапия |Бандура |
|директивная терапия |Гринвальд |
|конфронтационно проблемная терапия |Гарнер |
|ассертивный структурный тренинг |Филипс |
|личностно-констр. Терапия |Келли |
|рацио-эмотивная терапия |Элис |
|интегративная терапия |Дрейкфорд |
|реальная терапия |Глассер |
|философская психотерапия |Сахакиан |
|тренинг биообратной связи |Грин |
|когнитивная психотерапия |Бэк |

|Опытное направление |
|школа |представитель |
| | |
|экзистенциональный анализ |Бинсвангер |
|анализ бытия |Босс |
|лого-терапия |Франкл |
|клиентоцентрированная терапия |Роджерс |
|гештальт-терапия |Перлз |
|психоимаго терапия |Шоррт |
|опытная терапия |Витакер |
|терапия первичного крика |Янув |
|биоэнергетический анализ |Лоуэн |
|структурный анализ |Рольф |
|аутогенный тренинг |Лутхэ |
|трансцендентальная медитация | |
|дзенпсихотерапия |Уотс |
|психоделическая терапия |Осмонд |

Характеристики трех основных направлений психотерапии.
|Основные |Психодинамическое |Поведенческое |Опытное направление |
|хар - ки |направление |направление | |
|основные |Вытеснение, первичные |Беспокойство, |Раздражение, |
|жалобы |потребности и влечения,|тревога, страх |отчуждение (от себя) |
| |вытесненные в | | |
| |бессознательное | | |
| | | | |
|концепция |Конфликт между |Неарантивное(?) |Невозможность |
|патологии |бессознательным и |поведение, которое |самореализации, |
| |сознанием, между |возникло в результате|нарушение личной |
| |первичными |неправильного |целостности, |
| |потребностями и |научения |несовпадение |
| |влечениями и моральными| |Я-концепции и опыта |
| |нормами, правилами, | | |
| |требованиями, запретами| | |
| | | | |
|концепция | | | |
|здоровья |Выявление и осознание |Отсутствие симптома, |Актуализация |
| |внутренних конфликтов, |редукция тревоги и |потенциального: |
| |победа ЭГО над ИД, |беспокойства |саораскрытия, |
| |усиление ЭГО | |самореализации, |
| | | |осознавание |
| | | |собственной личности, |
|вид | | |спонтанность |
|изменения |Глубокие внутренние |Прямое научение: | |
| |изменения: понимание |изменение поведения в|Немедленный |
| |прошлого, то есть |настоящем, то есть |(сиюминутный) опыт: |
| |интеллектуально-эмоцион|действия или |ощущения и чувства |
| |альное знание |представления |данного момента, то |
| | | |есть спонтанные |
|5. временной| | |выражения опыта |
|подход и |Исторический: |Неисторический: | |
|фокусировка |относящийся к прошлому |объективное настоящее|Антиисторический: |
| | | |данный момент |
| | | | |
|6. вид |Долгое и интенсивное | | |
|лечения | |Короткое и |Короткое, но |
| | |неинтенсивное |интенсивное |
| |Понять содержание | | |
|7.задачи |бессознательных |Выработать | |
|терапевта |процессов, их |специфические |Взаимодействовать в |
| |историческое и скрытое |адаптивные |атмосфере взаимного |
| |значение |поведенческие ответы |принятия с целью |
| | |на стимулы, |вызвать самовыражение |
| | |вызывающие |(психологическое, |
| | |беспокойство |соматическое, |
| | | |духовное) |
|8. основные |Интерпретация: | | |
|приемы |связанные ассоциации, |Научение: | |
| |символические |классическое и |Встреча |
| |проявления |оперантное | |
| |бессознательного, |обусловливание, | |
|9. модель |анализ сопротивления и |научение по моделям | |
|лечения |перекоса | | |
| |Медицинская: врач – |Образовательная |Экзистенциальная: |
| |пациент или |(воспитательная): |человек-человек ил |
| |родитель-взрослый-ребен|учитель-ученик или |взрослый-взрослый, то |
| |ок, то есть |родитель-ребенок, то |есть союз людей |
|10. природа |терапевтический союз |есть обучающий союз | |
|отношений | | | |
|при лечении | |Реальные, но |Реальные и |
| |Трансферентные |второстепенные для |первостепенные для |
| |(отношения переноса) и |лечения: нет |лечения: реальные |
|11. роли и |основные для лечения: |отношений |отношения |
|позиции |нереальные отношения | | |
|терапевта | | |Фасимитатор (инициатор|
| |Интерпретатор–отображат|Советчик: прямой, |взаимодействия, |
| |ель: непрямой, |решающий проблемы, |помощник): |
| |бесстрастный, ничего не|практический |взаимнорешающий |
| |решающий, часто | | |
| |фрустрирующий | | |

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты