Следующая шкала – ориентация на «Эгоизм». Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку, скорее более вредит его отсутствие.
Итак, гипотеза: представители сетевого маркетинга и традиционные предприниматели отличаются по выраженности ориентации на «Эгоизм». В результате подсчёта данных гипотеза была подтверждена (по p<0,01), а именно, у представителей сетевых компаний эгоистическая ориентация выражена меньше, чем у представителей традиционного бизнеса.
Ориентация на «Труд». Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. Д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.
Гипотеза: представители МЛМ бизнеса и представители традиционного бизнеса отличаются по выраженности установки на «Труд». После проведения расчётов гипотеза о различиях была подтверждена (по р<0,05), а именно, у представителей сетевого бизнеса ориентация на труд выражена меньше, чем у представителей традиционного бизнеса.
Ориентация на «Свободу». Главная ценность этих людей – свобода.
Сформулируем гипотезу: представители сетевого маркетинга отличаются от представителей традиционного бизнеса по выраженности ориентации на «Свободу». Гипотеза была подтверждена (по р<0,05), т.е. у представителей МЛМ бизнеса ориентация на свободу выражена сильнее
Ориентация на «Власть». Для людей с подобной ориентацией ведущим мотивом является влияние на других, на общество.
Гипотеза: представители сетевого маркетинга отличаются от представителей традиционного бизнеса по выраженности установки на «Власть». В ходе подсчетов гипотеза была опровергнута, т.е. различия не достоверны.
Ориентация на «Деньги». Ведущим мотивом данной группы людей является улучшение своего благосостояния.
Гипотеза: представители сетевого маркетинга и представители традиционного бизнеса отличаются по выраженности ориентации на «Деньги». В результате подсчётов гипотеза о различиях была подтверждена (по р<0,05), а именно, у представителей сетевого маркетинга мотив получения денег выражен более сильно.
Итак, после проведения данной методики уже можно говорить о некоторых различиях, их мы попытаемся объяснить в следующем параграфе.
Результаты, полученные в ходе использования методики «Мотивация аффилиации» можно также представить в виде Таблицы 2.
|
Представители сетевого маркетинга (выб. 1) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|||||||||||||||||||
СП |
11 |
17 |
16 |
25 |
20 |
7 |
12 |
11 |
15 |
15 |
12 |
9 |
8 |
21 |
23 |
7 |
11 |
14 |
25 |
13 |
|||||||||||||||||||
СО |
3 |
11 |
7 |
20 |
18 |
15 |
5 |
3 |
6 |
14 |
4 |
9 |
4 |
15 |
20 |
9 |
5 |
12 |
3 |
14 |
|||||||||||||||||||
|
Традиционные предприниматели (выб. 2) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|||||||||||||||||||
СП |
15 |
12 |
23 |
8 |
10 |
10 |
11 |
12 |
10 |
3 |
13 |
21 |
19 |
8 |
11 |
6 |
7 |
10 |
8 |
14 |
|||||||||||||||||||
СО |
14 |
4 |
20 |
6 |
11 |
12 |
12 |
9 |
8 |
14 |
12 |
19 |
4 |
9 |
11 |
3 |
9 |
9 |
8 |
15 |
|||||||||||||||||||
СП – стремление к принятию; СО – страх отвержения
Из таблицы видно, что в первой выборке у 16 (80%) испытуемых выражено стремление к принятию, у троих выражен страх отвержения и у одного показатели по обеим шкалам равны. Во второй выборке у 11 (55%) испытуемых выражено стремление к принятию, у семи выражен страх отвержения и у двоих показатели равны.
Гипотеза: представители сетевого маркетинга и представители традиционного бизнеса различаются по выраженности мотивации аффилиации. В результате математического подсчёта данных мы получили φ*эмпир=1,715, а это говорит о том, что гипотеза была подтверждена (по р<0,05), т.е. различия достоверны.
Таким образом, можно говорить о том, что у представителей МЛМ бизнеса мотивация аффилиации выражена сильнее, об этом более подробно будет написано в следующем параграфе.
Результаты, полученные в ходе использования методики А.А Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» представлены в Таблице 3.
|
Мотивация на успех |
Не выраженный полюс |
Мотивация на неудачу |
Выборка 1 |
90% |
10% |
0% |
Выборка 2 |
95% |
5% |
0% |
Количественный анализ показывает, что обеих выборках нет ни одного испытуемого, ориентированного на неудачу, в выборке №1 у восемнадцати человек (90%) диагностируется мотивация на успех и у двух (10%) мотивационный полюс выражен не ярко, а в выборке №2 у девятнадцати человек (95%) выражена мотивация на удачу и у одного человека (5%) мотивационный полюс не выражен.
Отсутствие различий можно увидеть наглядно, однако для большей доказательности, математически подтвердим наши предположения. Гипотеза: представители сетевого маркетинга и представители традиционного бизнеса отличаются по выраженности мотивации на успех. В результате статистической обработки мы получили φ*эмпир=0,609, а это означает то, что различия не достоверны.
Результаты диагностики готовности к риску Шуберта представлены в Таблице 4.
|
Излишняя осторожн. |
Склонность к осторожности |
Средний |
Склонность к риску |
Излишняя склонность к риску |
Выборка 1 |
5% |
20% |
55% |
20% |
0% |
Выборка 2 |
0% |
25% |
40% |
30% |
5% |
Результаты исследования показали, что испытуемым, как в первой, так и во второй выборке свойственен средний уровень готовности риску, однако, если говорить о склонности к риску, то в выборке 1 склонными к риску являются 4 испытуемого, а выборке 2 – 7 испытуемых.
Гипотеза: люди, занимающиеся сетевым маркетингом и люди, занимающиеся традиционным бизнесом, различаются по степени склонности к риску. В результате математических подсчётов мы получили φ*эмпир=0,071, а это говорит о том, что различия не достоверны, т.е. гипотеза отвергается.
Далее была использована методика диагностики манипулятивного отношения (по шкале Банта). Результаты, полученные в ходе её применения, представлены в Таблице 5.
|
Высокий |
Средний с тенденцией к высокому |
Средний с тенденцией к низкому |
Низкий |
Выборка 1 |
5% |
75% |
20% |
0% |
Выборка 2 |
0% |
40% |
50% |
10% |
Проанализировав данные, можно увидеть, что в выборке №1 испытуемые преимущественно имеют средний уровень манипулятивного отношения с тенденцией к высокому. В выборке №2 можно увидеть, что большая часть испытуемых имеет средний уровень манипулятивного отношения с тенденцией к низкому.
Чтобы математически доказать различия, сформулируем гипотезу: У людей, занимающихся сетевым маркетингом, уровень манипулятивного отношения выше, чем у людей, занимающихся традиционным бизнесом.
В результате математической обработки данных по критерию Фишера было получено φ*эмпир=2,670, т.е. гипотеза была подтверждена (по р<0,01).
В результате использования методики по определению уровня коммуникативного контроля М. Шнайдера были получены результаты, которые занесены в Таблицу 6.
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Выборка 1 |
65% |
15% |
20% |
Выборка 2 |
75% |
20% |
5% |
Критерий Фишера |
0,692 |
0,417 |
1,504 |
φ*крит. = 1,64 (р < 0,05) и 2,31 (р < 0,01)
Таким образом, мы видим, что как в первой, так и во второй выборке преобладает количество испытуемых, у которых получены баллы по первому уровню, это говорит о том, что и тем и другим присущ высокий коммуникативный контроль, т.е. люди постоянно следят за своим поведением и выражением своих эмоций.
Гипотеза: люди занимающиеся сетевым маркетингом и люди, занимающиеся традиционным бизнесом различаются по интенсивности проявления коммуникативного контроля. В результате математической обработки было доказано, что различия не достоверны.
Результаты, полученные с помощью исследования уровня эмпатии И.М. Юсупова представлены в Таблице 7.
|
Очень высокий |
Высокий |
Нормальный |
Низкий |
Очень низкий |
Выборка 1 |
0% |
10% |
65% |
25% |
0% |
Выборка 2 |
0% |
10% |
10% |
80% |
0% |
Критерий Фишера |
- |
- |
3,889 |
3,687 |
- |
Гипотеза: люди, занимающиеся сетевым маркетингом и люди, занимающиеся традиционным бизнесом, имеют различия по уровню эмпатийных тенденций. В результате математической обработки гипотеза была принята. Мы видим, что в выборке №1 преобладают результаты, говорящие о нормальном уровне эмпатийности, во второй же выборке преобладают результаты, свидетельствующие о низком уровне эмпатийности.
Таким образом, проанализировав результаты, описанные в данном параграфе можно говорить о некоторых различиях между двумя выборками. Для объяснения полученных различий представляется необходимым провести сравнительный анализ двух выборок.
2.3 Сравнительный анализ мотивационных и коммуникативных особенностей представителей сетевого бизнеса и представителей традиционного бизнеса
Первой использовавшейся методикой была «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере», с помощью которой были получены определённые результаты, описанные в предыдущем параграфе. Для наилучшего сравнения их с результатами, полученными в выборке 2 (представители традиционного бизнеса) будут по порядку описаны шкалы, выделяемые в данной методике.
Отличий по первой шкале («Процесс») выявлено не было, причём, если посмотреть на ответы испытуемых, то можно увидеть, что в обеих выборках результаты по данной шкале выражены одинаково слабо. Вероятно, это вызвано спецификой деятельности данных выборок, ведь и те и другие являются хозяевами своего бизнеса, а это значит, что пришли они в этот бизнес не просто так. Людьми, ориентирующимися на процесс, больше движет интерес к делу, и они не заботятся о результативности, с такой мотивацией очень сложно быть лидером, а представители рассматриваемых нами категорий, так или иначе, относятся к лидерам.
Далее следует шкала «Результат», по которой были выявлены различия, а именно, у представителей сетевых компаний показатели по данной шкале более высокие. Причина этого может заключаться в следующем: типичный представитель сетевого маркетинга всегда ставит перед собой высокие цели и стремиться к их достижению в течение нескольких лет, не смотря на помехи и трудности. С представителями традиционного бизнеса дела обстоят не всегда так, потому что они, как правило, ставят более доступные цели, которые можно достичь в течение короткого времени и результат их зачастую интересует, как способ покрыть расходы, окупить вклады и пр.