Группа «Б»
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
3 |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
5 |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
* |
|
|
|
|
* |
|
7 |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
* |
|
|
|
8 |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
* |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
* |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
+ |
|
|
|
|
16 |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
* |
17 |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
* |
* |
+ |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Сумма |
4 |
2 |
5 |
3 |
4 |
0 |
1 |
4 |
2 |
0 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
0 |
2 |
5 |
Взаимные выборы |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, испытуемый под номером 3 сделал выбор в пользу испытуемого под номером 1, то на пересечении третьей строки и первого столбца ставится крестик (+). Если испытуемые сделали взаимные выборы, то ставится звездочка (*). Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления:
7:9 = 0,78.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на четыре статусные группы (см. табл. 1).
Таблица 1. Классификация социометрических групп.
Статусная группа |
Количество полученных выборов |
«Лидеры» |
В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» |
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Пренебрегаемые» |
В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Отверженные» |
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
Приложение 2. Обработка и интерпретация результатов исследования самооценки
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
a. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
b. высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
c. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).
Таблица 1. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки.
Параметр |
Количественная характеристика (балл) |
|||
низкий |
средний |
высокий |
Очень высокий |
|
Уровень притязаний |
Менее 60 |
60-74 |
75-89 |
90-100 |
Уровень самооценки |
Менее 45 |
45-59 |
60-74 |
75-100 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10