Коллективное творческое дело, как средство повышения социометрического статуса и самооценки младших подростков

В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству [11].

Существуют четыре стадии процессов творчества [21]: подготовка, созревание, озарение и проверка. Центральным, специфически творческим моментом можно считать озарение — интуитивное схватывание искомого результата.

С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (программирование эвристическое). Передача техническим устройствам доступных формализации операций умственных резки повысила интерес к тем процессам творчества, кои невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса — открытий, изобретений и прочего — направила усилия психологов на разработку методов диагностики способностей творческих и стимуляции творчества (например, атака мозговая) [30].

Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними [57].

В узком смысле, творчество — человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную точку зрения, Л. С. Выготский писал, что в таком случае «творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели к.-н. усовершенствования в области техники» [9].

В более широком смысле, творчество (или творческая деятельность) — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты) [43]. По словам Выготского, «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [9].

Существует также точка зрения, что творчество — это не только феномен человеческой деятельности, но и, например, поведения животных, и даже атрибут материи [56]. Вообще говоря, любой процесс развития можно рассматривать как творчество, что, конечно, не следует отождествлять с творческой деятельностью в психологическом смысле [55].

Таким образом, в распространенном в психологии смысле, творчество — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты [9].

Коллективное творческое дело - социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые [20].

Коллективное творческое дело - форма работы, которая направлена на [47]:

§     Развитие творческих способностей.

§     Развитие интеллектуальных способностей.

§     Реализацию коммуникационных потребностей.

§     Обучение правилам и формам совместной работы.

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив не основанный на отрицательных эмоциях [30].

Существует три основных типа коллективных творческих дел [20]:

1.                 Представление.

2.                 Малое творческое дело.

3.                Большое творческое дело.

Большое творческое дело требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам [55].

Малое творческое дело не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела [20].

Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями [55].

Таким образом, при малом творческом деле и представлении дело будет являться коллективным творческим делом только для его организаторов [20].

Стоит особо подчеркнуть, что представление - это тип коллективного творческого дела, а не его форма [13].

Условно, коллективное творческое дело можно разделить на три основных уровня [47]:

1.                 уровень подготовки;

2.                 уровень организации;

3.                уровень представления.

Реализация каждого уровня может осуществляться различными людьми. Однако данные люди должны осознавать, что принимают участие в общем (коллективном) деле. То есть у каждого ребенка, принимающего участие в коллективном творческом деле, есть своя роль (или свое дело) [20].

Уровень подготовки включает в себя: разработку формы и содержания дела, определение необходимых ресурсов (учет уже имеющихся, определение недостающих, выбор пути нахождения недостающих ресурсов), изготовление необходимых материалов. Для примера приведем дела, относящиеся к уровню подготовки: написание сценария и режиссура праздника, проведение репетиций, изготовление костюмов, разработка вопросов для диспута, изготовление пригласительных билетов, плакатов, оформление места проведения дела, запись фонограмм и так далее [47]

Уровень организации включает в себя: поиск недостающих ресурсов, распределение ресурсов, поиск и распределение материалов, организация рекламы (если она необходима) определение сроков промежуточного и итогового контроля, осуществление контроля, согласование формы, содержания, сроков, места проведения дела с заинтересованными лицами. Если говорить в общем, то уровень организации должен обеспечить нормальную работу ребят по организации и проведению дела. К примеру, уровень организации может включать в себя следующие дела: обеспечение репетирующих актовым залом, поиск необходимой аппаратуры, получение доступа к необходимым помещениям, связь с администрацией, связь со средствами массовой информации, организация просмотра номеров, генеральной репетиции и так далее [55].

Уровень представления включает в себя, собственно говоря, проведение творческого дела. К примеру, степень подготовки ведущих, качество игры актеров и другое [20].

Очень часто, к уровню представления, ошибочно, относят и элементы уровня подготовки: такие как красочность плакатов, оформление места проведения дела. Однако это не совсем так - к уровню представления относятся только те субъективные факторы, которые зависят, непосредственно, от проведения дела. То есть актер может сыграть хорошо или плохо, ведущий может быть уставшим или у него село горло. Те же, вещи, которые, на момент начала дела изменить нельзя (сшить костюмы, перерисовать плакаты) относятся к уровню подготовки [20].

Бывают случаи, когда при хорошей подготовке и организации внешний результат получается не соответствующим желаемому. Однако это совсем не означает, что поставленные воспитательные задачи не выполнены, наоборот, данная ситуация дает педагогу дополнительную возможность развития в ребятах их аналитических способностей, позволяет им осмыслить случившееся, и сделать для себя выводы на будущее. При этом важно помочь ребятам понять, из-за чего так произошло, и что необходимо сделать, чтобы этого не было впредь. При этом ни в коем случае нельзя их обвинять - ребята уйдут защиту или у них возникнет депрессивное состояние раскаяния, что не позволит им провести даже самостоятельную аналитическую работу [55].

Рассматривая коллективное творческое дело, как многоуровневую модель, видно, что большая часть воспитательных задач решается на уровнях подготовки и организации, поэтому при рассмотрении творческого дела следует особенное внимание уделять процессу подготовки и организации дела [47].

Подводя итог, можно отметить, что коллективное творческое дело – форма организации воспитательной работы, которая предоставляет заботу о своем коллективе, друг о друге. Совершается вместе с воспитателями и воспитанниками. Представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важных задач [20].

Деятельность детей имеет практическую направленность на благо собственного или другого коллектива (гуманизм, альтруизм) [55].

Все члены коллектива на добровольных началах с интересом включаются в реализацию дела, где есть возможность раскрыть свои собственные творческие возможности. При работе с детьми, главным педагогическим результатом является процесс подготовки и организации дела, а не его внешний результат [20].


I.5 Особенности творческой деятельности детей среднего школьного возраста

Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческость [49].

Мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развить в себе творческость [52]. Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире — это, собственно, и есть, с нашей точки зрения, проявление творческости, проявление своей неповторимости, уникальности. Выражение собственной уникальности через творческость, таким образом, непосредственно связано с переживанием своего соответствия жизни, с переживанием ее осмысленности [9].

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность является проблемой для большинства людей. Люди действуют по заранее заданным программам, схемам, шаблонам. Такая «запрограммированность» поведения приводит к переживанию бессмысленности своего существования, чувства протеста против требований общества, которое не позволяет отклоняться от принятых норм [20].

Потребность в самовыражении является одной из основных для человека [29]. Но, как и всякая другая потребность, она нуждается в адекватных способах удовлетворения и реализации. А для человека адекватными формами удовлетворения потребности являются культурно выработанные средства. Парадоксом творческого самовыражения является то, что для его осуществления абсолютно необходимо овладение культурными нормами. С одной стороны, овладение этим является для общества гарантией того, что творческое самовыражение будет осуществляться в определенных культурно заданных рамках, не принося обществу вреда и не разрушая его основ. С другой стороны, культурно выработанные средства представляют собой материал, используемый в творческом самовыражении. Если усвоением культурно заданных образцов процесс личностного развития завершается, то это ведет к тупику — к омертвению, стереотипизации, шаблону. Если же это усвоение является лишь этапом развития, за которым следует свободное и гибкое творческое использование средств для выражения собственной индивидуальности, то оно открывает практически безграничные возможности для личностного роста [21].

Одни из первых культурно выработанных средств самовыражения, которыми овладевает ребенок, относятся к сфере чувств. Собственно говоря, выражение себя и есть не что иное, как выражение своих чувств, относящихся к какому-либо событию, какой-либо ситуации. Человеческие чувства представляют собой субъективную оценку объективных событий. Всякая реакция человека на жизненные события эмоционально окрашена, и именно эта эмоциональная окрашенность и делает реакции индивидуальными: не будь этой эмоциональной окрашенности реакций, не было бы и собственно переживания и реакции человека ничем не отличались бы от реакций запрограммированного компьютера. Но переживание чувства и его выражение — разные вещи. Для того чтобы выражение чувства могло быть проявлением истинной индивидуальности человека, оно должно быть адекватным, т. е. соответствовать ситуации и в первую очередь — самому чувству. А именно этого зачастую и не происходит в результате того обучения, которому мы подвергаемся. Такое несовпадение между испытываемым чувством и его выражением часто лежит в основе внутренних конфликтов; недаром в разных психотерапевтических направлениях особое внимание обращается на распознавание человеком своих собственных чувств и их выражение [43].

При помощи системы внешних оценок ребенок очень рано усваивает систему конвенциальных норм, т. е. систему поощрений и наказаний, запретов и разрешений (правильно - неправильно, хорошо - плохо). Палитра человеческих эмоциональных реакций широка и разнообразна. Но в зависимости от принятых в том или ином обществе конвенциальных норм человека обучают испытывать в конкретных ситуациях те или иные переживания, источниками которых являются внутренние оценки происходящих событий. Тем самым закладывается основа для внутренних конфликтов, поскольку конвенциальные нормы в области эмоциональных переживаний часто противоречат собственной реакции человека [46].

При обычном обучении у человека вырабатываются стереотипы эмоционального реагирования, которые не соответствуют его истинному отношению к происходящему. В условиях, когда человек лишен возможности выразить свое истинное отношение к событиям, ни о каком творчестве говорить не приходится; в лучшем случае творчество осуществляется по принципу сублимации (при этом надо иметь в виду, что сублимируются не только сексуальные влечения, как считал 3. Фрейд, но все эмоциональные реакции, отражающие истинное отношение человека к жизни) [21].

Постоянно подавляя себя, человек не может вырасти в творческую личность. В соответствии с выученными стереотипами эмоционального реагирования он настойчиво пытается быть счастливым там, где он не может быть счастлив; он «выучен на несчастье», обучен постоянно делать себя несчастливым. А творчество — это, прежде всего счастье, переживание осмысленности своего существования [55].

Однако — и в этом заключается обратная сторона медали — все способы человеческого самовыражения культурно обусловлены. Поэтому овладение конвенционально заданными способами есть необходимое условие, какого бы то ни было самовыражения вообще [21].

Особо сензитивным к овладению средствами самовыражения считается младший подростковый возраст. В 10—11 лет ребенок становится автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, навыками социальной, общественной и учебной жизни. Дети умеют учиться, ими усвоены основные социальные конвенциональные нормы, начался латентный период подросткового возраста. Появляющееся на этой основе чувство взрослости порождает потребности в новых средствах самовыражения. Ребенок в одно и то же время хочет вести себя как взрослый, хочет признания своей взрослости — и осознает свою зависимость от взрослых, понимает, что не выглядит взрослым [8]. У младшего подростка кардинально изменяется самосознание, у него возникает пристальный интерес к собственным интимным переживаниям, который ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой — к потребности принятия, поддержки и одобрения своего внутреннего мира (т. е. в принятии себя как личности) другими людьми. Отсюда столь характерное для этого возраста стремление к дружескому общению, тесным личностным контактам [42].

Итак, у младшего подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним — потребность в поддержке и принятии этой индивидуальности со стороны других, для чего она должна быть донесена до других людей: возникает интерес, с одной стороны, к своему внутреннему миру, а с другой — к средствам его выражения. Эта кардинальная характеристика самосознания младшего подростка находит свое выражение во всех аспектах его существования: физическом, интеллектуальном, нравственном и эмоциональном [15].

§     В физическом аспекте эта характеристика связана с активизацией нейроэндокринной системы, бурным физическим ростом, дискоординированностью движений. Обращенность вовнутрь применительно к данному аспекту осуществляется через оценку своих физических совершенств или недостатков. Подросток осознает свое новое тело, ощущает его как несовершенное, предъявляет к нему массу требований. Возникает оценочное отношение к своей внешности, критичное отношение к телу. Обращенность вовне проявляется в стремлении к телесному совершенству, к физическому самосовершенствованию, к улучшению себя и своего внешнего вида [15]. У мальчиков это реализуется в соревновательности, стремлении к физическим достижениям, «накачке» мускулов, прибавке физической силы, у девочек — в интересе к моде, косметике, нарядам, т. е. украшению себя. И для мальчиков, и для девочек характерно стремление к идеалу, понимаемому как воплощение внешнего, физического совершенства [18].

§     В интеллектуальном аспекте самосознание подростка связано с развитием логического мышления. Обращенность вовнутрь здесь проявляется в умении устанавливать логические связи и отношения, в формировании новой, более широкой и связной картины мира. Обращенность вовне проявляется в резком расширении сферы интересов [15]. Назревание и появление новых внутренних влечений и потребностей безмерно расширяют круг вещей, имеющих побудительную силу для подростков, как целые сферы деятельности, прежде нейтральные в отношении ребенка, сейчас становятся основными моментами, определяющими его поведение, как вместе с новым внутренним миром для подростка возникает по существу и совершенно новый внешний мир [44].

§     В нравственном аспекте обращенность вовнутрь проявляется в овладении объективными моральными нормами, а обращенность вовне — в требовании принятия своей индивидуальности, повышенном чувстве справедливости, в частности в том, что выполнение моральных норм в первую очередь требуется от взрослых [15].

§     В эмоциональном аспекте обращенность вовнутрь проявляется в захваченности подростка собственными эмоциональными состояниями. Начинается период неконтролируемых эмоций, возникают беспричинные — или по пустяковым поводам — эмоциональные вспышки. Обращенность вовне проявляется в повышенном интересе к другому человеку, в стремлении к близкому общению [15]. И если в младшем школьном возрасте наиболее эмоционально насыщенными были отношения со взрослыми, а нормативные требования адресовались сверстникам (которые и оценивались в соответствии с ними), то в подростковом возрасте это отношение обращается: центром эмоциональной жизни становятся отношения со сверстниками, а нормативные требования адресуются взрослым [18].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты