1. Основной причиной отклонений в поведении старшего дошкольника являются неблагополучные семейные взаимоотношения с родителями. Незнание родителями психологических закономерностей развития в старшем дошкольном возрасте, неумение перестроить взаимоотношения с учётом новых тенденций развития приводят к возникновению негативизма, замкнутости, антисоциальному поведению.
2. Главное место в достижении оптимальных семейных взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте занимает игра. Правильная родительская позиция, обеспечение эмоционального благополучия и комфорта для ребёнка в семье, готовность всегда придти на помощь.
3.Неотъемлимую часть положительного развития ребёнка занимает правильная родительская позиция, обеспечение эмоционального благополучия и комфорта для ребёнка в семье, готовность всегда придти на помощь.
В результате исследования нами были выделены следующие психолого-педагогические особенности воспитания детей в семье, наиболее эффективно влияющие на становление личности старшего дошкольника:
1) установление партнёрских отношений «Родитель – Ребёнок»;
2) Эмоциональная близость ребёнка к родителям;
3) последовательность родителей в своих требованиях к ребёнку;
4) принятие ребёнка таким, какой он есть.
В процессе исследовательской работы были решены следующие задачи:
1.Подобраны методики для диагностического исследования.
2.Проведено диагностического исследования.
3.Проанализированы полученные данные.
4. Составлена коррекционная программа по оптимизации семейных взаимоотношений.
Цель работы: изучение влияния игры на развитие семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста была достигнута.
Используемая литература
1. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 1987.- №2.
2. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии.- 1991.- №6.
3.Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты. /А.Л.Венгер.-М.,2002г.
4. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 1982
5. Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребёнка и родителей // семейная психология и терапия. – 1999г. - №1
6.Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991.- №4.-
7. Давлетшин М.Г. Психология межличностных отношений в коллективе. //Ташкент-1985г.
8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2001.
9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская, 1997
11. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.
12. Думитрашку Т.А. структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.
13. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.
14. Коломинский Я.Л., Берёзовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы специальной психологии. – М.: «Знание»,1977.
15. Калягин В.А., Овчинников Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики.-СПб.:КАРО,2008.
16. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.
17. Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье // Обруч.- 1999.- №5.
20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.
18. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.
21. под ред. Новосёловой Игра дошкольника. – М.: «Просвещение»,1989
22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком.-М. :»Педагогика», 1990.
23Панфилова М.А. Тест для родителей // Обруч.- 2000.- №3.
24. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 2003.- №5.
25. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.
26. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр»
27. Селивёрстова Н.Я. Психодиагностика ребёнка: за и против // Вопросы психологии.- 2000.- №3
28. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду.- 2003.- №4
29. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии.- 2000.- №3.
30. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. / под ред. В.К. Котырло.-М.: Педагогика, 1987.
Приложение 1
Регистрационный лист к методике исследования межличностных отношений (по Р.Жилю) по итогам констатирующего эксперимента.
Протокол №1.
Ф.И.ребёнка: Егор А.
Возраст: 6лет
№ |
Назначение шкал |
Проценты |
|||||||||||||||||
|
|
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
||||||||
1 |
Отношение к матери |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
2 |
Отношение к отцу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
3 |
Отношение к братьям и сёстрам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
4 |
Отношение к бабушкам и дедушкам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
5 |
Отношения к другу (подруге) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
6 |
Любознательность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
7 |
Доминантность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
8 |
Общительность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
9 |
Закрытость, отгороженность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
10 |
Социальная адекватность поведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
11 |
Отношение к матери и отцу как семейной чете |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
12 |
Отношение к учителю (авторитетному взрослому) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Протокол №2.
Ф.И.ребёнка: Лена К.
Возраст: 6лет
№ |
Назначение шкал |
Проценты |
||||||||||||||
|
|
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
|||||
1 |
Отношение к матери |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
2 |
Отношение к отцу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
Отношение к братьям и сёстрам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4 |
Отношение к бабушкам и дедушкам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
5 |
Отношения к другу (подруге) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
6 |
Любознательность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
7 |
Доминантность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
8 |
Общительность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
9 |
Закрытость, отгороженность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
10 |
Социальная адекватность поведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
11 |
Отношение к матери и отцу как семейной чете |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
12 |
Отношение к авторитетному взрослому |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Протокол №3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11