История социальной помощи глухонемым 19-20 веках

Говоря далее о воздействии духовного воспитания на глухонемых учащихся, Лаговский отмечает, что дети оплакивали падение прародителей, негодовали на злого духа, который научил их непослушанию, и «стали надеяться на лучшую участь на небе за бесконечные заслуги Спасителя».

Таким образом, привитие глухонемым учащимся основ религиозно-нравственных понятий и представлений, глубоко воздействуют на их эмоциональную сферу.

Судя по объявлению 1819г, предметы, составляющие курс обучения при Жоффре, включают в себя:

1. Закон Веры;

2. Правильное познание российского и французского языков;

3. Основы геометрии;

4. История;

5. Рисование;

В 1820г Жоффре приглашает священника Измайлова в качестве настоятеля устроенной в том же году церкви при училище. Церковь была названа именем Святого Апостола Павла. В обязанности священника входило, также, и преподавание учащимся под руководством директора Закона Божьего.

В 1824 г, после смерти Жоффре, директором училища становится Г.А.Гурцов, который делает первую попытку создать методику обучения глухонемых, написав «Энциклопедический курс методических и практических уроков, составленных и кратких назидательных фраз, приспособленных к мимическому языку, относящихся к человеку, житейским нуждам, познаниям и ко всем обязанностям в обществе».

Анализ этого труда свидетельствует, что данное сочинение разделяется на десять книжек с таблицами картин (54 шт.) и двумя картами: природы и геометрических фигур и тел. С помощью «Энциклопедического курса …» происходит, также, и духовно-нравственное воспитание глухонемых учащихся.

Так, в книге V содержится информация о Создателе, Четырех стихиях, небесных светилах и т. д.; VII книга содержит курс практических уроков, включающих в себя человеческие познания, вероисповедания, образованность, правоведение, мужество и пр. IV книга содержит представление о благоустройстве церкви и совершаемых в них службах и IX книга содержит нравственные представления для кончающих курс обучения в училище глухонемых воспитанников.

30 июля 1835 г, утвержден новый Устав училища. После его утверждения, в курсе предметов, к Закону Божьему добавляется «Священная история и нравственность». В преподавании в училище, по-прежнему руководствуются методой аббата Эпе со всеми изменениями и улучшениями, которые он а получила в Германии и Франции и с применением сведений из собственного опыта преподавателей училища.

Следующим директором училища в 1838 году становится В.И.Флери, сыгравший значительную роль в развитии отечественной сурдопедагогики и написавший первую книгу в этой области «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» Обосновывая убеждение, что глухонемота не лишает человека способностей, Флери излагает приемы обучения и воспитания глухонемого, как сознательной личности, показывает роль мимики и различных форм словесной речи.

Флери пишет о связи умственного и нравственного воспитания глухонемых, о роли семьи и необходимости семейного воспитания, о необходимости большой самоотдачи педагогов. Флери обосновывает важность индивидуального подхода в процессе обучения и выступает за комбинирование приемов обучения, осуждая абсолютизацию какого-либо одного способа.

В своей работе «Глухонемые …» Флери отводит целую главу религиозно-нравственному воспитанию неслышащих, которую он называет «Введение в познание религиозных и нравственных понятий». Духовное воспитание глухонемого Флери советует начинать еще до того, как оно может быть полностью осознанным. «Понятие о Божестве, это основание всего блаженства человека и всех его познаний, заранее должно быть предоставлено рассудку глухонемого», - пишет Флери.

Флери рекомендует обращать внимание глухонемых детей на различные явление природы (грозу, дождь, яркое солнце, радугу), обогащая их чувственный опыт и, подводя их к осознанию величия Бога, проявляющего себя во всем, что ребенок видит.

Говоря об этом, Флери пишет: «…Пусть он внимательно возле вас и под вашем надзором увидит некоторые из этих величественных явлений творения, - тогда он сам упредит вас вопросом, хоть и невольным, но глубоко основательным: Кто все это сделал? Для чего это?». Флери остерегает тотчас же внушать ребенку догматы веры (о карающей молнии и аде) и подводить его к совершению обрядов, указывая на большую способность глухонемого к подражанию, которое в дальнейшем может вылиться в простое притворство. Он советует объяснять ребенку щедрость, милость и любовь беспредельного Существа.

Флери пишет, что совершенная понятливость догматических истин через письменные обозначения долго остается неприступной для глухонемого, и существование Бога, его благость и необходимость его правосудия, как и другие подобные истины, не имеют нужды в многословии. «…Самые простые и легкие слова, избранные для их выражения достаточно объясняются в присутствии дел и явлений, которых они будут следствием и перечнем», - пишет Флери.

Флери показывает независимость религиозных и нравственных чувств глухонемого от словесной речи. «Познание Верховного Существа совершенно независимо от пособий языка устного», - пишет Флери, считая, что чувства добра и зла, справедливости и несправедливости являются врожденными у любого человека. Наказав невиновного, мы увидим негодование глухонемого, наказав его самого за кражу, мы увидим его смирение; «…к чему здесь язык – глас естественного закона предшествует всякому языку», - считает Флери.

Чтобы привить глухонемому понятие о нравственности, нужно прибегать к самому ребенку, научить его «нисходить в сердце свое», советоваться с голосом своей совести, и тогда, радость его при всяком добром деле и страх, сопровождающий его дурные поступки, покажут ребенку нравственные различия добра и зла, - считает Флери, полагая, что такой способ является наиболее надежным и способным утвердить в сердце глухонемого ребенка чувство добродетели и отвращения его от порока. Флери указывает на важную роль наследственности в нравственном воспитании глухонемых.

Он предлагает использовать картины, на которых изображались бы «главные примеры нравственности», считая, что «смотря на сцены милосердия… глухой, выучится благотворительности».

Однако, показывая достоинство иконографических пособий, Флери предостерегает часто использовать их при обучении Закону Божьему, так как в этом Флери видит угрозу овеществления духовных истин.

Говоря о религиозно-нравственном воспитании на уроках истории, Флери советует не углубляться в определение ее предмета, в хронологию событий, в красочное их описание.

Несмотря на то, что в первичном преподавании духовно-нравственных представлений глухонемым детям Флери не уделяет достаточно внимания обучению их словесной речи, (в частности, устной), в дальнейшем, в развитии религиозно-нравственных качеств личности глухого, в их утверждении и закреплении, языку Флери отводит главнейшую роль. «Усовершенствование воспитания глухого, - считает Флери, - увенчание нравственного его восстановления, введение его вновь в недро общества, состоит в возвращении ему слова и в удобном употреблении членораздельного языка».

В 1847 г Флери пишет книгу «Правила нравственности», которая предназначается для самих глухонемых и отпечатывается ими в типографии училища.

«Эта книга, - пишет Флери в предисловии, - назначена для тех воспитанников, которые начинают понимать механизм языка, но ее содержание может быть полезным всякому другому дитяти». Книга отличается простотой и подробностью изложения и разделяется на две части:

1. Правила нравственности собственно

2. Объяснительная часть.

В первой части пять разделов, в каждом из которых трактуется об отдельном предмете. Например, раздел первый имеет своим предметом «Первоначальные истины»: о Боге, о естестве человека, о Законе Божьем и пр. Во втором разделе излагаются обязанности каждого к Богу, к ближнему, к родителям и т.д. В самом обширном, третьем разделе, имеющем 21 главу, даются понятия добродетели, благочестия, послушания и др.

Вторая часть книги – «Объяснительная…», - тесно связана с текстом первой.

Флери признает огромную роль самого педагога в духовном воспитании неслышащих. Таким образом, Флери видит большие возможности духовного воспитания и развития глухонемого, признает важную роль словесной речи в формировании религиозно-нравственных представлений, роль печатных изданий и, в то же время считает, что даже малоспособные дети могут развиться духовно и нравственно, как и «безграмотный крестьянин, не разбиравшийся в богословии».

В 1856г директором Санкт-Петербургского училища становится Я.Т. Спешнев, который отдает много сил на совершенствование организации и методов обучения глухонемых воспитанников. В 1859г под руководством Спешнева составляются программы всего курса обучения глухонемых учащихся. Весь курс разделяется на части. Дети от семи до десяти лет получают подготовку к «разумному настроению», получают понятия об окружающих их вещах и явлениях. Постепенно затрагиваются и отвлеченные понятия. Для детей от десяти до пятнадцати лет предполагается умственное развитие с помощью мимики, письма и устной речи. В программу также входит обучение молитвам и Священной истории, изъяснение формы языка (этимология и орфография). Дети пятнадцати – двадцати лет упражняются в чтении для умственного развития и знакомятся с языком литературным. Когда такой язык становится доступным для глухонемых учащихся, им преподают Закон Божий, в программу которого входит история Нового Завета, катехизис, объяснение богослужений и христианских обязанностей. В курс предметов входит также арифметика, география и курс общеполезных знаний.

В училище находится особый наставник-законоучитель для преподавания Закона Божьего и второй наставник-законоучитель для лиц евангельско-лютеранского вероисповедания.

В 1865 г утверждается Новый (третий по счету) Устав училища. Директором училища к тому времени становится И.Я. Селезнев. Вырабатываются новые программы, к которым педагогами училища разрабатываются учебники, руководства и пособия. Анализируя эти программы с точки зрения развития глухонемых учащихся, следует заметить, что на седьмом году обучения программой предусматривается чтение церковных книг, изучение Закона Божьего, уроки по которому состояли из повторения всего предыдущего с дополнением необходимых подробностей и изъяснением литургии и других богослужений. На протяжении всех лет обучения молитвы читаются устно, а Символ Веры и десять заповедей заучиваются наизусть.

На восьмом году обучения, начатое в предыдущие годы знакомство с церковным языком выражается в свободном чтении книг церковно-славянского языка, преимущественного Евангелия.

В приложении к изучению Закона Божьего училищем издаются следующие книги:

«Молитвы утренние, вечерние и в продолжении дня, Символ Веры и десять заповедей», Издание училища в пособии наставникам. Отпечатано в 1867 г самими воспитанниками.

2. «Букварь для обучения юношества церковному и гражданскому чтению"», СПб., 1865г.

3. «Зачатки христианского православного учения».

4. «Начальное чтение человекам, хотящим учится книге Божественного писания».

5. «Объяснение православного Богослужения», священника Михайловского и др.

У более грамотных, взрослых воспитанников в постоянном пользовании находится Евангелие и «Краткое изложения Литургии Иоанна Златоустого» [СПб., 1864], отмечает Лаговский.

Роли языка в духовном воспитании глухонемых учащихся, Селезнев придает решающее значение. «…Изучение языка составляет основу и цель разумного развития и нравственного воспитания глухонемых», - утверждает Селезнев, не отвергая, однако мимику и считая ее в некоторых случаях необходимой. Произношение, однако, не было целью обучения глухих детей, но в обучении языку Селезнев видит отличное средство для нравственного воспитания неслышащих.

С 1868 года в училище наблюдается «книжный голод» из-за отсутствия специально приноровленных для глухонемых учебников и руководств.

В обучении используются книги времен Флери, Спешнева и Селезнева. Исключение в это время составляет лишь один предмет – Закон Божий.

Служивший при училищной церкви протоирей А.Я. Братолюбов, как законоучитель училища, по словам Лаговского, «знавший глухонемых в отношении размеров возможностей их развития», составляет для них целый ряд учебников по своему предмету:

1. Краткая Священная история Ветхого и Нового завета;

2. Краткие понятия о всенощной и литургии;

3. Краткий очерк истории христианской Церкви;

4. Пантомима молитв или описание мимических молитвенных знаков с приложением ручной азбуки

Так, «Пантомима молитв…» включает в себя описание целого ряда молитв, таких как: Символ Веры, Достойно есть…, Пасхальные молитвы и др. При составлении молитв, автор старается сблизить выражение знаков со значением письменных слов или перевести слова на знаки.

Говоря о пользе дактилологии, письменной и устной речи в чтении молитв глухими учащимися, Братолюбов указывает на необходимость отрыва мимических знаков от словесного их обозначения и более свободного перевода письменных слов.

В противном случае мы «превратили бы мимику в пользу нашего словесного или письменного расположения и не представили бы свойственного ей духа, и мимика, потеряв от того свой характер, будет непонятной», - пишет Братолюбов.

Братолюбов отмечает большую выразительность и внушаемость пантомимы для глухонемых, нежели книжные переводы «буква в букву» и предлагает комбинировать в преподавании мимику, дактилологию, устную и письменную речь. Он считает, что благодаря пантомиме, владеющий ей глухонемой, с помощью синоним, сравнений и уподоблений, способен усваивать понятия «об отвлеченных предметах даже из области умозрительной и метафизической».

«Пантомима молитв…» была представлена на рассмотрение педагогической конференции училища, которая дала о ней следующий отзыв: «признать труд протоирея А.Я. Братолюбова, составленным с полным знанием дела и добросовестностью, весьма полезным руководством для лиц, занимающихся обучением глухонемых.

Знаки описания в руководстве считать обязательными при чтении молитв воспитывающимися в училище.

Вывод:

Таким образом, я изучила дореволюционный период деятельности Санкт-Петербургского училища глухонемых, которое являлось своеобразным учебно-методическим и научным центром, характеризуется повышенным вниманием к проблеме духовно-нравственного воспитания неслышащих.

Достигнутые при этом успехи (овладение отвлеченными понятиями религиозно-нравственного характера, безукоризненное поведение, высокий уровень нравственности), говорят о правильности, точности и разнообразии применяемых в училище методов духовного воспитания, о заботе и любви педагогов к своим воспитанникам, об их моральном облике и о той атмосфере доброжелательности, которая, наполняя училище, способствовала развитию лучших сторон характера глухонемых учащихся.


§2. Положение глухонемых в обществе и их обучение в МГТУ им.Баумана


Социальное положение глухих на протяжении многих столетий определялось взглядами общества на них. Исторически народы разных стран придерживались мнения, что глухонемые нуждаются в призрении и опеке, но не в обучении. Считалось, что для их благополучия вполне достаточно того, что бы они были накормлены, одеты и имели жилье. Ученые и педагоги мало задумывались о том, что глухой человек не может без специальной помощи овладеть человеческой речью и, следовательно, определенным кругом знаний.

Первые попытки обучения глухих относятся к ХVI - ХVIII векам и предпринимались в Испании (Бонет, Понсе), Англии (Уиллис), Франции (Де Лепе, Сикаp, Пеpейpа), Геpмании (Гейнике). Эти попытки сопровождались интенсивным обменом мнений о путях и методологии обучения глухих. Несмотря на различия в методических подходах, достижения в этой области стали результатом коллективных усилий и постоянного обмена информацией.

Россия в силу своего отдаленного географического положения и особенностей ее общественно-исторического развития была в стороне от этих педагогических дискуссий. Однако, российская сурдопедагогика прошла самобытный и интересный путь развития.

Уже в 996 году великий князь Владимир своим указом установил, что забота об убогих является делом церковных властей.

В летописных источниках имеются ссылки на то, что убогих детей не только призревали, но и обучали ремеслам и начаткам грамоты.Псковский князь Всеволод организовал приют, в котором воспитывались «слепые, глухие, хромые и больные».

На участь глухих людей обращали свое внимание епископы Московский, Новгородский, Ростовский, Смоленский и дp.

В первой половине ХVI века значительно увеличилось число детей, воспитывавшихся в приютах, которые имелись в мужских монастырях Вологодской епархии, Печерском монастыре в Пскове, Сергиевой лавре, Белозерском монастыре и др. Установлено перераспределение полномочий между церковной и светской властями. Церковные власти по-прежнему заботились об убогих, однако, ответственность за них ложилась на государственную и княжескую власть.

В 1648 году произошла реформа законодательной власти, в результате которой глухонемые получили имущественные права при распределении родительского наследства.

Начиная с ХVIII века и до начала ХIX века в России зарождается и в дальнейшем получает свое развитие практика организации воспитательных домов для убогих - слепых, глухонемых и инвалидов. Имеются многочисленные свидетельства о воспитании и обучении глухонемых детей в Воспитательных домах Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

В основу воспитания бралась система семейного уклада, а работники Воспитательного дома как бы становились «родителями» глухонемых детей.

Характерной особенностью деятельности Воспитательных домов являлось их значительное внимание к физической подготовке детей и приучение их к трудовой деятельности. Однако, в системе воспитания этих домов недостаточно были отражены вопросы полноценного развития детей.

Родоначальниками оpганизованного обучения глухих в Pоссии считается Павловское училище, основанное в 1806 году императрицей Марией Федоровной, пpеобpазованное затем в Санкт-Петеpбуpгское училище для глухих.

После Санкт-Петеpбуpгского училища для обучения глухонемых были созданы училища в Москве, Ваpшаве, Одессе, Казани и дpугих гоpодах Pоссийской империи. Их хаpактеpной особенностью было то, что они pазвивались как учебно-воспитательные учpеждения обpазовательного и пpофессионально-pемесленного типа.

Кpоме того, в них постоянно осуществлялись единые тpебования к общеобpазовательному уpовню глухих детей. Pазличие в них существовало лишь в отношении pемесленного обучения.

Во втоpой половине ХIХ века тpудовая подготовка в училищах значительно усиливается и становится одним из важнейших компонентов учебного пpоцесса. Подобное пpеобpазование было пpодиктовано желанием дать выпускникам училищ пpофессиональные навыки, котоpые обеспечивали бы им самостоятельную жизнь.

Санкт-Петеpбуpгское, Московское (1860г.) и Ваpшавское (1817г.) училища стали наиболее кpупными и ведущими учебными заведениями Pоссии и служили моделями для остальных пpовинциальных училищ глухонемых. Указанные учебные заведения пpедставляли собой надежный тип.Пpи опpеделении объема содеpжания общеобpазовательных знаний для глухонемых за основу бpались пpогpаммы для слышащих. Фоpмулиpуя тpебования к объему и содеpжанию пpогpаммы для глухонемых,

Н.М.Лаговский (1911г.) отмечал, что они не обязательно должны иметь стpого опpеделенный объем, а учитель таким обpазом получал полную свободу формировать диффеpенциpованный подход к способностям и возможностям учащихся.

К концу ХIХ века заметно возpосло и количество учебных заведений для лиц с недостатками слуха. Несмотря на сложные условия своего существования училища для глухонемых не только давали им общеобразовательную и профессиональную подготовку, но и меняли статус самого глухого человека в обществе. В этом отношении истоpическую pоль сыгpала деятельность Санкт-Петеpбуpгского училища глухонемых. Свод Законов Pоссийской импеpии, изданный в 1856 году, спустя полстолетия после начала деятельности Санкт-Петеpбуpгского училища, уже содеpжал упоминание о нем. В нем отмечалось, что глухонемые, успешно закончившие училище, освобождались от опеки и пользовались всеми гpажданскими пpавами.

Пеpемену в общественном положении глухонемых означал и тот факт, что пеpвый печатный тpуд об их пpавовом положении в госудаpстве был подготовлен Александpом Соколовым, глухим выпускником Санкт-Петеpбуpгского училища. Изданный в маpте 1862 года этот тpуд («Узаконения о глухонемых и немых») был пpактически пеpвой pаботой, написанной глухим человеком в Pоссии. Pабота А.Соколова в дальнейшем легла в основу более капитального тpуда о пpавовом положении глухонемых в Pоссии, автоpом котоpого был П.Д.Енько, диpектоp Санкт-Петеpбуpгского училища глухонемых.

Таким обpазом, такие кpупнейшие училища глухонемых, как Санкт-Петеpбуpгское, а затем Московское, к концу ХIХ века стали давать своим воспитанникам полноценное обpазование на уpовне училищ для слышащих детей. Их выпускникам пpедоставлялась возможность получать дальнейшее обpазование и овладевать пpестижными по тем вpеменам пpофессиями инженеpов, учителей, коммеpсантов и т.д.

Социально-экономические пpеобpазования в обществе, начавшиеся после 1917 г., коснулись и pоссийской суpдопедагогики.

После революции в России формируется единая система коррекционного начального и среднего образования: руководство воспитанием и обучением инвалидов становится централизованным, создаются кафедры по подготовке учителей для специальных школ, постепенно растет количество таких школ (происходит их дифференциация) и число учащихся в них.

В СССР сложилась система специальных профессиональных училищ и техникумов для инвалидов. При этом в наборе специальностей, предлагаемых человеку с ограниченными возможностями здоровья (швея, столяр, резчик по дереву и т.д.), отражается утилитарное представление о целях обучения. После окончания СПТУ и техникумов инвалиды попадали по распределению в специальные группы на производстве, что способствовало их изоляции в обществе.

Система высшего профессионального образования инвалидов в СССР создана не была. Доступ инвалидов к качественному высшему профессиональному образованию оставался ограниченным: случаи обучения инвалидов – «талантливых одиночек» в вузах носили скорее исключительный характер.

Попытки создать сегрегированную (коррекционную) систему высшего профессионального образования для инвалидов потерпели неудачу (например, создание «НИСОРа» - Новосибирского института социальной реабилитации, 1989 г.).2 Систематически обучать инвалидов по программам высшего профессионального образования в вузах общего типа также не получалось (например, в Московском институте химического машиностроения (1932 г.).

Начало новому подходу к профессиональному образованию инвалидов в России было положено в 1934 году, когда в МГТУ им. Н.Э. Баумана3 впервые по специальным программам, но в интегрированных условиях стали обучаться инвалиды по слуху.

Жизнеспособность бауманского подхода доказана временем: в течение 75 лет МГТУ им. Н.Э. Баумана является практически единственным в России высшим техническим учебным заведением общего типа, где реализована система высшего образования инвалидов в обычной образовательной среде. При этом уровень знаний и высокая квалификация выпускников-инвалидов позволяет им занять достойное место в различных областях профессиональной деятельности.

К началу 1990-х годов, в связи с социально-экономической трансформацией общества, возникла необходимость реформирования высшего профессионального образования инвалидов как базового элемента социальной защищенности этой группы лиц путем повышения конкурентоспособности их на рынке труда.К началу 1990-х годов, в связи с социально-экономической трансформацией общества, возникла необходимость реформирования высшего профессионального образования инвалидов как базового элемента социальной защищенности этой группы лиц путем повышения конкурентоспособности их на рынке труда.

В связи с этим, в 1994 году в МГТУ им. Н.Э. Баумана создается Головной учебно-исследовательский и методический Центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) (далее ГУИМЦ) - структурное подразделение университета.

Цель создания Центра состоит в осуществлении комплексной реабилитации инвалидов и иных лиц с дефектами слуха путем обеспечения им возможностей получения высшего профессионального образования по широкому спектру направлений и специальностей университетской подготовки в МГТУ им. Н.Э.Баумана в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

На сегодняшний день можно утверждать, что причина успеха МГТУ им. Н.Э. Баумана в области высшего профессионального образования инвалидов заключается в том, что специальные образовательные программы, с одной стороны, остаются в рамках государственного образовательного стандарта по соответствующим специальностям, с другой - учитывают специальные образовательные потребности инвалидов (потребности в дополнительных образовательных мероприятиях и поддержке, в специальных

Вывод:

Таким образом, изучив положение глухонемых людей в обществе и их обучение ,я считаю, что идея обучения инвалидов по программам профессионального интегрированного образования была прогрессивной для своего времени и отражала актуальные тенденции наших дней: общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые вне зависимости от состояния здоровья способны мыслить творчески и создавать новое в различных областях профессиональной деятельности.

На сегодняшний день можно утверждать, что причина успеха МГТУ им. Н.Э. Баумана в области высшего профессионального образования инвалидов заключается в том, что специальные образовательные программы, с одной стороны, остаются в рамках государственного образовательного стандарта по соответствующим специальностям, с другой - учитывают специальные образовательные потребности инвалидов (потребности в дополнительных образовательных мероприятиях и поддержке, в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, технических средствах, в особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных с образованием и необходимых для успешного обучения).

Функционирование специальных образовательных программ в вузе требует специального ресурсного, учебно-методического, штатно-кадрового и финансового обеспечения. Реализация программ высшего профессионального интегрированного образования осуществляется в рамках существующего нормативно–правового поля Российской Федерации и при использовании социальной инфраструктуры МГТУ им. Н.Э.Баумана (информационно-образовательной, социокультурной, психолого-педагогической и др.). Задача ГУИМЦ состоит в координации деятельности всех структур вуза в области реализации специальных программ для студентов-инвалидов по слуху.


Заключение


Изучив процесс становления социальной помощи глухонемым людям в России, я поняла ,что это явление длительного характера. Оно пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.

Я могу сказать, что сегодня милосердие – это помощь нуждающимся; формы этой помощи могут быть очень разнообразными. Это и призрение осиротевших детей, и опека над инвалидами и престарелыми, помощь многодетным семьям, людям лишённым слуха и зрения.

Отрадно отметить, что в наши дни, вместе с возрастанием роли в жизни российского общества возрождённой Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, в народе вновь утверждаются понятия духовности и нравственности, активно возрождаются вековые традиции российской благотворительности.

На глазах образуются новые и воссоздаются исторические российские благотворительные организации, фонды, общества милосердия. В стране стали создаваться добровольные молодёжные группы – общества милосердия, где молодые люди помогают одиноким старикам и инвалидам, где помощь нуждающимся является не повинностью, а потребностью души.

В общественной жизни вновь заметны сословные союзы: дворян, купцов, казаков, мещан. Российским Дворянским Собранием воссоздан имеющий большую историю Дамский попечительский комитет о бедных. С 1991 года регулярно на свою Родину приезжают члены Российского Императорского Дома в изгнании. Их благотворительные акции известны уже во многих регионах страны.

Всё громче звучит голос общественности, призывающий не только повысить престиж благотворительности, но и осознать, наконец, что отношение к делу призрения глухонемых людей отражает уровень не только экономической, но и духовной зрелости общества.

Я считаю, что следует отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительности, далеко не всегда оказывают необходимую поддержку помощи глухонемым людям.


Глоссарий


Мари́я Фео́доровна; до перехода в православие — София-Доротея-Августа-Луиза (Sophia Dorothea Augusta Luisa von Wьrttemberg) (14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — российская императрица (с 1796, с 1801 вдовствующая), вторая супруга императора Павла I, мать Александра I и Николая

Уезд - в дореволюционной России — административно-территориальная единица, сложившаяся в процессе образования единого Русского государства (15—16 вв.). В начале 18 в. У. стал составной частью губернии (подразделялся на волости). В соответствии с губернской реформой 1775 уездную администрацию возглавлял исправник. По земской реформе 1864 в У. создавались земские собрания. 2) В СССР до 1930 — административно-территориальная единица среднего звена, входившая в состав губернии (на территории Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР У. существовали до 1949—50).

Глухонемота и глухота —страдание, при котором не только потеряна способность восприятия звуковых ощущений (тонов и шумов), но и способность членораздельной речи. Глухота часто встречается без немоты, но в высшей степени редко… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Общественное призрение - культурная форма благотворительности (см.). Первичная форма последней есть подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена, например уже в эпоху, описываемую Гомером, и впоследствии возведенное в религиозную обязанность. От милостыни общественное П. отличается организацией, мотивами и целями

Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.

Никола́й II Алекса́ндрович (6 (18) мая 1868, Царское Село17 июля 1918, Екатеринбург) — последний император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский (20 октября (1 ноября) 1894 года — 2 марта (15 марта) 1917 года). Фельдмаршал британской армии (18 декабря 1915 года). Из династии Романовых.

Сурдопедаго́гика (лат. surdus глухой + греч. paidagōgikē искусство воспитания) — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами

Опека и попечительство - правовые формы защиты прав и интересов недееспособных или неполностью дееспособных граждан. Над несовершеннолетними опека и попечительство устанавливаются тж. в цепях их воспитания.

Благотворительность— оказание безвозмездной помощи (материальной и денежной) нуждающимся лицам и организациям, обеспечение людей благами и услугами за счет благотворителя.

Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определенной сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Общие уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной власти, уставы отдельных организаций — их учредителями либо соответствующими министерствами и ведомствами. Уставы имеют общественные организации (добровольные спортивные общества, творческие союзы и др.). Уставы имеются у большинства международных организаций в качестве основных актов, определяющих задачи, принципы образования и деятельности данной организации.

Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты