История социальной помощи глухонемым 19-20 веках

Получили развитие различные типы учреждений призрения и форм социальной помощи глухонемым, в том числе считавшаяся наиболее прогрессивной и широко внедрявшаяся трудовая помощь.

Как и для Ведомства императрицы Марии в целом, для Попечительства о глухонемых главным направлением работы стала помощь детям.

С деятельностью Попечительства о глухонемых была связана разработка учебно-методической базы призрения этой категории в специализированных учреждениях.

За сравнительно короткий срок была создана сеть учреждений призрения, охватившая не только Санкт-Петербург и Москву, но и ряд губерний. Однако Попечительство о глухонемых, созданное для помощи этой категории в общегосударственном масштабе, не смогло успешно справиться с этой задачей.

Непосредственной причиной такого положения дел был недостаток финансовых средств. В 1904 г. годовой доход Попечительства о глухонемых составлял 150 251 руб. 25,5 коп., тогда как, например, доход Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых на тот же год составил1 045 624 руб. . Капиталы Ведомства императрицы Марии и другого крупного благотворительного ведомства под покровительством императорской фамилии – Императорского человеколюбивого общества – формировались десятки лет, в том числе за счет крупных пожертвований от лица членов императорской фамилии.

Попечительство о слепых получило, в частности, один миллион рублей, пожертвованный Александром II на благотворительные цели в память своей супруги – императрицы Марии Александровны. Созданный в 1913 г. Романовский комитет получил миллион рублей от имени Николая II. Выделить Попечительству о глухонемых столь крупную сумму из казны или средств, находившихся в его личном распоряжении, император, видимо, не посчитал нужным.

Таким образом, исходной причиной того, что Попечительство о глухонемых не смогло развернуть масштабную деятельность, было отсутствие поддержки со стороны императорской фамилии и государства. По мере возможного Попечительство о глухонемых стремилось заручиться расположением лиц, облеченных высокой государственной властью. В 1900 г. Николай II по докладу министра финансов С. Ю. Витте все-таки распорядился выделить из казны 75 000 руб. на организацию в Санкт-Петербурге мастерских для глухонемых.

В том же году С. Ю. Витте был избран почетным членом Попечительства. Однако для решения задач, стоявших перед Попечительством, требовалось гораздо больше денежных средств. На их недостаток неоднократно указывал председатель Попечительства о глухонемых И. К. Мердер.

«Попечительство, состоящее под августейшим покровительством, пока не имеет достаточных денежных средств, чтобы организовать необходимые дома призрения, убежища и школы – говорится в составленной им записке о деятельности Попечительства за 1898–1900 гг.

Тем не менее Мердер полагал, что «с Божьей помощью дело должно сдвинуться вперед, и при содействии просвещенных медиков удастся облегчить страдания от ушных болезней, а иногда и предупредить развитие глухоты» [4, л. 83]. Как видно, руководство Попечительства о глухонемых четко представляло конкретные задачи деятельности своего ведомства, но «Божьей помощи» для их успешного решения было недостаточно. Не изменилось эта ситуация и в дальнейшем.

С этого времени, Попечительство о глухонемых не открыло ни одного нового учебно-воспитательного заведения для глухонемых, в учреждениях Петербурга и его окрестностей число призреваемых глухонемых сократилось, а Сестрорецкая школа вообще была закрыта.

Вывод:

Таким образом, изучив деятельности Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых людях, я узнала , что только благотворительность не могла служить надежным средством обеспечения социальной помощи, даже если этой благотворительности покровительствовала императорская фамилия. Многое зависело от субъективных пристрастий императора и членов его семьи, отличной инициативы и авторитета руководителей благотворительных ведомств и учреждений призрения.

История Попечительства о глухонемых показывает, что если в отдельных случаях на местном уровне социальная помощь и могла осуществляться на благотворительной основе, то успешно решать общегосударственные задачи в области призрения в тот период было невозможно без мощной и системной государственной поддержки.

Я считаю, что в то же время этот пример показывает значение благотворительной общественной инициативы, за счет которой было создано и действовало Попечительство о глухонемых, потенциал благотворительности, который можно и нужно было использовать совместно с государством для решения социальных задач, в том числе в такой сложной специализированной отрасли, как призрение глухонемых.


§2. Характеристика просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II


К моменту царствования Николая Второго Россия уже располагала несколькими училищами и сурдопедагогическим опытом, столь необходимым для широкомасштабных преобразований в России. Царствование Николая Второго было благоприятным для развития сети начальных училищ для глухонемых. При нем Императрицей Марией Феодоровной было учреждено Попечительство о глухонемых в 1898 году. Первым председателем Попечительства был Иван Карлович Мердер, человек доброй памяти. За время своего существования Попечительство Марии Феодоровны о глухонемых открывало отделения в городах: Александрове ,Екатеринославской губернии, Калуге, Киеве, Одессе, Полтаве, Туле, Тифлисе, Уфе, Харькове, Чернигове, Новочеркасске.

И.К. Мердер первым делом основал Мариинское училище. Не обошлось без помощи благотворителей. Государыня Императрица Мария Федоровна внесла 300 тыс. руб. в качестве неприкосновенного капитала, с тем, чтобы проценты с капитала шли на содержание училища. В каменном здании училища, построенном в Мурзинке, сооружена церковь в честь св. апостола Филиппа.

В тех городах, где имелись отделения Попечительства, создавались школы и училища. Священник Василий Ветухов, настоятель церкви св. Пантелеимона в городе Харькове, в 1896 году по сердечному призыву учредил училище глухонемых.

Мысль о создании училища глухонемых возникла у него в мае 1896 г., в заседании Совета Харьковского благотворительного общества, где обсуждался вопрос о дальнейшей судьбе глухонемого из дома подкидышей. На последующих заседаниях он предложил Совету учредить училище для глухонемых. Совет, обсудив его предложение, предложил ему принять на себя организацию этого дела.

Вскоре возникла необходимость в отдельном помещении для училища. На средства благотворителей отец Василий в 1899 г. выстроил двухэтажное каменное здание. Таким образом, к августу 1900 г. здание было закончено и обставлено самым необходимым.

Харьковское отделение Попечительства возглавил Преосвященный Иннокентий, епископ Нарвский (бывший Сумский), по предложению Попечительства. За время своего существования Харьковское отделение расширило училище в Харькове, открыло ремесленную школу в селе Кочетке и хутор-школу в Клучиновке. Все здания построены на средства благотворителей. Освящение школы в Кочетке совершено 19 мая 1903 года Высокопреосвященным Архиепископом Харьковским и Ахтырским Арсением. По освящении Высокопреосвященный обратился с кратким словом к глухонемым и благословил каждого крестиком, а новоосвященное здание Образом Озерянской Божией Матери, передав на хранение строителю здания священнику Ветухову. Заведовал школой священник села Кочетково о. Евгений Проскурников. В Клучиновке для глухих была построена церковь. Живопись церкви была исполнена самими глухонемыми.

Высокопреосвященный Архиепископ Алексий, экзарх Грузии, почетный член Тифлисского отделения Попечительства, предоставил в распоряжение Тифлисской школы Попечительства дачу в местечке Марктоби, около монастыря св. Антония, в 25 верстах от Тифлиса. Открытие школы в Тифлисе в присутствии Высокопреосвященного Алексия, экзарха Грузии, губернатора и почетных гостей состоялось 8 октября 1903 года.

22 июля 1903 года Калужский отдел Попечительства праздновал день рождения государыни Императрицы Марии Феодоровны торжественным освящением школы для глухонемых.

В том же 1903 году при содействии А.А.Офросимова открыта школа-приют для глухонемых девочек при женской общине “Всех Скорбящих Радосте” в Медынском уезде. Он в 1909 году открыл отделение калужской школы при ските Преподобного Сергия Радонежского, близ г. Калуги.

Попечительство, кроме образования отделов в городах, приняло на свое содержание школы в селах Немды и Сычевка, московскую школу псаломщика Иверского собора В.С. Воздвиженского. Немденская школа для глухонемых открыта в 1902 году священником В.В. Поповым в селе Немды Макарьевского уезда, близ г. Юрьевец Костромской губернии. Идею священнику подсказал прихожанин этого храма, крестьянин Балабанов, имеющий глухонемого сына в Вязниковской школе глухонемых. Молодой священник, не связанный заботами о приходе, тот час принялся за дело.

Крестьяне Завражной волости постановили ходатайствовать пред епархиальным начальством о разрешении употребить из запасного церковного капитала 2000 руб. на строительство здания для школы глухих. Ходатайство было утверждено. 25 августа 1899 г. преосвященным Виссарионом, епископом Костромским и Галичским, учреждено особое попечительство по организации названной школы. В результате его усилий появилась возможность выстроить одноэтажное школьное здание с необходимыми службами. 8-го декабря 1901 г. состоялось торжественное открытие школы.

Уфимское училище глухонемых открыто на благотворительные средства, по предложению Преосвященного Антония, епископа Уфимского и Мензелинского 17 февраля 1902 г. Инициативу учреждения этого училища проявил протоиерей Николай Котельников Крестовоздвиженской церкви, имеющий своего глухонемого сына.

В Смоленской губернии о. Павел Троицкий, священник Свято-Троицкой женской общины открыл училище глухих в селе Сычевке. Здание школы отстроено в начале февраля 1903 г. При школе сооружена церковь во имя преп. Серафима Саровского. Освящение храма и школы состоялось 24 июля 1903 г. Кроме того, ему принадлежит школа для глухонемых в г. Вязьме.

Попечительство с разрешения духовных властей в некоторых губерниях в определенные дни в соборных и монастырских храмах устраивало сбор пожертвований в пользу глухонемых.

Князь Аргутинский-Долгоруков, председатель Тифлисского отдела Попечительства, в свое время заметил, какое значение для провинции имела организация учреждений Попечительства и какое громадное влияние на деятельность отделов имеет председательствуемое И.К. Мердером центральное Попечительство.

Учебные заведения для глухих создавали не только Попечительство о глухонемых, но и Святейший Правительствующий Синод. К концу 1902 года школ для обучения глухонемых Святейшего Синода насчитывалось 27.

Среди них числилась Ярополческая, предназначенная для призрения детей духовного ведомства и Малинская церковно-приходская школа. Церковно-приходская школа глухонемых была учреждена в Малинах Киевской губернии приходским священником Моисеем Моисеевичем Яворским, посвятившим служению глухонемым под влиянием сокрушения о собственных детях, родившихся глухонемыми.

1892 г.Церковно-приходская школа глухонемых была учреждена в Малинах

Киевской губернии приходским священником Моисеем Моисеевичем Яворским, посвятившим служению глухонемым под влиянием сокрушения о собственных детях, родившихся глухонемыми.

Желая дать для них доступное образование, он посетил школы в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве. Но они оказались дорогими для бедного священника.

И он решил открыть школу в своем приходе, но такую, в которой кроме его детей, могли воспитываться другие дети бедного состояния.

1 ноября 1897 года он открывает школу для глухонемых в селе Максимовичи Радомысльского уезда, где он состоял на службе. Через несколько лет школа переезжает в благоустроенное здание в Малинах.

В Верхотурье (Екатеринбургская епархия) при Николаевском монастыре в 1904 году была открыта и освящена школа-общежитие. Двухэтажное каменное здание школы сооружено исключительно на монастырские средства и на эти средства производилось обучение и содержание учащихся школы. Начало этому делу положил архимандрит Арефа, ныне причисленный к лику святых.

Перервинское училище учреждено Высокопреосвященным Владимиром, митрополитом Московским и Коломенским, по просьбе священника, отца глухой дочери, в здании, принадлежавшему Перервинскому монастырю. Сохранился документ, проливающий на свет подробности открытия Перервинского училища. По документу, а точнее по Определению Святейшего Синода, митрополит Московский Владимир внес предложение в Святейший Правительствующий Синод о разрешении учредить училище в здании, принадлежавшем Перервинскому монастырю. Оно было представлено на усмотрение Его Императорского Величества и Его Императорское Величество собственноручно написал на докладе о сем «Прочитал с удовольствием». Это произошло 7 июля 1906 года.

Далее Святейший Синод указом от 28 сентября 1906 года разрешил открыть училище глухонемых при Перервинском монастыре. Торжество состоялось в монастыре 31 октября в присутствии чудотворной Иверской иконы Божьей Матери из Иверской часовни.

В 1887 году во время посещения Императорской четой города Новочеркасска, Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич Николай Александрович, будущий Император, пожертвовал приюту глухонемых 5 тысяч рублей для хранения под неприкосновенным капиталом имении Августейшего жертвователя.

Но Государь не ограничился достигнутым. Народное предание, хранитель исторических фактов, гласит, что Николай Второй был гостем Санкт-Петербургского училища глухонемых, присутствовал на службах в домовой церкви св. апостолов Петра и Павла. Он, также, был благодетелем этой церкви. Его человеколюбивое отношение к глухим настолько было очевидным, что в Императорском училище выпускные группы изучали историю попечительства о глухонемых Императора Николая Второго.

Вывод:

Таким образом, я изучила расширение просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II. Обзор документов по религиозному просвещению глухих в России показывает, что оно осуществлялось на протяжении столетий. Вначале глухие через труд воспитывались в православном духе в общей системе призрения. В XIX веке глухие уже получали начальное школьное образование, трудовую подготовку и религиозно-нравственное воспитание в специальных учебных заведениях. Религиозному просвещению много способствовало милосердие, проявляемое христолюбивыми благодетелями. Благодаря милосердным покровителям глухие научались религиозным истинам и начинали славить Бога. Русская Православная Церковь всегда была образцом милосердия: очень часто именно по инициативе священников, в России открывались школы для глухонемых и специальные отделения для них при обычных школах. До революции глухие в России получали многостороннее и полноценное воспитание.

На протяжении всей своей истории Российское государство осуществляло призрение глухих. За это время попечительство о них проделало огромный путь: от обычного призрения до создания сурдопедагогики. Но суть всегда была одна - достичь того, чтобы глухие люди стали равноправными членами общества.

Я считаю, что в настоящее время назрела необходимость возродить утраченные традиции православного милосердия и просветительной деятельности среди глухих. Люди, лишенные полноты восприятия окружающего мира, нуждаются в помощи Русской Православной Церкви, ведь и Господь Иисус Христос подал нам пример отношения к глухим, исцелив глухого косноязычного.


Глава 2 . Система обучения глухонемых


§1 .Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху


В условиях системы общественного призрения, существовавшей в России с X в. (в 996 г.В. Мономах издает указ о призрении убогих и неимущих), специального и систематического обучения, в том числе и духовного воспитания, глухонемых детей не проводилось. Призрением глухих детей занимались монастыри, приюты и богадельни, которые не могли дать им полноценного и осознанного понимания религиозно-нравственных принципов.

Учитывая конкретность мышления глухого ребенка, мы можем предположить о поверхностном понимании неслышащими детьми в X – XVIII в.в. основ православной веры.

Начало систематическому обучению и воспитанию глухонемых детей в России, было положено с учреждением Московского воспитательного дома, который открывается в 1763 г., на основе проекта И.И.Бецкого. Глухонемые дети находились там среди слышащих, хотя обучались и воспитывались в специальных группах.

В 1770 г открывается и Санкт-Петербургский воспитательный дом.

Основой воспитания в Московском и Петербургском воспитательный домах являлось и физическое и нравственное развитие детей, в том числе глухонемых, однако, на первый план выдвигалась трудовая подготовка и ремесленное обучение.

Практический опыт Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов, подготовил основу для создания специализированных училищ для глухонемых детей.

Первые училища открываются в западных губерниях России: в Пярну (1790г), в Риге (1802 г), в Вильнюсе (1805 г) и, наконец, 15 декабря 1806г. в Павловске на средства супруги императора Павла I – императрицы Марии Федоровны, открывается первое Опытное училище глухонемых в России.

Изучение истории Санкт-Петербургского училища глухонемых показывает, что первым его учителем был католический священник Сигмунд, прибывший из Вильно, а ранее служивший наставником института глухонемых в Вене. Обучение воспитанников осуществлялось с помощью дактильной, жестовой, письменной и устной речи. Однако, императрице не нравилось светскость преподавания Сигмунда. Мария Федоровна считала, что во время обучения детям недостаточно внушаются религиозные понятия и правила. Императрица посылает письмо Р.А.Сикару с просьбой возглавить училище. В 1810 г Сикар присылает вместо себя своего ученика И.А.Жоффре (к моменту приезда которого училище переезжает в Санкт-Петербург, в главный корпус двухэтажного дома, находящегося на Выборгской стороне, на берегу Невы).

Так, Жоффре становится директором училища, обучение в котором проходит по методике аббатов Эпе и Сикара. По первому уставу училища, утвержденному императрицей Марией Федоровной в 1802 г, устанавливается шестилетний срок обучения. В училище существуют четыре класса. Четвертый класс (для самых младших воспитанников) делится на три отделения. С третьего отделения вводится первый экзамен (самым младшим детям к этому моменту было всего 7 лет).

В своем очерке о Санкт-Петербургском училище глухонемых, Н.М.Лаговский указывает на то, что ученики четвертого класса на последнем экзамене заинтересовали своими ответами всех присутствующих. Он пишет, что глухие давали точные определения об инстинктах животных, о разуме, о свободе и вообще, о разных отвлеченных понятиях. «Развитие учеников этого класса, - отмечает Лаговский, - дало возможность ввести их в обладание самыми высокими истинами; им был преподано о создании духов, о возмущении их, о свержении их с неба в преисподню, о сотворении мира и человека, который состоит из тела и души…» .

С третьего класса дети знакомятся с теорией вопроса и притяжательных местоимений, со спряжением в трех временах и пр. Говоря о знаниях учеников первого класса, Лаговский отмечает, что они толково отвечают на вопросы из области религии и искусств, и что «знанием вещей, сделанных человеком, они были подготовлены к разумению того, что было сделано Создателем».

Во втором классе глухие воспитанники, по словам Лаговского, были «доведены до познания о Боге, о творении мира, о двух естествах человека – тале и душе».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты