История психологии

Локк

(1632 – 1704)

Поддерживал Декарта.

Опыт есть последствия совместной деятельности ощущений и рефлексии.

Вывел термин «ассоциация»

Гартли

(1705 – 1757)

Противник материализма.

Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного.

Его идеи:

Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы.

Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме.

Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью.

Дейвид Юм

(1711 – 1776)

Провозгласили единственным объектом познания опыт.

Отбросил рефлексию как источник познания.

ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции + …  + идеи.

Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой.

Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект.

Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть).

Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания


Христиан Вольф

(1679 – 1754)

Приемленик Лейбница

Первым преподнес понятие ПСИХОЛОГИЯ в Европу.

Описал различные классы психических явлений и разделил их на иерархически расположенные группы.

Томас Рид

(1710 – 1796)

«Шотландская школа»

Его теория – каждый человек рождается с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее.

Дал понятие ощущение – простое состояние, которое существует в уме познающего.

А. Н. Радищев

(1749 – 1802)

«…Бытие вещей независимо от силы познания о них»

Он налагал, будучи материалистическим монистом, что психические явления совершаются в пространстве и воплощены в пространственных структурах. Тем самым он отвергал противопоставление психического физическому по признаку не протяженности.

Придерживался, что формирование умственных качеств индивида зависит не только от взаимодействия внешней среды но и от телесной организации.

Общие «достижения» для данного периода

·        Развитие учения о механизмах тела.

·        Развитие проблемы аффекта (страсти) – как телесное состояние, являющимся могучим регулятором психической жизни.

·        Развитие учения о живом теле как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах

·        Развитие понятия о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, знание о собственных психических состояниях и актах.

·        Развитие взаимосвязи физического и психического.






XIX век.


Ученый

Основные идеи.

Чарлз Белл

(1774 – 1842)

Создатель проекта «Новая анатомия мозга»

Ссылаясь на свои опыты он указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных нервов, имеющий каждый собственное качество.

Рассчитывал экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы.

В результате хирургических экспериментов установил различие в функциях нервов.

Он очень близко подошел к понятию рефлекторной природе чувственного познания тем – что считал пространственный образ вещи складывается благодаря непроизвольной деятельности глазных мышц.

В 1811 установил распределение нервных волокон в корешках спинного мозга

Провел работы по связи выразительных движений с функциями различных отделов нервной системы. Внес существенный вклад в разработку представлений о рефлексах и рефлекторной дуге. Обнаружил один из защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании век оба глазных яблока поворачиваются к верху.

Маршал Холл

Отделил рефлексы от движений.

Рефлекс – такие акты, природа который апсична. Рефлекс – не есть деятельность психических моментов.

Ф. Галль

(1758 – 1828)

Основатель науки френологии (наука о деятельности мозга).

Произвел первые попытки «размещения» в извилинах больших полушариев все «умственные силы».

Флуранс

(1794 – 1867)

Мозг – орган мысли.

Экспериментальными способами впервые выяснил, что:

·        мозжечок – координирует движения

·        продолговатый головной мозг – это жизненный узел

·        четверохолмие – зрение

·        спиной мозг – возбуждение

Томас Юнг

(1773 – 1829)

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон каждый из которых реагирует на свой световой луч.

Карл Густав Юнг

(1875-1961)

Основатель «аналитической психологии».

Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»).

Цель психотерапии, по Юнгу, осуществление индивидуации личности.

Оказал влияние на культурологи, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).


Огюстом Конт

(1798 – 1857)

В период его деятельности он предложил новую классификацию наук, среди которых – психологии не было.

Внутренний мир станет предметом науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная  почва интроспективного анализа.

Вод его влиянием образовалась социальная психология.

Фохт

(1817 – 1895)

Молешотт

(1822 – 1893)

Бюхнер

(1824 – 1899)

Чольбе

(1819 – 1873)

- утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень желчь. Враждебно относился к рабочему движению и социализму.


- в мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии физиологической химии.

- понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма.

Сочинения этих авторов способствовали развитию материалистического воззрения.

За свой период научной деятельности эти германские ученые внесли лишь малую лепту в развитии психологии.

Вульгарный материализм – мозг является не столько энергетической сколько информационной машиной.

Ложность их позиции заключалась в ошибочном понимании мозга как машины.

Иоганнес Мюллер

(1801 – 1858)

Рефлекс – есть деятельность психических моментов и примером тому служит – чихание, кашель.

Каждому органу чувств свойственна своя «специфическая энергия» – скрытая в органе она разряжается под действием внешних стимулов.

Уитстон

(1802 – 1875)

Брюстер

(1781 – 1868)

Создатели прибора по исследованию зрительного органа.

Выводом после изучения глаза был следующий – глаз нельзя рассматривать как чисто оптический инструмент и как чисто анатомический орган.

Л. Фейербах

(1804 – 1872)

Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию.

В центре философии Фейербаха человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества.

Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты).

Э. Пфлюгер

(1829 – 1910)

Экспериментально доказал несостоятельность рефлекторной концепции Холла.

Доказал, что объективный подход у целесообразному поведению позвоночных требует сенсорной регуляции.

Джеймс Раш

(1786 – 1869)

Произвел первую революцию в психологии как переход к изучению объективной психологии.

Его система строилась на двух фундаментальных принципах:

1.      Отражение

2.      Реальность действия

Важную роль в структурировании человеческой психики отводил речевым знакам.

Герман Гельмгольц

(1821 – 1894)

Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного импульса.

Сторонник физиологического идеализма.

Томас Лейкон

(1812 – 1876)

Физиология мозга является базисом для науки психического.

Мозг – это рефлекторный аппарат.

Рефлекс – психофизиологический, а не психический акт.

В. Карпентер

(1813 – 1885)

Вывел понятие о идеомоторном акте – движение которое автоматически вызывается не раздражением нервных окончаний самих по себе, а идеей, образом, психическим.

Гегель

(1770 – 1831)

Утвердил принцип историзма в интерпретации сознания.

Он считал процесс общественного развития объективацией духа.

Самосознание – родовое, в неличностное начало, развивающегося отдельной личности.

Его открытия:

Сознание формируется в деятельности причем моделью, с которой он писал картину деятельности, служил труд.

Различал четыре разновидности психологии:

1.      Житейская

2.      Национальная

3.      Эмпирическая

4.      Истинно философская психология

Белинский В.Г.

(1811 – 1848)

Герцен А.И.

(1812 – 1870)

Добролюбов Н.А.

(1836 – 1861)

Чернышевкий Н.Г.

(1828 – 1899)

Убежденные материалисты.

Отстаивали принцип детерминизма как незыблемую основу научного мировоззрения.

Пытались доказать, что психические акты неотделимы от явлений.

Психика – одна их форм жизнедеятельности.

Густав Фехнер

(1801 – 1887)

Создатель психофизики.

Идеи:

Психические явления подчинены определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математическии.

Он утверждал, что сознание разлито по вселенной, небесные тела воодушевлены, а материя лишь оборотная теневая сторона психического.

Э.Г. Вебер

(1795 – 1878)

Открыл определенную математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями.

Вильгельм Вундт

(1832 – 1920)

Под воздействием достижений физиологии органов чувств  он выдвинул свою психологическую программу.

Психология, имеет уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта постигаемый путем самонаблюдения!

Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично.

Контроль и порядок в исследовании сознания способны внести экспериментальные процедуры физиологии.

Он считал, что в физиологии как таковой не содержится ни каких данных расширяющих возможность психологического объяснения.

В его школе формировалась первое поколение профессиональных психологов.

Сравнивая его программы с другими выходит,  что ее решающее преимущество было связано с утверждением эксперимента в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное.

Психология – наука опытная и экспериментальная

Один из основоположников экспериментальной психологии.

Центральную роль в душевной жизни отводил воле.

Выдвинул концепцию «аналитической интроспекции». содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т. д.

П.Ф. Лесгафт

(1837 – 1909)

Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, он разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась «сознательная физическая форма»

Карлос Гросс

(1861 – 1946)

Противопоставил учению о том что игра по своей сущности является будто бы атавизмом, остаточным явлением. Согласно которой игра обращена не к прошлому, а к бедующему и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям.

Г. Мюнстерберг

(1863 – 1916)

Предложил тесты для проф. ориентации и проф. отбора.

Один из родоначальников тестологии - // сравнительная тестология

Г.И. Россолимо

(1860 – 1928)

Идея количественной оценки ингредиентов душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуального профиля у здоровой и больной личности.

Выделили 11 психических процессов который разделил на пять групп:

·        Внимание

·        Воля

·        Восприимчивость

·        Запоминание

·        Ассоциативные процессы

Сеченов

Иван Михайлович

(1829-1905)


Российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы.

Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения.

Исследовал дыхательную функцию крови.

Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания.

Предложил новый план в психологии – объективная наука.

Открыл тормозные центры

Истинный смысл его проекта – построить новую психологию на принципе детерминизма и объективном методе.

«РУССКИЙ ПИОНЕР РЕФЛЕКСОЛОГИИ»

Франц Брентано

(1838 – 1917)

Противник Вундта.

Его кумир – Аристотель.

Разработал план новой психологии об «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ».

Область психологии – это не сами по себе ощущения, или преставления, а те акты которые производит субъект когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

Он стоял у истоков направления – функции – анализа.

Психология – наука опытная и наблюдательная.

Блонский

Павел Петрович

(1884-1941),


Резко критикует взгляды на человека как на неизменное существо.

Поведение человека есть изменчивое явление. Оно выступает как производное общественных отношений.

… поведение понятно лишь как история поведения.

Разделял идеи педологии.

Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти.

Корнилов Константин Николаевич

(1879-1957)


Психологические процессы – это свойство высокоорганизованной материи и что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии.

Он считал что система современной психологии науки не должна замыкаться в узкие рамки только индивидуальной психологии, а должна включать в себя социальную психологию, основывающуюся на теории исторического материализма.

Возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма.

Развивал идеи реактологии.

В.М. Бехтерев

(1857 – 1927)

Основатель рефлексологии.

Поддерживал Сеченова.

Нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно  в объективных проявлениях.

Изучал быстроту и форму протекания реакций.

Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме.

Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии.

Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами.

Основатель рефлексологии.

Челпанов

Георгий Иванович

(1862-1936)


Основатель и директор первой в России Московского Психологического Института.

Он стремился оторвать экспериментальную психологию от материализма и подвести под нее материалистическую базу.

Сторонник психофизического параллелизма.

Труды по экспериментальной психологии.




Список литературы.


1.   История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.

2.  

Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон. 1998.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты