История психологии
Прикамский социальный институт
филиал Московского открытого социального университета
Контрольная работа
по
"Истории психологии "
Разработал студент:
группы П-СО - 98
Корягин Юрий Игоревич
Проверила:
старший преподаватель
кафедры психологии
Стерлигова Елена Алексеевна
1998 г.
Содержание
Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии.
Античный период.
Период феодального строя.
Период учения XVII - XVIII века.
XIX век.
Карта памяти по истории психологии
1 период
2 период
3 период
Список литературы.
Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии.
Античный период.
Ученый
Основные идеи.
Платон
(428 – 348 г. до н.э.)
Родоначальник европейского идеализма, создал на основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось учение Демокрита.
Противник материализма.
Ученик Сократа
Познание - есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.
Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.
Он учил, что истинная реальность, которой он считал сферу вечных, бестелесных, чуждых ему материальных идей, постигается устремленным к этому высшему миру умозрений.
Считал, что чувственное и умопостигаемое принадлежит к двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам.
В своих учениях он ориентировался на математику.
Считал, что работа мышления отличается от ощущений не только по характеру ее зависимости от объектов, но и по производимым субъектом действий.
Аристотель
(384 – 322 г. до н.э.)
Полагал что идейное богатство мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований.
В своих учениях он ориентировался на биологию.
Душа
– Это целесообразно работающая органическая система.
– Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом.
– Способ организации материального тела.
Окончательно покончил с гилозоизмом – учением о одушевленности всех физических тел.
Выделил четыре функции души:
1. Питательная, вегетативная – растительный мир.
2. Сенсомоторная – животный мир
3. Сенсомоторная – животный мир
4. Разумная – человеческий мир, человек.
Учил, что каждый ситуации соответствует определенный – правильный аффект.
Отвергал, что органом психики является мозг – поверхность больших полушариев не обладает чувствительностью.
Учился у Платона.
Воспитатель Александра Македонского.
Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА - от греч. syllogistikos выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции.
«Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении/
Колебался между материализмом и идеализмом; идеи:
- внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них;
- источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный «ум»;
- ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек.
- «ум», разум, отличает человека от животного.
Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия).
Августин
(354 – 430 г. до н.э.)
“Отец церкви”
Культивировал негативное отношение к реальному миру и интровертную установку – человек должен остаться наедине с собой чтобы устремиться к всевышнему.
Проповедовал спонтанную активность души с телом с которым она соединена.
Гераклит
(530 – 470 г. до н.э.)
Все вещи есть суть модификации огня.
“По каким дорогам ты ни шел бы, не найдешь границ души, так глубок ее логос”
Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется и безостановочно течет.
Он полагал, что душа испаряется из влаги.
Придерживался идеи неразделимости внешней природы и души.
Разделил психические и допсихические состояния в организме.
Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания.
Парменид
(период расцвета
504-501 до н. э.)
Основатель элейской школы.
Провел принципиальное различие между чувственно познаваемым миром и миром умопостигаемым.
чувственно познаваемый мир – текучий, зыбкий, вечно изменчивый.
умопостигаемым мир – неподвижен, однороден, закончен.
Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»).
Сформулировал идею тождества бытия и мышления.
Анаксагор
(500 – 428 г. до н.э.)
Материалист.
Считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц, учил, что их движение упорядочивается благодаря уму. Он указывал на начало, придающее процессам природы и человеческому поведению (включая мышление) закономерный характер.
Вывел, что сладкое, горькое и др. чувственные свойства вещей нельзя познать с помощью их самих.
Выдвинул учение о неразрушимых элементах «семенах» вещей (позже названных гомеомериями).
Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий элементы.
Демокрит
(460 – 370 г. до н. э.)
Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности.
Душа – лишь одна из разновидностей вещества среди других.
Он отвергал бессмертие души.
Один из основателей античной атомистики.
По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.
Сократ
(470 – 399 г. до н.э.)
Родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов
Создатель понятия – диалектика – нахождение истины с помощью беседы. “Познай самого себя”
С помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ – сократический метод, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логическому ясному знанию обсуждаемых предметов.
В отличии от софистов у которых исходным пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.
Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти.
Излагал свое учение устно.
Цель философии самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.
Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Лукреций
(99 – 55 г. до н.э.)
Ученик Эпикура – последователя Демокрита.
Вывел что дух это не тоже самое, что и душа.
Душа, разновидность материи – активна, деятельна, способна подчинить себе тело состоящее из более грубой материи.
Категорически отвергал что вся природа пронизана разумом.
Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным законам из которых нужно выводить и сам разум.
Гален
(129 – 199)
Вплотную подошел к понятию о сознании.
В его учении термин “Распознавание” явился приемником термина – сознание в наше время.
Создатель концепции – “зрительного акта”
Плотин
(203 – 269 г. до н.э.)
Проповедовал абсолютную имматериальность души.
Утверждал, что душа обладает способностью направляться не только “вверх” – к божественному, и “вниз” – к неземному материальному миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность.
Индивидуальные души происходят от мировой души.
Он понимал психическое действие любого уровня как чисто духовное.
Память – это не запас впечатлений она есть не что иное, как знание о свих прежних действиях
Основатель неоплатонизма.
Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики.
Гиппократ
(460 – 377 г. до н.э.)
Отвергал единое материальное начало как основу органической жизни
Алкмеон Кротонский
(6-5 вв. до н. э.)
Мозг – есть орган души.
Утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.
Представитель кротонской медицинской школы.
Впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосма и сбалансированной системы противоположностей.
Проводил анатомо-физиологические исследования.
Период феодального строя.
Ученый
Основные идеи.
Ибм – Сине
(980 – 1037)
Поддержка учения о психофизиологических функциях.
Выделил две психологии:
1. Естественно – научная
2. Метафизическая
В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией.
Создатель “Канона”
Продвигал идею о независимости психики от мозга.
Закарий Рази
(865 – 925)
Противник идей Галена.
Призывал строить науку на наблюдении и эксперименте.
Ибн аль – Хайсам
(965 – 1039)
Занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза.
Подошел к органу зрения как к оптическому прибору.
Изучил:
· бинокулярное зрение
· смещение цветов
· контраст
Ибн – Рошду
(1126 – 1198)
“ … Чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка”.
Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум.
Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума.
Фома Аквинский
(1225 – 1274)
Душа – чистый субъект, не обладающий ни чем кроме способности сознавать.
Бернардино Телезио
(1509 – 1588)
Разработал теорию аффектов.
Полагал, что движение материи не может объяснить особое положение человека.
Склонялся к тому, что душа – бессмертна.
Леонардо да Винчи
(1452 – 1519)
Дал понятие – “живопись”, и стал создателем науки живопись.
Придавал большое значение строению и свойству двигательного аппарата.
Воспевал высокое значение строения глаза.
Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики».
Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию.
Утвердил ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения.
Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».
Хуан Луис Вивес
(1492 – 1540)
Один из первых противопоставил эмпирико – психологическое познание метафизическим учениям о душе.
Сформулировал закон ассоциации.
Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными.
Гомес Перейра
(1500 – 1560)
Отрицал существования души у животных.
Животные ничего не слышат, не видят и вообще не чувствуют
Не чувственные образы а знаки движут их поведением.
Период учения XVII - XVIII века.
Ученый
Основные идеи.
Френсис Бэкон
(1561 – 1626)
Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения – к эксперименту.
Решающую роль он придает эксперименту – не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов.
Декарт
(1596 – 1650)
Определил новые понятия:
тело – автомат – система, организованная по законам механики.
душа – упорядочивание автомата – системы.
Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции.
Ввел понятие «страсть» или «аффект» – эмоциональное состояние + ощущения + представления.
Лейбниц
(1646 – 1716)
Считал, что в душе существует известное предрасположение, благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены в неопытные истины. Произвел разделение психических явлений и представленость на уровне сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил.
Является родоначальником учения о психической причинности.
Спиноза
(1632 – 1677)
Его идеи:
Единственная субстанция – природа.
Психическое мышление столь же реально, как и физическое.
Вместе с Гоббсом выдвинули идеи:
О принципиальной неотделимости души и тела, душа не самостоятельная по отношению к телу «начало»
Предметом психологии познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность.
Учение о психике – часть общего учения о материальном мире.
Законы природы – есть строго причинные явления.
Гоббс
(1588 – 1679)
Пытался поставить вопрос – каким образом можно вывести мыслительную активность из принципа механического воздействия.
Единственная субстанция – природа.
Он считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Дал точное определение понятию самосохранение – конечная цель к которой устремлен каждый и во имя которой один индивид вынужден наносить ущерб другому.
Страницы: 1, 2