История психологии

История психологии

Прикамский социальный институт

филиал Московского открытого социального университета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по

 

"Истории психологии "

 

 

 

 

 

 

Разработал студент:

группы П-СО - 98

Корягин Юрий Игоревич


Проверила:

старший преподаватель

кафедры психологии

Стерлигова Елена Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1998 г.


Содержание

 

Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии.

Античный период.

Период феодального строя.

Период учения XVII - XVIII века.

XIX век.

 

Карта памяти по истории психологии

1 период

2 период

3 период

 

Список литературы.


Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии.

 

Античный период.


Ученый

Основные идеи.

Платон

(428 – 348 г. до н.э.)

Родоначальник европейского идеализма, создал на основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось учение Демокрита.

Противник материализма.

Ученик Сократа

Познание - есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.

Он учил, что истинная реальность, которой он считал сферу вечных, бестелесных, чуждых ему материальных идей, постигается устремленным к этому высшему миру умозрений.

Считал, что чувственное и умопостигаемое принадлежит к двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам.

В своих учениях он ориентировался на математику.

Считал, что работа мышления отличается от ощущений не только по характеру ее зависимости от объектов, но и по производимым субъектом действий.

Аристотель

(384 – 322 г. до н.э.)

Полагал что идейное богатство мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований.

В своих учениях он ориентировался на биологию.

Душа

–        Это целесообразно работающая органическая система.

–        Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом.

–        Способ организации материального тела.

Окончательно покончил с гилозоизмом – учением о одушевленности всех физических тел.

Выделил четыре функции души:

1.      Питательная, вегетативная – растительный мир.

2.      Сенсомоторная – животный мир

3.      Сенсомоторная – животный мир

4.      Разумная – человеческий мир, человек.

Учил, что каждый ситуации соответствует определенный – правильный аффект.

Отвергал, что органом психики является мозг – поверхность больших полушариев не обладает чувствительностью.

Учился у Платона.

Воспитатель Александра Македонского.

Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА - от греч. syllogistikos выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции.

«Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении/

Колебался между материализмом и идеализмом; идеи:

-                 внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них;

-                 источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный «ум»;

-                 ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек.

-                 «ум», разум, отличает человека от животного.

Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия).

Августин

(354 – 430 г. до н.э.)

“Отец церкви”

Культивировал негативное отношение к реальному миру и интровертную установку – человек должен остаться наедине с собой чтобы устремиться к всевышнему.

Проповедовал спонтанную активность души с телом с которым она соединена.

Гераклит

(530 – 470 г. до н.э.)

Все вещи есть суть модификации огня.

“По каким дорогам ты ни шел бы, не найдешь границ души, так глубок ее логос”

Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется и безостановочно течет.

Он полагал, что душа испаряется из влаги.

Придерживался идеи неразделимости внешней природы и души.

Разделил психические и допсихические состояния в организме.

Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания.

Парменид

(период расцвета

504-501 до н. э.)

Основатель элейской школы.

Провел принципиальное различие между чувственно познаваемым миром и миром умопостигаемым.

чувственно познаваемый мир – текучий, зыбкий, вечно изменчивый.

умопостигаемым мир – неподвижен, однороден, закончен.

Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»).

Сформулировал идею тождества бытия и мышления.

Анаксагор

(500 – 428 г. до н.э.)


Материалист.

Считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц, учил, что их движение упорядочивается благодаря уму. Он указывал на начало, придающее процессам природы и человеческому поведению (включая мышление) закономерный характер.

Вывел, что сладкое, горькое  и др. чувственные свойства вещей нельзя познать с помощью их самих.

Выдвинул учение о неразрушимых элементах «семенах» вещей (позже названных гомеомериями).

Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий элементы.

Демокрит

(460 – 370 г. до н. э.)

Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности.

Душа – лишь одна из разновидностей вещества среди других.

Он отвергал бессмертие души.

Один из основателей античной атомистики.

По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.

Сократ

(470 – 399 г. до н.э.)

Родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов

Создатель понятия – диалектика – нахождение истины с помощью беседы. “Познай самого себя”

С помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ – сократический метод, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логическому ясному знанию обсуждаемых предметов.

В отличии от софистов у которых исходным пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти.

Излагал свое учение устно.

Цель философии самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.

Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Лукреций

(99 – 55 г. до н.э.)


Ученик Эпикура – последователя Демокрита.

Вывел что дух это не тоже самое, что и душа.

Душа, разновидность материи – активна, деятельна, способна подчинить себе тело состоящее из более грубой материи.

Категорически отвергал что вся природа пронизана разумом.

Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным законам из которых нужно выводить и сам разум.

Гален

(129 – 199)

Вплотную подошел к понятию о сознании.

В его учении термин “Распознавание” явился приемником термина – сознание в наше время.

Создатель концепции – “зрительного акта”

Плотин

(203 – 269 г. до н.э.)

Проповедовал абсолютную имматериальность души.

Утверждал, что душа обладает способностью направляться не только “вверх” – к божественному, и “вниз” – к неземному материальному миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность.

Индивидуальные души происходят от мировой души.

Он понимал психическое действие любого уровня как чисто духовное.

Память – это не запас впечатлений она есть не что иное, как знание о свих прежних действиях

Основатель неоплатонизма.

Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики.

Гиппократ

(460 – 377 г. до н.э.)

Отвергал единое материальное начало как основу органической жизни

Алкмеон Кротонский

(6-5 вв. до н. э.)

Мозг – есть орган души.

Утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

Представитель кротонской медицинской школы.

Впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосма и сбалансированной системы противоположностей.

Проводил анатомо-физиологические исследования.




Период феодального строя.


Ученый

Основные идеи.

Ибм – Сине

(980 – 1037)

Поддержка учения о психофизиологических функциях.

Выделил две психологии:

1.      Естественно – научная

2.      Метафизическая

В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией.

Создатель “Канона”

Продвигал идею о независимости психики от мозга.

Закарий Рази

(865 – 925)

Противник идей Галена.

Призывал строить науку на наблюдении и эксперименте.

Ибн аль – Хайсам

(965 – 1039)

Занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза.

Подошел к органу зрения как к оптическому прибору.

Изучил:

·        бинокулярное зрение

·        смещение цветов

·        контраст

Ибн – Рошду

(1126 – 1198)

“ … Чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка”.

Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум.

Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума.

Фома Аквинский

(1225 – 1274)

Душа – чистый субъект, не обладающий ни чем кроме способности сознавать.

Бернардино Телезио

(1509 – 1588)

Разработал теорию аффектов.

Полагал, что движение материи не может объяснить особое положение человека.

Склонялся к тому, что душа – бессмертна.

Леонардо да Винчи

(1452 – 1519)

Дал понятие – “живопись”, и стал создателем науки живопись.

Придавал большое значение строению и свойству двигательного аппарата.

Воспевал высокое значение строения глаза.

Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики».

Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию.

Утвердил ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения.

Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».

Хуан Луис Вивес

(1492 – 1540)

Один из первых противопоставил эмпирико – психологическое познание метафизическим учениям о душе.

Сформулировал закон ассоциации.

Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными.

Гомес Перейра

(1500 – 1560)

Отрицал существования души у животных.

Животные ничего не слышат, не видят и вообще не чувствуют

Не чувственные образы а знаки движут их поведением.


Период учения XVII - XVIII века.


Ученый

Основные идеи.

Френсис Бэкон

(1561 – 1626)

Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга  и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения – к эксперименту.

Решающую роль он придает эксперименту – не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов.

Декарт

(1596 – 1650)

Определил новые понятия:

тело – автомат – система, организованная по законам механики.

душа – упорядочивание автомата – системы.

Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции.

Ввел понятие «страсть» или «аффект» – эмоциональное состояние + ощущения + представления.

Лейбниц

(1646 – 1716)

Считал, что в душе существует известное предрасположение, благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены в неопытные истины. Произвел разделение психических явлений и представленость на уровне сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил.

Является родоначальником учения о психической причинности.

Спиноза

(1632 – 1677)

Его идеи:

Единственная субстанция – природа.

Психическое мышление столь же реально, как и физическое.

Вместе с Гоббсом выдвинули идеи:

О принципиальной неотделимости души и тела, душа не самостоятельная по отношению к телу «начало»

Предметом психологии познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность.

Учение о психике – часть общего учения о материальном мире.

Законы природы – есть строго причинные явления.

Гоббс

(1588 – 1679)

Пытался поставить вопрос – каким образом можно вывести мыслительную активность из принципа механического воздействия.

Единственная субстанция – природа.

Он считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Дал точное определение понятию самосохранение – конечная цель к которой устремлен каждый и во имя которой один индивид вынужден наносить ущерб другому.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты