Исследование психологических особенностей личности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации

4) Осознание того, что придётся держать ответ, отчитаться перед теми людьми, для которых или по просьбе которых поручения или обязанности выполняются.

Очевидно, что каждый из выделенных показателей сам по себе не может служить единственным объективным показателем ответственности, так как отражает какую-то одну сторону этого качества. Известны, например, случаи правильной оценки ребёнком своего отношения или отношения других людей к общественно значимой деятельности, а реальное поведение его не соответствует этому. Бывает и так: ребёнок пунктуально выполняет все действия, доводит дело до конца, но относится к нему формально. Он не испытывает морального удовлетворения от успешного выполнения. Ему безразличны результаты общего дела, значимость этого дела для других людей. Поэтому только взятые все вместе: понимание значимости и необходимости выполнения, характер действий, эмоциональное состояние и готовность отчитаться – позволяют представить уровень развития ответственности ребёнка [11, с.234-240].

Ответственность как понятие, характеризующее моральную деятельность человека, тесно связана с категорией долга. Она проявляется в понимании личностью своего отношения к деятельности как к долгу перед обществом, чувство долга в отношении к коллективу, товарищам по классу, другим членам семьи развито, но оно ещё недостаточно устойчиво и не вполне самостоятельно. В проявлениях этого чувства были подмечены индивидуальные и типические различия.

Н.Д. Левитовым было выделено четыре группы младших школьников в зависимости от того, насколько у них сформировано чувство долга к другим людям.

К первой группе относятся дети, у которых чувство долга сравнительно устойчиво, они могут оценивать поступки с точки зрения норм общественного поведения, имеют чувство ответственности перед коллективом.

Вторая группа – дети с неустойчивым чувством долга, проявляющимся в отдельных нравственных поступках. Во многих случаях это дети слабовольные и нетрудолюбивые.

Третья группа – дети с довольно сильно развитым чувством долга, но лишь в одном направлении: только к коллективу, только к родным или только к товарищам.

Четвёртая группа – дети с весьма слабым чувством долга. Некоторые из этих детей в школе послушны, но чувство долга по отношению к коллективу, к товарищам и к родным у них проявляется редко [14, с.167-169].

К. Муздыбаев отмечает, что для успешного формирования ответственности необходимо, чтобы ребёнок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей; радовался или огорчался за результат; получал оценку своей деятельности со стороны взрослых и сверстников; понимал необходимость держать ответ за исполнение возложенных обязанностей. Всё это может быть усвоено благодаря активному включению ребёнка в сложную сеть социальных отношений [16, с.134-136].

1. Младший школьный возраст сопровождается сменой социальных отношений и приобщением ребенка к новому виду деятельности, что создает значительные трудности. Изменение окружающей обстановки, привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышение требований к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные и физические нагрузки вызывают хроническую эмоциональную напряженность, провоцируя развитие ШД.

2. ШД может проявляться на физиологическом, психологическом и педагогическом уровнях, оказывая на ребенка негативное влияние.

3. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования ответственности.

школьник ответственность дезадаптация

Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей личности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации

 

3.1 Рабочая концепция исследования


Основные понятия, к которым мы будем обращаться в своём исследовании – это «школьная дезадаптация», «личностные особенности» и «ответственность».

Определение школьной дезадаптации, которое дает Р.В. Овчарова, на наш взгляд наиболее точно отражает сущность данного явления. Согласно ей, ШД – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Именно на это определение мы будем опираться в нашей работе.

Личностные особенности – это наиболее устойчивые компоненты в структуре личности, её существенные поведенческие и психические проявления.

Помимо комплексного изучения личности с помощью методики Кеттела, задачами данного исследования явилось изучение ответственности как свойства личности, которая является одной из главных черт, характерных для психического облика младшего школьника, формирующегося в учебно-воспитательном процессе. И таким образом в рамках нашего исследования, уровень сформированности данного качества у детей, имеющих различную степень школьной дезадаптации, представляет особый интерес.

Наиболее точным определением ответственности является, с нашей точки зрения, определение К.А. Абульхановой-Славской, которая понимает под ответственностью способность субъекта свободно оперировать всеми данными и потенциальными условиями и средствами, способность его к активному поиску недостающих звеньев решения задач, осуществления деятельности, к предвидению трудностей и препятствий.

Кроме того, ответственность понимается как интегральная характеристика, которая проявляется на когнитивном (представления человека о том, что именно и ради чего он делает), поведенческом (способы выполнения ответственных действий) и эмоциональном (переживания по поводу выполняемой деятельности) уровнях.

По мнению Л.И. Божович «учение в школе – деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического, организованного труда» [1].

Для определения реального уровня сформированности ответственности у младших школьников мы будем использовать определённые критерии ответственности, которые были выделены нами на основе анализа литературы.

Критерии были условно разделены на три группы:

1)                Поведенческие критерии ответственности:

–                   самостоятельное выполнение порученного задания (без помощи и контроля);

–                   качественное выполнение работы (возможно переделывание при неудачном выполнении);

–                   доведение начатого дела до конца;

–                   временное обеспечение деятельности (вовремя приступает и заканчивает);

–                   использование максимального количества информативных источников и средств для более качественного выполнения деятельности;

–                   добровольность и инициативность;

–                   дисциплина;

–                   способность отказаться от развлечений ради выполнения задания;

–                   выполнение обещаний;

2)                Критерии ответственности на когнитивном уровне:

–                   предвидение результатов своей деятельности и поступков;

–                   осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела;

–                   осмысление порученного задания (желание понять правила, план работы);

–                   осознание необходимости своего труда для других;

–                   понимание значимости обязательного и хорошего выполнения поручения;

3) Критерии ответственности на эмоциональном уровне:

–                   тревога и беспокойство за качество в процессе или до выполнения;

–                   отрицательные переживания по поводу невыполненного задания и состояние удовлетворения при его успешном выполнении;

–                   готовность принимать новые обязанности;

–                   способность и готовность преодолевать трудности [6].

Выделенные критерии ответственности послужили основой для разработки нами опросника для родителей учеников начальных классов, направленного на выявление уровня сформированности ответственности ребёнка. Данный опросник был применён в нашем исследовании.

 

3.2 Объект и предмет исследования


Объект исследования – явление школьной дезадаптации.

Предмет исследования – личностные особенности детей младшего школьного возраста с различной степенью школьной дезадаптации.

 

3.3 Цель, задачи, гипотезы исследования


Цель исследования – выявить психологические особенности личности младших школьников с различной степенью ШД.

Задачи исследования:

1. Определить степень ШД у детей младшего школьного возраста.

2. Выявить личностные особенности, характерные для детей младшего школьного возраста.

3. Выявить личностные особенности, характерные для детей с различной степенью ШД.

4. Выявить взаимосвязь между личностными особенностями и степенью ШД у младших школьников

5. Определить уровень сформированности ответственности у младших школьников.

6. Выявить взаимосвязь между уровнем сформированности ответственности и степенью ШД у младших школьников.

Теоретическая гипотеза: степень ШД связана с выраженностью тех или иных личностных особенностей ребенка.

Эмпирические гипотезы:

1.                У детей младшего школьного возраста будет выявлена значимая прямая или обратная взаимосвязь между показателями по степени ШД и показателями по опроснику Кеттела.

2.                У детей младшего школьного возраста будет выявлена значимая обратная взаимосвязь между показателями по степени ШД и показателями по ответственности.

 

3.4 Описание выборки


Выборку данного исследования составили младшие школьники параллели первых классов гимназии № 147 г. Омска в количестве 72 человек и их родители. Общее количество – 144 человека.

 

3.5 Описание методик


В нашем исследовании мы использовали следующие методики: детский личностный вопросник Р.Кеттела; опросник для учителя по диагностике адаптации учащегося 1-го класса к школе (Н.И.Ковалева); опросник, направленный на определение уровня сформированности ответственности у детей младшего школьного возраста (для родителей). Используемые методики представлены в приложении.

Основным методом в исследовании выступал естественный констатирующий эксперимент, который был реализован с помощью экспериментальной ситуации «Изготовление закладок для детского сада». Ситуация была направлена на исследование реальных проявлений ответственности у детей младшего школьного возраста и проводилась с учётом выделенных критериев ответственности (см. РКИ).

В качестве метода математической обработки полученных данных был использован коэффициент корреляции Пирсона.

 

3.6 Исследование степени школьной дезадаптации у младших школьников


Все данные, полученные в исследовании, после первичной обработки были занесены в общую таблицу (приложение 1).

При исследовании степени ШД, были получены следующие результаты, которые были занесены в таблицу 1 (для наглядности данные представлены на диаграмме, приложение 2).

 
Таблица 1 Количество младших школьников с различной степенью ШД

Степень ШД

А

В

С

D

Количество младших школьников

44

22

3

6

Количество младших школьников ( % )

59

29

4

8


Из таблицы видно, что большинство детей относятся к степени дезадаптации А – 59% из 72 детей – это низкая степень дезадаптации, которая не даёт возможности говорить о каком-либо неблагополучии. Степень дезадаптации B имеют 29% детей – это средняя степень дезадаптации, 4% детей имеют серьезную степень дезадаптации С и 8% детей нуждаются в консультации психоневролога – степень дезадаптации D. Детей со степенями дезадаптации С и D мы объединили в одну группу, которую в дальнейшем будем обозначать как «группа риска».

ШД – это серьезная проблема, с которой большинство детей сталкиваются, начиная обучаться в школе, но, несмотря на это, некоторые дети благодаря поддержке родителей и учителей благополучно справляются с этой проблемой уже на начальном этапе обучения. У других же детей период адаптации к школе носит затяжной характер и даже к концу первого класса есть дети, которые дезадаптированы в той или иной степени. Это хорошо отражают и результаты, полученные в нашем исследовании.

 

3.7 Исследование личностных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста


На данном этапе исследования были определены личностные качества младших школьников, характеристики которых отражены в факторах по методике Кеттела.

Данные, полученные по методике Кеттела, представлены на диаграмме (рисунок 1).


Рис 1. Средние значения показателей по факторам


При выявлении личностных качеств, характерных для младших школьников, выяснилось, что наиболее представленными оказались факторы I, Q3 и D, т.к. средние значения по этим факторам по сравнению со значениями по другим факторам, значительно отклоняются в сторону увеличения или уменьшения от среднего балла по методике. Напомним, что каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества и характеризуется биполярно по крайним значениям этого континуума, при этом минимальное значение равно 1 баллу, среднее 5,5 баллам и максимальное 10 баллам.

Т.о. исходя из характеристик данных факторов, можно сказать, что дети младшего школьного возраста данной выборки характеризуются выраженностью следующих качеств: чувствительный, нежный, зависимый от других, сдержанный, флегматичный, обладающий высоким самоконтролем. Кроме того, они обладают богатым воображением, эстетическими наклонностями, они эмоционально уравновешенны, хорошо понимают социальные нормативы и успешно овладевают требованиями окружающей среды.

Все эти качества соответствуют особенностям младшего школьного возраста как этапа развития. Хорошо известно, что начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и приобретает социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Кроме того, в этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Ребенок теперь действует не непосредственно, а руководствуется сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, при этом большинство позитивных достижений в детях этого возраста таких как: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и др., культивируются взрослыми.

 

3.8 Исследование личностных особенностей, характерных для младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации


На данном этапе исследования были сопосталены данные по степени ШД (А, В, С и D) с данными по личностным особенностям младших школьников.

Результаты, полученные при сопоставлении показателей по каждой степени ШД с показателями по факторам по методике Кеттела представлены на диаграммах (рисунки 2, 3, 4). При оценке выраженности факторов был использован качественный анализ.

Рис 2. Средние значения показателей по факторам у детей со степенью школьной дезадаптации А


У младших школьников с низкой степенью школьной дезадаптации А наиболее выраженными оказались факторы D, F, I и Q3 (средние значения по этим факторам, по сравнению с другими, значительно отклоняются в сторону увеличения или уменьшения от среднего балла по методике).

Исходя из характеристик данных факторов, следует, что у этих детей в наибольшей степени выражены следующие личностные качества: неторопливый, сдержанный, благоразумный, рассудительный, осторожный, чувствительный, зависимый от других, доверчивый, нуждающийся в поддержке. Кроме того, такие дети успешно овладевают требованиями окружающей среды, хорошо понимают социальные нормативы, обладают высоким самоконтролем.


Рис 3. Средние значения показателей по факторам у детей со степенью школьной дезадаптации В

Как и у детей с низкой степенью ШД А, факторы D, F, I и Q3 оказались наиболее выраженными и у детей со средней степенью школьной дезадаптации В, то есть эти дети характеризуются выраженностью тех же личностных качеств, что и предыдущая группа детей.

Однако в данном случае можно отметить также некоторую выраженность факторов Е и Н. Следовательно, младшим школьникам со степенью ШД В может быть присуща выраженность и других личностных качеств, а именно: послушный, уступчивый, робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе. Кроме того, эти дети могут демонстрировать свою зависимость от взрослых и других детей, легко им подчиняться.


Рис 4. Средние значения показателей по факторам у детей «группы риска»

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты