Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии
p>Семья 3.
Состав семьи: супруг (29 лет, образование высшее техническое), супруга (29 лет, образование высшее техническое, высшее экономическое), дочь (8 лет, школьница), дед (80 лет,пенсионер(дед супруга), брат супруги (18 лет, учащийся)

Стадия жизненного цикла семьи: стадия рождения и воспитания детей.

Сплоченность: уровень сплоченности умеренный, семья относится к объединенному типу.

Гибкость: уровень гибкости низкий, тип семейной системы – структурированный.

Внешние и внутренние границы: внешние границы имеют тенденцию к ослаблекнию, внутренние границы имеют тенденцию к размытости.
Иерархия: система отношений в семье демакратическая.
Ролевая структура семьи: семья – “немаленькая, неновая машина”, супруг –
“водитель машины”, супруга – “скорость”, ребенгок – “музыка которая играет в машине”, дедушка – “сидение”, брат супруги – “усилитель, чтобы музыка лучше играла”.
Коалиции
Существует коалиция дочери с матерью против дедушки.

Семье присуща эмоциональная близость, члены семьи любят проводить время друг с другом или с друзьями семьи.
Семейной системе присущ демократический стиль руководства. Переговоры в семье ведутся открыто, обсуждаются и принимаются сообща важные семейные решения, когда это необходимо члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку, и отзываются о семейных отношеиях как об устраивающих и удовлетворяющих их ожидания от семейной жизни.
Члены семьи признают, что в их семье имеет место эмоциональное и психологическое насилие, по отношению к ребенку бывали случаи физического насилия, но родители характеризуют свои действия как воспитательные меры.

М. О.

Д. В.


Дедушка по отношению к внучке демонстрирует психологическоек насилие, внучка в ответ по отношению к дедушке демонстрирует эмоциональное насилие, в отношения вмешивается мама девочки демонстрируя по отношению к дедушкек эмоциональное насилие, дедушка в ответ демонстрирует эмоциональное насилие как по отношению к невестке так и по отношению к внуку, внук в ответ демонстрирует эмоциональное насилие, включается дочка, которая начинает по отношению к дедушке демонстрировать эмоциональное насилие.
Супруги по отношению друг к другу демонстрируют психологическое и эмоциональное насилие. Поскольку границы семьи ослаблены, супругам пресуще переносить проблемы из других подсистем в свои отношения и осуществлять отношения с другими лицами в контексте своих отношений, упрекая в этом друг друга.
Таким образом в данной семейной системе можно выделить насилие и как один из способов взаимодействия супругов друг с другом и как цикл насилия в семейной системе, запускает который дедушка.

Семья 4.
Состав семьи: муж (25 лет, образование средне – специальное), жена (24 года, образование неоконченное высшее), дочь (3 года).

Стадия жизненного цикла семьи: стадия рождения и воспитания детей.

Сплоченность: уровень сплоченности умеренный, семья относится к объединенному типу.

Гибкость: умеренная, тип системы структурированный.

Внешние и внутренние границы: внешние границы слабые, внутренние границы несколько размыты.

Иерархия: в семье оба супруга претендуют на роль лидера, но на правах мужчины, супруг занимает лидирующее положение

Ролевая структура семьи: супруг – “кормилец”, супруга – “хранительница домашнего очага”, ребенок – “драгоценность”.
Коалиции
Коалиции в рамках семьи отсутствуют.
Члены семьи утверждают, что привязаны друг к другу, свободное время предпочитают проводить с многочисленными друзьями в шумной компании. У членов семьи много связей с внешний средой и мало между собой. По словам супругов бывает время когда их дом похож на “проходной двор”,состояние семейной смистемы лавирует от хаотического, когда руководство в семейной системе неустойчивое, решения являются импульсивными и непродуманными, роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому, до состояния когда система может характеризоваться демократическим стилем руководства, семейная система стабилизируется, границы семьи становятся более жесткими, когда границы семьи вновь ослабевают, становятся более размытыми в семье учащаются ссоры , разногласия, “выяснения отношений” из –за привносимой в систему информации о каком – либо из супругов.

Др.

М. Ж.

Реб.

В семье был случай применения физического насилия со стороны супруга по отношению к супруге. Супруг отказывается объяснять случившееся, говорит,что не помнит (был очень пьян), и не поверил в случившееся, когда супруга выясняя отношения утром следующего дня рассказала ему о случившемся. Этот случай до сих пор является табуированной темой в семье.
Кроме этого в семье присутствует сексуальное насилие со стороны супруга по отношению к супруге. В ответ супруга по отношению к супругу демонстрирует психологическое насилие. В ответ супруг склонен демонстрировать психологическое насилие посредством дочери, угрожая, что он её может забрать, либо демонстрирует по отношению к супруге психологическое насилие уйдя с головой в компьютер, необращая внимание на жену, угнорируя её просьбы, в ответ жена начинает демонстрировать психологическое насилие посредством ребенка, или эмоциональное насилие если семья оказывается в кругу друзей, в этом случаи вершинами треугольника являются: группа друзей, супруга, супруг.
В данной семейной системе велик риск того, что по отношению к ребенку в дальнейшем будет применятся колосальное психологическое давление, эмоциональное и возможно экономическое насилие, поскольку можно предположить, что родители продолжая бороться за власть в семье, будут различными способами и средствами стремитьсЯ привлечь ребенка на свою сторону, ребенок окажется в сложной ситуации, поскольку по отношению к нему будет оказываться колосальное давление как с целью привлечения его на свою сторону, так и с цеолью. еГо дальнейшего удерживания его именно на этой стороне. Родители в связи с такой опасностью нуждаются в консультации психолога.

Семья 5.

Состав семьи: отец (42 года, образование средне-техническое), бабушка
(мать матери), дедушка (отец матери), старший сын (19 лет, учащийся), младший сын (14 лет).

Сплоченность: Уровень сплоченности можно обозначить как низкий умеренный, семью можно отнести к разделенному типу.

Гибкость: низкий уровень гибкости, семейная систьема относится к структурированному типу.

Внешние и внутренние границы: семья имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями.

Иерархия: В семье доминирует авторитарная система отношений, во главе стоит дедушка, стремящийся контролировать поведение всех членов семьи. Когда место дедушки удается занять бабушке, система отношений становиться демократической.

Ролевая структура семьи: дед - “змий”, бабушка – “лиса”, мл.брат –
“козленок”, отец – “шакал”, ст.сын – “кулик, охотящийся стаей”.

Коалиции
Против дедушки существует скрытая коалиция объединяющая всех членов семьи.

О.

Д.

Б.

Ст.б.

Мл.б.

В семье имеет место физическое насилие со стороны старшего брата по отношению к младшему брату, который в ответ демонстрирует эмоциональное и психологическое насилие; в отношения вмешивается бабушка, демонстрируя по отношению к мл.внуку эмоциональное насилие, а по отношению к ст.внуку экономическое и психологическое насилие, ст. внук в ответ по отношению к бабушке демонстрирует психологическое насилие, в отношения вмешивается отец, демонстрируя экономическое насилие по отношению к ст.сыну, сын в ответ демонстрирует психологическое насилие и эмоциональное, в отношения вмешивается дед, вмешивается мл. внук (брат), напряжение разряжается за счет включения в отношения бабушки.
Поскольку семейная система характеризуется размытыми внутренними границами, в конфликт очень быстро включается вся семья,конфликт в подсистеме сиблингов переростает в семейный.
Насилие в семейной системе уже закреплено и имеет свою историю в каждом поколении, решение проблемы насилия в данной семейной системе предполагает продолжительную психотерапевтическую работу.

Анализ результатов
Из пяти семей участвовавших в исследовании в каждой семье насилие имеет место.
Каждый акт насилия происходящий в семейной системе не остается незамеченным и затрагивает каждого члена семьи, насилие циркулирует в семейной системе попеременно актуализируясь в отношениях тех или иных членов семьи .
В каждом описанном случае можно проследить следующую закономерность: когда в отношениях между двумя членами семьи характер, степень насилия и вызванный этим уровень напряжения начинает превышать некоторую отметку, в отношения может включиться или быть включен третий член семьи, образуется треугольник. Включившийся участник триады может начать транслировать насилие по отношению либо к обоим членам семьи, либо встав на сторону одного из членов семьи транслировать насилие по отношению к другому, и уже в отношениях между ними повышается уровень напряжения, и в эти отношения может включится или быть включен какой-либо член семьи. Таким образом можно говорить, что каждые два участника образовавшегося треугольника образуют новые треугольники, включая в них других членов семьи, соответственно напряжение перемещается от старых участников процесса к новым и наоборот.
Между членами семьи существует множество негласных союзов, явных и тайных, неосознаваемых коалиций с помощью которых члены семьи преследуя личные цели оказывают давление на тех членов семьи от которых может зависеть достижение этих целей.
Циркулируя в семейной системе насилие трансформируется в различные формы.
Каждый член семьи порождает и противостоит насилию доступными ему средствами и способами, формы которые принимает насилия разнообразны.
Надо отметить, что ответ на насилие не всегда происходит сразу, непосредственно в ситуации когда один из членов семьи по отношению к другому транслирует насилие, ответ может быть отложен на некоторый срок.
Важно заметить и то, что ответ редко оказывается преднамеренным и осознаваемым, можно полагать, что ответ происходит спонтанно и бессознательно.
В завершение можно сказать, что циркуляция насилия в семейной системе есть причина и результат новых насильственных действий, а сама система семьи
(относительно жесткая структура) является благоприятной для воспроизведения цикла насилия вновь.

Основные выводы работы


Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

. насилие не есть случайные, ни с чем не связанные действия
. проявляется насилие в семье чаще в качестве комбинации физического, сексуального и/или экономического и/или психологического насилия

. можно сказать, что всякая «жертва» насилия переживает много насилия сразу, «насильник» оказывает множественное воздействие и опыт «жертвы» насилия в каждом из случаев оказывается многомерным, мультимодальным

. каждый член семьи противостоит и порождает насилие доступными ему средствами и способами

. насилие встроено в структуру семейной системы как способ взаимодействия членов семьи друг с другом
. любой акт насилия начинает циркулировать во всей семейной системе, затрагивая каждого члена семьи
. циркулируя в семейной системе, насилие трансформируется в различные формы
. существующие в семейной системе формы насилия взаимосвязаны, поскольку трансформируются и образуют циклы
. циркуляция насилия в семейной системе есть причина и результат порождения новых насильственных действий
. само устройство семейной системы способствует укоренению насилия в семейной системе

Можно предположить, что ярко выраженное насилие характерно :

. для семейных систем с крайними вариантами характера границ семьи (слишком жесткие или слишком размытые границы)
. для семейных систем с чрезмерной иерархизированностью, когда один член семьи стремящийся всем заведовать и является высоко контролирующим.

Заключение

Вероятность того, что один из членов семьи станет применять насилие в отношении другого зависит от множества факторов. Насилие в семье возникает по множеству причин и разными путями, проявляясь в самых разнообразных действиях.
Данная работа имела своей целью понять и описать насилие в семье не как
«ужас отдельного случая», опыт одного из членов семьи, а как процесс происходящий внутри семейной системы и оказывающий на неё влияние и затрагивающий всех членов семьи.
Невозможно в полной мере понять причину насилия в семье и главное помочь пострадавшему человеку, рассматривая его вне многообразия отношений и связей, которые он имеет со своей семьёй и окружающей его действительностью вообще, работая с насилием лишь как с повторяющимися случайностями, забывая, что насилие системно, встроено и закреплено в семейной системе.
Следовательно, поскольку насилие феномен системный, то к его диагностике и терапии должны разрабатываться и применятся системные подходы.
Данная работа может быть использована в работе кризисных центров как вариант пути для диагностики семьи, обнаружения существующих точек риска в семейной системе и прогноза перспективы отношений в семейной системе, предупреждения возможных трудностей в «благополучных семьях».

Список использованной литературы:

1. Берковец Л. Агрессия : причины, последствия и контроль.-Спб.:прайм-

Еврознак, 2001.( Секреты психологии)

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия-Спб.:Питер, 1997 (серия «Мастера психологии»)

3. Дэвид Фримен «Техники семейной психотерапии» – Спб.:Питер, 2001 (серия

«Практикум по психотерапии»)

4. Психология человеческой агрессивности /Сост. К.В.Сельченок.-Мн.:

Харвест, М.:АСТ, 2001 (Библиотека практического психолога)

5. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред.

Н.К.Асановой.-М.: Владос, 1997.

6. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса.-

Спб.: Питер, 2001.-(серия «Практикум по психологии»)

7. Черепанова Е.М. Психологический стресс, помоги себе и ребенку.-М.:

Академия, 1997.

8. Черников А.Н. «Интегративный подход в диагностике»- М.:1997.

9. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия- спб.: Питер, 2000. ( серия «Хрестоматия по психологии»).

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии.

Психология человека: Введение в психологию субьективности. Учебное пособие для вузов.-М.: Школа-Пресс, 1995. – 384с.

11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике –

СПб.: Питер Ком, 1999. – 598 с.: (Серия «Мастера психологии»)

12. Циркин С.Ю. (общая редакция) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста – СПб.: Издательство «Питер», 1999. –

752 с.

13. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест,

1998. –800 с.
14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-

М,1997. – 256 с.

15. Ушаков ГГ.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.,1984

16. Пайнс Э., маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб:

Издательство «Питер»,2000. – 528 с.: ил. –(Серия 2Практикум по психологии»)

17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоритической психологии. ИНФРА-

М,1998. – 528 с.

18. Мир человека. Хрестоматия./Под редакцией А.Ф.Малышевского. М,:-

Интерпракс,1993. –304 с.

19. Краткий философский словарь./Под редакцией А.П.Алексеева. – М.:

«Проспект»,20000. – 400 с.

20. Мир человека. Хрестоматия./Под редакцией А.Ф.Малышевского. М,:-

Интерпракс,1993. –304 с.

21. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. М., РИПКРО, 1997.

22. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско

– родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада).//

Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ,

1997.

23. Ильина С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств (тезисы доклада).// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.

24. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: «Медицина», 1989.

25. Орлов А.В. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи/Психолог в детском саду №3-4.

Приложение 1.

Интервью о семейной системе

В ходе интервью собиралась информация:
1. О составе семьи (н-р: Кто живет вместе в вашей квартире? В каких они родственных отношениях? Где живут остальные члены семьи? и т.п.)
2. Демографическая информация о семье (имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.)
3. О недавних событиях и переходах в жизненном цикле семьи (рождения, браки, разводы, проблемы с работой, и т.д.)
4. О значимых для семьи людях (друзьях, коллегах по работе, и т.д.)

5. О семейных ролях (Кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А кто любит когла о нем заботятся? Кто самый авторитетный? И т.д.

6. О семейных взаимоотношениях (Какие члены семьи наиболее близки друг другу? Есть ли в семье какие либо её члены, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Все семьи имеют некоторые трудности .

Какие типы несогласия есть в вашей семье? и т.д. переходя постепенно к циркулярным вопросам позволяющим обнаружить различия во взаимоотношениях с разными членами семьи и раскрыть семейные секреты и скрытые коалиции, например: можно спросить у мужа: Как вы думаете насколько близки ваща мать и ваш старший брат? – и затем поинтересоваться о впечатлениях на эту тему его жены. и т.п.)

7. О трудных для семьи темах (Употребляет ли кто- либо из членов семьи наркотики? Злоупотребляет алкоголем? Вспомните случаи насилия в отношениях между кем – либо в вашей семье и т.д.)

Приложение 2.

Вопросы для оценивания семейной сплоченности:

1. Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи?

(Супруги? Родители с детьми?)

2. Насколько активно участвуют они в жизни друг друга?

3. Проводят ли члены семьи время вместе когда это возможно, или предпочитают заниматься своими делами?

4. Имеют ли члены семьи общих друзей или у каждого они свои?

5. Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них общие интересы?

6. Как семья проводит праздники и дни рождения?

7. Что обычно происходит в семье вечером и в выходные?

8. Как соотносится интенсивность взаимоотношений родителей и детей с возрастом ребенка?

Вопросы для оценивания семейной гибкости:

1. Поделено ли руководство между родителями?

2. Строгая ли в семье дисциплина?

3. Как происходит обсуждение разногласий в семье?

4. Выполняют ли супруги и другие члены семьи определенные задачи, или роли в семье строго не определены?

5. Насколько часто меняются в семье правила?

6. Как часто в семье происходят изменения?

7. Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?

8. Насколько родители осуществляют в семье руководящие функции?



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты