Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии
p>Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Патогенное влияние на личность и психику ребенка различных типов насилия не оставляет сомнений.
Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста, являются:

. для детей до 3 лет - страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;

. для дошкольников – тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;

. для детей младшего школьного возраста – амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение "«рязного тела"» молчаливость либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;

. для детей 9-13 лет – то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;

. для подростков 13-18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.

Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений ( наркотиками, алкоголем, лекарственными препаратами), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела (Мэнделл Д., Дамон Л.,1998). Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях с партнером.
Насилие, пережитое в детстве может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев.
Люди, которые подвергались насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким.
Насилие порождает насилие, накапливаемые результаты исследований дают все больше свидетельств в пользу обоснованности существования понятия цикла насилия ( Л.Берковиц [1]).
Проблема насилия прочно заняла свое место среди других актуальных проблем психологической науки, без сомнения она далека от разрешения и требует новых исследовательских программ, оригинальных методологических подходов и пристального внимания к специфике психотерапевтической работы с клиентами, пережившими подобный опыт.

1.7. Соотношение насилия и этапов личностного развития

Вопрос о соотношении насилия и этапов личностного развития – ещё один спорный, сложный, далекий от разрешения вопрос в проблематике насилия.
Поскольку каждый человек, так или иначе, сталкивается с насилием в той или иной форме, означает ли это, что все мы тотально страдаем от тех или иных расстройств?
На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа.
Вопрос о том, будет ли насилие переживаться как травма в дальнейшем, решается в зависимости от индивидуальных особенностей, условий, в которых протекает жизнь человека, характера воздействия, и многих других факторов.
Вопрос о влиянии насилия на личностное развитие ребенка – это, прежде всего, вопрос о времени, то есть о возрасте, на который «попадает» насилие.
Установлено, что только к 4-5 годам физическое развитие ребенка достигает того уровня, когда он становится способным представлять сексуальный интерес для взрослого. Случаи сексуальных домогательств и физических атак по отношению к детям младшего возраста фиксируются достаточно редко,
(Е.И.Цымбал и др., 1997.)
Ряд исследований, основывающихся на сведениях, поступающих из кризисных центров, центров помощи пострадавшим от насилия, и подобных учреждений, дает некоторое представление о том, какой возрастной период является наиболее виктимным.
Дошкольный и подростковый возрастные периоды являются «возрастами риска» в отношении сексуального насилия. К 15-17 годам вероятность стать жертвой сексуального насилия снижается в 4 раза, к 18 годам – в 10 раз.
Что же делает подростков и дошкольников такими уязвимыми к насилию?
Вероятнее всего, оба этих возраста обладают какими-то общими, объединяющими их признаками. Рассмотрим их поподробнее.
Прежде всего, оба этих периода являются критическими в развитии ребенка
(Л.С.Выготский, т.4.), причем с 4 до 16 лет это два основных кризиса, характеризующегося формированием ряда новообразований. Как отмечал
Л.С.Выготский, для кризисов развития характерны «редкие сдвиги и переломы в личности», когда за чрезвычайно короткий срок ребенок меняется весь в целом. Не вызывает сомнения, что переживание кризиса, формирование новообразований дисгармонизирует личность маленького человека, делает его более сензитивным, хрупким, виктимным.
Это, во-первых, само по себе может становиться провоцирующими фактором, ведь поведение ребенка к семи годам резко меняется – появляется манерность, капризность, обидчивость.
Подобные по структуре изменения, как известно, происходят и в период пубертатного криза.
Кроме того, жестокое обращение или сексуальная травматизация в этот период, вероятнее всего, окажут куда более разрушительное воздействие, чем в период относительной эмоционально-личностной стабильности.
С дошкольного возраста по подростковый включительно в жизни ребенка начинается новая эра, знаменующаяся изменениями телесного облика и постепенным выдвижением на первый план категории общения.
Можно сказать, что, начиная с 5-6 летнего возраста ребенок как бы делается более яркой, заметной фигурой как внутри семьи, так и вне её. В этот период он особенно нуждается во внимании и одобрении взрослого, и это внимание не всегда носит безобидный характер.
Общими чертами всех возрастный кризисов, по Л.С.Выготскому являются непокорность и непослушание. Глубокие изменения в личности, характере и поведении ребенка, актуализирует стремление взрослого перевоспитать, переделать, исправить.
Это, в частности, те воспитательные установки, которые описываются в работах исследованиях в работах исследователей детских неврозов.
Так, В.И.Гарбузовым описано «воспитание по типу А» или эмоциональное отвержение. Для него характерна манипуляторская позиция родителя, настроенного на «ломку» врожденного типа реагирования, неприятия индивидуальных особенностей ребенка, жесткий контроль, дисциплина, регламентация жизни сына или дочери, навязыванию «единственно верного», с точки зрения родителя, способа поведения.
Другой, не менее опасный, вариант – гипер – социализирующее воспитание, или воспитание по типу Б, характеризуется тревожно-мнительной концентрацией родителя на всех социальных проявлениях ребенка: успеваемости в школе, спортивных достижениях, статус среди товарищей и т.п. Такие родители ожидают успехов ребенка в учебе, стремятся к его всестороннему развитию, его недооценивают или вовсе не учитывают реальные психофизические возможности ребенка.
Опираясь на исследования калифорнийской школы Пало-Альто, Е.Т.Соколова описывает ещё один тип родительского отношения. Это воспитание по типу
«маленький и нищий», или инвалидизирующие отношение. В этом случае родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, его интересы и увлечения кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок видится не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний, что приводит к отсутствию доверия и чувству досады у родителя. Подобные воспитательные воздействия, квалифицируемые как психологическое насилие, в период кризиса могут переживая ребенком особенно остро, травмировать особенно глубоко.
Изменившийся телесный облик и поведение ребенка вызывают у родителей стремление немедленно исправлять непослушное чадо, актуализируя те или иные воспитательные установки.
Другие возрастные периоды по статистике являются менее опасными для непосредственного насилия. Вероятно это происходит в силу большей стабильности как раннего детского возраста, так и юношеского. Ранний возраст характеризуется, прежде всего, наличием необходимой для выживания ребенка симбиотической связи с матерью, что, безусловно, снижает вероятность использования его как сексуального объекта другими членами семьи. Поздний подростковый и ранний юношеский возраст, характеризуются значительным возрастанием самостоятельности, независимости, способности защитить себя в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, вероятно, можно говорить о «сензетивных к насилию» периодах в жизни ребенка, когда анатомо-физиологические, гормональный, эмоционально- личностные и психосексуальные изменения делают жертву более травматизируемой. Эти периоды являются опасными в отношении как сексуального насилия, так и жестокого обращения с ребенком, тяжких наказаний, и психологического насилия.

Глава 2. Системный подход в семейной психотерапии

2.1. Определение семейной психотерапии и основные этапы её развития

К настоящему моменту под семейной психотерапией понимают систему психологических воздействий на семью как на живую открытую систему с целью оптимизации её функционирования. В этом смысле семейная психотерапия является самостоятельным методом психотерапии, опирающимся на положения системного подхода, кибернетики и “психологии отношений”.

Развитие семейной психотерапии в России прошло ряд этапов:

1. В 1882 г. И.В.Маляревский открыл в Санкт-Петербурге «Врачебно- воспитательное заведение» для психических больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание изучению семейных взаимоотношений в качестве этиологических условий возникновения психических расстройств. В 1886 г. В.М.Бехтерев и в 1899 г.

И.А.Сикорский описали искажения семейного воспитания детей и подростков, вследствие чего у них возникали нервно-психические расстройства.
2. В 1968 г. В.К.Мягер опубликовала первую в нашей стране статью о семейной психотерапии при неврозах.
3. В начале 1970-х гг. В.М.Воловик, А.И.Захаров, В.В.Костерева, Т.М.Мишина,

Э.Г.Эйдемиллер опубликовали работы, в которых обобщили свой опыт в области семейной психотерапии.
4. В 1988 г. в нашу страну приезжала Вирджиния Сатир, на семинарах которой впервые в отечественной практике была показана конкретная психотерапевтическая работа с семьями с «идентифицированным пациентом» и с моделированием слушателей различных семейных ситуаций.
5. В 1993 г. сотрудники кафедры психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (курс детско- подростковой психотерапии) Н.В.Александрова, С.А.Кулаков, С.И.Чаева,

Э.Г.Эйдемиллер провели первый в нашей стране цикл тематического усовершенствования для врачей-психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов «Основы групповой и семейной психотерапии» продолжительностью

216 часов, который остается наиболее популярным и по сей день.

Теоретические концепты и основанные на них методы семейной психотерапии также прошли в своем развитии ряд этапов:
1. В начале 1970-х гг. семейные психотерапевты скрупулезно накапливали информацию о том, «как живут вместе пациент и его родственники».

Сказывалась психиатрическая традиция сбора анамнеза – очень важно было охарактеризовать личностное своеобразие каждого члена семьи, а затем, суммироваыв психопатологические профили, понять сущность семьи как совокупности входящих в неё индивидуальностей. Затем каждому члену семьи назначали определенное лечение – медкаменты, занятия аутотренингом, сеансы гипноза и т.д. Этот этап условно можно назвать психиатрическим.

Однако такой подход продержался недолго.
2. Следуя традициям отечественной психологии, и в первую очередь концепции

«психологии отношений» В.Н.Мясищева, семейные психотерапевты помогали членам семьи осознавать и корректировать те паттерны поведения, которые закладывались на ранних этапах онтогенеза. Этот этап развития семейной психотерапии можно с полным основанием назвать психоаналитическим

(психодинамическим).
3. Начиная с середины 1980-х гг., в нашей стране основным становится системный подход в семейной психотерапии, ак в дальнейшем – синтез

«психологии отношений» В.Н.Мясищева и основных положений кибернетики и системного подхода. Семейный психотерапевт перестал играть роль судьи, который собирал информацию у всех членов семьи, оценивал её и давал семье либо «квалифицированный совет», либо предписание вести себя в определенных ситуациях определенным образом.
Теперь семейный психотерапевт не только осуществляет присоединение к семье, но и входит в неё в качестве элемента, обладающего энергией, информацией и волей, побуждает членов семьи к терапевтическим изменениям, к пересмотру существующих правил и границ, подсистем и коалиций.

Если строя свою работу психотерапевты заимствуют опыт зарубежных коллег то применяемые методы психотерапии необходимо адаптировать к национально- культурному контексту.
В нашей стране семьи имеют следующие отличительные признаки:
1. Сохраняется патриархальная семья, т.е. семья, состоящая из нескольких поколений;
2. Границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам;
3. Во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, главными действующими лицами являются женщины;
4. Несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут либо в коммунальных кварталах, либо совместно с родственниками, без надежды на приобретение собственного жилья;
5. Идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой быт, поведение, духовные ценности напоминали те эпохи, когда человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях, строя свое поведение так, чтобы оно было угодно Богу, феодалу, государству;
6. Разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению и обретению чувства принадлежности и защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, «чудесах» и др.

Тяжелое материальное положение и отсутствие нравственных ценностей приводят к тому, что семьи легко распадаются и дети оказываются на улице, становясь легкой добычей криминальных элементов; в семьях возрос уровень взаимной агрессии.

2.2.Общая теория систем и семейная психотерапия

Специалисты по семейной психотерапии в своей практической работе должны руководствоваться определенной системой теоретических представлегний, позволяющих разобраться в особенностях поведения отдельного человека, взаимоотношениях членов семьи, а также представителей иных социальных групп. Ни одна отдельно взятая теория этого сделать не позволяет. Семейный психотерапевт должен распологать целым комплексом различных теорий, позволяющих объяснить системные феномены разного уровня и их влияние друг на друга.
Одно из главных преимуществ общей теории систем заключается в том, что она дает достаточно широкую и детально разработаннуую теоретическую базу, позволяющую соотнести друг с другом разные теории и сформировать целостную картину феноменов разного уровня сложности.
Лантроуп достаточно убедительно обосновывает использование общей теории систем в качестве теоретичсеской базы клинической практики: “Системный подход предполагает признание того, что любые феномены имеют системную природу и, соответственно, того, что многие подходы к решению тех или иных проблем должны иметь системный характер. Таким образом. Системный подход в его клиническом выражении связан с использованием общих теоретических представлений, касающихся как системной природы явлений, так и методологических представлений, позволяющих проводить их исследование и осуществлять на них соответствующие воздействия, приводящие к системным изменениям”(Lanthrope 1964,).
Одним из достижений системного подхода является то, что он позволил определить системный характер поведения, не стремясь при этом к уточнению преимуществ той или иной психологической теории. Системный подход, подчеркивая, таким образом, общность системных принципов поведения, отличается теоретической «нейтральностью».
«Общая теория отнюдь не отрицает прежних научных достижений, но позволяет осмыслить их с новой точки зрения; в то же время он является и новым способом восприятия мира»(Gray,Duhl,Rizzo, 1969). Системные понятия могут быть использованы для анализа феноменов любого уровня организации, а также для описания любого поведения, имеющего системный характер.
В практике семейной психотерапии очень важно понять человека в контексте семейной системы и. в свою очередь, понять семью в контексте её социального окружения. С точки зрения системных представлений старая дилемма о том, кто является основным «источником» проблем или с кем работа должна проводится в первую очередь (с индивидом или с обществом), теряет всякий смысл. Семейный подход предполагает. Что все без исключения системы и составляющие их подсистемы оказывают друг на друга взаимное влияние. Задачей психотерапевта является выявление определенных подсистем и суперсистем, которые влияют на ту систему, с которой он работает. Одним из следствий системного подхода является также признание того, что изменение в этих подсистемах и суперсистемах (в том случае, если они не утрачивают своей связи с той системой, с которой производится основная работа) влекут за собой и соответствующие изменения в ней самой.
Что же понимается под системой?
Олпорт дает, пожалуй, самое краткое определение комплексной системы как
«комплекса элементов в их взаимодействии» (Allport, 19687). Основными понятиями, связанными с этим определением, являются понятия границы, вещества-энергии, обратной связи, динамического равновесия, прогрессивной дифференциации и эквифинальности. Все эти понятия могут быть использованы для объяснения особенностей функционирования семьи.

Границы
Живые системы имеют определенные границы, в той или иной степени отделяющие составляющий их комплекс взаимодействующих друг с другом элементов от элементов внешней среды. Границы системы задают её структурные рамки, которые помогают поддерживать связь между элементами системы и делают её единым целым.
Понятие границ позволяет лучше понять функционирование семьи. В соответствии с системными представлениями любая система обладает определенными, непрерывно расширяющимися границами. Каждая система, существующая во Вселенной включена в систему более высокого порядка
(суперсистему) и состоит из систем более низкого порядка (подсистем).
Понятие границ помогает осмыслить особенности той или иной системы. Без этого наше представление о строении любого объекта было бы затруднено, и мы не могли бы выделить его из множества систем разного уровня сложности.
Лишь, после того как границы определены, можно разобраться в том, что составляет суперсистему, а также в том, из чего состоит сама система.(Дэвид
Фримен[3]).
При работе с семьями психотерапевт должен понимать, где пролегают границы семьи. Анализируя структурные элементы семьи, он может определить различные подсистемы, включенные в общую границу. Таким образом, он может понять, из кого состоит семья. Было бы ошибочно предполагать, что она состоит просто из людей, живущих под одной крышей. Члены семьи могут порой находиться за сотни миль друг от друга и при этом составлять единый «живой» организм.
Письма, телефонные звонки и визиты тех, кто составляет расширенную семью, могут, как ослаблять, так и укреплять нуклеарную семью.
Определение психотерапевтом семейных границ связано с оценкой характера взаимодействия и степени взаимной зависимости, характеризующих отношения членов семьи. Это связано с оценкой того, кто из них находиться друг с другом в более тесном контакте, чем с лицами из их социального окружения.
Психотерапевт должен при этом принять во внимание всех значимых лиц и их места по отношению к границам семьи, а также взаимодействие между её членами.
Развитие системы подчас затрудняет определение её границ. Они могут со временем изменятся, поэтому необходимо принимать во внимание особенности развития семейной системы.
Другим принципом, используемым специалистом при системной оценке семьи и тесно связанным с понятием границ, является определение степени открытости семейной системы и того, с какой интенсивностью протекают процессы энергоинформационного обмена внутри системы, а также аналогичные процессы между ней и окружающей средой. Границы семьи всегда в той или иной степени проницаемы, благодаря чему она может расти и развиваться. Чем больше закрыта семейная система для поступления новой энергии и информации, тем меньше её ресурсы, необходимые для удовлетворения её постоянно растущих потребностей. Оценка степени открытости семьи сопряжена с определением возможности её роста и удовлетворения потребностей её членов, а также её следования внешним требованиям. Подобная оценка предполагает получение сведений о том:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты