Исследования межличностных супружеских отношений

На современном этапе развития общества, благодаря индустриализации и развитию бытового обслуживания, наблюдается снижение роли семьи как хозяйственной ячейки и повышение роли межличностных отношений членов семьи, то есть возрастает значение социально-психологических факторов. Эту точку зрения разделяют Огберн, Берджесс и Локк, Уинч, Элмер, Гуд, В.Б.Голофаст, А.М.Кириллова, П.И.Федосеев, А.Г.Харчев. Несмотря на расхождения между отечественными и зарубежными исследователями и те, и другие отмечают возрастание роли социально-психологических факторов в институтах семьи и брака. Однако фундаментальные исследования этих факторов только начинаются и, если отдельные авторы (Харчев А.Г. Семья как объект философского и социологического исследования (Л.,1974), Брак и семья в СССР (М.,1979), Семья и общество (М.,1981) и др. ) утверждают, что социология семьи - одна из наиболее развитых областей социологической науки, то о социально-психологическом направлении этого сказать нельзя. Некоторые социально-психологические аспекты семьи и брака отражены в ряде работ отечественных философов, социологов, педагогов, медиков, юристов (Н.Андреенкова, Л.В.Благонадеждина, А.Блунфельд, Ю.Н.Волкова, С.Я.Воль-фсона, В.Б.Голофаста, Р.И.Капралова, И.С.Кона, И.С.Славина, А.Г.Харчева, В.В.Юстицкого и др.). Но в этих работах рассматриваются лишь отдельные элементы социально-психологических проблем семьи и брака. Между тем семья, как уже отмечалось, все больше становится институтом межличностных отношений. Тем более, что в теоретических разработках по социальной психологии, психология семьи выделена как одна из самостоятельных прикладных областей (Е.С.Кузьмин - 1967; Б.Д.Парыгин - 1967, 1973; Г.П.Предвечный и Ю.А.Шеркович - 1975). Имеются и некоторые социально-психологические исследования, посвященные изучению ряда аспектов семейно-брачных отношений (Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект (М.,1988); Голод С.И. Стабильность семьи: социальные и демографические аспекты (Л., 1984), и др). Однако это были лишь первые шаги отечественной социальной психологии семьи и брака и, естественно, многие проблемы еще не нашли должного освещения.




1.2. Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.

Прослеживая исторический путь развития институтов семьи и брака, опираясь на работу Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и анализируя работы А.Г.Харчева, Ю.И.Семенова, Л.Е.Иова, Кенига и Нойберта, можно отметить самостоятельность данных институтов как предметов исследования, а также степень их сходства и различия. Брак определяется как комплекс духовно-этических и эмоционально-сексуальных санкционированных обществом отношений между мужчиной и женщиной. Семья же определяется как малая группа, сформированная на основе брачных отношений и объединяющая супругов и их потомство.      

Весь комплекс супружеских отношений предлагается разделять на два основных периода: 1) до вступления в брак (период становления брачных отношений), 2) после вступления в брак (период развития брачных отношений).

На основе обобщения работ Гуда, Киркпатрика, Уинча, Щепаньского, С.И.Голода, А.Г.Харчева и К.Л.Емельянова, в которых изучались некоторые аспекты добрачного периода, предлагается разделить период становления брачных отношений на два этапа: а) до знакомства с брачным партнером и б) после знакомства с брачным партнером. Основные ценностно-мотивационные составляющие этих этапов можно конкретизировать следующим образом. На первом этапе формируются общие представления о браке и семье, ценностные ориентации и установки, идет процесс поиска и выбора брачного партнера (потенциального) , согласно сложившимся эталонам и в соответствии с личной мотивацией. На втором этапе идет процесс проверки отношений между потенциальными супругами и подготовки к браку, а также формируются мотивы, побуждающие вступить в брак с данным партнером. Проводя анализ указанных составляющих периода становления брачных отношений и обобщая опыт уже имеющихся исследований, В.А. Куц были выдвинуты семь основных гипотез:

1.   Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами должны иметь место во всех рассматриваемых ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений.

2.   Степень выраженности различий между мужчинами и женщинами должна находиться в определенной зависимости от брачно-социального статуса респондентов. При этом предполагалось, что у расторгающих брак различия будут более значимые, чем у остальных категорий опрашиваемых.

3.   Различия должны  быть более выражены между мужчинами и женщинами, не знающими друг друга (в частности, у не состоящих в браке и никогда не состоявших в браке), чем между знающими друг друга брачными партнерами или будущими супругами (женихами и невестами).

4.   С увеличением возраста (от 18 до 30 лет) социально-психологические различия между полами будут увеличиваться.

5.   В процессе становления брачных отношений различия должны уменьшаться (т.е. в мотивации вступления в брак различия будут менее значимые, чем в ценностных ориентациях на брак).

6.   С увеличением разницы в возрасте между мужчинами и женщинами различия будут возрастать.

7.   Различия должны быть статистически значимые не относительно всех рассматриваемых факторов, а лишь отдельных, наиболее характерных для каждого из полов. 

Объектами исследования были молодые люди (18-30 лет), жители города Николаева с разным брачно-социальным статусом (не состоящие в браке, вступающие в брак, расторгающие и расторгнувшие брак). Опуская задачи исследования и методы сбора информации отметим, что статистически значимые различия в ценностных ориентациях мужчин и женщин чаще фиксировались относительно следующих ценностей: взаимопонимание, любовь, взаимная забота, дети, гармония в половой жизни. Причем, мужчины выше оценивали любовь и гармонию в половой жизни, а женщины - взаимопонимание, взаимную заботу и детей. Данные о мотивах поиска и выбора брачного партнера свидетельствуют о том, что более значимые различия имели место у расторгающих брак (или уже расторгнувших), а наименее значимые - у состоящих в браке. Причем у последних, в счастливых браках различия менее выражены, чем в удовлетворительных. С увеличением возраста числа опрашиваемых выраженность различий в ответах мужчин и женщин снижается. Наибольшие сходства в мотивах поиска брачного партнера наблюдаются между 25-30-летними мужчинами и 21-24-летними женщинами, а наиболее значимые различия наблюдаются между ответами 25-30-летних женщин, а также между 21-24-летних мужчин и 18-20-летних женщин. В рассматриваемых случаях мужчины чаще, чем женщины, отмечали стремление найти подобного себе человека и стремление к половой близости, а женщины выше, чем мужчины, оценивали желание быть любимой, желание испытывать заботу, желание понимания.

Эмпирические данные ряда исследователей (А.Г.Харчева, С.И.Голода, И.Гель-мана и др.) характеризуют отношение мужчин и женщин к добрачным половым связям, мотивы вступления и удержания от этих связей. Эти данные свидетельствуют о том, что мужчины более лояльно относятся к добрачным связям (чаще их одобряют), у них чаще, чем у женщин, основными мотивами вступления в первую добрачную связь бывают половая потребность, увлечение, любопытство, жажда приключений. Представители женского пола чаще указывали на любовь, симпатии, требование партнера, увлечение. У женщин, таким образом, добрачная связь в первую очередь - выражение привязанности, признательности, своего расположения (т.е. средство выражения своего отношения) и только потом - удовлетворение потребности в физической близости. У мужчин же добрачные связи порою выступают как самоцель, с более ярко выраженной эротической окрашенностью. Об этом же свидетельствуют данные о причинах, удерживающих от добрачных связей. У мужчин это отсутствие случая, страх перед венерическими заболеваниями (сегодня - перед СПИДом), моральные соображения. У женщин - отсутствие любви, отсутствие потребности, моральные соображения.

Эмпирические данные подтвердили гипотезы о наличии социально-психологических различий между мужчинами и женщинами во всех рассматриваемых ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений; о том, что различия между ответами мужчин и женщин, расторгающих (или расторгнувших) брак должны быть более значимые, чем у остальных категорий респондентов; о том, что различия между мужчинами и женщинами, не знающими друг друга, более значимые, чем между знающими друг друга (женихи и невесты, мужья и жены); о том, что в ответах мужчин и женщин различия статистически значимы лишь относительно отдельных, наиболее характерных для каждого пола, факторов.

Не подтвердились гипотезы о том, что при мотивации брака различия между полами должны быть менее значимые, чем в других изучаемых ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений (т.е. по мере становления брачных отношений различия должны уменьшаться). Оказалось, что наиболее значимые различия имели место в мотивации поиска брачного партнера, а в ценностных ориентациях на брак и мотивах вступления в брак - почти одинаковы; о том, что с увеличением возраста респондентов (от 18 до 30), различия будут возрастать. В действительности, как оказалось, с увеличением возраста различия в ответах мужчин и женщин несколько снижаются.

Рассматривая социально-психологические различия между мужчинами и женщинами как одну из важных составляющих половой дифференциации, в исследованиях приводится ряд доказательств, свидетельствующих о биосоциальной детерминированности рассматриваемых различий и неизбежности их проявления во всех сферах жизнедеятельности. Особое значение эти различия приобретают на современном этапе развития институтов семьи и брака, когда наблюдается возрастание роли субъективного фактора и повышение требований брачных партнеров к межличностным отношениям. Пристального внимания заслуживает тот факт, что наиболее значимые различия имеют место у лиц расторгающих (или расторгнувших) свои браки. Это отчасти может служить иллюстрацией как недостаточно верного выбора брачного партнера, так и незнания и недооценки социально-психологических особенностей мужчин и женщин. Избежать многие негативные моменты в супружеских отношениях можно, проводя профилактические мероприятия, обогащающие будущих брачных партнеров сведениями как об анатомо-физиологических, так и психологических особенностях пола, а также об оптимальных вариантах поведения в браке и семье. С этой целью предлагается расширить и углубить исследования проблем семьи и брака (с учетом половой дифференциации), организовать широкую популяризацию получаемых данных, организовать подготовку кадров, которые будут заниматься популяризацией, расширить сеть специальных служб, помогающих осуществить выбор брачного партнера и оптимизировать отношения в семье.

Статья Ю.Е.Алешиной (1) представляет собой обзор исследований, опубликованных в 1977-1987 гг. в зарубежной научной печати и посвященных циклу развития семьи. Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в исследования семьи понятия цикла развития семьи. Этот термин был использован впервые в 1948г. Э.Дювалль и Р.Хилом на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. В качестве основного признака разграничения стадий, предложенного Дювалль, использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку считалось, что основная функция семьи - это деторождение и воспитание потомства. На основании этой характеристики были выделены следующие стадии семейного цикла: I - формирующаяся семья, супруги женаты менее 5 лет, детей нет; II - детородящая семья, возраст старшего ребенка до 2 лет 11 месяцев; III - семья с детьми дошкольниками (от 3 до 5 лет 11 месяцев); IV - семья с детьми школьниками  (от 6 лет до 12 лет 11 месяцев); V - семья с детьми подростками (от 13 лет до 20 лет 11 месяцев); VI - семья, «отправляющая» детей в жизнь (от 1-го до последнего ребенка, покинувшего семью); VII - супруги зрелого возраста (в семье не осталось ни одного ребенка, до окончания трудовой деятельности, до пенсии); VIII - стареющая семья, от момента ухода супругов на покой до смерти одного из них.

Громоздкость этой периодизации, невнимание к таким характеристикам, как стаж брака, возраст супругов послужили основанием для создания ее новых вариантов. В последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла - психологических, социологических, демографических и др. В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э.К.Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий цикла: I - зарождение семьи, с момента заключения брака до рождения первого ребенка; II - рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III - окончание выполнения семьей воспитательной функции, это период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей;  IV - дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V- супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Подобная градация хотя и допустима для целей исследования, проведенного Э.К.Васильевой (сравнение сельских  городских семей), но мало приемлема для психологического изучения как семьи в целом, так и межличностных супружеских отношений, так как получается, что разные семьи проживают различное число стадий супружеских отношений. В последующие годы этот подход был подвергнут критике, например, в работах Г.Спаниера, Р.Сайера и Р.Лацелера (1,с.61) , и показано, что стадии в значительной мере перекрываются друг другом, т.е. на разные стадии цикла попадают супруги одинакового возраста, стажа, материального благополучия и т.п.

Ряд эмпирических исследований продемонстрировал, что понятие стадии семейного цикла само по себе имеет малую прогностическую ценность. Так, в работе С.Нока (1,с.61) для определения различных личностных и внутрисемейных характеристик индивида на различных этапах его жизни использовались три типа зависимых переменных: стадии семейного цикла, отсутствие или наличие детей в семье, проживающих с родителями в момент исследования, и стаж брака. Наибольшее число статистически значимых связей было получено между различными личностными, внутрисемейными и социальными характеристиками и фактом отсутствия или наличия детей, проживающих с родителями. Несколько меньше, но также довольно большое число зависимостей было получено между стажем брака и другими характеристиками. Наименьшее число и наименее интересные в содержательном отношении связи были получены между стадиями семейного цикла и другими переменными.

Вышеперечисленные и ряд других работ послужили основанием для того, чтобы многомерное понятие «стадии развития семьи» было заменено таким достаточно простым, как стаж брака и наличие или отсутствие детей в семье, проживающих вместе с родителями.

Но возможны и другие поиски переменных, определяющих периодизацию цикла развития семьи. В течение времени существования семьи меняется характер деятельности супругов. Попытка рассмотреть жизнь семьи с этой точки зрения была осуществлена Х. И М.Фелдманами, которые предложили понятие «семейная карьера» (1). Под этим они понимают совокупность ролей индивида, направленных на реализацию себя в какой-либо из важных сфер жизни, таких как досуг, работа, семья. Ими были выделены два типа карьеры - внутрисемейные и внесемейные. К числу первых были отнесены четыре вида карьеры, получившие следующие названия: карьера сексуального опыта, карьера супружества, родительская карьера и карьера отношений родителей и взрослых детей. Введение этого понятия позволило Х. и М.Фелдманам предложить новый подход к изучению цикла семьи, основывающийся на двух стратегиях исследования: 1) рассмотрение семейных пар как независимых и зависимых переменных; 2) анализ ситуаций взаимного пересечения карьер, вмешательства одной в протекание другой (например, влияние на супружеские отношения появление ребенка, т.е. пересечение супружеской карьеры и родительской). Исходя из этого, периодизация должна осуществляться прежде всего с учетом смены семейных карьер, реализуемых индивидом, или возникновения новых.

Следует отметить, что, несмотря на то, что разработка этой проблематики началась за рубежом полвека назад, не существует моделей цикла развития семьи, достаточно полно охватывающих происходящие изменения, хотя, как показывают исследования, важность этой тематики и в практическом, и в теоретическом смысле не вызывает сомнений. Возможно именно с этими причинами связан и тот факт, что психологических исследований развития семьи в нашей стране практически не существует.  В связи с этим, подчеркивает автор статьи (1,с.63), апеллируя к конкретным работам по проблемам развития семьи в целом и супружеских отношений, в частности, вынуждены чаще опираться на зарубежных авторов.

Так, целью исследования Д.Орснера (1975) были изменения в стиле отдыха супругов в ходе семейного цикла; Дж.Медлинг и М.МакКери (1981) - определение связи между удовлетворенностью браком и сходством ценностей у супругов с различным стажем совместной жизни; Л.Тамира и К.Антонуцци (1981) - попытка посмотреть, как изменяются восприятия себя, мотивация и социальные связи у состоящих в браке разное число лет людей. Подобные примеры можно было бы продолжить, но вряд ли такие мозаичные исследования смогут воссоздать полную картину изменений, происходящих в ходе семейного цикла. Достаточно сказать, что на сегодняшний день существуют данные об изменениях, происходящих в межличностном восприятии супругов (Харчев, 1978, Anderson, Russel, Schumn, 1983), в их общении друг с другом (Miller 1976, Dyer, 1976), в распределении ролей (Schater, Keeth, 1981), в особенностях сексуальных взаимоотношений (Schren, 1979) и т.д. Но, несмотря на общую разрозненность данных, существует ряд проблем, которым повезло больше. И прежде всего это изменения удовлетворенности браком.

Интерес ученых к это проблеме огромен. Левис и Спаниер в обзоре исследований удовлетворенности браком за десятилетие именно эту тематику выделили как одну из наиболее изучаемых (1,с.64-65). Особенно много работ было направлено на выявление тех изменений, которые происходят в межличностных отношениях мужа и жены с появлением первого ребенка. Данные ряда работ свидетельствуют о том, что удовлетворенность браком молодых родителей резко понизилась. Большая группа работ была посвящена выявлению того, как влияет уход детей из семьи на удовлетворенность браком. Эта ситуация даже получила в английском языке особое название «синдром пустых гнезд». Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, эти авторы сделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь особенно в тех семьях, где женщины работают, где супруги являются приверженцами некатолического вероисповедания, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень. Сравнение супругов, проживающих вместе с детьми, и супругов без детей также свидетельствуют о том, что последние считают себя более счастливыми в браке, чем первые.

Дети - это далеко не единственный фактор, который выдвигается в качестве причины изменений в отношениях супругов и снижения удовлетворенности браком. Период 25-50 лет является временем наиболее активного социального и профессионального функционирования индивида, что само по себе, как указывается многими авторами может приводить к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям, а следовательно и к снижению удовлетворенности браком. Человеку трудно одинаково активно проявлять себя одновременно в различных сферах, его предпочтение в сфере жизненных ценностей изменяется. С возрастом (можно предположить, что это время лишь случайно совпадает с тем периодом, когда дети покидают родительский дом) близкие межличностные связи становятся более значимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироваться на своего супруга, а следовательно и увеличивается удовлетворенность браком. Так, по некоторым данным (Kerchoff,1976), люди после 60 лет часто считают свой брак настолько же удовлетворяющим их, как в первые годы после его заключения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты