Индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях

При кризисинтервентной модели работы используется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, для того, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса; образовательная помощь, заключающаяся в предоставлении информации по этапам выхода из кризиса и перспектив неполной семьи, подкрепляется документальными фактами. Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых проблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей, то есть в центре этой модели находиться требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которая осознана неполной семьей и над которой данная семья готова работать. Проблемно-ориентированная модель основана на том, что в определенных условиях большинство проблем матери (отцы) могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно.

Ведущим методом проблемно-ориентированной модели является составление контракта (договора) между социальным педагогом и неполной семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта роль неполной семьи в том, чтобы определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога – определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для неполной семьи. При заключении такого договора стороны несут моральные обязательства. Совместная работа над договором поощряет неполную семью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений.

Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно основаны на психосоциальном подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию – другие общественные системы, либо воздействовать на то и другое одновременно.
В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как патронаж. Патронаж – одна из форм работы, специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения неполной семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальность, поэтому следует информировать неполную семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной неполной семьей. Например, неоднократно посещаются неполные семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка. Регулярные патронажи необходимы в отношении асоциальных неполных семей, что позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Работая с неполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы неполной семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей – тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.

Неполная семья имеет свои особенности и социально-педагогическая работа с ней требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельного члена неполной семьи являются общей проблемой для всей неполной семьи; неполная семья – система закрытая, не каждый может туда войти, даже социальный педагог; неполная семья автономна в своей жизнедеятельности. Специалист по работе с семьей не может решить за нее все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Для того чтобы помочь членам неполной семьи осознать свои проблемы и активизировать на их решение, мы решили, в рамках данной работы разработать программу по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям, учитывая все выше перечисленные характеристики.

Программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Семейное счастье».

Являясь социальным институтом, неполная семья испытывает те же социально-экономические потрясения, что и все наше общество. Уже давно ведутся разговоры о дисгармоничности неполной семьи, отмечается ее несостоятельность в функциональном значении. Часты случаи в практике профессиональной деятельности психосоциальных работников, когда неполная семья не только не является психологическим убежищем для личности, а фактически представляет собой место психологического и физического насилия для ее отдельных членов. Сегодня основная задача всех специалистов семьи и детства - найти оптимальные способы гармонизации отношений между неполной семьей и социальным окружением через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.

Для решения поставленной задачи во время прохождения практики в Реабилитационно-оздоровительном центре "Большая Липовица" нами совместно с Л.Н. Подуст была разработана программа по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям под названием "Семейное счастье". Данная программа включает в себя социально-педагогическую помощь неполной семье, направленную на восстановление неполной семьи в своих правах и обязанностях; на создание благоприятной обстановки внутри семьи; на гармонизацию семейных отношений. Также программа направлена на оказание социально-педагогической помощи в восстановлении воспитательного потенциала неполных семей; в профессиональной реализации каждой личности неполной семьи; в организации эффективного ведения домашнего хозяйства, оптимального распределения семейного бюджета; в организации семейного отдыха. Разработка проходила с учетом программы повышения социальной компетенции семьи "Семейный витамин", разработанной С.И. Чернышевой.

Программа "Семейное счастье" - одна из возможностей социально медицинского, психолого-педагогического, культурно-бытового оздоровления неполной семьи. Более подробно рассмотрим данную программу.

Программа по оказанию комплексной социально-педогогической помощи неполным семьям «Семейное счастье»

Цель: оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям.

Задачи:

1.                 повышение социальной компетенции неполных семей;

2.                 изучение и диагностика характера семейного неблагополучия;

3.                 формирование социальных навыков;

4.                 оказание социальных услуг неполным семьям;

5.                 активизация эффективности социально ролевого поведения в процесс построения детско-родительских, деловых, гражданских отношений;

6.                 формирование установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции;

7.                 обеспечение отдыха, оздоровления и медицинского обслуживания;

8.                 оказание психолого-педагогической помощи в рамках индивидуального психореабилитационного пространства для неполных семей.

Основные функции программы заключаются в следующем:

Ø    Аналитико-информационная функция, которая предполагает сбор и анализ информации социально-демографического, медико-социального характера.

Ø    Прогностическая функция, позволяющая на основе анализа имеющейся информации составить медико-социальные и другие прогнозы, дающие возможность научно обоснованного планирования, создания и апробации современных социальных проектов.

Ø    Социально-бытовая функция, которая заключается в решении ряда бытовых вопросов, в психосоциальной подготовке и адаптации неполных семей, осуществлении социальной помощи и поддержке.

Ø    Социально-профилактическая функция, которая заключается в социальном оздоровлении неполной семьи, в современном выявлении и оказании социально-правовой, медико-психологической помощи неполным семьям.

Реализация данной программы основывается на теории межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейном общении; на особенностях индивидуального и личностного развития ребенка в условиях неполной семьи; на выборе конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики.

Работа программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям основывается на следующих принципах:

1)                Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответственен за последствия своего влияния на личность.

2)                Принцип компетенции: каждый специалист решает проблему только в рамках своей компетенции.

3)                Принцип конфиденциальности, предполагающий требование сохранения тайны полученной информации.

4)                Принцип работы по методу междисциплинарных команд, который гарантирует решение проблем путем преодоления профессиональных ограничений.

По срокам исполнения программа рассчитана на 24-45 дней. Основными этапами являются:

1.Подготовительный или организационный (1 день).

2. Ориентировочный или диагностический (2-4 дня).

3. Основной или реабилитационный (5-22 дней).

4. Заключительный или аналитический (23-24 день).

Руководит программой заместитель директора по реабилитации при кураторстве директора Центра социальной реабилитации семьи, исполняют медицинские работники, заведующий отделением семьи и детства, психолог, педагоги, специалисты по социальной работе.

Программа состоит из семи блоков, каждый блоки имеет свою цель, задачи, формы и способы реализации. Представим структуру программы в виде таблицы 1.


Таблица 1 – Структура программы

Основные направления программы

Количество часов в день

Социально-правовой блок "Мы и наше общество"

1час 20 минут Социально-медицинский блок "Мы и наше здоровье"

2 часа Социально-психологический блок "Мы и наш брак"

1час Социально-педагогический блок "Мы и наши дети"

1час 20 минут Социально-трудовой блок "Мы и наша работа"

1час Социально-бытовой блок "Мы и наш дом"

1час Социально-досуговый блок "Мы и наше свободное время"

1час Рассмотрим более подробно содержание каждого блока программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье".


1.       Социально-правовой блок "Мы и наше общество"

ЦЕЛЬ: восстановление неполной семьи в ее правах и обязанностях.

ДЕЙСТВИЯ:

-        сбор информации и ее анализ, определение социального статуса семьи, диагностика наличия форм девиантного поведения у членов неполной семьи;

-        работа с почтовым ящиком "Ваши вопросы";

-        беседа юридического консультанта " Неполная семья и закон";

-        библиотечная выставка "Негативное влияние неполной семьи на воспитание детей";

-        консультация специалиста по социальной работе "Социальные гарантии неполной семье";

-        викторина для подростков "Поступки и проступки".

2. Социально-медицинский блок "Мы и наше здоровье"

ЦЕЛЬ: создание благоприятной обстановки в неполной семье через оздоровление каждого ее члена.

ДЕЙСТВИЯ:

-        анализ сопровождающих документов, первичный медицинский осмотр;

-        ежедневная консультация терапевта, стоматолога, педиатра, физиотерапевт;

-        курс занятий в зале лечебной физкультуры "В здоровом теле";

-        сеансы ручного и электромассажа;

-        водные процедуры, сауна, бассейн;

-        курс сеансов аромофитотерапии "В море запахов";

-        медицинский всеобуч для родителей "Здоровья всей семьи":

* современная семья, медицинский аспект:

-   мониторинг здоровья;

-   экология среды обитания;

-   потенциал здоровья неполной семьи;

* здоровья ребенка в руках его родителей:

-   современные болезни детей;

-   как уберечь ребенка от простуд?

-   народная медицина на страже детского здоровья;

* здоровье девочки, девушки, женщины (мальчика, юноши, мужчины):

-   женский (мужской) организм;

-   женские (мужские) болезни;

-   опасные привычки;

* первая помощь при несчастных случаях:

-   бытовые ожоги;

-   травмы и ушибы;

-   бытовые отравления;

-   валеология для самых маленьких "Сказки о здоровом образе жизни".

3. Социально-психологический блок "Семейные отношения"

ЦЕЛЬ: гармонизация семейных отношений в неполной семье.
ДЕЙСТВИЯ:

-        построение психологического профиля личности, диагностика характера внутрисемейных отношений;

-        психологическая консультация по проблемам семейных отношений в неполной семье;

-        курс "тренинг личностного роста" (коммуникативные проблемы, одиночество, ценностные ориентации);

-        "семейный клуб" (помощь в укреплении внутрисемейных отношений);

-        беседа семейного консультанта "Азбука семейных отношений";

-        ток-шоу "Моя семья";

-        выступление агитбригады "Чья очередь мыть посуду?";

-        литературно-музыкальная композиция "Поговорим о любви".

4. Социально-педагогический блок "Мы и наши дети"

ЦЕЛЬ: восстановление воспитательного потенциала неполной семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка.

ДЕЙСТВИЯ:

-        психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;

-        лекции для родителей "Я и мой ребенок – поиск взаимоотношений":

-        семья, как одна из причин отклоняющего поведения подростков;

Эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка;

-        посиделки для мам "Как я ожидала своего ребенка";

-        творческая выставка семейных работ: "Яблони и яблочки";

-        конкурсная программа "Дочки-матери".

5. Социально-трудовой блок "Мы и наша работа"

ЦЕЛЬ: полноценная профессиональная реализация личности.

ДЕЙСТВИЯ:

-        экскурсия по комплексу для детей "В мире профессий";

-        викторина для младших школьников "Люди труда";

-        библиотечная выставка "Кем быть?";

-        круглый стол "Как добиться успеха?".

6. Социально-бытовой блок "Мы и наш дом"

ЦЕЛЬ: эффективное ведение домашнего хозяйства, оптимальное распределение семейного бюджета.

ДЕЙСТВИЯ:

-        клуб "Домашняя академия ведения хозяйства " (экономия в быту, тайны хорошей кухни, как свить уютное гнездо, ремонт квартиры);

-        конкурсная программа для девочек "Хозяюшка";

-        мастерская "Вторая жизнь вещей";

-        выставка комнатных цветков "То, что дарит нам радость";

-        кулинарные этюды "Вкусные истории";

-        беседа с экологом "Экология жилища".

7. Социально-досуговый блок "Мы и наше свободное время"

ЦЕЛЬ: организация семейного отдыха.

ДЕЙСТВИЯ:

-    работа кружков по интересам: "Семейный театр", "Мягкая игрушка", "Оригами", "В вихре танца", "Вокальный", "Спортивный";

-    музыкально-развлекательная программа "Таланты и поклонники ";

-    конкурсная программа "Семейный праздник";

-    музыкальный круглый стол "Застолье";

-    беседа "Бытовые обрядовые праздники";

-    ночное шоу "Для тех, кто не спит".

Для реализации данной программы необходимо кадрово-материальное обеспечение. Представим его в виде таблицы 2.

Таблица 2 – Кадрово-материальное обеспечение программы

Блоки

Блоки

Ответственный

Ответственный

Необходимые средства

Социально-трудовой

Социально-правовой

Необходимые средства

Специалист по социальной работе

Инструктор по трудотерапии, воспитатели

Комната социально-бытовой ориентации, библиотека

Соответствующие помещения, библиотека

Социально-медицинский

Социально-бытовой

Медицинский персонал

Педагог дополнительного образования

Медицинские помещения

Соответствующие помещения, столовая

Социально-психологический

Социально-досуговый

Психолог- консультант

Педагог организатор

Программное обеспечение, соответствующие помещения, компьютер, видео- и  аудиоаппаратура

Видео- и аудиоаппаратура, актовый зал, спортивная площадка, материал для творчества.

Социально-педагогический


Педагог-воспитатель


Библиотека, игровая, природный материал.



При окончании реализации программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям "Семейное счастье" необходимо достичь следующих результатов:

1)                оказать комплексную социально-педагогическую помощь неполным семьям;

2)                повысить уровень социальной защищенности неполных семей;
3.снизить численность неполных семей с тенденцией к асоциальному поведению;

3)                актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неполной семьи с другими социальными институтами;

4)                присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций;

5)                улучшить соматическое и психологическое здоровье детей и взрослых из неполных семей;

6)                овладеть знаниями и навыками эффективного ведения домашнего хозяйства;

7)                повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры;

8)                проверить эффективность используемых методов и форм социально-педагогической работы с неполными семьями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов:

В неполных семьях в процессе воспитания, в характере ребенка могут сформироваться устойчивые отрицательные формы поведения. Поэтому воспитывающему родителю, необходимо иметь представление о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить.

Неполная семья - это один из основных социально - демографических типов современной семьи.

Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать – отец – ребенок.

Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Проблема неполной семьи в том, что в не ребенок часто встречается лишь с одной ролью родителя – либо только карающий, либо только поощряющей. Поскольку дети в неполной семье не могут наблюдать отношений между мужчиной и женщиной, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений. В будущем для них более проблематично будет строить собственные отношения.

Изучение индивидуально - психологические особенности подростков в неполных семьях всегда привлекало и привлекает внимание исследователей. Большой вклад в исследование проблемы генезиса неполных семей, вопросов воспитания и развития эмоционально-личностной сферы детей, живущих в таких семьях заключается в следующем допущении: подростки из неполных семей отличаются от подростков из полных семей по следующим индивидуально-психологическим особенностям: подростки проявляют повышенную тревожность, агрессивность, враждебные реакции и тенденции личности, кроме того у них чаще всего неадекватная самооценка.

Экспериментальное исследование было проведено в отделении социальной помощи семье и детям ГБУ Центр социального обслуживания населения «Таяныч» г. Казани. В нем участвовали подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, обслуживающихся в данном центре.

В нашем экспериментальном исследовании была поставлена гипотеза о том, что подростки из неполных семей отличаются от подростков из полных семей по следующим индивидуально-психологическим особенностям: подростки проявляют повышенную тревожность, агрессивность, враждебные реакции и тенденции личности кроме того у них чаще всего неадекватная самооценка. В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась.

Также результаты исследования были представлены на педагогическом совете Центра социального обслуживания населения «Таяныч» г. Казани; заслушаны на научно-практической конференции студентов специальности «Психология» филиала РГСУ в г. Чебоксары «Современные тенденции профессионального развития будущего психолога и педагога» 17 марта 2010 г.; опубликованы в Сборнике научно-исследовательских разработок студентов филиала РГСУ в г. Чебоксары.

После проведения экспериментального исследования, нами была составлена и апробирована коррекционная программа по устранению нарушений во взаимоотношениях родителей и детей в неполных семьях, где особое место в коррекционной работе было уделено формированию круга интересов ребенка раннего юношеского возраста также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени – «времени праздного существования и безделья» за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т. д.

Таким образом, анализирую свою работу можно сказать, что подростковый возраст – это время жизни, когда формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой. В этот период претерпевают изменения отношения с родителями, связи с которыми становятся менее эмоциональными, чем раньше.

Трудность подросткового возраста состоит в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем. Несмотря на внешние и внутренние противоречия свойственные данному возрасту, подросток испытывает потребность в поддержке взрослого. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни.


ЛИТЕРАТУРА


1.     Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2001.

2.     Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов (перевод с англ. А.А.Влеева, Р.А. Валеевой) / А. Адлер. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 448с.

3.     Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 208с.

4.     Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога / Б.Н.Алмазов, Н.Н.Бессонова – М.: Академия, 2006. – 192с.

5.     Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства / Б.Н.Алмазов. – М.: Дата Сквер, 2009. –248с.

6.     Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

7.     Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие / Т.В.Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244с.

8.     Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 2000.

9.     Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: МПА, 1995.

10.  Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И.Божович, Л.М.Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 551с.

11.  Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.

12.  Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. И.В. Дубовина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

13.  Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка / Л.С. Выготский, Л.М. Семенюк / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.

14.  Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2004. -512 с.

15.  Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. – 272с.

16.  Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – 2001. - № 11. – С. 108-118.

17.  Драгунова Т.В. «Кризис» объясняется по разному / Т.В.Драгунова, Л.М. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.

18.  Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Питер, 2003.

19.  Запорожец Л.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / Л.В. Запорожец, Л.М. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.

20.  Зарецкая Н.Ю. Ребенок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход // Семейная психология и семейная психотерапия. –2006. –№1. – С.62-68.

21.  Зиглер Т. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Т.Зиглер, Л.Хьелл. – СПб.: Питер, 2008. – 608с.

22.  Кант И. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1964. - Т. 2.

23.  Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 324с.

24.  Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1997.

25.  Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск: Беларусь, 2008.

26.  Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р.Кочюнас. – М.: Академический проект, 1999. – 240с.

27.  Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 416 с.

28.  Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С.Кратохвил. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 285с.

29.  Кречмер Э. Строение тела и характер / Пер. с нем. – М.: Эксмо, 2003.

30.  Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.

31.  Листратенко Н.П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие ребенка // Социальная педагогика. – 2006. – № 2. – С. 88- 95.

32.  Личко А.Е., Иванова И.П. Патохарактерологические исследования у подростков. – М.: МГУ, 2003.

33.  Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб.: Издательство Союз, 2000. – 312 с.

34.  Наумчик В.Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент / В. Н. Наумчик, М. А. Праздников. – М.: Просвещение, 2005. – 258с.

35.  Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. изд. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы психологии.- 688 с.

36.  Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

37.  Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. – М., 2005. - 360 с.

38.  Общая психология / Состав. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2005.

39. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 248с.

40.  Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И.Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина. – СПб.: Речь, 2006. – 360с.

41.  Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Академия, 2007.

42.  Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н. Посысоева. – М.: МОДЕК Инс-т практической психологии, 2004. – 354с.

43.  Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей. – СПб.: Речь, 2002. – 640с.

44.  Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.:МОДЕК Инс-т практической психологии, 2001. – 352с.

45.  Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агенство,1997. – 526 с.

46.  Райгородский Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2002. – 752с.

47.  Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 255с.

48.  Роббер М.А., Тильман Ф. Психология в школе / Хрестоматия по социальной психологии / сост. Т.В. Кусатова. – М.: Междунар. педагогич. академия, 2003.

49.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998.– 144с.

50.  Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злоткин. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

51.  Семенюк Л.Д. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.Д. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.

52.  Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева., В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 196с.

53. Сержантов В.Ф. Характер как деструктивное поведение. – СПб.: Ривьера, 1993.

54.  Смирнова Е.О. Психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребенком // Семейная психология и семейная психотерапия. – 2006. – № 1. С. 100-109.

55.  Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416с.

56.  Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви) / А.С.Спиваковская. – М.: Педагогика, 1986. – 160с.

57.  Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004. – 704с.

58.  Сысенко В.А. Супружеские конфликты / В.А.Сысенко. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 345с.

59.  Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

60.  Фримен Д. Техники семейной психотерапии / Д.Фримен. – СПб.: Питер, 2001. – 384с.

61.  Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. – 134 с.

62.  Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 345с.

63.  Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б.Шнейдер. –М.: 2000. –512 с.

64.  Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/Пер. с англ. В.Абабкова, В.Гаврилова. – СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2002. – 624 с.

65.  Эльконин Э. Г. Детство и общество / Э.Г.Эльконин. – СПб.: изд. Ленато, 1996. – 300с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты