Неблагоприятно влияет на развитие подростков переоценка или недооценка недостатков его характера. Так, некоторые представители неполных семей склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность подростков их нервностью. Это способствует укреплению у таких детей этих недостатков и появлению чувства вседозволенности. Нередко они прямо заявляют: «Не троньте меня: я нервный!». Плохо и когда не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. В этом случае надо немедленно обращаться к врачу.
Нередко бывает, что сами дети неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость – за правдолюбие и мужество, невежливость – за прямоту, высокомерие – за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые даже, сознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Например, ребенок осознает, что лень позволяет сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчетливость – добиться личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но, прежде всего субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить. Но что мы называем недостатками характера?
Недостатки характера – это устойчивые отрицательные формы поведения человека. Поэтому, прежде чем говорить о недостатках характера подростка, надо убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого поведение подростка надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно и постоянно присуща ребенку, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать на ней его внимание. Лучше, например, говорить ему о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у ребенка веру в возможность искоренения у него этого недостатка.
Необходимо знать, что не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные. В категории привычных недостатков характера выделяют два вида: проявляющихся в его работе и в отношении его к себе и другим людям. Первый вид: леность, пассивность, неорганизованность, отсутствие настойчивости. Второй вид: эгоизм.
Более подробно рассмотрим перечисленные недостатки детей из неполных семей. К первому виду недостатков характера относится леность. Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых. Во-первых, общество построено на труде. Прогресс современных стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства. А это требует воспитания трудолюбия с ранних лет.
Во-вторых, трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека. Недаром труд используется даже как средство лечения.
В-третьих, лишенный трудолюбия ребенок оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни.
В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. Недаром издавна говорят, что праздность – мать всех пороков. Важно знать, что воспитательное воздействие на ленивых детей следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. А в решении этой проблемы им необходима помощь. У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить свою взрослость на уроках в школе.
К данному виду недостатков характера детей из неполных семей относится пассивность. Понятие «пассивный» в словаре С.И. Ожегова раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что основными причинами пассивности ребенка являются пониженная интеллектуальная активность, недостатки физического здоровья, дефекты развития.
Для раскрытия первой причины используется понятие «интеллектуально пассивные дети», оно выражается через следующие психологические особенности:
- недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;
- отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;
- отсутствие познавательного отношения к действительности.
Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость. Также интеллектуальная пассивность детей может быть результатом болезни или переутомления. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы ребенка, лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение ребенка должно серьезно озадачить маму и учителей (воспитателей), заставлять их в первую очередь исключать возможность заболевания. В случае обнаружения болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить. Часто пассивность возникает из-за переутомления ребенка. Нередко бывают виноваты и сами члены неполной семьи, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят серьезные изменения. К тому же подростки часто сами переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности в отношении учебы и многих других видов деятельности. Отметим, что это нередко случается с подростками, прежде бывшими активными и хорошо учившимися.
Пассивное поведение может быть связано как с неправильным отношением к ребенку, так и с некоторыми психологическими особенностями самого ребенка. Например, при слишком большой опеке детей в неполных семьях нередко вырастают безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Пассивность также может возникнуть из-за требования безусловного послушания родителю, в этом случае ребенок не стремиться к самостоятельности, активной деятельности. Необходимо отметить, что причины пассивности ребенка могут быть и внутреннего порядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так, флегматик нередко бывает, инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления такого состояния важно не только его тормошить, внешне побуждать к деятельности, но и помочь ему формировать внутренние мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления.
Такие черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе тоже будут способствовать возникновению и закреплению пассивности у детей. Из всего выше сказанного следует, что ребенок и подросток должны научиться управлять своей активностью, регулировать ее, вырабатывать у себя это психологическое качество. Данное психологическое качество называется организованностью. Понятия «активный ученик» и «организованный ученик» близки друг другу по содержанию, но не совпадают полностью по объему. Организованный ученик активен, но не всякий активный ученик организован, т. е. умеет управлять своей активностью, держать себя в руках. Дети, которые не умеют управлять своей активностью, относятся к неорганизованным детям.
Таким образом, неорганизованными детьми являются дезорганизаторы, мало организованные, частично организованные и заорганизованные дети. Перевоспитание подобных детей начинают с привлечения к несложным видам общественно-организационной деятельности, постепенно ее, усложняя, обучая целесообразным приемам организаторской работы. Мотивом поведения у дезорганизаторов является желание самовыражения и самоутверждения. У подростков к этому добавляется возрастная особенность повышенная критичность мышления, переходящая в критиканство. У старшеклассников дезорганизаторское поведение усиливается явлением юношеского максимализма.
В большинстве случаев, малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивны. Это происходит не только из-за отсутствия у них знаний о навыках организаторской деятельности, но, прежде всего из-за нежелания ограничивать свою свободу какими-либо рамками. Организованность же чаще всего выражается в том, что подросток хорошо организует свою деятельность. Заорганизованность чаще всего бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешне заорганизованный ребенок слепо подчиняется установленному в неполной семье порядку. Он лишен самостоятельности и критичности, в трудных жизненных ситуациях не может проявить инициативу, а ждет указаний.
К внутренне заорганизованным школьникам и взрослым относятся чрезмерно активные и жестко самоорганизованные люди, которые не знают пределов своих физических и умственных возможностей. Заорганизованных и малоорганизованных детей сближает одна характерная особенность: они не знают меру своих возможностей, физических и душевных сил. Первые значительно завышают свои возможности, вторые – занижают. То и другое вредно.
Следующим недостатком характера подростка, воспитывающегося в неполной семье, является отсутствие настойчивости. Настойчивость – необходимая черта характера современного человека. Она выражается в особенности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Таким образом, настойчивость связана с умением осуществлять свои стремления, т. е. с одним из важнейших видов внутренних мотивов. Ненастойчивые дети либо вообще не ставят труднодостижимых или далеких целей, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Существуют следующие основные пути воспитания настойчивости у ребенка: тщательный контроль над выполнением детьми любой работы, небрежное дело не следует принимать, а стоит добиться переделки; в труде и учебе ставить перед подросткам интересные задачи, увлекать положительными примерами. При первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим. Пусть они научатся преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы. Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием таких черт характера, как активность, организованность, упорство, уверенность в себе, сознательность и другие.
Ко второму виду недостатков характера детей относится эгоизм. Какого человека мы можем назвать эгоистом? Эгоист – это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и общества, часто пренебрегающий последними. Жизненная направленность эгоиста – собственное «Я», личное преуспевание (причем нередко за счет других). Основными видами выражения эгоизма являются нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм, групповой эгоизм. Матери (отцу) необходимо не только увидеть и устранить недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств, как альтруизм, товарищество, забота о слабом. Потому что эти качества препятствуют формированию эгоизма во всех его проявлениях.
Существуют в неполных семьях и такие недостатки характера у детей, как недисциплинированность, грубость, лживость, педантичность. В частности, недисциплинированные дети – это дети, которые постоянно привлекают к себе внимание окружающих и доставляют им наибольшее беспокойство. Прежде всего, надо выяснить причины подобного нежелательного поведения. Наиболее распространенной причиной недисциплинированности у детей и, особенно, у подростков является избыток энергии и неумение рационально проявить свою инициативу. Важно сформировать у них интерес к общественно полезной деятельности, разумно направить проявления их активности.
Грубые дети – одни из тех, кто часто вызывают конфликтную ситуацию или попадают в нее. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности подростка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т. д.). В этих случаях грубость подростка устраняет уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности, разумная организация его активности. Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется исправлением взрослыми своей ошибки. Подросток может проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим труда и отдыха.
Лживость детей вызвана разными причинами: боязнью наказания, стремлением, во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих. Следует сообщить ребенку, что лживость – презренное качество человека, отягощающее дурной поступок. Но при этом надо избегать таких средств наказания, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.
Педантичные дети - чрезвычайно добросовестны. Они стараются делать все очень тщательно, аккуратно и точно. Чувство излишне повышенной ответственности, стремление выполнить все поручения предельно правильно нередко вызывают у этих людей неуверенность в себе. Особенности личности педантов в неблагоприятных для них условиях могут приводить к трудностям в общении. Для ликвидации подобного состояния надо приучать педантов к дисциплине, воспитать у них силу воли, позволяющую не погружаться бесконечно в свои сомнения, а переходить своевременно к следующим действиям или мыслям.
На наш взгляд, важно затронуть психологические особенности личности детей развода, так как этой категории детей становиться все больше. Большинство характеристик детей, переживающих развод, свидетельствуют о негативном характере его последствий на личность ребенка. Психологи отмечают высокий уровень тревожности, дети тревожатся по причине финансовых трудностей, по поводу здоровья родных. Обостренное беспокойство о здоровье близких объясняется их опасениями потерять единственного родителя. Это тревожное чувство формируется у них на первом этапе распада семьи и сопровождает их до обретения полной социальной и материальной самостоятельности. Вторая группа причин тревожности связанна с их личными проблемами. Детские страхи выявляются через переживания разногласий с родителями, а также через трудности усвоения школьной программы.
Особое внимание обращается на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием мужского эталона (если мальчик остался с матерью) идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую любовь, терпимость и теплоту с отцовской функцией, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. Эмоциональное состояние мальчиков более низкое, чем девочек и связанно с ощущением личностной изоляции. Мальчики чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении. У детей из неполных семей уход родителей связан с представлениями о предательстве, отсутствием любви и собственной значимости.
Таким образом, роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки.
Итак, подытоживая, проведенное теоретическое исследование индивидуально-психологических особенностей подростков из неполных семей хочется отметить, что существуют различные, зачастую противоречивые точки зрения о том, каким образом может повлиять воспитание детей без отца на формирование их личности. Почти все авторы сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.
Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:
1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных.
2. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек.
3. Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола.
4. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.
5. Наблюдается формирование низкого уровня социальной активности ребенка, т.е. инфантилизм.
6. Помимо общих психологических особенностей ребенка в подростковом возрасте, существует и индивидуально-психологический тип личности.
Кроме того, в теоретической части мы рассмотрели типы и источники формирования неполных семей.
Можно сделать вывод о том, что в неполных семьях в процессе воспитания, в характере ребенка могут сформироваться устойчивые отрицательные формы поведения. Поэтому воспитывающему родителю, необходимо иметь представление о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация и методы экспериментального исследования
Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей подростков в полных и неполных семьях. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи:
1) подбор методик для изучения индивидуально-психологических особенностей личности подростков;
2) диагностическое исследование и анализ индивидуально-психологических особенностей подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях;
3) составление и апробирование коррекционной программы.
Исследование было проведено на базе ГАУСО «Центр социального обслуживания населения «Таяныч» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе «город Казань».
Всего в исследовании участвовало 20 детей в возрасте 11-13 лет из неполных семей и 20 детей в возрасте 11-13 лет из полных семей.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Первый этап исследования - формирование выборки - производилось с помощью изучения личных дел учащихся, бесед с социальными педагогами.