- суеверно-мистическая настроенность — парадоксальное сочетание чрезмерного рационализма и веры в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д.
Таким образом, специфика организационной деятельности в разной степени определяет отношение к деньгам. Так, люди, работающие в государственных учреждениях, с денежным доходом, зависящим только от зарплаты, относятся к деньгам не так, как сотрудники коммерческих частных фирм, чей заработок часто зависит только от них самих. В первой группе, в отличие от второй, слабо представлена поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности.
Выводы по теоретической главе
1. Экономическое сознание – частная форма индивидуально или группового сознания, которая заключается в разных формах знания субъекта о различных экономических объектах и его отношение к этому знанию. Под экономическим сознанием понимаются социальные представления, установки, отношения, мнения личности или социальной группы о различных экономических объектах и явлениях (Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б.).
2. Субъективное благополучие личности представляет собой интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе и несущее в себе активное начало. Оно содержит все три компонента, психического явления, - когнитивный, эмоциональный, поведенческий, и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения. Феномен субъективного благополучия в первую очередь связан с субъективным отношением личности к возможности их удовлетворения, событиям жизни и самому себе, его стремлениями, представленными в самосознании. К возможным основаниям экономического благополучия относят удовлетворение трудом и доходом, удовлетворение потреблением и гражданское удовлетворении (системой, экономической политикой).
3. Деньги, являясь атрибутом и предметом экономики как социальной сферы, встроены также в индивидуальную систему ценностей отдельной личности. Под отношением к деньгам мы понимаем осознанное и субъективно-избирательное представление о деньгах, проявляющееся в денежном поведении. Как экономико-психологический феномен, оно представлено познавательным, эмоциональным и мотивационно-волевыми компонентами, сопровождает социальный обмен и способно выполнять компенсаторно-терапевтическую функцию.
4. В России социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения. Современные российские особенности отношения к деньгам в значительной степени сформированы нынешним экономическим положением, а также менталитетом.
5. Исследований, посвященных сравнительному анализу отношения к деньгам у представителей государственных и коммерческих организаций не так много. В целом, можно отметить, что для государственных служащих определяющим является именно высокая заработная плата (чем выше занимаемая должность, тем более высокая значимость заработной платы), а анализ их поведения свидетельствует о преобладании рутинного и показного поведения. Отношение к деньгам у государственных служащих определяется следующими факторами: преобладанием либо ресурсосберегающих потребностей и мотивов, либо ориентацией на максимальный результат, на приращение ресурсов. В свою очередь, у представителей бизнес-структур на первое место выступает возможность самореализоваться. Прямое влияние на отношение к деньгам оказывают следующие психологические особенности, определяемые спецификой деятельности коммерческих предприятий: рационалистичность, недоверчивость, автономизация, агрессивность, авторитарность, амбициозность, некритичность и т. д.
личность отношение компонент благополучие деньги
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1 Процедура исследования
Обоснование программы
Как уже отмечалось, экономико-психологические характеристики личности являются основой для формирования этического и нравственного отношения к деньгам, а так же частично определяют особенности эмоционального компонента субъективного благополучия личности, качество ее переживаний в диапазоне от уверенности в себе до раздражительности и ощущения одиночества. Таким образом, для реализации поставленной цели, на наш взгляд, наиболее рационально использовать стандартизированную программу исследования экономико-психологических характеристик личности, программу исследования отношения личности к деньгам, а также шкалу субъективного благополучия.
Цель работы: выявление особенностей и проведение сравнительного анализа экономико-психологических характеристик личности, отношения к деньгам и субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Исследовать экономико-психологические характеристики у сотрудников государственной и коммерческой организаций;
2. Исследовать и описать особенности отношения к деньгам у сотрудников государственной и коммерческой организаций;
3. Провести диагностику эмоционального компонента субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций;
4. Выявить особенности взаимосвязи экономико-психологических характеристик личности, эмоционального компонента субъективного благополучия и отношения к деньгам сотрудников государственной и коммерческой организаций.
Предмет: экономико-психологические характеристики личности, эмоциональный компонент субъективного благополучия и особенности отношения к деньгам.
Объект: сотрудники государственной и коммерческой организаций, общая выборка составила 53 человека, в том числе 26 сотрудников государственного предприятия, 27 – сотрудники ОАО.
Общая гипотеза:
Сотрудники государственной и коммерческой организаций различаются по экономико-психологическим особенностям отношения к деньгам, а так же по уровню субъективного благополучия.
Частные гипотезы:
1. У сотрудников коммерческой организации в большей степени преобладают установки на удовлетворение экономических потребностей, деловую активность, желание быть собственником, по отношению к деньгам, экономическому риску, чем у сотрудников государственной;
2. Сотрудники коммерческой организации имеют более прагматичное отношение к понятию «деньги», чем сотрудники госпредприятия.
3. Показатели субъективного благополучия ниже у сотрудников коммерческой организации;
4. Чем выше уровень экономико-психологических характеристик, тем показатели субъективного благополучия ниже;
5. Отношение к деньгам связано с экономико-психологическими характеристиками и субъективным благополучием.
Методы обработки данных:
Частотный и описательный анализ данных, таблицы сопряженности (χ2), непараметрические критерии: для сравнения двух независимых выборок Манна-Уитни, ранговый коэффициент корреляции Спирмена, факторный анализ, качественный анализ данных (контент-анализ). При обработке результатов использовался статистический пакет SPSS ver.18.
Методы сбора данных:
1. Стандартизированная программа исследования экономико-психологических характеристик личности А.Л. Журавлева и Н.А. Журавлевой.
Данная программа позволяет выявить экономико-психологические характеристики личности. Под экономико-психологическими характеристиками личности понимается система мировоззренческих и психологических качеств, влияющих на особенности экономического поведения потребителя и его адаптации к экономическим условиям жизни (значимость денег, деловая активность, желание быть собственником, оптимальный уровень экономического риска, отношение к социально-экономическим условиям жизнедеятельности в стране и городе, представления о модальности роли денег (целях их использования), отношение к богатству и бедности) [22].
2. Программа исследования отношения личности к деньгам Е.И. Горбачевой и А.Б. Купрейченко [8].
Данная программа позволяет выявить представления о деньгах, а также связанные с понятием «деньги» ассоциации. По мнению Е.И. Горбачевой, А.Б. Купрейченко, представления о деньгах связаны с этическими категориями, а также с нравственно – противоречивым отношением к деньгам (деньги как показатель добра/зла).
3. «Шкала субъективного благополучия» (шкала СБ) Perrudet –Badoux, Mendelssohn и Chiche. Автор русскоязычной адаптации В.М.Соколова
Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами. Измеряет эмоциональный компонент субъективного благополучия. В методике содержится социально-психологический аспект «значимость социального окружения».
Методика оценивает качество эмоциональных переживаний субъекта в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества. Выделяют 4 уровня: 1- полное эмоциональное благополучие испытуемого; 2 – умеренный эмоциональный комфорт: испытуемый не испытывает серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверен в себе, активен, успешно взаимодействует с окружающими, адекватно управляет своим поведением; 3 - низкая выраженность качества: лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя; 4 - значительно выраженном эмоциональном дискомфорте. У лиц с такими оценками возможно наличие комплекса неполноценности, они, скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенны, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.
2.2 Анализ и интерпретация исследования экономико-психологических особенностей отношения к деньгам и субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций
2.2.1 Описание результатов исследования экономико-психологических характеристик сотрудников государственной и коммерческой организаций
На основе результатов проведенного исследования экономико-психологических характеристик личности можно выделить следующее. Всего нами было опрошено 25 мужчин и 28 женщин, в возрасте от 18 до 55 лет, 42 респондента имеют высшее образование, 23 женаты/замужем, 25 человек имеют детей, 28 человек из опрошенных имеют собственный доход, живут самостоятельно, 14 – обеспечивают себя самостоятельно, но принимают помощь от родителей, 11 респондентов находятся на иждивении у родителей (приложение 4).
При описании своих представлений о богатстве наиболее часто выделялись такие показатели как «возможность не думать о завтрашнем дне» (75,5%), «возможность помогать близким» (34 %), «наличие прибыльного дела» (28,3%), «возможность путешествовать» (26,4%) и «возможность жить там, где захочешь» (22,6%) (рис.1).
Рис. 1. Наиболее часто встречающиеся представления о богатстве (%)
Представления о бедности характеризуют следующие особенности. Как видно на рисунке 2, прежде всего бедность определяется респондентами как отсутствие средств, жизнь в долгах, неопределенность в завтрашнем дне, отсутствие возможности жить как хочется, а также отсутствие нормальных жилищных условий.
Рис. 2. Представления о бедности
Оценка респондентами значимости денег достаточно высока. При 7-балльной шкале ответы распределились следующим образом (рис.3).
Рис 3. Значимость денег для респондентов
В целом, для всех опрошенных респондентов деньги являются достаточно значимыми. При этом сила желания иметь деньги так же велика.
При описании желаемого дохода респонденты не стеснялись в указании сумм, которые варьировали от 30 тысяч до 20 миллионов рублей.
Оценивая свою удовлетворенность собственными доходами, респонденты отмечали низкий и средний уровень удовлетворенности (среднее значение 2,04) Необходимо отметить, что не один респондент не оказался полностью удовлетворенным своим материальным положением.
Респонденты оценивали свои возможности по 7-балльной шкале в повышении личных материальных доходов и доходов семьи следующим образом (рис 4).
Рис. 4. Оценка возможностей в повышении личных материальных доходов респондентов.
Из рисунка 4 видно, что большинство респондентов низко оценивают собственные возможности как в повышении собственных доходов, так и в повышении доходов семьи, что вероятнее всего связано с отсутствием перспектив и целей. Кроме того, по-разному оцениваются одними и теми же респондентами возможности в повышении собственных доходов и доходов семьи. Такие показатели так же объясняются еще и тем, что основным доходом выступает заработная плата (92,5%), которой большинство респондентов не удовлетворены.
Среди опрошенных наблюдается также и сниженный уровень деловой активности (рис. 5).
Рис. 5. Уровень деловой активности респондентов в настоящее время
При этом, большинство респондентов собираются повышать свой уровень доходов исключительно сменой места работы (35,8%), а 20,8% респондентов совсем не собираются этого делать (табл. 2).
|
Частота |
Процент |
не собираюсь повышать |
11 |
20,8 |
новая работа |
19 |
35,8 |
расширение собственного бизнеса |
7 |
13,2 |
дополнительная работа |
6 |
11,3 |
вклад денег в банк |
5 |
9,4 |
помощь др. людей |
3 |
5,7 |
Табл 2. Способы повышения уровня своих доходов
Интересны полученные результаты по оценке ценностей для жизни и решения жизненных проблем. Необходимо было выбрать и проранжировать семь наиболее важных ценностей для жизни и решения жизненных проблем респондентов. Так, при оценке ценностей для жизни, наиболее четко были определены ценности первого, второго и третьего места. Ценности, определяемые в четвертую очередь имеют большой разброс и встречаются по одному разу, поэтому мы анализируем ценности, проранжированные первым, вторым и третьим местом.
Рис. 6. Наиболее важные ценности для жизни (имеющие 1, 2 и 3-й ранг)
Как видно из рисунка 6 наиболее важными ценностями для респондентов являются «здоровье», «свобода», «семья», «друзья», «работа» и «мудрость». Выделенные ценности определяют представления респондентов о качестве жизни и его повышении.
Ценности же для решения жизненных проблем не были выделены так равнозначно и имеют большой разброс в определении приоритетности. На таблице 3 отражены особенности ранжирования ценностей для решения проблем.
|
1 ранг |
2 ранг |
3 ранг |
|||
|
Частота |
Процент |
Частота |
Процент |
Частота |
Процент |
честность |
5 |
9,4 |
1 |
1,9 |
4 |
7,5 |
непримиримость к недостаткам |
1 |
1,9 |
1 |
1,9 |
3 |
5,7 |
воспитанность |
1 |
3,3 |
2 |
3,8 |
|
|
терпимость |
5 |
9,4 |
2 |
3,8 |
3 |
10,0 |
широта взглядов |
5 |
9,4 |
7 |
13,2 |
4 |
7,5 |
образованность |
1 |
1,9 |
2 |
3,8 |
|
|
ответственность |
6 |
11,3 |
2 |
3,8 |
9 |
17 |
исполнительность |
4 |
7,5 |
4 |
7,5 |
2 |
3,8 |
независимость |
4 |
7,5 |
5 |
9,4 |
4 |
7,5 |
предприимчивость |
4 |
7,5 |
7 |
13,2 |
3 |
5,7 |
твердая воля |
8 |
15,1 |
4 |
7,5 |
7 |
13,2 |
самоконтроль |
3 |
5,7 |
4 |
7,5 |
4 |
7,5 |
жизнерадостность |
2 |
3,8 |
8 |
15,1 |
7 |
13,2 |
рационализм |
2 |
3,8 |
2 |
3,8 |
2 |
3,8 |
богатство |
1 |
1,9 |
|
|
|
|
собственность |
2 |
3,8 |
|
|
|
|
чуткость |
|
|
2 |
3,8 |
|
|
эффективность в делах |
|
|
|
|
2 |
3,8 |
смелость в отстаивании взглядов |
|
|
|
|
2 |
3,8 |