Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

2.1.1 Тест «Кинетический рисунок семьи»

Умственно отсталым детям не всегда доступен сложный анализ семейных отношений и осознание собственного места в структуре семьи. Графические методы для данной категории детей вполне доступны.

«Кинетический рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений.

Графический тест «Кинетический рисунок семьи» удобен в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребёнком.

Интерпретация делится на три части:

·                   Анализ структуры рисунка;

·                   Анализ особенностей графических презентаций членов семьи;

·                   Анализ процесса рисования.

Материал: лист А-4, простой карандаш, ластик

Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем-то заняты».


2.1.2 Тест «Семейная социограмма»

Материал: бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм

Инструкция: «Нарисуй членов своей семьи в виде кружочков».

Интерпретация: для интерпретации теста используются следующие критерии оценки:

1.                 Число членов семьи, не попавших в площадь реальной семьи.

2.                 Наличие в круге реальной семьи самого автора.

3.                 Величина кружков, обозначающих членов семьи и самого автора.

4.                 Наличие в круге кружка персонажа, который к реальной семье официально не принадлежит.

5.                 Расположение кружков относительно друг друга.


2.1.3 Методика Рене Жиля

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также тестовых заданий. Её направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребёнка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Помимо качественно оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Отношение к определённому лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Шкалы:

1.                 Отношение к матери.

2.                 Отношение к отцу.

3.                 Отношение к матери и отцу как к родительской чете.

4.                 Отношение к братьям и сёстрам.

5.                 Отношение к бабушке и дедушке.

6.                 Отношение к другу (подруге).

7.                 Отношение к учителю (авторитетному взрослому).

8.                 Любознательность.

9.                 Доминантность.

10.            Общительность.

11.            Закрытость, отгороженность.

12.            Социальная адекватность поведения.

Методика Рене Жиля не требует дополнительной модификации для детей с умственной отсталостью, нет необходимости в корректировке инструкции и изменения хода выполнения заданий. И.Н.Гильшева и Н.Д.Игнатьева подчёркивают, что тест Рене Жиля может быть использован для диагностики детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.


2.1.4 Методика «Лесенка для детей» (В.П. Ткачёва)

Материал: бланк с изображением лесенки.

Инструкция: «На верхней ступеньке лесенки находишься ты сам. Расположи на лесенке своих членов семьи и близких людей».

Интерпретация: при оценке результатов обращается внимание на то, каких членов семьи ребёнок разместил подле себя. Если он кого-то разместил на последние ступеньки, то это свидетельствует о неоднозначном негативном отношении ребёнка к этому члену семьи.



2.1.5«Тест-опросник родительского отношения – ОРО» (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Материал: опросник (см.Приложение № 1 )

Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются вопросы, на которые вы должны ответить «верно» или «неверно»».

Обработка:

Ключ:

1)принятие и отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37,38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

2) кооперация: 6, 9, 21, 25,31, 33,34,35,36.

3) симбиоз: 1,5,7, 28, 32, 41, 58.

4)авторитарная гиперсоциализация: 2,19, 30, 48, 50, 57, 59.

5) маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 23,28, 54, 61.


2.2 Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленно на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью


Цель: составление коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию детско-родительского отношения у подростков с умственной отсталостью.

Предмет: изучение детско-родительских у подростков с умственной отсталостью.

Объект: детско-родительские отношения в семьях, имеющих умственно отсталых подростков.

Цель программы: оптимизация детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.

Продолжительность: программа рассчитана на 10 занятий по 2 часа каждое

Форма занятий: групповые

Задачи:

1.   Развить отношение партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком.

2.   Улучшить понимание родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития.

3.   Развить способности к эмпатии, к пониманию переживаний друг друга.

4.   Выработать навыки адекватного и равноправного общения.

5.   Укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях.

6.   Сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру.


Тема занятия

Цель занятия

Содержание

Оборудование

 1

«Знакомство»

Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы, формирование чувства близости между родителями и детьми.

1.Начало занятия.

«Знакомство»

«Связующая нить»

2.Работа по теме занятия:

1) «Какая рука у соседа»

2) «Знакомство»

3) «Молекулы»

3.Работа со сказкой:

1)Сказка «Баржа»

2)Презентация

4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

«Игра без правил»

5.Домашнее задание

6.Рефлексия

7.Ритуал прощания

1) «Колокол»

Клубок, мяч,

 2

«Мир детский и мир взрослый»

Осознание разницы между «миром» ребёнка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаний, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребёнка исходя из позиции самого ребёнка,

1.Начало занятия:

«Связующая нить»

2.Работа по теме:

1)«Подари улыбку»

2) «Цветок»

3) «Зеркало»

4) «Клеевой дождик»

3. Работа со сказкой (см.занятие 1)

4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1)»Игра без правил»

2) «Да-нет»

5.Домашнее задание.

6.Рефлексия

7.Ритуал прощания


Клубок, мяч

 3

«Все мы чем-то похожи»

Развитие взаимодействия между членами группы, умения чувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств; налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Имя»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1)танец на сплочение группы

2) «тень»

3) «Белые медведи»

4) «Упрямый»

4. Работа со сказкой (см.занятие 1)

4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «машины»

5.Домашнее задание

6.Рефлексия

7.Ритуал прощания

Клубок, мяч

 4

«Почувствуй себя любимым»

Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Ласковое имя»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Аплодисменты по кругу»

2) «Паровозик»

3) «Мы тебя любим»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1)«Налаживание взаимоотношений»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч

 5

«Путь доверия»

Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу; установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Передай сигнал»

3)танец «Цветок»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Слепой и поводырь»

2) «Разведчики»

3)«Кошки-мышки»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Ёжик»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч

 6

«Агрессия и гнев»

Развитие умения честно и открыто высказывать свои чувства обеим сторонам (родители и дети); работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Представь себя…»

3) танец «Святой Георгий»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Толкалки»

2) «Дракон кусает свой хвост»

3) «Ворвись в круг»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Только вместе!»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч

 7

«Душевная погода»

Развитие эмоционального и физического контакта между родителями и детьми; раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе; повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Передай по кругу»

3) «Слепой танец»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Пятнашки»

2) «Кораблик»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Живые руки»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч, небольшая гиря, альбомные листы по количеству человек, кубики, небольшое одеяло.

 8

«Жизнь Земли»

Развитие между родителями и детьми навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков вербального общения, эмоциональной экспрессии.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Доброе животное»

3)Танец «Противоположности»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Найди свою пару»

2) «Белые медведи»

3) «Играем в животное»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Сиамские близнецы»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч, карточки с названиями животных; перевязочный бинт, бумага, мелки по количеству пар.

 9

«Сделай себя счастливей»

Развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, умения отстаивать свои права, высказывать своё мнение, приобретение навыков равноправного общения, сознание чувства полноты жизни, ощущения счастья.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Комплимент»

3) танец «Распускающийся бутон»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Театр»

2) «Путаница»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Скульптор и глина»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч, 2 альбомных листа, 2 маркера

 10

«Все вместе!»

Подведение итогов

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Рисунок-подарок»

2) «Общий рисунок»

4.Чаепитие

5. Ритуал прощания.

Клубок, мяч, цветные карандаши, альбомные листы по количеству участников

(содержание упражнения см.приложение №2)

Предложенные упражнения в содержание коррекционно-равзивающей программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью, охватывают основные формы контакта: зрительный, тактильный, слуховой, кинестетический. Это даёт возможность клиента достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия.

В результате предложенных упражнений родитель и ребёнок постепенно начинают общаться на одном языке, понимать мысли, чувства и другие действия партнёра. Всё это гармонизирует отношения в семье, повышает самооценку подростка. Подросток с верой в себя, в свои возможности может достичь многого. Он становится более уравновешенным, доброжелательным, легче находит контакт с людьми. В школе это помогает подростку не только увереннее держаться на уроках, но и адекватно воспринимать учителя, его замечания.

Данные упражнения можно использовать в контексте решения других задач, чередуя их с другими видами коррекционной или консультативной работы. В любом случае, гармонизация отношений поможет членам семьи быстрее достичь желаемого результата.


ГЛАВА 3 Результаты и анализ результатов, полученных в ходе изучения детско-родительских отношений подростков с умственной отсталостью

3.1           Данные и результаты оценки внутрисемейных взаимоотношений, полученные с помощью теста «Кинетический рисунок семьи»


Таня

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно личность. Сильно варьирующий нажим карандаша свидетельствует об эмоциональной лабильности. Отсутствие рук у автора рисунка указывает на нарушения общения.

Семья изображена не в полном составе. Девочка изобразила только себя и бабушка. А в реальной семье проживает ещё и дедушка. Отсутствие данного члена семьи на рисунке может свидетельствовать о наличии конфликта между испытуемой и дедушкой, отсутствии эмоциональной связи между ними. Первой Таня изобразила бабушку, что указывает на большую значимость данного члена семьи для испытуемой. На рисунке между бабушкой и испытуемой изображена кухонная плита, что указывает на наличие конфликта между ними. Стирание и перерисовывание рук бабушки во время рисования также свидетельствует о напряжённом, конфликтном отношении к этому члену семьи. Большое количество мебели (плита, диван, стул) свидетельствуют о недостаточном эмоциональном общении в семье.

Света

Расположение рисунка в верхней части листа свидетельствует о повышенной самооценке. Семья изображена в полном составе – испытуемая, папа, мама, сестра, бабушка. Особо мелкое изображение сестры, сдвинутой на задний план, говорит о конкурентных отношениях между испытуемой и сестрой. При ответе на вопрос: «Кто чем занимается?» испытуемая сказала: «Я с папой и мамой, а сестра гуляет». Тем самым ещё раз доказывая подсознательное желание «вытеснить сестру» из семьи. Крупное изображение бабушки может говорить о её большой значимости в семье. Самым первым испытуемая изобразила папу и рядом с собой, что указывает на сильную эмоциональную связь между этими членами семьи. Отсутствие рта у матери может свидетельствовать о негативном отношении к ней испытуемой.

Кристина

Уменьшенный размер рисунка, расположенного в нижней части листа, указывает на низкую самооценку испытуемой. Семья изображена не в полном составе. В реальной семье, помимо испытуемой и бабушки, проживает дедушка. Но испытуемая его не изобразила, что свидетельствует о наличии конфликта между этими членами семьи, низкой эмоциональной связи. Бабушку испытуемая изобразила первой, что указывает на её значимость для испытуемой. Фигура и испытуемой и бабушки находятся близко друг к другу, что говорит о тесном эмоциональном контакте между ними.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты