Изучение жизненных перспектив в период взрослости

Таблица 2.6

Ценности

25-30 лет

30-45 лет

45-55 лет

55-60 лет

 

Приятное времяпрепровождение, отдых

4,5

4,5

4

4,5

 

Высокое материальное благосостояние

4,5

5

4,5

3

Поиск и наслаждение прекрасным

5

4,5

3,5

2,5

Помощь и милосердие к другим людям

3,5

3,5

4,5

5

Любовь

5

4,5

4

2,5

Познание нового в мире, природе, человеке

4,5

4

3,5

3

 

Высокий социальный статус и управление людьми

3

3,5

5

3,5

 

Признание и уважение людей и влияние на окружающих

3,5

4

4,5

5

 

Соц.активность для достиж-я позитив. измен-ий в обществе

3

4,5

4

3

 

Общение

4

5

4,5

3,5

 

Здоровье

3,5

4,5

3,5

3

 


С данными показателями лучше ознакомиться на графике (рис 2.6).


Рисунок 2.6

В раннем взрослом возрасте наибольшую выраженность имеют ценности любви и поиска и наслаждения прекрасным. Данные ценности с годами человек реализует всё в меньшей степени и показывают самое меньшее значение из всего ряда шкал в 55-60 лет. Материальное благосостояние реализуется в большей степени в период средней взрослости, но и в период ранней и поздней взрослости реализация данной ценности остается высокой. Приятное времяпрепровождение на протяжении всего периода взрослости остается практически неизменным, однако, в 45-55 лет данный показатель снижен. Также с возрастом у человека пропадает интерес к познанию нового. Познание нового имеет прямую тенденцию к спаду. Большая реализация в общении происходит в период средней и поздней взрослости, меньшая – в предпенсионном возрасте. Своим здоровьем человек занимается больше в 30-45 лет, в дальнейшем эта ценность реализуется всё меньше, возможно, из-за снижения физических сил или человек просто начинает смиряться с состоянием своего организма.

Теперь выявим влияние фактора возраста на уровень мотивации взрослых людей, что определяется нами по методике В.Э. Мильмана "Диагностика мотивационной структуры личности". Сформулируем статистические гипотезы.

Н0: различия в уровне мотивации между возрастными группами являются не более выраженными, чем случайные различия внутри группы.

Н1: различия в уровне мотивации между возрастными группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри группы.

Полученные в результате проведения методики данные представим в таблице 2.7.


Таблица 2.7

№ испытуемого

25-30 лет

30-45 лет

45-55 лет

55-60 лет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

47

50

48

55

49

52

47

44

49

56

52

43

51

51

49

48

53

49

45

50

59

58

49

57

63

58

60

59

56

64

58

60

64

58

49

59

61

62

58

62

54

53

61

52

51

53

54

55

60

52

53

52

49

55

53

50

54

48

52

51

42

43

41

39

40

42

51

41

40

38

45

38

43

44

42

41

44

50

44

52

988

1174

1062

860

хср

49,4

58,7

53,1

43

98,8

117,4

106,2

86

хср

4,94

5,87

5,31

4,3

∑хi

408,4


С помощью метода однофакторного дисперсионного анализа (приложение 3) было выявлено, что Fэмп (66,8) > Fкр(4,04 р≤0,01) → Н0 отвергается, Н1 принимается.

Вывод: различия в уровне мотивации между возрастными группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри группы. Это означает, что уровень мотивации во многом определяется возрастным фактором.

Для наглядности эмпирические данные отметим на графике (рис.2.7).


Рисунок 2.7


Из данного графика видно, что уровень мотивации на протяжении всего периода взрослости претерпевает определенные изменения. Занимая третью позицию в возрасте 25-30 лет, уровень реализации ценностей возрастает до максимального значения к 30-45 годам, после чего намечается его спад до минимума в возрасте 55-60 лет.

Далее рассмотрим показатели по каждой шкале. Как мы говорили выше данная методика позволяет составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности. Общежитейская направленность складывается из шкал: жизнеобеспечение, комфорт и общение. Рабочая направленность из шкал: общая активность, социальная полезность и творческая активность.

Полученные результаты представлены в таблице 2.8.


Таблица 2.8

Шкалы

25-30 лет

30-45 лет

45-55 лет

55-60 лет

Жизнеобеспечение

12,67

17,2

18,53

13,73

Комфорт

12,53

16,27

17,4

18,4

Общение

21,13

21,47

18

14,5

Общежитейская направленность

46,33

54,94

53,93

46,63

Общая активность

20,2

20,47

17,53

9,07

Творч. активность

18,53

21

15,4

12,2

Соц. полезность

13,73

20,93

19,33

18

Рабочая направленность

52,46

62,4

52,26

39,27


Для наглядности данные по общежитейской и рабочей направленности представим графически (рис.2.8).


Рисунок 2.8


Из графика видно, что в разные периоды взрослого возраста человек руководствуется разными мотивами. В периоды ранней (25-30 лет) и средней взрослости (30-45 лет) ведущей является рабочая направленность. Достигнув пика в 30-45 лет, она начинает идти на убыль, заняв минимальную позицию в возрасте 55-60 лет. Это отражает то, как человек в ранней взрослости начинает осваивать на работе свою профессиональную роль, а в средней взрослости совершенствуется в ней. В поздней взрослости и в предпенсионном возрасте человек, скорее всего, также высококвалифицированно выполняет свою работу, но для этого ему не требуется сильная мотивация, работа перестает быть ведущей деятельностью. Общежитейская направленность с возрастом изменяется в меньшей степени, с 25-30 лет, где имеется самый низкий показатель, она возрастает к периоду средней взрослости и практически не изменяется до поздней взрослости, после чего наблюдается спад. Несмотря на убывающую тенденцию общежитейская направленность в период от 45-55 до 60 лет играет в жизни человека большую роль, чем деловая. В общем, динамика двух видов мотивации совпадает: с 25 лет наблюдается рост, достигая пика в 30-45 лет, а затем убывает.

Теперь рассмотрим подробнее динамику мотивов внутри каждой из направленностей личности. Данные по шкалам общежитейской направленности отображены на графике (рис 2.9).


Рисунок 2.9


Общежитейская направленность представлена стремлением к жизнеобеспечению, к комфорту и общению. Стремление к жизнеобеспечению растет от периода ранней взрослости вплоть до поздней взрослости, а к допенсионному возрасту снижается. Возможно, это связано с тем, что в раннем взрослом возрасте у человека еще не полностью сформировалась ответственность перед своим будущим, а достигнув средней взрослости, он отходит от романтического взгляда на жизнь и важным становится практичная ее сторона. В 45-55 лет человек всецело осознает приближение старости и необходимость обеспечить себя в будущем. Здесь стремление к жизнеобеспечению особо значимо. А к 55-60 годам эта мотивация ослабевает, возможно, это связано со снижением активности, физических сил. Стремление к комфорту с годами только усиливается, чем человек старше, тем он становится менее рискованным, он старается окружить себя удобствами. Данный мотив становится ведущим в 55-60 лет. Стремление к общению занимает ведущую позицию в мотивационной структуре людей ранней и средней взрослости, а в последующие годы ее роль только снижается. Скорее всего, в первые периоды взрослого возраста для человека важно обзавестись широким кругом социальных связей, а в последующие периоды он становится более избирательным в общении, довольствуясь ближайшим окружением.

С данными по шкалам рабочей направленности также ознакомимся с помощью графика (рис. 2.10).


Рисунок 2.10


Внутри рабочей направленности наблюдается следующая картина. Общая и творческая активность и социальная полезность от возраста 25-30 лет возрастают до максимума в период 30-45 лет, а затем только снижаются. Общая и творческая активность достигают своего минимального значения в предпенсионном возрасте. Это объясняется снижением физических и умственных функций к 55-60 годам. Самый низкий показатель по социальной полезности приходится на период ранней взрослости, достигая пика в 30-45 лет, в дальнейшем данная мотивация снижается, но незначительно. Возможно, в 25-30 лет человек действует, прежде всего, в своих личных интересах, с возрастом у него накапливается опыт, и он им делится. Социальная активность с периода поздней взрослости несколько снижается, хотя остается высокой, это отражает стремление человека, как говорится "пожить для себя".

Итак, на основе проведенной методики можно сделать вывод, что наиболее продуктивным является период средней взрослости, как в деловой, так и в общежитейской направленности. В общежитейской направленности нельзя не отметить роль периода поздней взрослости. Печально наблюдать снижение мотивации в самом последнем периоде взрослости – предпенсионном возрасте.

Последним этапом является определение влияния фактора возраста на уровень самоактуализации взрослого человека. Это мы исследовали с помощью методики диагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина. Сформулируем статистические гипотезы.

Н0: различия в уровне самоактуализации между возрастными группами являются не более выраженными, чем случайные различия внутри группы.

Н1: различия в уровне самоактуализации между возрастными группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри группы.

Полученные результаты занесем в таблицу 2.9.


Таблица 2.9

№ испытуемого

25-30 лет

30-45 лет

45-55 лет

55-60 лет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

73

71

74

76

76

75

72

78

81

73

74

70

80

75

72

78

74

71

74

73

83

77

79

80

82

81

81

82

79

80

76

83

81

84

80

77

78

79

80

78

72

68

71

74

81

72

69

76

68

78

73

69

75

73

70

71

70

72

77

71

71

68

67

76

70

80

65

70

75

69

75

68

72

70

69

73

67

71

64

70

1490

1600

1450

1410

хср

74,5

80

72,5

70,5

149

160

145

141

хср

7,45

8

7,25

7,05

∑хi

595


Проведя статистический анализ (приложение 4) мы получили, что Fэмп (11,17) > Fкр(4,04 р≤0,01) → Н0 отвергается, Н1 принимается.

Вывод: различия в уровне самоактуализации между возрастными группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри группы. Значит, возраст во многом предопределяет уровень самоактуализации.

На графике проследим динамику стремления к самоактуализации в разные периоды взрослого возраста (рис. 2.11).


Рисунок 2.11


Из данного графика видно, что на протяжении периода взрослости стремление к самоактуализации колеблется. С периода ранней взрослости оно возрастает до максимума в период средней взрослости, а затем резко падает, придя к самому низкому показателю в возрасте 55-60 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты