Изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии

Результаты тестирования (по Опроснику самоотношения – Столина В.В.) показали высокий уровень Глобального самоотношения (шкала S) – средние значение = 93,75. Также повысились показатели самоинтереса (шкала IV) – среднее значение = 83,58 – данная шкала показывает функциональную позицию (уровень внутренних действий в адрес самого себя).

Доминирующую позицию в системе глобального самоотношения играет шкала – Ожидаемое отношение от других – здесь средним значением является = 68,62.

Таким образом, поддержание высокого уровня Глобального самоотношения наших исследуемых опирается на высокий уровень уверенности в своей интересности для самого себя и для других, и на ожидании положительного отношения от других в адрес самого себя.

Проведенная нами психокоррекционная работа в целом вызвала положительную динамику в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.

В целом поведение подростков стало более конструктивным и адекватным.

Итак, в результате наших исследований выяснено:

¾                          Кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством при работе с лицами юношеского возраста;

¾                          Кататимно-имагинативная терапия является краткосрочной терапией (5-6 сеансов достаточно для стойкого улучшения состояния подростков).

¾                          Символдрама является эффективным методом терапии для коррекции изменения самоотношения;

¾                          Символдрама является эффективным методом терапии для регуляции коммуникативности.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, так как мы предполагали, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.


Заключение

Данная работа была посвящена изучению возможностей метода глубинной психотерапии – кататимно-имагинативной терапии и изменению самоотношения лиц юношеского возраста средствами этой терапии. Была предпринята попытка, выявить взаимосвязь между проведением сеансов психотерапии и изменением личностных характеристик испытуемых.

Теоретический анализ литературы показал, что в основе метода кататимно-имагинативной терапии лежат концепции классического психоанализа, а также эго-психология А. Фрейд. Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения. С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане кататимно-имагинативной терапии близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.

При оказании коррекционного воздействия методом Символдрамы, произошла положительная динамика в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.

Результаты тестирования (по Опроснику самоотношения – Столина В.В.) показали высокий уровень Глобального самоотношения (шкала S) – средние значение = 93,75. Также повысились показатели самоинтереса (шкала IV) – среднее значение = 83,58 – данная шкала показывает функциональную позицию (уровень внутренних действий в адрес самого себя).

Доминирующую позицию в системе глобального самоотношения играет шкала – Ожидаемое отношение от других – здесь средним значением является = 68,62.

Таким образом, поддержание высокого уровня Глобального самоотношения наших исследуемых опирается на высокий уровень уверенности в своей интересности для самого себя и для других, и на ожидании положительного отношения от других в адрес самого себя.

В целом поведение подростков стало более конструктивным и адекватным. Проведенная нами психокоррекционная работа в целом вызвала положительную динамику в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.

Итак, в результате наших исследований выяснено:

¾                          Кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством при работе с лицами юношеского возраста;

¾                          Кататимно-имагинативная терапия является краткосрочной терапией (5-6 сеансов достаточно для стойкого улучшения состояния подростков).

¾                          Символдрама является эффективным методом терапии для коррекции изменения самоотношения;

¾                          Символдрама является эффективным методом терапии для регуляции коммуникативности.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, так как мы предполагали, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.


Список используемой литературы

1.                 Бурно М.Е. О терапии творческим самовыражением // М.Е. Бурно, электронная статья: [http://afield.org.ua/force/b5_1.html]

2.                 Винов И.Е. От техне к гнозису или символдрама в горизонте философии. // И.Е. Винов, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №2, - 2000.- С. 92 – 111

3.                 Кузьминых Н.В. Телесное выражение переживаний в работе с образом по методу символдрамы // Доклад на Международном конгрессе "Психотерапия и консультирование больших городов", Москва, 16 мая 2003 г.

4.                 Маркова М.В. Автостоп, семейная психология и семейная терапия. // М.В. Маркова, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №2, - 2000. – С. 62 – 74

5.                 Метод кататимного переживания образов (символдрама) Х.Лейнера // электронная статья: [http://www.psi.lib.ru/statyi/nazar/katatim.htm]

6.                 Обухов Я.Л. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков / Я.Л. Обухов, - М.: Эйдос, 1997. – 105 стр.

7.                 Обухов Я.Л. Психотерапия по методу символдрамы: работа с мотивом "Змея" // Я.Л. Обухов, "Журнал практического психолога", № 3 – 4, - 2000. С. 56 -57

8.                 Обухов Я.Л. Символика цвета // Я.Л. Обухов, "Журнал практического психолога", №4, - 1996. С. 44 – 54

9.                 Петухова Е.А. Психокоррекционная работа с подростками с использованием метода символдрамы. // Е.А. Петухова, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №1, - 2000.- С. 43 – 48

10.            Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб.: Питер, 2002. – 1024 стр.

11.            Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании / В. Стюарт, - М.: Класс, 2005. – 384 стр.

12.            Ханскарл Л. Основы глубинно-психологической символики // Лейнер Ханскарл, "Журнал практического психолога", № 3 – 4, - 1996.

13.            Ханскарл Л. Кататимное переживание образов: Основная ступень. Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву / Лейнер Ханскарл, - М.: Эйдос, 1996. – 253 стр.

14.            Хайнц Х. "Бравый солдат Швейк, Дон Кхот Ламанчский и слон". История кататимно-имагинативной психотерапии в Восточной Германии // электронная статья: [http://www.symboldrama.ru/lyb/new/Shweik.htm]

15.            Фридрих Е. Триангуляция // Ева Фридрих, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №1 - 2000.- С. 21 – 28

16.            Хорн Г. Как проводить беседу с родителями детей, которые должны проходить психотерапию. Особенности беседы с врачом, учителем, воспитателем, социальным работником // Гюнтер Хорн, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №3, - 2002. С. 99 – 103

17.            Хорн Г. Шесть этапов развития ребенка в зеркале символдрамы // Выступление на Международном симпозиуме по проблемам психотерапии и профилактики психических нарушений у подростков, г. Калуга, октябрь 1997 г.

18.            Эберхард В. Символдрама – это творчество // Вильке Эберхард, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №3, - 2002. – С. 41 – 44

19.            Юнг К.Г. Человек и его символы / Карл Густав Юнг, - М.: "Серебряные нити", 2006. – 236 стр.


Приложение №1


Тест опросник самоотношения Столина


Тест-опросник самоотношения В.В. Столина построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.

Текст опросника:

1.                 Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией.

2.                 Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3.                 Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4.                 Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

5.                 Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6.                 Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7.                 Мое "Я" всегда мне интересно.

8.                 Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9.                 В моей жизни есть или, по крайней мере были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.

10.            Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11.            Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.

12.            Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13.            Я сам хотел во многом себя переделать.

14.            Мое собственное "Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15.            Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16.            Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то, прежде всего к самому себе.

17.            Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

18.            Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19.            Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20.            Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

21.            Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22.            Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23.            У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24.            Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25.            Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться собственной судьбе.

26.            Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

27.            К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28.            Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29.            Быть снисходительным к своим слабостям вполне естественно.

30.            У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31.            В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32.            Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33.            Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34.            Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю у себя, разумно ли это.

35.            Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.

36.            Временами я сам собой восхищаюсь.

37.            Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38.            В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39.            Без посторонней помощи я мало что могу сделать.

40.            Иногда я сам себя плохо понимаю.

41.            Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42.            Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43.            В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

44.            Большинство моих знакомых не принимает меня уж так всерьез.

45.            Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

46.            Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.

47.            Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48.            В целом меня устраивает то, какой я есть.

49.            Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50.            Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51.            Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

52.            Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53.            То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

54.            Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55.            Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56.            Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю "И по делом тебе".

57.            Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Обработка результатов:

Ключ для обработки. Приводятся номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Шкала S (интегральная) -

"+": 2, 5, 23, 33, 27, 42, 46, 48, 52, 53, 57.

"-": 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения ( I ) -

"+": 2, 23, 53, 57.

"-": 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии ( II) -

"+": 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.

"-": 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидания положительного отношения других (III) -

"+": 1, 5, 10, 15, 42, 55.

"-": 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтереса (IV) -

"+": 7, 17, 20, 33, 34, 52.

"-": 14, 51.

Шкала самоуверенности (1) -

"+": 2, 23, 37, 42, 46.

"-": 38, 39, 41.

Шкала ожидания отношения других (2) -

" +": 1, 5, 10, 52, 55 .

"-": 32, 43, 44.

Шкала самопринятия (3) -

"+": 12, 18, 28, 47, 48, 54.

"-": 21.

Шкала самопоследовательности (саморуководства)(4) -

"+": 50, 57.

"-": 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала самообвинения (5) -

"+": 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.

"-": нет.

Шкала самоинтереса (6) -

"+": 17, 20, 33.

"-": 26, 30, 49, 51.

Шкала самопонимания (7) -

"+": 53.

"-": 6, 8, 13, 15, 22, 40.

Порядок подсчета:

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.


Таблица перевода сырых баллов в проценты

Фактор S

Фактор I

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

0

0.67

3.00

5.33

6.33

9.00

13.00

16.00

21.33

26.67

32.33

38.33

49.00

55.33

62.67

69.33

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

74.33

80.00

85.00

88.00

90.67

93.33

96.00

96.67

98.00

98.33

98.67

99.67

99.67

100.00

100.00

0

1

2

3

4

5

6

7

1.67

4.00

6.00

9.33

16.00

25.33

34.00

44.67

8

9

10

11

12

13

14

15

58.67

71.33

80.00

86.67

91.33

96.67

99.67

100.00

Фактор II

Фактор III

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0.33

3.67

9.00

16.00

21.67

28.00

37.33

47.00

58.00

9

10

11

12

13

14

15

16

69.67

77.33

86.00

90.67

96.67

98.33

99.67

100.00

0

1

2

3

4

5

6

0.00

0.00

0.67

1.00

3.33

6.00

9.00

7

8

9

10

11

12

13

17.67

27.33

39.67

53.00

72.33

91.33

100.00

Фактор IV

Фактор 1

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

0

1

2

3

4

0.67

2.00

5.33

16.00

29.00

5

6

7

8

49.67

71.33

92.33

100.00

0

1

2

3

4

3.77

7.33

16.67

29.33

47.67

5

6

7

8

65.67

81.33

92.33

100.00

Фактор 2

Фактор 3

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

0

1

2

3

4

0.00

0.67

3.67

7.33

15.00

5

6

7

8

32.00

51.33

80.00

100.00

0

1

2

3

2.67

7.67

16.67

34.33

4

5

6

7

50.67

70.67

89.67

100.00

Фактор 4

Фактор 5

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

0

1

2

3

3.00

9.67

25.67

38.33

4

5

6

7

60.33

79.67

92.00

100.00

0

1

2

3

4

1.67

4.67

15.00

27.67

43.33

5

6

7

8

60.67

81.67

96.67

100.00

Фактор 6

Фактор 7

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

"сырой балл"

Накопленные частоты (в %)

0

1

2

3

0.67

3.00

11.33

20.00

4

5

6

7

34.33

54.67

80.00

100.00

0

1

2

3

4.33

21.33

43.33

68.67

4

5

6

7

83.67

94.00

99.33

100.00

При значении показателя меньше 50 - признак не выражен;

50-74 - признак выражен;

Больше 74 - признак ярко выражен.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты