Изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии

Изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии

Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

Кафедра Педагогики и психологии

Специальность "Психология"










Курсовая работа по предмету

"Психология трудных и экстремальных жизненных ситуации"

на тему: Изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии



Подготовил: студент 5 курса

заочного отделения

группа № ЗП 2 – 04

Игнатьев Е.В.

Научный руководитель:

доц. Велиева Светлана Витальевна


Чебоксары – 2009


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы изменения самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии в отечественной и зарубежной психологии

1.1.          Кататимно-имагинативная терапия как психотерапевтический метод на современном этапе

1.2.          Основные принципы кататимно-имагинативной терапии

1.3.          Особенности работы с лицами юношеского возраста методом кататимно-имагинативной терапии

Выводы к первой главе

Глава 2. Практическое исследование и анализ полученных результатов

2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

2.2 Исследование

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


Введение

Актуальность темы исследования: Главная цель всякого психотерапевтического воздействия заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Каким образом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направление психотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность или эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения; оптимальными будут те психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект.

Актуальность выбранной темы: "Изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии" объясняется следующим.

Во-первых, тем, что проблема самоотношения для человека имеет важное значение. Аспект самоотношения составляет основу самосознания, определяет жизненный путь личности и выражается в таких образованиях как самоуважение, себялюбие или самоуничижении и т.д. Самоотношение в процессе развития личности рождается сначала между человеком и значимыми для него людьми и только потом становится имманентной составляющей его внутреннего мира. Эмоциональное самоотношение не ограничено решением проблем самопринятия и самопознания, оно проявляется в поведении, является основой отношений с людьми и с миром вообще. В силу этого проблема выработки позитивного эмоционального самоотношения приобретает особую важность.

Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавшие проблему эффективности воздействия на глубинные слои психики методика кататимно-имагинативной терапии зарекомендовала себя как результативное средство.

Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.

Разработанность проблемы:

Научные концепции кататимно-имагинативной терапии в отечественной и зарубежной психологии восходят к экспериментам немецкого психотерапевта Ханскарла Лейнера, основавшего метод названый "Экспериментальным Кататимным переживанием образов" (ЭКПО). В нашей стране известна, как символдрама.

Данный метод берет свое начало от исследований Я.Л. Морено основателя психодрамы, учение К.Г. Юнга и З.Фрейда. Имеются элементы ведения психотерапевтической беседы К.Роджерса и некоторые стратегии поведенческой терапии Й.Вольпе. Все они, несомненно, повлияли на современное состояние кататимно-имагинативной терапии.

В Российской Федерации символдрама динамично развивается в структуре Профессиональной Психотерапевтической Лиги. В настоящее время в Новосибирске создано Региональное отделение МОО СРС, руководителем которого является Александр Сергеевич Жуков. Издано достаточное количество научных монографии на исследуемую тему, которые постепенно дополняются.

В данной исследовательской работе были освещены принципы активного воображения по Юнгу и Роберту Джонсону. Трансформации образа как метода изменения эмоционального состояния, по Н.Д.Линде. А также описание метода, техника проведения, работа с рисунком и анализ символики цвета и чисел.

Цель и задачи исследования: цель данного исследования заключается в определении эффективности применения средств кататимно-имагинативной терапии как метода коррекции самоотношения лиц юношеского возраста. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1.                 рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;

2.                 выявить особенности методов психотерапии использующие образы и активное воображение;

3.                 установить специфику работы с образами в кататимно-имагинативной терапии;

4.                 определить самоотношение с помощью разработанных методик;

5.                 изучить изменения самоотношения произошедшие в результате проведения психокоррекционной работы по методу кататимно-имагинативной терапии;

6.                 сделать анализ результатов проведенного исследования.

Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.

Объектом исследования: личностное самоотношение в юношеском возрасте.

Предметом исследования: изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.

Эмпирические:

-                     беседа;

-                     тест-опросник самоотношения В.В. Столина;

-                     мотивы, используемые в кататимно-имагинативной терапии, рекомендуемые для юношеского возраста;

-                     и методы математической статистики.

В исследовании принимали участие 8 учеников из 11 "А" и "Б" класса средней образовательной школы №22.

Апробация работы: по окончанию исследования и обработки полученных результатов, с ними были ознакомлены все участники данного исследования.


Глава 1. Теоретические основы проблемы изменения самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии в отечественной и зарубежной психологии

1.1           Кататимно-имагинативная терапия как психотерапевтический метод на современном этапе


Кататимно-имагинативная терапия (К.и.т.) в нашей стране известна как символдрама – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядным бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношение переноса и сопротивление. Символдрамы способствует их переработке, как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. Поэтому на практике символдрама исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов.

История создания метода восходит к 1948 году. Первые эксперименты были проведены в 1932 г. профессором Хайнц Хенниг, проводивший исследования в Институте медицинской психологии университета им. Мартина Лютера (Галле). Суть этих экспериментов заключалась в использовании представления образов в психотерапевтических целях. Этими исследованиями заинтересовался выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996), который в последующем и основал символдраму. Он стремился показать важную область психических отражений бессознательных мотивов на таком уровне, который был бы признан в научных кругах. Спустя 6 лет, в 1954 г., многолетние системные эксперименты Лёйнера со сновидениями наяву нашли отражение в его методе – названым "Экспериментальным Кататимным переживанием образов" (ЭКПО).

Основные положения, метод и результаты психотерапии с использованием Кататимного переживания образов были широко освещены в 1955 г. в публикациях под названием "Клинический метод психотерапии". Хотя техника эксперимента скорее мешала осуществлению общего плана терапии, постепенно все же становилось ясно, что свободное развитие возникающих при этом спонтанных эмоций и аффектов и зависящего от них творческого представления образов оказывается гораздо более плодотворным для психотерапевтического процесса. Поэтому с 1964 года Ханскарл Лёйнер переименовал метод просто в "Кататимное переживание образов" (КПО), а позднее как "символдрама".

В англоязычной литературе метод стал известен под названием "Guided Affective Imagery" (GAI). Эти названия выражают суть метода. Зависимость представляемых образов от эмоционального мира отчетливо отражена в первом и в последнем терминах, а работа с символами по типу драматического развития событий-переживаний - во втором упомянутом выше термине.

С технической точки зрения, метод основан на том, что у лежащего в расслабленном состоянии на кушетке или удобно сидящего в кресле пациента психотерапевт может вызвать похожее на сновидения наяву представление образов - имагинации. Если предварительно задать некоторый неопределенный мотив представления, то это, как будет показано далее, получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро следуют последующие, которые по разным причинам представлены преимущественно образами ландшафта и образами встречи животных и человека. При этом представляющий образы человек часто может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах. Пациента или клиента просят сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевту о содержании появляющихся образов. Психотерапевт может оказать на них влияние и структурировать сновидения наяву в соответствии со специально разработанными правилами. Полное эмпатии (сочувствия) сопровождение психотерапевта имеет особо важное значение в этом диалогическом методе. Тем самым Кататимное переживание образов отличается от аутистических техник использования образов в психотерапии, например таких, как образная медитация, активное воображение по К.Г.Юнгу и высшая ступень аутогенного тренинга по И.Х.Шульцу [13; 4 – 9].

Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

Концепция КПО базируется на традиции европейской глубинной психологии. В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов. Компромиссные образования между аффективно-инстинктивными импульсами и защитными процессами отражают как актуальные эмоциональные проблемы, так и генетические глубинные формы конфликтов, восходящие вплоть до самого раннего детства.

Система КПО основывается на двух основных положениях:

1.                 Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ, исходя из самого себя, и познавать себя в ходе тонкого диалектического процесса.

2.                 В результате эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов выработан ряд специфических правил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу при помощи неинтерпретирующего воздействия.

Положение Кататимного переживания образов в спектре известных на сегодняшний день психотерапевтических методов позволяет выделить следующие общие моменты и отличия. В соответствии со своей концепцией, метод КПО близок глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы Оно, защитные образования Я, инстанции Сверх-Я, регрессивные процессы). Но применяемая техника имеет также и специфический характер.

С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели символдраме в игровой терапии ребенка, в психодраме по Я.Л.Морено и в элементах гештальт-терапии. В техническом плане КПО близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К.Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й.Вольпе. Это, однако, не означает, что КПО представляет собой комбинацию из этих смежных методов. Перечисленные элементы, а отчасти и типичные формы реакции психики вообще, уже давно были выделены непосредственно на основе клинически-эмпирического опыта изучения сновидений наяву. Это произошло задолго до того, как многие перечисленные выше направления психотерапии (например, поведенческая психотерапия или разговорная психотерапия по К.Роджерсу) вообще получили известность.

В основу обработки материала сновидений наяву может быть положена практически любая глубинно-психологическая концепция, в том числе даже экзистенциально-аналитический метод. Во многом я обязан также и учению К.Г.Юнга, хотя Кататимное переживание образов сегодня в целом полностью ориентируется на психоанализ З.Фрейда и его последующее развитие (например, в трудах Х.Когута, О.Ф.Кернберга и др.) [13; 10 – 16].

История развития символдрамы в нашей стране началась в 1994 года, когда на русский язык были переведены некоторые работы Х. Лёйнера и стали проводиться сертификационные семинары по основам техники символдрамы. За это время обучение прошло уже несколько тысяч специалистов из более 50 городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, а также Эстонии, Латвии и Литвы, многие, из которых используют символдраму в качестве основного психотерапевтического метода.

Международное общество Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО) и Институт Кататимно-имагинативной психотерапии в г.Гёттинген (Германия) делегировали право вести преподавание символдрамы в нашей стране Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдраме (МОО СРС), назначив доцентов Института Кататимно-имагинативной психотерапии в России, Украине, Белоруссии и Казахстане. В Российской Федерации символдрама динамично развивается в структуре Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

В Новосибирске первый обучающий семинар по символдраме состоялся в 1998 г., а с 2002 г. семинары по символдраме стали проводиться под кураторством НРО ОППЛ на постоянной основе. В настоящее время в Новосибирске создано Региональное отделение МОО СРС, руководителем которого является Александр Сергеевич Жуков. В 2006 г. правление МОКПО (г. Гёттинген, Германия) назначило Новосибирского психолога-психотерапевта Елену Ивановну Еханину доцентом МОКПО, делегировав ей право проведения обучающих семинаров по символдраме с выдачей соответствующих свидетельств и сертификатов, а также проведения учебной психотерапии по символдраме. Правление МОКПО назначило психологов-психотерапевтов Александра Сергеевича Жукова и Елену Геннадьевну Токареву, врачей-психотерапевтов Юлию Викторовну Сарычеву и Инну Валентиновну Быкову обучающими психотерапевтами МОКПО, делегировав им право проведения учебной психотерапии по символдраме [20].

Сегодня символдрама широко распространена, и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран.


1.2           Основные принципы кататимно-имагинативной терапии


Это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как "психоанализ при помощи образов".

Название метода происходит от греческих слов "ката" - "соответствующий", "зависящий" и "тимос" - одно из обозначений "души" (в данном случае имеется ввиду "эмоциональность"). На русский язык название метода можно перевести как "эмоционально-обусловленное переживание образов".

Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, "картины" на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно- инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства. Здесь большое значение придается активному воображению.

Активное Воображение – это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. В сущности, активное воображение – это диалог, ведущийся с различными частями "Я", живущими в бессознательном. В определённом смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, человек не спит и полностью осознаёт происходящее.

Юнг доказал, что он может входить в свою фантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активный обмен между осознающей и бессознательной энергетическими системами. Активное воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего "Я". Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают "своим собственным разумом", они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.

В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе активного воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой "место встречи", "нейтральную полосу", на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на уровне воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга, они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую "божественную" функцию "Я", которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты