Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя

3) Все


11


7

5

VII. Что еще тебе хотелось узнать о нем?

1) Открыть новые черты характера; узнать о нем то, что до этого не знал

2) Ничего

3) Что он думает о других людях



12

10

1

VIII. Для чего тебе нужно дополнительное знание о нем? Что оно тебе дает?

1) Лучше узнаю друга

2) Знание о нем закрепляет дружбу; понимание при общении

3) Ничего

10


9

4



Значение понимания себя и развитие самосознания в младшем подростковом возрасте

Рассмотрим ответы на вопрос №1. Большинство (8 человек) дали ответ в двухмерной плоскости (да - нет) без соответствующего комментария. Эти ответы можно анализировать, как внутреннее осознание важности понимания себя и другого человека, или бессознательную оценку важности этого вопроса, но неумение раскрыть и описать это интуитивное чувство.

Но приблизительно столько же детей дали положительные развернутые характеристики.

Ответы с такой формулировкой как: «Да, ты поймешь, какой ты есть на самом деле» или «Да, можно больше нового узнать о себе» говорят о том, что в младшем школьном возрасте у детей присутствует эта потребность, причем большая часть это не только осознает, но и пытается понять, что может дать это знание.

Так же приблизительно 25% учащихся смогли конкретно пояснить, что дает им понимание себя. Все эти дети отметили у себя какие-то определенные или абстрактные отрицательные черты (привычки, манеру поведения, недостатки). И что самое главное, они мотивируют важность понимания себя тем, что это знание поможет избавиться от отрицательных сторон своего характера. В одной работе ребенок даже развивает эту тему еще глубже: Знание и искоренение в себе отрицательных сторон приведут к тому, что ему проще будет общаться с другими людьми; он избежит возможных конфликтных ситуаций со сверстниками.

Лишь два человека из класса ответили, что им совершенно не нужно знать о себе более полно, подробно.

Один школьник мотивирует свой ответ тем, что: «Я и так о себе достаточно знаю». Из данного ответа нельзя сделать однозначного вывода, так как этот ответ может быть вызван завышенным уровнем самооценки или внутренним осознанием полного знания проблемы для своего возраста. Но, скорее всего, здесь присутствует завышенная самооценка, так как последующие ответы на вопросы у этого ребенка односложны, без какого-либо комментария и понимания поставленной проблемы.

Другой ученик, при ответе на второй вопрос, напротив, показывает, что его нежелание знать ничего о себе связано с заниженным уровнем самооценки: «Для кого как, а для меня нет. Не хочется расстраивать себя». То есть он боится знать себя более подробно, так как подозревает о множестве отрицательных сторон.

Подводя итог по данному вопросу, который прямо относится к поставленной проблеме, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, у большинства детей достаточно развито самосознание, восприятие и понимание, что приводит к осознанию как прямой, так и скрытной важности понимания себя.

Во-вторых, неоднозначные ответы на данный вопрос характеризуют разный культурный, интеллектуальный уровень развития учащихся. Дети с высоким уровнем развития дают более развернутые ответы; у детей же с менее высоким уровнем развития присутствует более скрытая позиция.

Но самое главное – есть дети, которые реально осознают возможности и важность знания себя; видят в этом положительные и социально важные стороны.

Второй вопрос («Что важнее всего знать о себе?») как бы дополняет первый и провоцирует ребенка на то, что он не только должен понять важность знания себя, но и разобраться в себе самом, задать в себе вопросы, попробовать проанализировать себя, свое поведение.

Самый распространенный вариант ответа – это знание черт своего характера Причем некоторые дети из этой подгруппы выделяют конкретные качества: доброту, отзывчивость, сочувствие, взаимопонимание или абстрактные: характер, какой я есть на самом деле.

Намного меньше глубоко осмысленных ответов: лишь три человека считают важным знать мнение другого человека о себе, делая акцент на то, что мнение другого человека поможет им развить в себе положительные стороны характера и избавиться от дурных наклонностей, которые препятствуют общению с окружающими.

С этими ответами схожа и следующая группа ответивших, которая утверждает, что самое главное – знать свои недостатки, отрицательные стороны личности, так как это поможет им избежать конфликтов; быть доброжелательными. Один мальчик написал, что если он не будет показывать отрицательные стороны характера, то его все будут любить и уважать. То есть знание и искоренение отрицательных черт поднимет его авторитет.

 Один человек из испытуемых отрицательно ответил на предложенный вопрос, не объясняя причину такого ответа.

 Так же при ответе на вопрос выделилась группа детей, которые не поняли смысла вопроса и дали следующие ответы на вопрос: что важнее всего знать о себе? Имя; домашний адрес, где ты живешь и откуда произошли твои предки. Эти ответы показывают, что еще не у всех детей младшего школьного возраста развито абстрактно-категориальное мышление, что и привело к примитивному пониманию данного вопроса.

В целом, этот вопрос заставил детей задуматься о важности понимания этой проблемы. Дети попытались проанализировать и оценить свое поведение, вычленив главные, на их взгляд особенности.

Третий вопрос: что бы тебе еще хотелось узнать о себе? Как бы дополняет второй вопрос, связанный с развитием самосознания ребенка. Этот вопрос не совсем связан с значимостью понимания себя; но ведь только через развитие самосознания ребенок сможет понять и осознать важность поставленной проблемы.

Ответы детей можно разделить на три тематические группы.

Первая группа испытуемых ответила, что им хотелось бы узнать о себе самом в целом, более подробно о своем характере, так как дети вполне осознают, что недостаточно знают себя.

Многие дети не вполне уверены в своих положительных качествах, поэтому они задаются такими вопросами: есть ли у меня сила воли? Способен ли я решить поставленную задачу? Есть ли у меня достоинства?

Но есть дети из этой группы, которые утверждают, что о себе узнать нужно все: охватить все стороны деятельности, так как это знание очень пригодится им в жизни и поможет сделать верный выбор. То есть дети осознают, что полученные знания помогут адаптироваться им в социальной среде, выбрать верное решение.

Вторая группа детей (равна в количественном отношении первой) утверждает, что нужно знать еще и мнение другого человека о себе, чтобы создалось полное представление человека о себе. (Во втором вопросе большая часть ответила, что главное – знать свой характер и третий вопрос, как дополнение, - мнение другого о себе).

То есть дети вполне осознают целостный подход к своей личности. Причем в некоторых работах вопрос раскрывается полностью: дети иллюстрируют на конкретных примерах важность мнения другого человека о себе ( мы с другом будем лучше понимать друг друга; окружающие могут увидеть во мне то, что я сам не замечал). То есть мнение других людей поможет им раскрыть новые качества в себе как положительные, так и отрицательные.

Правда у большинства детей это осознание еще завуалировано, но попытки объяснения присутствуют практически у всех.

И лишь только 5 человек из класса дали отрицательный ответ. Они считают, что им не нужно больше ничего знать о себе. Четыре ответа односложны; а один мальчик утверждает, что он знает о себе ровно столько, сколько ему нужно, и он не видит смысла и стремления что-либо еще узнать о себе.

И как вывод, можно отметить, что по данному вопросу у детей младшего школьного возраста прослеживается развитие в самосознании и в понимании важности знания самого себя.

Следующий вопрос напрямую связан с самосознанием ребенка. Причем, детям дается конкретная установка: 10 утверждений о себе самом.

70% шестиклассников привели конкретные черты характера, причем, в описании себя положительные качества доминируют над отрицательными. Из всей группы лишь трое смогли составить 10 утверждений. У остальных приблизительно по 4 – 6 высказываний. Во всех работах, кроме одной, идет перечисление качеств характера. Большинство начинают с критерия: добрый – плохой; затем отмечают такие черты как общительность, наличие чувства юмора; редко перечисляют описание внешности.

Только одна девочка из всей этой группы, помимо перечисления черт характера указывает на то, что такой ее видят другие; то есть в этой работе присутствует объективная оценка самого себя.

Многие, когда приводят отрицательные черты характера, такие как самолюбие, обидчивость, вредность, раздражительность, не указывают на то, каким путем получены данные сведения.

То есть у них не совсем развито осознание значимости понимания себя; другого человека; интерес к его мнению и самой личности.

Небольшая группа испытуемых пытается выразить утверждение о себе через такие грамматические конструкции как: мне нравится, я люблю.           Эти ответы свидетельствуют о неразвитом абстрактном мышлении, то есть дети не могут абстрагировать конкретные абстрактные понятия и выявляют свои способности, привычки и черты характера косвенным образом. Сравните: я быстро нахожу друзей и я дружелюбная; я люблю веселиться и я веселый.

И три человека вовсе не справились с заданием, не дав не одного утверждения, что явно свидетельствует о непонимании поставленного вопроса либо о отсутствии мнения о себе самом.

Этот вопрос подвел итог о развитии самосознания в младшем школьном возрасте. В большинстве работ преобладал высокий уровень развития, что в теоретических работах отмечается у детей более старшего возраста.

Последний вопрос из группы восприятия себя касается понимания себя через мнение другого человека.

К первой группе относятся утверждения, в которых дети абсолютно уверены, что другие воспринимают их только в хорошем свете, с выгодной для испытуемого стороны. Причем, дети понимание другого человека сводят до уровня друзей (никто не учитывал мнение врагов, родителей, учителей). Основные высказывания: мои друзья меня любят; я нравлюсь моим друзьям; друзья думают, что я добрый, смелый…

Никто из детей не упомянул о том, что мнение других людей о нем совпадает с его собственным мнением или , наоборот, друзья не воспринимают его таким, какой он есть на самом деле.

Более распространена вторая группа, где испытуемые не уверены в правильности своего мнения, но думают так исходя из отношения к ним других людей. То есть у них хоть и вскрытой форме, но проявляется значимость понимания себя через оценку себя другими людьми. Оценка себя со слов и взаимоотношений с другими людьми более объективна, чем у первой группы.

Дети выражают надежду, что другие люди хорошего мнения о них. В двух работах говориться о том, что испытуемые до участия в эксперименте никогда не задумывались над данной проблемой. А мальчик даже говорит о том, что мнение других людей можно получить, только спросив об этом у окружающих напрямую. То есть у этого ребенка не развита наблюдательность, он не может судить об отношении к нему других людей по их поведению, отношению к нему.

А одна девочка говорит, что другие о ней нехорошего мнения скорее всего потому, что она бывает несправедлива по отношению к другим, но она постарается исправиться. То есть она анализирует свое поведение и понимает важность этого знания.

И 1/3 всех учеников вообще не смогли ответить на вопрос, так как никогда не задумывались над тем, какими их видят и воспринимают окружающие, таким образом и осознание значимости понимания себя через мнение других людей у них отсутствует.

Значение понимания другого человека и развитие межличностных отношений в младшем подростковом возрасте

Если первые шесть вопросов касались значения понимания самого себя, то последующие вопросы затрагивают проблему значимости восприятия другого человека.

Первый из этих вопросов касается понимания своего друга.

Большая часть детей указывают только на положительные стороны характера друга. И это вполне естественно, так как дети выбирают друзей по каким-то определенным положительным критериям: общность взглядов, интересов; доброжелательность, отзывчивость и взаимопонимание.

Две девочки, помимо перечисления определенных положительных черт своих подруг добавили, что раз это их подруги, значит нельзя говорить и думать о них плохо. То есть у этих испытуемых выработался определенный стереотип, при котором они «должны» видеть только хорошее в друге. У них отсутствует объективное восприятие друга как человека вообще. Соответственно, они и не осознают важности знания другого человека, так как видят его только с одной стороны, выработанной в их представлении как «стереотип друга».

Два главных качества, которые дети обычно выделяют у друзей – это преданность и помощь в трудную минуту.

В следующей группе дети судят своих друзей не субъективно, а более объективно, выделяя как положительные, так и отрицательные качества. Заметим, что многие из них , при выделении отрицательных качеств, высказывали следующее: но я не слишком хорошо знаю друга, поэтому и не обижаюсь на него. Таким образом они, хоть и в косвенной форме, но осознают важность понимания другого человека. Ведь только благодаря совершенному знанию своего друга они избегают конфликтных ситуаций и приходят к взаимопониманию и согласию. Так же это дает им возможность свободного общения и понимания вообще.

И в работах третей группы дан обобщающий ответ: все. Некоторые из испытуемых этой группы поясняют: все, что мне нужно узнать о нем; все, что я хотел узнать. То есть у детей этой группы есть определенные критерии оценки, по которой они анализируют своего товарища, не раскрывая конкретного знания.

При анализе следующего вопроса: что еще тебе хотелось бы узнать о нем? Можно провести параллели с вопросом: что еще хотелось бы узнать о себе?

Варианты ответов этих вопросов схожи, но при ответе на вопрос: что тебе хотелось бы еще узнать о самом себе? даны более полные, развернутые характеристики. Из этого можно сделать вывод, что детям подросткового возраста проще отвечать на вопросы, касающиеся развития самосознания, нежели межличностного восприятия. Это происходит, скорее всего, не потому, что один процесс опережает другой, а потому что дети чаще задумываются над своим поведением, чем над поведением другого.

Первая группа испытуемых (это больше половины класса) ответили, что хотели бы открыть в друге новые черты характера; узнать о нем то, что до этого не знали или о чем просто даже не задумывались Причем, многие дети хотели узнать именно то о друзьях, что друзья тщательно пытаются скрыть.

Две девочки выразили даже разочарование по поводу того, что видят итак слишком много отрицательных качеств у лучшего друга и говорят об этом: «… лучше бы я меньше знала о ней». В этих работах тоже можно увидеть скрытое осознание важности понимания другого человека. Так как испытуемые увидели своих друзей в « неприглядном свете», то они могли сделать вывод, что общение с этими людьми не подходит им и что лучше завести новые знакомства, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

Приблизительно половина детей ответили, что больше ничего не хотели бы узнать о друге, так как все итак хорошо знают о нем. Эта завышенная самооценка совершенного знания другого постоянно присутствует в нескольких работах. Скорее всего, это одна из ведущих черт младшего школьного возраста.

И только один ученик ответил, что важно знать, что, друг думает о тебе. То есть он затронул сферу межличностного общения, говоря о том, что это знание приведет к взаимопониманию.

И самый последний является итоговым в межличностном восприятии.

Он состоит из двух подпунктов: 1)Для чего тебе нужно дополнительное знание о нем? 2)Что оно тебе дает?

Половина школьников дали приблизительно одинаковые ответы такого плана, что это знание помогает лучше узнать друга и все: «Так я могу лучше узнать его», «Так у нас будет много тем для разговоров», «Я смогу полагаться на своего друга» и тому подобное. Таким образом приблизительно 50% младшего школьного возраста еще не осознает важность понимания другого человека. Вернее, эта потребность присутствует , так как они осознают, что другого человека нужно хорошо знать. Но они не могут объяснить, что им даст большее понимание другого. Этот вопрос может быть не совсем актуален для данной возрастной группы.

Но другая половина класса ответила на уровень выше, отметив важность знания другого человека. Это такие ответы как : «Мы будем лучше понимать друг друга», «Мне будет намного проще общаться с ним», «Если я буду больше знать друга, закрепится дружба» и так далее. Испытуемые этой группы четко осознают важность понимания другого человека. Следовательно, развитие этих детей более высокого уровня; они свободно общаются со сверстниками, им легче найти общий язык с другими людьми и чувствовать себя комфортно в различных ситуациях.

И лишь небольшая часть детей дали отрицательный ответ; знание другого человека им совершенно ничего не дает. Причем, все ответы не прокомментированы. Об этих учащихся можно сделать следующий вывод: они отстают в развитии от ровесников и поэтому не осознают важности поставленной проблемы.

Сопоставив успеваемость детей, их активность и внешкольные занятия, можно сделать вывод, что дети, которые хорошо учатся, занимаются в различных секциях и кружках дают более полные и развернутые ответы. Испытуемые, отвечавшие односложными фразами заметно отстают в успеваемости; они мало заинтересованы в повышении уровня знаний. Таким образом, Уровень культурного и интеллектуального развития соотносится и влияет на значение понимания себя и другого человека.

Значение понимания себя и развитие самосознания в старшем подростковом возрасте

Теперь проанализируем ответы учащихся 8 класса, которые по периоду развития относятся к старшему подростковому возрасту, и сравним их ответы с ответами учащихся младшего школьного возраста.

Таблица№2

Значение понимания себя и другого человека в старшем подростковом возрасте

Вопросы

Категории ответов

Количество ответивших

I. Полезно ли было бы знать о себе более точно, подробно? Почему?

1) Да

2) Я итак все знаю о себе

3) Да, знание о себе позволит искоренить отрицательные качества и избежать неприятностей

4) Полезно, т.к. узнаешь о себе много нового

4

9



4


2

II. Что важнее всего знать о себе?


1) Черты характера (указаны конкретно или в общем)

2) Отношение к тебе других людей

3) Недостатки, отрицательные стороны характера

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты