Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя

Таким образом, рефлексивные ожидания в VIII классе приводят к критическому осмыслению личностных особен­ностей. Подростки по-новому начинают смотреть на осо­бенности своего характера, выделяя в нем негативные чер­ты и стремясь их преодолеть. Рефлексивные ожидания в этот возрастной период можно рассматривать как серьез­ный стимул самовоспитания, который необходимо не толь­ко правильно использовать, но и обязательно учитывать в практике воспитания. Поскольку рефлексивные ожидания приводят к критическому отношению к самому себе, то в это время (как правило, в период подросткового кри­зиса) нельзя навязчиво твердить подростку о его недостат­ках, ибо «лобовые» разговоры, скорее, спровоцируют конфликт и отчуждение вместо положительного воспита­тельного эффекта. Подросток уже переживает отрицатель­ные черты своего характера, и прямое напоминание ему о них вызовет лишь аффективную реакцию, тогда как тактичная помощь может привести к положительному результату.

В сочинениях учащихся VIII класса в рефлексивном анализе ярко выражен аффективный компонент — пере­живание отрицательных черт своего характера. До VIII класса аффективный компонент в рефлексивном анализе (в сочинениях) встречался крайне редко, но это может быть следствием трудности выражения аффективных пере­живаний вербальным способом. Думается, что в личност­ной рефлексии аффективный и интеллектуальный компо­ненты должны быть тесно переплетены. Семиклассники также отмечают, что не все люди относятся к ним одинако­во: и потому, что дети неоднозначно проявляются в том или ином окружении, и потому, что сами люди разные.

Итак, учащиеся VII—ХI классов принципиально отли­чаются по степени выраженности рефлексивного анализа от младших ребят (III—VI классы). В младших классах, исследуя себя, свое поведение и общение с другими людьми, ребенок не идет в самопознании дальше оценки отдель­ных конкретных поступков. Начиная с VII класса, т. е. с 12—13 лет, основным в рефлексивном анализе становится исследование своего характера, причем в VIII классе, т. е. в 13—14 лет, наблюдается всплеск самокритичности и аффективного переживания по поводу собственных отрицательных черт.

Такой путь развития рефлексии отражается и на осо­бенностях самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте. Р. Симоне с соавторами установили, что у 12—13-летних подростков несколько снижается общее самоуважение. Под­ростки значительно чаще, нежели младшие дети, думают, что родители, учителя и сверстники плохого о них мнения. С наступлением раннего юношеского возраста картина меняется. После 15 лет снова растет самоуважение, ко­торое не только компенсирует «потери» подростковой фа­зы, но и превосходит уровень самоуважения 8—11-летних. И. С. Кон отмечает свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникаль­ности, рост самоуважения.

Изучение личностной рефлексии как механизма само­сознания позволяет глубже понять возрастные закономер­ности формирования личности человека, проследить про­цесс становления его зрелости. В целом проведенная ра­бота показала, что в переходный период от подростко­вого к раннему юношескому возрасту в развитии само­познания школьников происходят существенные измене­ния, характеризующие его качественно новый уровень. Становление этого нового уровня идет, как отмечалось, по направлениям, выделенным еще Л. С. Выготским, — интегрированию образа самого себя, «перемещению» его «извне вовнутрь».

В развитии когнитивной стороны самосознания это про­является в повышении значимости системы собственных ценностей, усилении личностного, «психологического», ди­намического аспекта самовосприятия. В эмоциональной сфере переход на новый уровень выражается в пере­растании частных самооценок, самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе и замене двухполюсной самооценки (хороший — плохой) неопределенным, амбивалентным оценочным суждением. Критерии самооценки приобретают принципиально иные формы сравнительно с оценкой человеком других людей. Развитие регуляторнои стороны идет в направлении, как бы обратном указанному выше, — оно проявляется во все большей дифференцированности, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих способностях, возможностях. Очевидно, все перечисленные изменения знаменуют собой большую взрослость, личностную, зрелость.

Проблема «образа Я»

В работе Кона также затрагивается проблема развития самосознания личности, только это понятие раскрывается не через личностную рефлексию, а вводится понятие образа «Я».

Образ «Я» (представление о самом себе – сложная устойчивая система, в которой принято выделять несколько автономных измерений: степень когнитивной сложности, отчетливости, последовательности, устойчивости и самоуважения. Как они изменяются с возрастом?

Степень когнитивной сложности «Я - образа» последовательно возрастает от младших возрастов к старшим; взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши – больше, чем подростки, подростки – больше, чем дети; растет и обобщенность сознаваемых качеств, причем это теснейшим образом связано с развитием интеллекта. Судя по имеющимся данным, дети младше 7-8 лет описывают людей внешним образом, перечисляя наряду с индивидуальными свойствами описываемого лица его семью, вещи и разные внешние обстоятельства; их описания просты, недифференцированны, оценки абсолютно однозначны (человек либо хороший, либо плохой). Между семью и двенадцатью годами происходит быстрое обогащение психологического словаря; оценки дифференцируются. Но даже сознавая, что люди иногда обнаруживают трудно совместимые друг с другом качества, ребенок еще не умеет объяснить их противоречие. Сдвиг в сторону интеграции происходит в 13 лет, когда подросток начинает рассматривать поведение человека в разных контекстах: как проявление индивидуальных качеств, как результат природных особенностей и так далее. Эта множественность контекстов разрушает прежний черно-белый образ и делает возможными многозначные оценки: хороший человек, оказавшийся в плохой ситуации; плохой по своим объективным результатам поступок, совершенный из добрых побуждений и так далее.

Возрастные сдвиги в восприятии человека выражаются, таким образом, в увеличении числа описательных категорий, проявлении гибкости и определенности в их использовании, в повышении уровня избирательности, последовательности, сложности и интегрированности той информации, использовании все более тонких оценок; в росте способности анализировать и объяснять поведение человека в целом; в усилении заботы об изложении материала, желании сделать его убедительным. Те же тенденции характерны для самоописания, которые у подростков становятся более личностными и психологическими, сильнее подчеркивающими свои отличия от остальных людей. После 15 лет тенденция психологизации описаний и самоописаний особенно усиливается; главное внимание сосредотачивается на выявлении скрытых детерминант поведения.

Из этих данных следует, что цельность, внутренняя последовательность (образа «Я») растет вместе с когнитивной сложностью. Однако интегративная тенденция отстает от процессов дифференсации аспектов «Я». Это особенно характерно для переходного возраста, когда индивид особенно остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего «Я», что обусловлено как неопределенностью уровня своих притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку. Этим, видимо, отчасти объясняется противоречивость выводов, к которым приходят исследователи: одни считают, что адекватность оценок в переходном возрасте снижается, другие же констатируют ее рост.

Не совсем однозначны и данные об отчетливости «Я-образа». В принципе, здесь наблюдается возрастной рост: от детства к юности человек не только осознает свою индивидуальность, но и придает ей большее значение. Вместе с изменением содержания «Я-образа» существенно меняется значимость его компонентов. В подростковом возрасте масштаб самооценки укрупняется, «внутренние» качества осознаются позже внешних, зато в старшем возрасте им придается большее значение. Следует также различать осознание какого-либо качества и озабоченность им, повышенное к нему внимание. Озабоченность собой и тем впечатлением, которое он производит на других (одним из проявлений ее является застенчивость), - типичное свойство подросткового возраста, позже ослабевает.

Развитие межличностного восприятия

А в труде Т.В. Снегиревой дается понимание межличностных отношений, причем параллельно идет рассмотрение и самосознания. Автор показывает общие стороны развития этих двух категорий. В практической части будут также выявлены общие стороны в развитии понимания себя и другого человека.

Работы советских психологов, посвященные изучению межличностного восприятия в школьном возрасте, свидетельствуют, что существу­ют определенные изменения в восприятии и понимании другой личности детьми, находившихся на разных ступенях онтогенетического развитая. Понятие "межличностное восприятие" обычно связывается с процессами, посред­ством которых человек познает качества и внутренние состояния окру­жающих, приходит к пониманию других людей. Термин "восприятие" ис­пользуется в данном случае как синоним понятий "познание", "понима­ние".

В исследованиях, проводимых под руководством А.А. Бодалева, ста­вилась задача выявить различия в восприятии школьниками разных воз­растных групп (младшего, среднего и старшего школьного возраста) своих сверстников. Испытуемым предлагалось дать характеристики свер­стникам, которых они хорошо знают, назвав главные особенности их личности. Сопоставление данных, полученных в каждой возрастной груп­пе, позволило установить, что изменения, характеризующие развитие Межличностного восприятия школьников, затрагивают правде всего са­мые используемые понятия, отражаясь в разном уровне их обобщенности.

Так, первоклассники и даже некоторые пятиклассники, характери­зуя сверстников, выделяют не свойства их личности, а особенности поведения в разных обстоятельствах, отдельные поступки и действия, Качества личности, лежащие в основе этих поступков и действия, оста­ются абстракцией, которой дети еще не овладели. В характеристиках своих сверстников, данных старшими подростками и старшеклассниками, место ситуативных качеств начинают занимать личностные свойства. К таким же выводам пришли и другие авторы.

По данным ряда психологов подростки в ходе своего развития начинают осознавать качества, связанные прежде всего с выполнением ведущей деятельности (трудолюбие, усидчивость), затем отражающие от­ношение к другим людям (отзывчивость), позже - качества, отражающие особенности личности (скромность, самокритичность) и, наконец. многостороннее отношение личности (принципиальность, идейность). Причем у школьников одного возраста может наблюдаться одновременное сосуществование разных уровней обобщения и осмысления различных сто­рон личности другого человека.

Уровни обобщенности понятий, используемых учащимися при вос­приятии качеств личности, привлекали внимание многих исследователей. Так, на примере формирования моральных понятий у школьников ученые выделяют четыре таких уровня. На первом понятие только начинает складываться и содержание его осознано учеником еще в очень малой степени. На втором понятие уже сложилось, но является неглубоким и гру­бым; оно пока осознано недостаточно и обычно бывает либо очень суженным, либо очень расширенным. На третьем ученик способен дать более или менее развернутое определенное понятия, может выделить его основные признаки, однако данный уровень развития понятий еще не гарантирует правиль­ного анализа и оценки поведения человека. На четвертом уровне уче­ник полностью овладевает понятием, дифференцированнее и глубже осознает его содержание, четко отграничивает от близких и смежных понятий.

В целом сопоставление межличностного восприятия испытуемых раз­ных возрастных групп обнаруживает постепенный переход от описания и опенки отдельных действий и поступков личности к прямым указаниям на присущие этой личности психические свойства и качества, к развитым обобщенным формам восприятия личностью другого человека.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самовосприятия, которое с возрастом также становится и более обобщенным, и более дифференцированным.

Некоторыми авторами указывается и на то, что в развитии познания качеств собственной личности у детей и подростков сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого: вначале выделяются внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира. Такая последовательность объясняется двумя причинами: во-первых, ведущая деятельность и самими школьниками считается "основной сферой, где проявляется личность, и, во-вторых, качества, связанные с ведущей деятельностью, выступают более наглядно, чем личностные, отражающие свойства внутреннего мира.

Особенности оценочных представлений детей о других и о себе рассматриваются и в ряде других работ. Так, Л.И. Божович отмечает, что на протяжении подросткового возраста наиболее заметные измене­ния в развитии самосознания школьников касаются умения выделять то или иное качество личности из конкретных видов своего собственного поведения и деятельности, а также поведения и деятельности других людей. В процессе развития самосознание ребенка приобретает подлин­но обобщенный характер. Указывается также, что познание и оценка собственных качеств предполагает предварительное познание и оценку качеств другого человека, опережающее познание подростком самого себя.

Авторами других работ показано, что в младшем школьном возрас­те оценочные представления еще достаточно ситуативны, критерии оце­нок множественны и чрезвычайно относительны. Однако по мере разви­тия понятий, определяемых задачами, которые в период среднего и старшого школьного возраста ставит перед учащимися школьное обуче­ние и практика жизнедеятельности, у них складывается все более сис­тематизированное и обобщенное представление о других и о себе, воз­никает попытка активно разобраться в моральных свойствах человека, выделить наиболее существенные из них, дать им максимально точное определение.

Нельзя не упомянуть и другую работу, предпринятую группой ав­торов под руководством Д.Б. Эльконина, в которой на основании клини­ческого изучения младших подростков представлен уникальный материал, характеризующий возрастные и индивидуально-психологические особен­ности школьников этого возраста, оценочные суждения, которые они вы­носят друг о друге.   

Менее изученными представляются вопросы об индивидуальных особенностях, характеризующих восприятие субъектом другой личности. Между тем даже немногочисленные исследования, существующие по этой проблеме, позволяют сделать вывод о том, что индивидуальные особенности личности воспринимающего существенным образом влияют на точность и широту ее представлений о другом человеке. Это получает отражение как в количестве воспринимаемых качеств, так и в их характере. Так например, индивидуальные различия в количестве воспринимаемых конкретных свойств одного и того же человека разными людьми варьируют от 26 у одних реципиентов до 102 у других. Разные испытуемые выделяют различные стороны в одном и том же человеке: одни обращают внимание преимущественно на качества ума, другие - на волевые качества, третьи акцентируют отношение к труду и к другим людям. Такое индивидуальное своеобразие восприятия, по мнению исследователей, объясняется различным жизненным опытом реципиентов, несовпадением их ценностных ориентации и т.д.

Таким образом, в исследованиях психологов, направлен­ных на изучение межличностного восприятия школьников, плодотворно разработаны разные стороны этой проблемы. Наиболее глубоко исследованы возрастные особенности формирования восприятия, некоторые особенности, обусловленные спецификой индивидуального опыта воспринимающего, характером его деятельности. В указанных исследованиях наибольшее внимание уделено анализу содержания используемых понятий и его динамика. К сожалению, значительно менее изучены индивидуально-типические особенности межличностного восприятия, значение которых в ряде случаев диктуется насущными потребностями психологической диагностики.

 Таким образом теоретические работы прямо не связаны с проблемой осознания понимания себя и другого человека, но они указывают на общие и частные стороны развития самосознания и межличностного восприятия детей младшего школьного и подросткового возрастов, которые безусловно помогают раскрыть поставленную проблему.

Анализ суждений детей младшего подросткового и подросткового возрастов (экспериментальная часть)

Для выяснения у детей потребности понимания и осознания значимости понимания другого человека и себя была проведена следующая работа.

Учащимся 6 и 8 классов было предложено ответить на приведенные ниже вопросы, которые позволили бы в результате анализа выявить у детей значимость или, напротив, недопонимание и отрицание важности понимания себя и другого человека.

Взяты специально разные возрастные группы, чтобы можно было проследить различия в высказываниях двух групп.


Таблица№1

 Значение понимания себя и других людей у детей младшего подросткового возраста

Вопросы

Категории ответов

Количество ответивших

I. Полезно ли было бы знать о себе более точно, подробно? Почему?

1) Да

2) Да, я узнаю себя более подробно, глубоко

3) Да, знание о себе позволит искоренить отрицательные качества

4) Нет

8


6



7

2

II. Что важнее всего знать о себе?


1) Черты характера (указаны конкретно или в общем)

2) Отношение к тебе других людей

3) Недостатки, отрицательные стороны характера

4) Вопрос не воспринят

5) Ничего


14

3


3

2

1

III. Что бы тебе хотелось еще узнать о себе?

1) Узнать о характере, о себе более полно, подробно

2) Мнение окружающих обо мне

3) Ничего


10

8

5

IV. Что бы ты сказал о себе самом (10 утверждений).

1) Конкретные черты характера

2)Понимание себя через конструкции типа: «Я люблю…», «Мне нравится…»

3) Не дан ответ

15



5

3

V. Что думают о тебе другие люди?

1) Я знаю, что нравлюсь им

2) Не знаю точно, но думаю…

3) Не знаю

7

9

7

VI. Что ты знаешь о лучшем друге?

1) Перечислены только положительные черты характера

2) Перечисление как достоинств, так и недостатков

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты