Здоровый образ жизни и психология
p> В рамках концепции социальных представлений сложились следующие направления анализа социальных представлений: 1) на уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последние к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых
“моделей закрепления” и превращающий необычное в банальное; 2) на уровне малой группы социальное представление выступает в концепции социальных представлений как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом взаимодействии (так, показано существование иерархической системы представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта
“сверхсоответствия Я”, выражающегося в конструировании субъектом представления о себе как о человеке более соответствующем требованиям ситуации, чем другие люди; 3) в плане межгрупповых отношений социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой - частноситуативными особенностями взаимодействия; 4) на уровне больших социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания
(41, 44).

2. Анализ результатов исследования

2.1. Описание методики и организации исследования

Для изучения представлений о здоровом образе жизни нами была разработана анкета, состоящая из 2 частей (прил.1).

Первая часть включает 6 вопросов, 3 из которых носят открытый характер и представляют собой неоконченные предложения, а в других трех пунктах испытуемому необходимо выбрать один из предлагаемых ответов и обосновать свой выбор.

При обработке первой части анкеты использовался контент-анализ.

Вторая часть анкеты состоит из двух пунктов. Первый пункт представляет собой сокращенный вариант методики ценностных ориентации М. Рокича.
Испытуемому предлагается список из 15 терминальных ценностей, которые необходимо проранжировать согласно их значимости для испытуемого. Во втором пункте указаны составляющие здорового образа жизни, которые также необходимо расставить по степени важности для здорового образа жизни.

При обработке определялись средние показатели рангов отдельно для каждой группы испытуемых.

Для анализа неосознанных представлений о здоровом образе жизни испытуемым также предлагалось сделать рисунок, отражающий их представления о здоровом образе жизни. Участвующие в эксперименте получали следующую инструкцию: “Нарисуйте, пожалуйста, что Вы представляете, когда слышите выражение “здоровый образ жизни”.

При анализе рисунков были выделены такие аспекты здорового образа жизни, как занятия спортом, отсутствие привычки к курению, общение с природой, отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное питание, отсутствие привычки к наркотикам, доброжелательные отношения к другим людям, семья, любовь, оптимистичное отношение к жизни, отсутствие беспорядочной половой жизни, саморазвитие, мир на Земле и деятельность системы здравоохранения.

В эксперименте приняли участие 20 девушек - учащихся 2 курса Базового медицинского колледжа в возрасте от 18 до 20 лет, 35 студентов 2 курса юридического факультета Донецкого филиала Ростовского института управления, бизнеса и права (17 девушек и 18 юношей) в возрасте от 18 до 20 лет и 20 врачей Больницы №20 (17 женщин и 3 мужчины) в возрасте от 22 до 53 лет .

Полученные в исследовании результаты представлены в следующих разделах.

2.2. Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровом образе жизни в юношеском возрасте, а также у врачей и будущих медиков.

Таблица 2.1

Таблица рангов ценностных ориентаций на выборках практикующих медиков, учащихся медицинского колледжа и студентов-юристов

|ценности |медики|Учащиес|девушки-|юноши- |
| | |я-медик|юристы |юристы |
| | |и | | |
|беспечная жизнь |15 |14 |14 |15 |
|образование |5 |4 |9 |9 |
|материальная обеспеченность |3 |5 |5 |4 |
|здоровье |1 |1 |1 |1 |
|семья |2 |2 |2 |3 |
|дружба |6 |7-8 |4 |7 |
|красота |11 |11 |7-8 |10 |
|счастье других |12 |13 |10 |13 |
|любовь |4 |3 |3 |2 |
|познание |10 |10 |13 |8 |
|развитие |8 |7-8 |11 |6 |
|уверенность в себе |7 |6 |6 |5 |
|творчество |13 |12 |12 |11 |
|интересная работа |9 |9 |7-8 |12 |
|развлечения |14 |15 |15 |14 |

Как показывает таблица 2.1 у всех групп испытуемых здоровье занимает 1 место в системе ценностных ориентаций. Вместе с тем, анализ результатов анкеты позволяет сделать заключение о том, что несмотря на то, что ранг здоровья во всех группах одинаков, количество людей, отдающих приоритет среди прочих ценностей именно здоровью, различно, что дает основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью у испытуемых. Так, 55% учащихся медицинского колледжа, 53% девушек-юристов и 45% врачей отдают первое место в ряду ценностей здоровью, в то время как среди студентов- юристов таких лиц только 33,3% (т.е. лишь каждый третий считает здоровье самой большой ценностью в жизни).

Таким образом, можно говорить об отсутствии влияния медицинского образования на значимость здоровья для человека. Скорее, можно заключить, что женщины придают в целом большее значение здоровью, чем мужчины.

При анализе открытых вопросов анкеты был выделен ряд составляющих здорового образа жизни, характеризующих с точки зрения испытуемых данный феномен.

Так, испытуемые указывали на такие аспекты здорового образа жизни, как занятия спортом, отсутствие пристрастия к наркотикам, осмысленная жизнь, общение с природой, положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье, ощущение счастья, отсутствие пристрастия к алкоголю, умеренное употребление алкоголя, правильное питание, духовная жизнь, гармония с собой, отсутствие привычки к курению, саморазвитие, отсутствие беспорядочной половой жизни, закаливание, гигиена, оптимистичное отношение к жизни, деятельность на пользу обществу, режим дня. Сюда же некоторые испытуемые относили материальное и физическое благополучие, и здоровье окружающих, рассматривая их как факторы здоровья.

Распределение данных ответов у разных групп испытуемых представлено в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Составляющие здорового образа жизни

| |Врачи |учащиеся|девушки-юр|юноши-юр|
|составляющие ЗОЖ | |медики |исты |исты |
|занятия спортом |25 |70 |64.7 |56 |
|отсутствие привычки к |25 |60 |64.7 |28 |
|наркотикам | | | | |
|осмысленная жизнь |10 |15 |11.8 |- |
|общение с природой |10 |5 |41.2 |5 |
|положительное отношение к |5 |10 |5.9 |- |
|себе | | | | |
|гармоничные отношения в |25 |- |5.9 |5 |
|семье | | | | |
|ощущение счастья |30 |- |- |- |
|отсутствие пристрастия к |35 |65 |58.9 |50 |
|алкоголю | | | | |
|умеренное употребление |5 |- |11.8 |5.6 |
|алкоголя | | | | |
|правильное питание |5 |55 |58.9 |39 |
|духовная жизнь |5 |- |5.9 |5.6 |
|гармония с собой |25 |10 |- |- |
|отсутствие привычки к |30 |60 |76.5 |56 |
|курению | | | | |
|умеренное курение |- |- |5.9 |- |
|доброжелательное отношения|10 |- |5.9 |5.6 |
|к другим | | | | |
|саморазвитие |- |5 |11.8 |5.6 |
|отсутствие беспорядочной |- |10 |- |5.6 |
|половой жизни | | | | |
|закаливание |- |- |- |5.6 |
|гигиена |- |- |5.9 |5.6 |
|оптимистичное отношение к |- |5 |- |- |
|жизни | | | | |
|деятельность на пользу |- |10 |- |- |
|обществу | | | | |
|режим дня |5 |20 |- |28 |
|материальное благополучие |10 |10 |- |- |
|физическое благополучие |20 |- |- |- |
|здоровье окружающих |5 |- |- |- |
Как показывает таблица 2.2, у врачей составляющие здорового образа жизни образуют следующую последовательность: 1) отсутствие пристрастия к алкоголю, 2) отсутствие привычки к курению, ощущение счастья, 3) занятия спортом, отсутствие привычки к наркотикам, гармоничные отношения в семье, гармония с собой, 5) физическое благополучие, 6) осмысленная жизнь, общение с природой, доброжелательное отношение к другим, материальное благополучие,
7) положительное отношение к себе, умеренное употребление алкоголя, правильное питание, духовная жизнь, режим дня, здоровье окружающих.

У учащихся медучилища составляющие здорового образа жизни расположены в следующем порядке: 1) занятия спортом, 2) отсутствие пристрастия к алкоголю, 3) отсутствие привычки к наркотикам, отсутствие привычки к курению, 4) правильное питание, 5) режим дня, 6) осмысленная жизнь, 7) материальное благополучие, деятельность на пользу общества, отсутствие беспорядочной половой жизни, гармония с собой, положительное отношение к себе, 8) общение с природой, саморазвитие, закаливание, оптимистичное отношение к жизни.

У девушек-юристов составляющие здорового образа жизни представлены так: 1) отсутствие привычки к курению, 2) занятия спортом, отсутствие привычки к наркотикам, 3) отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное питание, 4) общение с природой, 5) умеренное употребление алкоголя, саморазвитие, осмысленная жизнь, 6) положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье, духовная жизнь, умеренное курение, доброжелательное отношение к другим, гигиена.

Для юношей-юристов данная последовательность имеет следующий вид: 1) занятия спортом, отсутствие привычки к курению, 2) отсутствие пристрастия к алкоголю, 3) правильное питание, 4) режим дня, отсутствие привычки к наркотикам, 6) гигиена, закаливание, отсутствие беспорядочной половой жизни, саморазвитие, доброжелательное отношение к другим, духовная жизнь, положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье.

Следовательно, представления о здоровом образе жизни у лиц юношеского возраста, независимо от их образования прежде всего сводятся к занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию. Вместе с тем врачами в качестве наиболее важных составляющих здорового образа жизни называются такие, как ощущение счастья, гармония с собой, гармоничные отношения в семье, что более соответствует современным представлениям о здоровом образе жизни, не ограничивающимся только факторами физического здоровья. Обращает также на себя внимание то, что умеренное употребление алкоголя и сигарет не рассматривается частью испытуемых как несоблюдение здорового образа жизни. Так, умеренное потребление алкоголя допускается не только студентами - не медиками, но и врачами.

В качестве главного признака здорового образа жизни испытуемыми назывались следующие показатели: врачи (здоровье - 35%, хорошее самочувствие - 25%, хорошее настроение - 15%, внутренне спокойствие - 15%, гармоничные отношения в семье - 10%, спорт - 10%, отсутствие привычки к алкоголю - 5%, доброжелательное отношение к другим - 5%); учащиеся медучилища (хорошее настроение - 60%, здоровье - 35%, хорошее самочувствие
- 25%, отсутствие привычки к курению - 20%, умеренное потребление алкоголя
- 20%, хорошая фигура - 20%, внутренне спокойствие -20%, спорт - 10%, саморазвитие - 10%, отсутствие привычки к наркотикам - 10%, осмысленная жизнь - 5%, свежий воздух - 5%, творчество - 5%); девушки-юристы (хорошее настроение - 29,4%, хорошее самочувствие - 29,4%, здоровье - 23,5%, спорт -
23,5%, уверенность в себе - 5,9%, внутреннее спокойствие - 5,9%, режим -
5,9%, правильное питание - 5,9%, успех в делах - 5,9%, жить, как получается
- 5,9%, молодость - 5,9%); юноши-юристы (спорт - 50% испытуемых, хорошее настроение - 27,8%, отсутствие болезни - 22,2%, правильное питание - 16,7%, хорошая фигура - 16,7%, хорошее самочувствие - 11,1%, доброжелательное отношение к другим - 5,6%, закаливание - 5,6%, отсутствие вредных привычек
- 5,6%).

Таким образом, в качестве главного признака здорового образа жизни отмечаются как составляющие здорового образа, так и показатели здоровья, которое на субъективном уровне оценивается как хорошее самочувствие и хорошее настроение.

На основе анализа данных ранжирования составляющих здорового образа жизни, предложенных в методике, получены следующие результаты.

Таблица 2.3
Таблица рангов составляющих здорового образа жизни практикующих медиков, учащихся медицинского колледжа и студентов-юристов

|составляющие здорового |Медики |учащиеся- |девушки-|юноши- |
|образа жизни | |медики |юристы |юристы |
|занятия спортом |6-7 |2 |3 |3 |
|не употреблять |4 |1 |6-7 |7 |
|наркотики | | | | |
|осмысленная жизнь |1 |4 |4 |1 |
|позитивное отношение |6-7 |11 |10 |4 |
|к себе | | | | |
|гармоничные отношения |2 |8 |1 |5-6 |
|в семье | | | | |
|не употреблять алкоголь |12 |3 |6-7 |11 |
|правильно питаться |3 |6 |2 |2 |
|полноценная духовная |5 |10 |11 |8 |
|жизнь | | | | |
|не курить |11 |5 |9 |9 |
|не вести беспорядочную |10 |7 |12 |12 |
|половую жизнь | | | | |
|доброжелательное отношение к|8 |9 |8 |10 |
|другим | | | | |
|самосовершенствование |9 |12 |5 |5-6 |

Как показывает таблица 2.3, у врачей составляющие (факторы) здорового образа жизни располагаются в следующем порядке: на первом месте - осмысленная жизнь, затем - гармоничные отношения в семье, правильное питание, неупотребление наркотиков, пятое мето занимает полноценная духовная жизнь, занятия спортом и позитивное отношение к себе, доброжелательное отношение к себе, самосовершенствование, отсутствие беспорядочной половой жизни, отсутствие привычки к никотину, отсутствие привычки к алкоголю. Таким образом, у врачей более широкое представление о здоровом образе жизни, чем констатация отсутствия вредных привычек, так как более значимым для них являются осмысленная жизнь и гармоничные отношения в семье, а отсутствие привычки к никотину и алкоголю занимают последние места.

У учащихся медучилища наблюдается следующая картина: неупотребление наркотиков, занятия спортом, отсутствие привычки к алкоголю, осмысленная жизнь, отсутствие привычки к никотину, правильное питание, не вести беспорядочную половую жизнь, гармоничные отношения в семье, доброжелательное отношение к другим, полноценная духовная жизнь, позитивное отношение к себе, самосовершенствование. Как видно, первые места принадлежат таким составляющим здорового образа жизни, как отсутствие вредных привычек, занятие спортом, что традиционно относится к полной и исчерпывающей характеристике ЗОЖ на уровне обыденного сознания.

Девушки-юристы расположили составляющие здорового образа жизни в следующей последовательности: гармоничные отношения в семье, правильное питание, занятие спортом, осмысленная жизнь, самосовершенствование, шестое и седьмое места занимает отсутствие привычки к алкоголю и наркотикам, затем идет доборожелательное отношение к другим, отсутствие привычки к курению, позитивное отношение к себе, полноценная духовная жизнь, а на последнем месте - отсутствие беспорядочной половой жизни. Как видно из этого перечня, для девушек правильное питание и занятие спортом являются более важными для здорового образа жизни, чем отсутствие вредных привычек.

У юношей-юристов на первом месте среди составляющих здорового образа жизни стоит осмысленная жизнь, затем следуют правильное питание, занятие спортом, позитивное отношение к себе, пятое и шестое место делят гармоничные отношения в семье и самосовершенствование, затем идет неупотребление наркотиков, полноценная духовная жизнь, отсутствие привычки к курению, доброжелательное отношение к другим, последние места занимают неупотребление алкоголя и беспорядочная половая жизнь.

Такая последовательность составляющих здорового образе жизни, перемещение отсутствия вредных привычек на более нижние позиции можно рассматривать как способствование методики расширению представлений о здоровом образе жизни, не ограничению его исключительно занятиями спортом и отсутствием вредных привычек.

Таблица 2.4

Составляющие здорового образа жизни на уровне неосознанных представлений

|составляющие ЗОЖ |Врачи |учащиеся-м|девушки-юр|юноши-ю|
| | |едики |исты |ристы |
|занятия спортом |15 |30 |35 |50 |
|отсутствие привычки к |5 |20 |24 |33 |
|курению | | | | |
|доброжелательные |- |5 |6 |- |
|отношения с другими | | | | |
|семья |10 |10 |12 |- |
|оптимистичное отношение к|25 |45 |6 |11 |
|жизни | | | | |
|природа |30 |65 |47 |11 |
|отсутствие привычки к |10 |25 |18 |11 |
|алкоголю | | | | |
|отсутствие беспорядочной |- |5 |18 |6 |
|половой жизни | | | | |
|отсутствие привычки к |10 |25 |12 |11 |
|наркотикам | | | | |
|правильное питание |10 |- |6 |6 |
|саморазвитие |15 |- |- |- |
|любовь |10 |- |- |- |
|деятельность системы |5 |- |- |- |
|здравоохранения | | | | |

В результате анализа рисунков мы можем сделать ряд выводов о неосознанных представлениях о здоровом образе жизни.

Так, как видно из таблицы 2.4, на выборке врачей выделено больше составляющих здорового образа жизни, чем на выборках учащихся медучилища и студентов-юристов, что может говорить о большей сложности и многогранности представлений о здоровом образе жизни у них по сравнению с другими группами. Составляющие здорового образа жизни располагаются у них в следующей последовательности: 1) общение с природой, 2) оптимистичное отношение к жизни, 3) саморазвитие, занятия спортом, 4) семья, отсутствие привычки к алкоголю, отсутствие привычки к наркотикам, правильное питание, любовь, 5) отсутствие привычки к курению, деятельность системы здравоохранения. Таким образом, в рисунках место вредных привычек у врачей стало более низким по сравнению с осознанными представлениями. Вместе с тем, пусть и незначительную роль в обеспечении здорового образа жизни населения, но играет для них деятельность системы здравоохранения, которая не отмечается больше ни в одной из групп в качестве составляющей здоровый образ жизни. Это можно рассматривать и как взятие на себя миссии быть проводниками здорового образа жизни, и как переложение ответственности за здоровье, в том числе и свое, на медицину.

У учащихся медучилища составляющие здорового образа жизни на основе рисунков представляют следующий ряд по степени важности для здорового образа жизни: 1) общение с природой, 2) оптимистичное отношение к жизни, 3) занятия спортом, 4) отсутствие привычки к алкоголю, отсутствие привычки к наркотикам, 5) отсутствие привычки к курению, 6) семья, 7) доброжелательное отношение к другим, отсутствие беспорядочной половой жизни. Как можно заметить, у девушек занятия спортом и отсутствие вредных привычек отражаются в рисунках менее часто, чем в неоконченных предложениях, но, тем не менее составляют основное содержание их неосознанных представлений о здоровом образе жизни.

У девушек-юристов составляющие здорового образа жизни расположены в следующем порядке: 1) общение с природой, 2) занятия спортом, 3) отсутствие привычки к курению, 4) отсутствие привычки к алкоголю, отсуствие беспорядочной половой жизни, 5) отсутствие привычки к наркотикам, семья, 6) доброжелательные отношения с другими, правильное питание, оптимистичное отношение к жизни.

У юношей картина следующая: 1) занятие спортом, 2) отсутствие привычки к курению, 3) оптимистичное отношение к жизни, общение с природой, отсутствие привычки к алкоголю, отсутствие привычки к наркотикам, отсутствие беспорядочной половой жизни, правильное питание. Не трудно заметить, что у юношей-юристов неосознанные представления о здоровом образе жизни в значительной степени совпадают с осознанными, сводимыми к занятиям спортом и отсутствию вредных привычек, тем более что “общение с природой”, отраженное на рисунках практически сводится к занятиям спортом на свежем воздухе (катание с гор на лыжах, плавание на яхте).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты