Значимость восточного учения и способы приобретения отдельных культурных навыков духовного развития для европейской личности

Так же и наша жизнь. Мы окружили небольшую часть Ки * Вселенной своим телом и заявляем: «Это - моё». Ки, которая даёт нам жизнь, - это частица Ки Вселенной, точно так же, как вода, которую держит наш, стоящий на берегу человек, - частица океана.

Однако, в отличие от жителя побережья, которому следует сознательно и специально наклониться, чтобы зачерпнуть воды из моря, получение жизненной силы происходит постоянно и стихийно. Наша личная Ки неотделима от Ки Вселенной, и между ними происходит непрерывный обмен. (По М. Веллеру – это постоянное преобразование энергии).

В этом сущность жизни: обмен Ки или энергии между нами и Вселенной, непрерывное течение её туда и обратно. Когда поток энергии сильный и беспрепятственный, мы – здоровы. Когда поток энергии временно остановился, мы теряем сознание. Когда поток остановился полностью и навсегда, мы умираем.

Энергетический обмен, в основном, происходит во время сна, а именно, – во время глубокого сна, который является единственным временем, когда большинство людей может по-настоящему расслабиться. Мозг человека получает Ки из космоса в периоды глубокого расслабления, когда электрическое колебания мозга становятся регулярными.

Именно поэтому даже девяти-десяти часов прерывистого сна недостаточно для того, чтобы почувствовать себя отдохнувшим, тогда как может хватить четырёх часов, если сон был спокойным и никем не нарушался. Сон – основная потребность жизни. Человек с сильной Ки может прожить десять или даже двадцать дней без пищи, но пяти дней без сна оказывается достаточно, чтобы его убить (за исключением особых случаев). В японском языке для этого существует специальное слово – киси, что означает «смерть от нехватки Ки». На всём протяжении истории для того, чтобы сломить заключенного, его надолго лишали сна. Трёх бессонных суток всегда было достаточно, чтобы получить признание самого закоренелого преступника.

В последние десять или пятнадцать лет в моду вошло употребление снотворного. Эти таблетки оказывают анестезирующее (афектически-парализующее) действие на мозг. А в состоянии, подобном смерти, личная Ки не может пополняться за счёт Ки Вселенной, поэтому обычные признаки привычки к снотворным – нехватка энергии, депрессия, и, в конечном счёте, испорченное здоровье.


1.3 Исторически-философский подход к пониманию «Ки», а также интерес учёных различных направлений к понятию «Ки». Объяснение этого понятия Уэсибой – мастером айкидо


Человек, подобно другим созданиям или предметам, возникает «почти из ничего», из неделимой субстанции, из которой создана Вселенная. Христиане называют её «Богом», буддисты называют её «Буддой», члены Сока Гаккаи (необуддийской секты в Японии) называют её «Гохонзон». Всё это имена, данные различными культурами и на различных языках, одного и того же «предмета», подобно тому ка то, что мы называем «рука» по-русски, по-японски будет «тэ».

Абсолютный универсум изначально один. Появились две противоположные силы - и родился относительный, или «предметный» мир. Мы привыкли думать, что относительный мир, который мы видим и слышим вокруг себя, только один, забывая об абсолютном мире, который стоит за ним. Во Вселенной абсолютное количество Ки неизменно, в то время как сама Ки или энергия находится в непрерывном движении. Буддисты говорят: «Это то, что не рождается и не погибает. Оно не грязное и не безупречное. Оно не увеличивается и не уменьшается».

В 1974 году сын основателя айкидо Киссёмару Уэсиба проводил шестинедельный семинар во время летнего семестра в Фулертон-Колледже, штат Калифорния. Там был введён новый курс под названием «Развитие Ки». Это была попытка навести мосты между психологическим воспитанием, которое касалось исключительно сознания, и физическим воспитанием, которое имело дело только с телом. Но, в конечном счёте сознание и тело – это одно целое, между ними не существует никаких границ. Ум – это очищенное тело, тело – неочищенный ум. Киссёмару говорил, что неразумно рассматривать их как две отдельные вещи. Он в течение многих лет пытался внедрить в академических кругах представление о единстве сознания и тела. Коллеги в Японии прислушивались к нему. В Америке на это обратили внимание в Гавайском Университете и в Колледже Левиса и Кларка. И вот Фулертон-Колледж зашёл столь далеко, что ввёл новый курс.

В семинаре Киссёмары Уэсибы приняли участие более 300 человек, включая врачей, юристов, профессоров и студентов. Присутствовали д-ра Терри Гантер и Джордж Брид с кафедры психологии университета в Южной Дакоте, а также д-р Мелвин с кафедры физики и миссис Мелвин с кафедры музыки Пенсильванского университета. Присутствовали также д-р Стив Саймон, философ, и д-р Луа Сан Цзай, психолог из Фулертон-Колледжа. Доктор Цзай Вырастил и воспитал вместе собаку, кота и мышь, и статья об этом эксперименте была опубликована в Life Magazine. Он с иронией заметил, что человеческие существа не могут жить вместе, тогда как на это способны даже кошка с собакой. Этот учёный был выдвинут на соискание Нобелевской премии.

Киссёмару Уэсиба вёл занятия по развитию Ки в Айкидо в большом гимнастическом зале Фулертон-Колледжа, и каждый день в течение часа, отведенного на ланч, отвечал на вопросы, хотя он никогда не собирался читать лекции университетским профессорам. Однажды к нему обратился доктор Мелвин с вопросом:

- Звук и свет можно выразить математически. А можно ли сделать то же самое с Ки (энергией)? Кто-нибудь пытался это сделать?

По тому, как был задан вопрос, Киссёмару понял, что он думает о Ки, как о количестве колебаний в секунду, и что от него ускользает то, что лежит в самой основе. Поэтому мастер решил, насколько это возможно, объяснить ему всё с помощью математических терминов.

-         Да, - сказал мастер Киссёмару, - это возможно.

-         Вы можете дать мне математическое выражение для Ки? – серьёзно продолжал профессор.

-         Конечно, - сказал мастер айкидо. – Основной объект математики – единица, не так ли? Доктор Мелвин кивнул.

-         Вселенная одна. Человек один. Булыжник один. Все они иогут быть представлены с помощью числа «один», мастер поднял вверх палец.

-         Вот единица. Если я уменьшу её размер вдвое, то, что останется будет всё той же единицей. Если я бесконечно буду уменьшать её вдвое, станет ли она когда-нибудь нулём?

-         Нет, - сказал профессор, - не станет. Но ведь вы можете уменьшить не только её размер, но и её численное значение.

-         Да, верно. И всё равно она не станет нулём. Если есть единица, всегда существует её половина. У половины – своя половина. Ки - это бесконечно большое множество бесконечно малых частиц.

Все зааплодировали. Это было не то, чего ждал доктор Мелвин, но это было определённо математическое объяснение.

Вот таким образом, не имея учёной степени в области математики, Киссёмару Уэсиба, мастер и сэнсэй Айкидо, в считанные минуты доказал существование того, чего нельзя увидеть, нельзя услышать, его нельзя пощупать и понюхать. Одним словом он доказал профессору существование Ки (энергии, духа) математическим путём – в чём очень плохо разбирался.

Его объяснение является современным переложением очень трудного отрывка из древнебуддийского текста Ханя Сингё. Если эту мысль выразить словами, её очень трудно ухватить, но выраженная подобным образом математически, она становится понятной даже ребёнку.

Отсюда следует – Ки – основная единица Вселенной. Она представляет собой бесконечно большое множество бесконечно малых частиц. Всё в конечном счёте состоит из Ки. Если мы теперь перенесём это представление на глубины индивидуального (бесконечно малого) человеческого сознания, то нам откроется, что же такое универсальный Разум Вселенной, который руководит всем мирозданием, любя и охраняя всё живое. Понимание природы универсального Разума – это основа понимания духа мира, и как результат – творческого слияния с природой.

Сегодня человечество окончательно запуталось в своих попытках концептуализировать внешний и внутренний миры. Единственная его надежда – прийти к пониманию абсолютного мира, который лежит под этим относительным миром (и в его основе), к пониманию Ки.

Справедливо утверждение, что Бог – синоним любви. Вполне оправданно также и утверждение о том, что Вселенная безжалостна. Всё, на самом деле, зависит от точки зрения. Если вы хотите всегда быть счастливыми, бодрыми, вам следует смотреть на светлую сторону всего, что окружает вас и что внутри вас: - гласит восточная мудрость, - если вас привлекает мрак и страдания – смотрите на тёмную сторону вещей; вы сможете прожить жизнь в слезах или с улыбкой. (Основатель Айкидо Морихей Уэсиба).

На Востоке ум принято считать не интеллект человека, а нечто большее (мудрость, дух), что стоит над интеллектом, т.к. интеллект не может быть абсолютным и законченным.

Таким образом, если мы решим смотреть по положительную сторону вещей, мы обязательно поверим, что путь Вселенной – это путь любви. Мы должны учиться положительно использовать свой ум и расширять свою Ки и своё сознание. Если же мы захотим смотреть на тёмную сторону жизни, то путь наш будет примерно таким: вера в то, что жизнь в своей основе не милосердна, отрицательное использование ума, вечное недовольство и потеря Ки.

Если же мы хотим усилить свою Ки, физическую энергию и жизнеспособность, и преуспеть во всех своих начинаниях, мы должны приложить усилия к тому, чтобы стать одним целым с Ки Вселенной. «Когда Вы расширите свою Ки,» - говорит учитель Айкидо – Киссёмару Уэсиба, - «в ваше тело вольются свежие её запасы». Вот почему нам так необходимо положительно использовать свой ум и расширять свою Ки и сознание.

Для того, чтобы стать единым с Ки Вселенной, необходимо согласовывать свои ум и тело. Объединение ума и тела – фундамент здания, корни, которые питают дерево. Например: небоскрёб может быть построен только на прочном фундаменте. Высокий раскидистый дуб без прочной корневой системы – фантазия. Современная цивилизация терпит непрерывные провалы в своём стремлении вырастить цветы раньше, чем разовьются их корни. Мы наследуем в своих индивидуальных усилиях этот прочный подход. Отсюда следует, что если мы хотим оставаться бодрыми и энергичными, прежде всего мы должны попытаться объединить свой ум, тело и дух в одно целое, а сделать это можно с помощью занятий такого вида восточного боевого искусства, как Айкидо, т.к. Айкидо – это и есть гармония нашего ума, тела и духа вместе взятого.

Наши движения отражают наши привычки – то, как мы думаем, взаимодействуем, воспринимаем внешние раздражители и реагируем на них. На татами (половое покрытие, смягчающее удар при падении) можно многое узнать о собственных привязанностях. Работа с разными партнёрами позволяет общаться без слов. И всё же даже без вербального общения можно почерпнуть многое в процессе взаимообмена чувственными импульсами, облачёнными во внешние формы атаки и защиты. Подобно тому, как писатель оттачивает своё перо, так и изучающий искусство Айкидо ученик, переживает свои взлёты и падения.

Короткие остановки на пути помогают как глоток свежего воздуха и формируют новый взгляд на вещи. На каждом этапе пути появляются свежие идеи, и накапливается новый опыт. Остановки на пути разрушают старые стереотипы и способствуют дальнейшему совершенствованию.

Расставаясь с устаревшими воззрениями и установками, мы делаем это без сожаления об утраченном. Позади остаются старые декорации, былые учителя и наше прежнее «я». То, что стало частью нашей натуры, не исчезает бесследно, но освобождает место для новых свершений. Прошлое, есть не что иное, как благодатная почва для сегодняшнего роста.

Вновь и вновь возвращаясь к истокам, мы освобождаемся от ложных чар и иллюзии собственного совершенства. В этом смысле человек должен выйти за рамки обманчивого эгоцентризма и косного мышления и найти новые положительные пути самореализации.

Каждое действие (наши слова, поступки и внешнее проявление чувств) порождает равное по силе противодействие. Тело (сома) – это средство самовыражения и восприятия ответов на наши послания. Искусство айкидо может многое рассказать о качествах личности, её мотивировках, взаимоотношениях с другими людьми, ценностных приоритетах, духовности и манере поведения. Также айкидо само по себе несёт положительное использование ума и не может без этого существовать, а отсюда следует, в организме человека происходит правильный энергообмен, т.е. энергопреобразование.


1.5 Рассмотрение общепсихологического свойства «Внимание» по отношению к «Ки» понятию


Внимание имеет обыкновение рассеиваться, намерения меняются, и модели мускульной активности, сохраняя одну и ту же внешнюю форму, варьируются в зависимости от обстоятельств.

Абсолютно понятно, что внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает.

Это понятие понятно для европейской психологической науки, оно понятно и для восточной науки, но для европейцев оно на этом заканчивается, а на Востоке, особенно в боевых искусствах «внимание» ещё и используют для развития Ки, а именно, для целенаправленного энергетического воздействия (силового, лечебного), энергообмена (медитация) и энергопреобразования.

Если только можно было бы включить в группу сенсорных раздражителей центральной нервной системы (вкусовым, слуховым, зрительным, тактильным и обонятельным), общепризнанный фактор, известный во всём мире, как энергетический раздражитель, именно раздражитель, так как энергия может воздействовать на ощущения и состояния индивида в равной степени, а возможно и в большей, эволюция развития личности пошла бы совсем иным путём, более продуктивным и целесообразным, так как энергией, которая присутствует реально везде и во всём можно управлять с помощью обыкновенного внимания. Но внимание нужно изначально пропустить через сознание, так как внимание не может существовать самостоятельно. Получилась очень простая схемка, но с многозначительными выводами и совсем другими, отличными от прежних, возможностями для формирования и развития личности.

Энергия (Ки), также как и другие раздражители нашего ощущения (зрительные, слуховые и т.д.), может положительно или отрицательно влиять на любые человеческие факторы, например, творчество или физиологию.

И во всём этом, нам как раз, постоянно, как самый лучший друг, помогало бы наше внимание. Дело остаётся, как говорится, «за малым». Нам всего лишь нужно научиться чувствовать Ки и, посредством внимания, направлять это Ки в нужное место нашего организма. Отсюда следует определение, например, для нашей медицины: Здоровье – это сосредоточение внимания на энергии (Ки), направленное в организм человека.

Как можно было забыть и как должно быть стыдно европейским учёным, которые сами же постоянно говорят об энергии, не приспособить этот фактор к психологическим свойствам. Ведь ещё в античные времена Аристотель рассматривал энергию в человеческом организме, как душу или дух, что выглядит более убедительно. Он объяснял, для лучшего понимания и представления, что «дух – это лоцман на корабле», где человеческий организм – это корабль, а лоцман – это душа или энергия.*

Пользуясь моментом было бы не позволительно процитировать определение «души» (энергии), в то время, когда многие психологи утверждают, что определения «души» нет, и никто его не давал. Видимо, они не читали знаменитого «трактата о Душе» самого Аристотеля, где очень ясно оно представлено, и вот как выглядит: «Душа – есть единственное законченное осуществление естественно-органической материи».

С гордостью хочу заметить, что это был европейский учёный, и это определение было дано так давно, что если бы мы не забыли его, но наверняка уже научились управлять, с помощью своего внимания, той самой энергией или Ки – которую практикуют на Востоке в своих боевых искусствах совсем другие люди, с абсолютно отличным от европейского, духовным развитием и фундаментом.

Но на самом дел, дело не в том, у кого какой фундамент, дело в том. Что хоть они не забыли о значении Ки (энергии), и в настоящее время несут это понятие всему миру.

Доказать то, чего не видно, не слышно, что нельзя потрогать и «понюхать» - это очень сложно, но это можно реально ощутить, и это – факт. В нашем случае этому нужно научиться делать произвольно, через наше сознание, посредством внимания, как это делают, к сожалению, далеко не многие люди, даже практикующие боевые искусства.

Карл-Густав Юнг, будучи талантливым психотерапевтом, другом Фрейда и основоположником теории коллективного бессознательного, даже организовал «поход в Индию» с целью провести параллель между духовным развитием и культурой Востока и Запада, но к сожалению, как он утверждает, это очень трудно, так как европейское духовное развитие, а вместе с ним, и

культура утратили своё истинное значение вместе с постоянными изменениями в христианском «кодексе» слишком давно. Однако ему удалось доказать и обосновать, в своей книге «О психологии восточных религий и философий», то существенное различие между Востоком и Западом, а именно, - восточной личностью и западной личностью, в духовном и культурном отношении. А также подчеркнул то положительное, что ещё может взять для себя европейская личность из восточных учений, тем более, что европейцу, на своём заторможенном этапе развития, брать «для себя», как раз, ни в коем случае не стоит и не следует.

В своих исследованиях Юнг подчёркивает, что Гёте, в своём произведении «Фауст», так же пытался провести параллель между Востоком и Западом, вдохнуть восточную мудрость через Мефистофеля в Фауста, но так же безуспешно. Но о взглядах выдающегося психотерапевта и учёного Юнга К.Г. мы поговорим чуть ниже, так как мы непроизвольно отдаляемся от темы, хотя понятие «внимание», взаимосвязь его с энергией (Ки) на Востоке считается одним целым, так как только при совокупности понятий, которые мы рассматриваем, следует гармоничное развитие личности и человеческого организма в общем.

Нельзя быть просто внимательным, можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определённой работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено как на работу жизненно важных органов, так и на работу органов чувств, так и на образовательную и духовную программу. Оно может быть произвольным, непроизвольным и после произвольным, и нести в каждом случае определённую направленность и концентрацию.

Теперь попробуем направить наше внимание с помощью сознания на энергию, которая находится в нашем организме. На Востоке, особенно в боевых искусствах, эту процедуру практикуют для того, чтобы почувствовать и ощутить прилив сил (энергии), «налиться ею». Кстати, на Востоке, эти проявления и манипуляции с Ки очень хорошо заметны просто в разговоре между друг-другом, например, японцы, произнося слова, как будто выпускают энергию, обозначая свою значимость.

Представьте, что концентрируя ваше внимание на энергии во всём теле, и постепенно всё ваше тело наполняется необыкновенной силой, например, повторяя случай с Морихеем Уэсибой, основателем боевого искусства Айкидо, будучи небольшого роста, смог вырвать, с возделывавшегося поля, сосну диаметром пятнадцать сантиметров, которая мешала крестьянам. С помощью только физической силы он этого бы никогда бы не сделал, это ещё раз говорит нам в качестве доказательства присутствия Ки (энергии), произвольно направленным вниманием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты