Ответственность перевозчика
p> - 15 - дело обстоит со ст. 278 ТК.

2.2. Ответственность перевозчика за НТП, предусмотренные ст. 278

Таможенного Кодекса Российской Федерации

Статья 278 ТК РФ "Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации" предусматривает ответственность за перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу РФ в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, за исключением случаев, предусмотренных статьями 279
(недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств) и 282 ТК (действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижения ), при отсутствии признаков контрабанды.

Непосредственным объектом данного правонарушения является товар (либо транспортное средство), перемещаемый через таможенную границу РФ с обманным использованием документов. Под товаром в соответствии с п.1 ст. 18 ТК РФ понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (кроме ука-

- 16 - занных в п.4 ст.18 ТК) транспортные средства - любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование (п.4 ст.18 ТК). Товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами рассматриваемого НТП, имеют стоимостное выражение. Стоимость таких товаров
- не их таможенная стоимость, определяемая в соответствии с федеральным законом РФ "О таможенном тарифе", а их свободная (рыночная)цена товаров на день обнаружения правонарушения, определяемая в соответствии со ст. 339 ТК
РФ.

Субъективная сторона этого НТП существует и подлежит доказыванию, на наш взгляд, только при привлечении к ответственности физических лиц, включая должностных лиц, которые согласно ч. 5 ст. 231 ТК несут ответственность за НТП, если они совершили противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Предприятия, учреждения, организации и профессионалы- предприниматели в соответствии с ч.6 той же статьи несут ответственность за
НТП, за исключением случаев, когда нарушение произошло в результате действия непреодолимой силы, то есть практически всегда за факт совершения
НТП, а не за вину в его совершении. Кроме того, вина - психическое отношение лица к им совершаемому. Психика же - качество чисто человеческое, свойственное только живым людям, а не организациям. Говоря о форме вины физических лиц применительно к совершению ими НТП, предусмотренного ст. 278
ТК РФ, нельзя согласиться с авторами, утверждающими, что "субъективная сторона правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется прямым умыслом"1. Это высказывание противоречит вышеупомянутому по-

-----------

1Комментарий к ТК РФ/ Под ред.Козырина А.Н.- М., 1996. С. 443.

- 17 - ложению ч.5 ст. 231 ТК и сводит на нет отличие субъективной стороны аналогичного по своему составу уголовно-наказуемого деяния (ст.. 188 УК) и рассматриваемого НТП. Кроме того, ТК содержит только формальные составы таможенных правонарушений, то есть последствия НТП в нем не оговариваются и юридического значения не имеют. Следовательно, разграничение умысла на прямой и косвенный применительно к таможенным правонарушениям не должно иметь места.

Объективная сторона данного правонарушения состоит из ряда признаков:

- непосредственные объекты НТП должны перемещаться через таможенную границу РФ;

- документы, представляемые на эти непосредственные объекты НТП таможенному органу, должны быть необходимы для таможенных целей;

- в качестве товаросопроводительных документов представляются поддельные документы (имеющие физические подчистки, помарки ); недействительные документы ( просроченные или по другим причинам ставшие недействительными); документы, полученные незаконным путем (т.е. в нарушение порядка получения таких документов); документы, содержащие недостоверные сведения (т.е. не соответствующие показателям фактически перемещаемого товара); документы, относящиеся к другим товарам. Причем для состава НТП достаточно одного из перечисленных признаков обманного использования документов. Кроме того, объективная сторона данного НТП может состоять также из признаков использования поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и транспортным средствам;

- 18 -

- отсутствие других таможенных правонарушений, а именно: НТП, предусмотренных ст. ст. 2 79 и 282 ТК РФ и преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ.

Остановимся на некоторых признаках объективной стороны рассматриваемого НТП.

Перемещение по Таможенному Кодексу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров любым способом. К этим действиям при ввозе относится фактическое пересечение таможенной границы РФ; при вывозе - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары (п.5 ст. 18 ТК) 1. Понятие перемещения тесно связано с понятиями таможенной территории и таможенной границы. "Таможенная территория представляет собой пространство, на котором в полном объеме действует национальное таможенное законодательство. Интеграционные процессы в мировой экономике и политике, отправной точкой которых является формирование таможенного союза, поглощающего таможенные территории его участников; создание свободных таможенных зон (свободных складов), режим которых предполагает выведение отдельных участков территории из-под действия национального таможенного законодательства; образовавшиеся в результате международно-правовых договоренностей таможенные анклавы и эксклавы, а также некоторые другие обстоятельства допускают расхождение государственной и таможенной территории. В связи с этим таможенная

----------

1 Здесь я не упоминаю вопросов перемещения товаров через границы свободных зон и складов, имеющие некоторые особенности и поэтому требующие отдельного изучения.

- 19 - граница, в отличие от государственной, представляет собой юридическую фикцию, позволяющую использовать различные экономические таможенные режимы"1. В соответствии с ч .4 ст.3 ТК РФ таможенная граница - пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и складов. Таможенную же территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние пространство над ними ( ч. 1 ст.3). Вопросы таможенной территории и границы, их соотношения и влияния на статус товаров требуют отдельного изучения и обсуждаются в юридической литературе2.
Касательно темы настоящей работы мы считаем, что понятия таможенной территории (таможенной границы) имеют самостоятельное значение независимо от наличия или отсутствия таможенного оформления или контроля на границе.

Необходимость товаросопроводительных документов для таможенных целей выражается во включении общего перечня либо конкретных описаний таких документов в этом качестве в нормативные акты по таможенному делу.
Например, п.б.5 Положения о СВХ приводит общеродовую классификацию таких документов - транспортные, товаросопроводительные и иные коммерческие
(накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т.д.). В этом случае должностное лицо таможенного органа само определяет, какие конкретно документы считать сопроводительными на товар. Но здесь выбор, на

----------

1Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма. -
М., 1994. С.II.

2См., например, Козырин А.Н. Понятие таможенной территории и пространственные аспекты таможенно-тарифного регулирования // Московский журнал международного права, 1995. N 1. С. 84-103.

- 20 - наш взгляд, ограничен двумя критериями, во-первых, документы должны содержать сведения, указанные в п.6.6 Положения о СВХ (см.1.1 настоящей главы); во-вторых, некоторые документы должны обязательно быть в наличии во исполнение международных договоров РФ (например, накладная ЦМР - при перевозке грузов в рамках КДПГ - см. 2.3 главы 2 настоящей работы; книжка
МДП - при операциях МДП (Конвенция МДП, 1975 г. - 2.2 главы 2 работы)). Под таможенными целями же здесь следует понимать любые цели, связанные с таможенным делом независимо от конкретных его институтов (предварительные операции, таможенный контроль или декларирование и т.д.).

Отсутствие в рассматриваемом правонарушении признаков НТП, предусмотренных ст. 279 и 282 ТК РФ означает в совокупности с подсобными фразами в ст. 279 и 282 ТК РФ; что деяние, обладающее схожими признаками, должно быть квалифицировано по одной из этих статей по общему правилу квалификации - приоритету специальной нормы.

Контрабанда (ст. 188 УК РФ) в отличие от НТП, предусмотренного ст. 278
ТК РФ, может быть совершена только физическим лицом умышленно и в крупных размерах, т.е. стоимость непосредственных объектов НТП должна превысить 200
МРОТ.

Говоря о способе обманного использования документов, следует особо выделить представление документов, содержащих недостоверные сведения. Этот способ встречается наиболее часто.

Субъектом НТП, предусмотренного ст. 278 ТК РФ, может быть, во-первых, лицо, перемещающее товары, во-вторых, лицо, в чьи обязанности входит представлять документы таможенному органу РФ. Эти два свойства такого лица должны присутствовать одновременно.

- 21 -

Под лицами, перемещающими товар, в ТК понимаются лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством РФ для совершения с товарами действий, предусмотренных ТК, от собственного имени
(п.9 ст.18 ТК), а также перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары
(п.11 ст.18 ТК РФ). Представление таможенному органу РФ товаросопроводительных документов вместе с товарами вменяется ТК при транзите товаров и при предварительных операциях в обязанности перевозчика
(как уже говорилось в 1.1 настоящей главы). Иные же лица, перемещающие товары, представляют в этих случаях документы на товары перевозчику, но не таможенным органам. Поэтому они не могут быть, на наш взгляд, субъектами рассматриваемого нарушения, если оно совершено при проведении предварительных операций или при транзите товаров. Следовательно, субъектом в данных случаях является единственно возможное лицо - перевозчик. Кроме того, ст. 144 ТК прямо указывает, что при предварительных операциях всю ответственность за товары несет перевозчик, а ст. 40 содержит аналогичное положение, применимое при транзите товаров. В качестве примера применения ст. 278 ТК РФ на практике приведем дело о НТП.

16 ноября 1995 г. на т/п "Брусничное" - из Финляндии в РФ прибыл автопоезд. Согласно представленным для таможенного оформления водителем товаросопроводительным документам в автопоезде от фирмы-отправителя
"Финнэйр" в адрес АОЗТ "Софи" (С.-Петербург) перемещался сборный груз, состоящий из 36 мест. В результате таможенного досмотра было установлено, что кроме указанных в документах товаров в автопоезде перемещались шкурки меховые (1890 шт.) и шубы из натурального меха (20 шт.), не ука-

- 22 - занные в документах. По данному факту был составлен протокол по признакам ст. 278 ТК РФ в отношении отправителя товаров, представитель которого пояснил, что не указанный в документах товар был ошибочно загружен в автопоезд. Постановлением по данному факту отправитель был признан совершившим НТП, предусмотренное ст. 278 ТК РФ, на него было наложено взыскание. Решением Выборгского городского народного суда от 18 апреля 1996 г. данное постановление отменено ввиду неправильного определения субъекта
НТП, а производство по делу прекращено. 26 апреля 1996 года был составлен другой протокол по данному факту в отношении перевозчика товара - фирмы
"Викстранд" (Финляндия). Представитель перевозчика и водитель показали, что водитель автомашины не присутствовал при погрузке, не сверил с фактическим содержанием автопоезда переданные ему документы.

Постановлением Выборгской таможни от 16 мая 1996 г. перевозчик признан совершившим НТП, предусмотренное ст. 278 ТК РФ, на него наложено взыскание в виде штрафа и конфискации товара, являющегося непосредственным объектом
НТП.

Судебная практика применения ст. 278 ТК РФ показывает1, что в 1996 г. судебное рассмотрение дел, связанных с применением ст. 278 ТК РФ, имело место в трех таможнях Северо-Западного региона. Всего за указанный период в судах рассмотрено 9 дел, связанных с применением этой статьи, в том числе 3
- в судах общей юрисдикции, 6 - в арбитражных судах. Всего вынесено 9 решений судов, из них 7 - в пользу таможенного органа, 2-не в пользу таможенного органа. Анализ информации, обобщенной юридическим

---------

1Данные предоставлены юридическим отделом СЗТУ России.

- 23 - отделом Северо-Западного таможенного управления РФ, свидетельствует о том, что в таможнях региона неправомерная практика применения ст. 278 ТК РФ и ее судебное обжалование в 1996 г. осуществлялись достаточно редко.
Несмотря на это, имеется ряд сложностей при применении рассматриваемого
НТП.

Одна из таких сложностей - определение конкретного лица, фактически перемещающего товар. Эта проблема особенно актуальна для автомобильного транспорта. На наш взгляд, для ее решения следует применить комплексный подход. Во-первых, нужно изучить товаросопроводительные документы с целью выяснения, кто же в них указан в качестве перевозчика (Особое внимание - договору перевозки груза - накладной ЦМР; книжке МДП). Во-вторых, помня о возможном несовпадении понятия перевозчика в договоре международной перевозки груза и в ТК РФ, следует выяснить, в чьей собственности находятся транспортные средства (либо в каком ином вещном или обязательственном праве
), определив правовой статус последних. Наконец, следует уточнить, по какому договору (трудовому или подряда ) управляет транспортным средством водитель, с кем заключен этот договор, кто выдавал путевой лист и т.д.
Только ответив на все поставленные вопросы, можно определить перевозчика.

Другой сложностью в применении ст. 278 ТК РФ является то, что в настоящее время необходимо учитывать широко развитое международное транспортное и таможенное законодательство. Об этом - в следующей главе.

- 24 -

ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ' В

МНОГОСТОРОННИХ ТАМОЖЕННЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ

2.1. Регламентация правового статуса и деятельности перевозчика в многосторонних таможенных соглашениях

"Исполнение контрактов на поставку товаров, на выполнение работ..., заключаемых отечественными внешнеторговыми организациями с иностранными контрагентами, требует транспортировки разнообразных экспортных и импортных товаров, иначе говоря - перевозки внешнеторговых грузов.

Условия перевозок внешнеторговых грузов во внутреннем сообщении установлены соответствующим законодательством России... Перевозки внешнеторговых грузов в международном сообщении регулируются международными
(как многосторонними, так и двусторонними) соглашениями, заключенными
Советским Союзом [и Россией - А.Иванов] с зарубежными государствами; при определенных условиях к таким перевозкам могут быть применены и нормы соответствующего советского [и российского - А.Иванов] законодательства.
Россия, как правопреемница СССР, является участницей всех ранее подписанных и ратифицированных международных транспортных актов.

Международные соглашения и акты национального, в том числе российского законодательства, определяющие условия перевозок, принято называть источниками правового регулирования"1. Международные источники правового регулирования таможенных

----------

1Холопов И. В. Современная практика правового регулирования перевозок внешнеторговых грузов. - Челябинск, 1993. С. 3.

- 25 - вопросов при международной перевозке грузов имеют дуалистическую, на мой взгляд, природу. Дуализм заключается в следующем, с одной стороны, такие источники регулируют вопросы таможенного дела, а значит имеют четко очерченный и конкретный объект регулирования, что позволяет выделить их в совершенно отдельную группу; с другой стороны, таможенно-правовые вопросы, касающиеся международных перевозок грузов неотделимы и от условий самой перевозки грузов, являясь в этом смысле довольно значимыми "прочими условиями" договора перевозки, что позволяет так же присоединить источники правового регулирования таможенных вопросов при международной перевозке грузов к группе транспортных соглашений. И хотя большая часть таможенных конвенций направлена на облегчение транспортных связей между странами, что по мнению О.Н.Садикова, представляет единую классификационную группу соглашений, я бы предпочел, включая их в транспортные соглашения, выделить их в отдельную группу, учитывая их дуалистическую природу и дополняя тем самым данную О.Н.Садиковым классификацию позицией 8) таможенные соглашения, касающиеся международных перевозок грузов.

"К... конвенциям и соглашениям по таможенным вопросам, играющим огромную роль в организации и осуществлении международных перевозок грузов, относятся:

1. Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП или Конвенция ТИР) от 14.11.75.

2. Таможенная Конвенция, касающаяся временного ввоза автотранспортных средств, служащих для коммерческих целей от 18.05.56.

3. Таможенная Конвенция, касающаяся контейнеров от 18.05.56.

4. Европейская Конвенция о таможенном режиме, применяемом к

- 26 - поддонам, используемым в международных перевозках от 09.12.60.

5. Таможенная Конвенция, касающаяся контейнеров от 02.12.72.

6. Соглашение о таможенном оформлении международных перевозок, осуществляемых автомобильным грузовым транспортом от 18.11.65 (Соглашение
АГТ) [Россия в настоящее время не является участницей Соглашения АГТ - А.
Иванов] 1.

7. Международная Конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах от 21.10.82.

...Таможенная Конвенция, касающаяся временного ввоза автотранспортных средств, служащих для коммерческих целей, от 18.05.56... вступила в силу
08.04.59. Участниками ... являются 59 стран Европы, Азии и Африки, включая
Россию. Конвенция разработана а и подписана в целях содействия развитию международных автомобильных перевозок путем освобождения владельцев транспортных средств от уплаты ввозных пошлин и сборов за временный ввоз на территорию одной страны автотранспортных средств, ввозимых и используемых в коммерческих целях для перевозок грузов и пассажиров и зарегистрированных на территории другой страны.

Эта Конвенция предусматривает беспошлинный ввоз транспортных средств в страну при условии оформления на него таможенного документа, называемого
"таможенная талонная книжка " или "Карнет де пассаж" (Garnet de Passage en
Donanes). Карнет де пассаж является документом, гарантирующим уплату

----------

1См. Постановление Правительства РФ от 12.01.95 N 28 "О выходе РФ из международных соглашений, касающихся таможенного оформления международных автомобильных перевозок грузов" / Собрание, 1995. N 4, СТ. 296.

- 27 - ввозных пошлин и сборов и причитающихся таможенных штрафов в том случае, если транспортное средство в течение обозначенного в карнете срока не покинет территорию страны, а также в случае нарушения иных положений
Конвенции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты