Курсовая работа по дисциплине «Сырье и материалы рыбной промышленности» Технохимическая характеристика темного окуня
p> Такими новыми для Дальнего Востока видами оснащения нижней подборы тралов являются набивной и облегченный грунтропы и отрезки цепи, прикрепленные одним концом непосредственно к подборе.

При траловых работах на грунтах Берингова моря, чаще всего рвется вся нижняя пласть мотни, нижние крылья, грунтроп и нижняя подбора.
Сопоставление работы тралов, оснащенных различными видами употребляемых и экспериментальных грунтропов, а так же отрезками цепей, показали, уловы трала не зависят от типа оснащения нижней подборы. Однако установлено что трал реже всего рвется, и его меньше и реже приходится ремонтировать при работе с набивным и облегченным грунтропом или совсем без грунтропа, т.е оснащением нижней подборы 16-20 отрезками цепей, распределенными по всей длине подборы.

Набивной грунтроп представляет собой стальной трос диаметром 18-22 мм. с нанизанными на него бобинцами и катушками, бобинцы и катушки располагаются по всей длине троса, практически без какого либо просвета между ними. Обычно по центральной части троса ставят 3-4 металлических шарообразных бобинца диаметром до 600 мм. с прокладкой между катушками резиновых или деревянных бобинцов диаметром 150 –200 мм. По крыловым частям троса ставят 2-3 металлических бобинца диаметром 400 мм. с прокладкой между катушками опять же резиновых или деревянных бобинцов. Как правило, при набивном грунтропе работают с клячовками и ставят перед ними два металлических бобинца диаметром 400 мм. Набивной грунтроп крепится к нижней подборе цепными гужиками. Катушки на грунтропе гарантируют погружение его при спуске трала. Бобинцы грунтропов являются катками, перекатывающимися через выступы и отдельные препятствия дна, благодаря которым трос грунтропа, проходящий по центру бобинцов, и все сетные части половины трала, находящиеся от централа бобинцов на расстоянии длины гужиков, не задевают за неровности дна и не рвутся. Нужно отметить, что трудоемкость тралового лова с набивным грунтропом и время, затрачиваемое на спуск и подъем трапа с бобинцами, возрастают. Однако потери времени на спуск и подъем трала с набивным грунтропом меньше потерь времени на ремонт трала при работе без бобинцов на задевистых грунтах.

Облегченный грунтроп так же, как и набивной, хорошо предохраняет сетную часть трала от порывов, но у него чаще рвется сам трос грунтропа.
Работать тралом снабженным облегченным грунтропом значительно легче, чем с набивным. Облегченный грунтроп с тремя металлическими бобинцами диаметром
400 мм. Интервалы между катушками бобинцов ничем не заполнены. Голые концы грунтропа крепятся к низу метровых клячевок, к верху клячовок крепятся концы нижней подборы, соединенной с грунтропом метровыми гужиками. Впереди клячовок ставят по металлическому бобинцу диаметром400мм. От этих бобинцов идут к нижним лапкам досок голые концы длиной 12-15 м. К верхним лапкам досок – голые концы топенантов и верхней подборы.

1 Регулировка хода трала

Регулировка хода трала – это выбор наиболее выгодного соотношения между оснасткой верхней и нижней подбор, которое, как известно, предопределяет грузность хода трала, т.е. степень прилегания его ко дну или давление на грунт.

При лове окуня следует отрегулировать трал так что бы его давление на дно было наименьшим, т.е. чтобы грунтроп или цепи, подвешенные к нижней подборе, едва касались дна. Сама же нижняя подбора должна идти над грунтом.
При большом подъеме уловы трала уменьшаются. Резко уменьшаются уловы трала и при полном отрыве его от дна, когда трал не соприкасается с грунтом не только нижней подборой, но и грунтропом или цепями, подвешенными к подборе.
Подъем нижней подборы над дном регулируется при помощи поводцов – гужиков, связывающих ее с грунтропом или цепями, давление трала на дно – изменением соотношения между оснасткой верхней и нижней подборы.

Промысловый опыт судов позволяет рекомендовать при длине грунтропа, равной длине нижней подборы, ставить метровые гужики; при укороченном грунтропе длину гужиков следует увеличивать до 2-2,5 м., не допуская, однако, чтобы фактический подъем нижней подборы над дном был более 1 м. при оснастке нижней подборы отрезками цепей длину цепей нужно включать в длину гужиков.

2 Режим траления

Большое значение для обеспечения высоких уловов окуня имеет режим траления. Замечено, что с уменьшением скорости траления с 2,5 до 2 –х узлов уловы окуня резко падают, а с увеличением скорости с 2,5 до 3,2 узла – возрастают.

Таким образом, при лове окуня СРТ – 300 следует принимать все меры, чтобы обеспечить скорость траления минимум 2,5 узла. Такими мерами могут быть траление по течению, по зыби и ветру, предельно легкое оснащение трал, вытраливание наименьшего количества ваеров.

Во время выборки трала, очевидно, с момента отрыва его от дна, окунь начинает выходить из кутка. К подходу досок к борту, если выбирать трал с застопоренного судна и не делать циркуляции, окунь оказывается уже под сквером и за его пределами. В этом случае на борт поднимается не весь улов часть его остается в сквере и крыльях, а часть полностью выходит из трала.

Что бы избежать этого, следует выбирать трал на малом ходу, и за 50 –
40 м до подхода к борту траловых досок делать полную циркуляцию. Скорость выборки не должна быть менее 40 м/мин. Способствует удержанию окуня в кутке увеличение хода траулера за 5-10 мин. до отдачи ваеров со стопора.

2 Особенности тралового лова окуня в Беринговом море

Условия тралового лова окуня на свале центральной и восточной части
Берингова моря тяжелые и в промысловом, и в навигационном отношении: туманы, плохая видимость, сильные поверхностные течения, сложный рельеф дна на промысловых участках, наличие скалистых задевистых грунтов

В среднем косяки окуня имеют длину 500 – 300 метров. Высота их достигает иногда 60 – 80 м. Обычно же она равна 15-20 м.

В следствии этого очень часто траления обратным курсом оказываются неудачными, так как пройти дважды по одному и тому же месту практически невозможно и достаточно небольшого смещения, чтобы пройти в стороне от косяка поэтому у промысловых судов отсутствуют стабильные уловы окуня в течении суток: тралы поднимают то пустые, то полные.

Окунь легко задерживается в сетных карманах, напусках и стенках, стоящих под острым углом к движению. Очень часто окунь не проходит в куток и задерживается в крыльях, мотне и сквере из за несимметричного расположения частей трала при буксировке, из-за перекоса и отставания ил опережения одного крыла другим. Большей частью это происходит при резких поворотах судна с тралом, и при неодинаковой длине вытравленных ваеров.

Что бы не создавать условий для задержки окуня в крыльях или мотне, при лове окуня избегают поворотов с тралом и внимательно следят за разбивкой ваеров, особенно новых. Не менее важным средством предотвращения перекоса трала даже при неверной разбивке ваеров является обязательной проверка из длины за стопором.

Окуня ловят тралом чаще всего на плохих грунтах, причем тралы как сельдевые, так и камбальные при работе в свежую погоду на глубинах более
200 –250м. тяжелы для судов типа СРТ-300. Учитывая эти два обстоятельства на окуне работают тралом с меньшим количеством ваеров, чем при лове камбалы. Травят столько ваеров, чтобы обеспечить легкий негрузный ход траловых досок по дну. На глубинах 250 –400 м вытраливают соответственно не более 2,5- 2,2 глубин, т.е. около 650 –900 м. На глубинах 120 –200 м.
Вытраливают 350 – 500м. ваеров.

Часто при удачном выходе на косяк траление длится 5-10 мин. и траулер поднимает до 100, а иногда до 150 ц. Окуня. Косяки окуня как правило узкие, поэтому нередко траулеру не удается точно выйти на обнаруженный косяк окуня и обловить его. На глубинах до 200 м. выйти на косяк судну помогала установка вешки над косяком сразу же после его обнаружения.

Такая тактика тралового лова требует определенных навыков и опыта.
Чаще всего эту тактику применяли СРТР «Командор», «Курима», и «Олгуя» в основном на тяжелых задевистых грунтах.

Уловы окуня за часовое траление достигает 10-12 т. На каждом СРТ делают по 1-2 тралению в сутки в зависимости от количества окуня, которое можно обработать за это время на судне или сдать в свежем виде на плавбазу. Большую часть окуня шкерили и солили на промысловых судах, после чего в бочках передавали на плавбазу. Во время хороших уловов экипажи многих СРТ старались сдавать окуня на плавбазу в свежем нешкеренном виде, так как при хорошей концентрации можно выловить более 30 т. окуня в сутки а обработать не более 10-12 т. На плавбазу «Заполярье» было сдано около 500 т. свежего окуня, который обрабатывала команда плавбазы. В дни массовой сдачи окуня в свежем виде на плавбазе обрабатывали до 56 – 60 т. рыбы в сутки, но из - за неравномерного поступления рыбы, средняя производительность составила 15 т. в сутки. Полуфабрикат и свежего окуня в хорошую погоду сдавали, швартуясь к борту плавбазы. При невозможности швартовки передача свежего окуня с промысловых судов вначале планировалась при помощи специальных капроновых мешков длиной 33 м. Предполагалось, что
СРТ, подойдя к плавбазе, загружает передаточный мешок свежей рыбой (8-10 т) и передает его по проводнику на плавбазу. Но этот способ передачи не дал положительных результатов в основном потому, что дрейф базы значительно больше чем промыслового судна. В то время, когда команда СРТ загружала передаточный мешок рыбой, плавбаза отходила от СРТ и получившееся расстояние от разницы дрейфов (до 1 – 1,5 мили) СРТ был вынужден проходить, буксируя мешок с рыбой. При буксировке окунь в мешке плотно сбивается теряет плавучесть и тонет. Так при передачи окуня таким способом с СРТ
–1107 передаточный мешок потерял плавучесть, проводник лопнул и мешок с рыбой утонул. На СРТ – 9002 произошел аналогичный случай. Хотя на этот раз мешок с рыбой удалось поднять на поверхность и передать на плавбазу, рыба оказалась сильно помятой, низкого качества.

Несмотря на первые неудачи, вопрос передачи окуня на промысле без швартовки необходимо было срочно решать. Так как крупная зыбь часто не давала возможности СРТ пришвартоваться к плавбазе капитан плавбазы
«Заполярье» В.К. Воинов предложил принимать свежую рыбу от СРТ на бакштове плавбазы. Этот метод в дальнейшем оправдал себя, СРТ сдавали 10-12 т. свежего окуня за 2,5 – 3 часа, т.е. почти столько же, сколько можно передать при швартовке. Бакштов состоит из капронового конца диаметром 175
– 200 мм., длиной 15-20 м. с амортизатором, состоящим из 20 – 25 парашютных стропов. [6]

3 Первичная обработка рыбного сырья

1 Заготовка живой рыбы

Живая рыба – лучший товарный продукт, пользующийся неограниченным спросом у населения, и наиболее ценное сырье для производства разнообразных пищевых продуктов.

В живом виде заготавливают в основном пресноводных рыб (карпа, сазана, леща и др.).

Морские рыбы менее выносливы, чем пресноводные, требуют особых условий содержания и плохо переносят перевозку на дальние расстояния, поэтому заготовка их не получила широкого распространения.

Для заготовки в живом виде пригодна только вполне здоровая упитанная рыба.

Потребление кислорода различными видами рыб неодинаково. Рыбы, способные к быстрому передвижению и совершающие большие миграции, потребляют кислород значительно больше, чем малоподвижные и не совершающие миграций. Молодь потребляет обычно больше кислорода, чем взрослые рыбы того же вида.

Нормальное хранение и перевозка живой рыбы возможны при содержании кислорода в воде 4-8 мг/л. Необходимая концентрация кислорода в воде при хранении живой рыбы должна поддерживаться путем периодической смены воды или принудительного обогащения ее воздухом (или кислородом).

При повышении температуры растворимость кислорода в воде уменьшается, однако потребление его рыбой увеличивается. В связи с этим лучше содержать рыбу в воде с пониженной температурой (6-8 0С).

Вода, в которой содержится живая рыба должна быть чистой.
Хлорированную воду необходимо освободить от хлора путем вдувания в нее воздуха в течении 10 –15 мин или распылением ее через форсунки.

Живую рыбу в местах промысла заготавливают следующим образом.
Пойманную рыбу извлекают из орудий лова и помещают в лодки (прорези), имеющие щели на бортах для циркуляции воды, или небольшие садки, и доставляют к живорыбному садку в котором ее содержат до отгрузки.

В места потребления живую рыбу перевозят водным (прорези, живорыбные баржи и суда), авто мобильным и железнодорожным транспортом, а в некоторых случаях на самолетах. Живорыбные баржи отличаются от прорезей большими размерами. Садок баржи разделен на отсеки. Прорези и баржи транспортируют буксирами со скоростью не более 3-4 км/ч, так как при слишком большой циркуляции воды рыба травмируется. Живую рыбу переводят также в более крупных живорыбных судах грузоподъемностью, поживой рыбе, до30 т. Основная масса живой рыбы в местах потребления доставляется по железной дороге в живорыбных вагонах, Имеющих баки – садки для содержания рыбы в воде.
Живорыбный вагон современной конструкции вмещает до 10 т. рыбы, снабжен холодильной и аэрационной установками, а так же системой очистки воды от механических загрязнений.

Для перевозки рыбы автотранспортом используют оборудованные цистернами автомашины с устройствам для непрерывного обогащения воды кислородом.

Для перевозки автотранспортом в грузовом самолете на каркасе устанавливают брезентовые чаны, вода в которых охлаждается льдом.

Вода обычно составляет значительно большую часть груза, чем рыба, что усложняет и удорожает перевозку. В настоящее время ведутся работы по изысканию более рациональных и дешевых способов перевозки рыбы без воды, которые основаны на создании условий, замедляющих жизненные процессы
(электроглушение, переохлаждение, а так же транспортировка в воздухе повышенной влажности)

2 Сохранение качества рыбы сырца в орудиях лова.

Важными факторами, влияющими на качество рыбы сырца, являются продолжительность пребывания ее в орудиях лова и степень их наполнения рыбой.

При длительном нахождении в трале рыба испытывает сильные механические нагрузки вследствие чего ухудшается консистенция ее тканей, снижается их эластичность, ускоряется прохождение посмертных изменений, нарушается целостность кожных покровов.

Установлено что при ловле окуня в районах с температурой воды 20 0С и выше продолжительность траления не должна превышать 3 ч. при улове до 15 т.

Анализ работы технологических линий судов типа «Атлантик» показал, что для нормальной их работы количество рыбы с тканями ослабленной консистенции должна быть не более 30% от всего количества поступающей на обработку рыбы – сырца.

В объячеивающих орудиях лова (сетях всех систем, различных ловушках, ставных неводах и др.) рыба накапливается продолжительное время, поэтому качество отдельных экземпляров бывает неодинаковым. Рыбу из таких орудий лова необходимо рассортировать.

При дрифтерном лове поврежденность рыбы зависит от типа судна и сететрясной машины, материала сетного полотна, размера ячеи, толщины нити, способа оснащения порядка, типа сетевыборочного механизма, метеорологических условий промысла. Количество окуня, поврежденного дрифтерными сетями, на судах типа СРТР на 3 - 4% ниже, чем на судах типа
РС, что объясняется большей площадью палубы, где скапливается выбранная из сетного порядка рыба. При вытряске окуня на электрических сететрясных машинах количество поврежденного окуня составляет в среднем 33%, а на гидравлических около 23%.

В хлопчатобумажных сетях рыба травмируется меньше, чем в капроновых.

При ветре и волнении на море количество поврежденной рыбы увеличивается . Поднятый на судно окунь при качке перемещается по палубе, повреждаясь дополнительно.

Качество рыбы-сырца может снижаться и при выгрузке рыбы из тралов.
Выгружать рыбу путем подъема тралового кутка можно лишь при сравнительно небольших уловах (до 5 т).

3 Транспортировка и хранение рыбы-сырца на добывающих судах.

Добывающие суда доставляют рыбу-сырец с мест лова без охлаждения или с охлаждением.

Перевозка без охлаждения. В прохладное время года (при температуре воздуха не выше 10 0С) рыбу перевозят без охлаждения льдом, для чего на палубе устраивают перегородки, образующие ящики.

Во избежание механических повреждений рыбы высота ее слоя в ящиках в зависимости от вида рыбы должна быть не более 50-70 см.

Под действием солнечных лучей происходит необратимое изменение слизи, крови, а также активизируется деятельность тканевых ферментов и микроорганизмов. В связи с этим даже при кратковременных перевозках рыбу защищают от воздействия солнечных лучей, накрывая брезентом, циновками и другими материалами.

Наиболее устойчива к перевозкам без охлаждения рыба, которую выгружают из орудий лова еще живой. Чем сильнее рыба агонизировала до засыпания, чем больше снулой рыбы в улове, чем дольше она находится в орудиях лова, тем менее устойчива рыба во время перевозок без охлаждения.

При непродолжительном хранении и транспортировке свежую рыбу (окуня, палтуса, треску) укладывают в отсеки трюмов (чердаки) которые предварительно моют, зачищают и дезинфицируют. Для уменьшения давления верхних рядов рыбы на нижние, чердак разделяют горизонтальными площадками на четыре части. Рыбу в чердаках укладывают ровными рядами (спинками к верху). Приголовки рыб не должны касаться стенок отсек.

При ограничении высоты слоя рыбы, предохранении ее от воздействия солнечных лучей и соблюдении санитарных условий рыбу удается сохранить в хорошем состоянии без охлаждения в течении 2-4 ч.

Перевозка рыбы с охлаждением. Для охлаждения рыбы при перевозках применяют мелкодробленый лед, холодную морскую воду и льдосоляную смесь.
Суда перед выходом в море загружают мелкодробленым промытым льдом (размер куска не более 2 - 3 см.).

При перевозке рыбу охлаждают непосредственно в трюме, куда ее загружают насыпью или укладывают рядами. Во избежание механических повреждений рыбы в трюме через каждые 40 – 50 см. по его высоте устанавливают жесткие настилы. Во время хранения рыбы со льдом. Непрерывно удаляют талую воду, которая имеет более высокую температуру, чем тающий лед, и содержит много слизи и микроорганизмов, смываемых с поверхности рыбы.

Количество льда, необходимое для охлаждения рыбы, определяют, учитывая продолжительность перевозки, температуру окружающего воздуха и другие факторы. Практически на охлаждение рыбы используют от 30 до 100% ее массы.

Наиболее целесообразно транспортировать и охлаждать рыбу в ящиках
(вместимостью 30-60 кг), а также металлических или полимерных контейнерах
(вместимостью 400-500 кг). При заполнении ящика рыбу по рядам пересыпают мелкодробленым льдом. Ящики с рыбой помещают в трюм и тщательно укладывают теплоизоляционными матами.

Срок хранения и транспортировки рыбы во льду зависит от вида рыб и условий хранения, например для окуня 1-1,5 суток, скумбрии 3 – 4, трески потрошенной 10-12 суток.

Для охлаждения в морской воде в трюме устанавливают брезентовый чан или ставят стенки, образующие водонепроницаемые отсеки. В чан наливают морскую воду (20 – 25% от общего объема) и загружают лед (30-40% всего потребного количества льда). Загружают слоями рыбу (10-15 см.) и лед (4-6 см.), на слой льда насыпают слой соли и так чередуют до заполнения емкости, сверху в чан насыпают толстый слой льда и соли. Для охлаждения рыбы расходуют в зависимости от ее вида, массы, температуры воздуха и продолжительности транспортировки (в % от массы рыбы) льда 30-40, морской воды 60-70, соли 1,5-2.

Льдосоляное охлаждение применяют обычно для хранения сырца во время массовых уловов. В зависимости от температуры воздуха и продолжительности перевозок расходуют от 60 до 100% льда и от 15 до 25% соли от массы рыбы. В тех случаях, когда рыба предназначена для посола, применяют метод подсолки: рыбу пересыпают по слоям льдосоляной смесью, которую берут в избытке.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты