Шпоры по правоохранительным органам (1999г.)

93.Поощрения и ответственность работников прокуратуры.

Премии, письменные благодарности, присвоение классных чинов и т.п.

93.История учреждения и развития Российской прокуратуры.

Создание российской прокуратуры связано с государственными реформами  Петра I. После образования сената появилась необходимость создания органа, специально предназначенного для надзора за соблюдением законности. Первоначально это был институт фискалов, а затем - прокуроров.

Постепенно прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Стал складываться прокурорский корпус. Прокуроров по предложению генерал-губернаторов избирал Сенат. Примерно в это же время помимо центральной создается и губернская прокуратура, начало которой положили прокуроры надворных судов. Но с созданием Министерства юстиции министр юстиции стал одновременно занимать должность генерал-прокурора, а губернская прокуратура стала превращаться в орган юстиции на местах. В 1864 г. Прокуратура получает полномочия по надзору «при судебных местах».  В это время появляются основы организации прокуратуры как базирующегося на иерархической дисциплине, едино начального и независимого от местных, административных и судебных органов института. В подобном виде российская прокуратура просуществовала до 1917 г. 20 декабря 1917 г. Декретом о суде прокуратура была упразднена. Ее деятельность не возобновлялась более четырех лет. Однако первые годы существования советской власти показали насущную необходимость создания единого органа, осуществляющего надзор за соблюдением законов. В это время под эгидой Народного комиссариата юстиции РСФСР началась работа по подготовке и обсуждению проектов возрождения российской прокуратуры. 28 мая 1922 г. Положение о прокурорском надзоре. Созданная прокуратура не была самостоятельным органом. Долгое время она  находилась в составе НаркомюстаРСФСР или при Верховном Суде СССР, осуществляя надзор за законностью в стране в тесном взаимодействии с органами юстиции. Очередным важным этапом в развитии прокуратуры стало принятие 24мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили дальнейшее развитие идеи о назначении законности в государстве и о роли органов прокурорского надзора в ее неуклонном обеспечении.

С принятием Конституции 1977 г. Связаны дальнейшие шаги по обеспечению надлежащего надзора за законностью.

   Много нового в теорию и практику прокурорского надзора внес Закон о прокуратуре РФ, принятый 17 января 1992 года. Этим Законом, в связи с произошедшими в нашем обществе и государстве изменениями, были существенно ограничены объем и полномочия прокурорского надзора по сравнению с ранее действовавшим законодательством. 

95.Права и обязанности сотрудника милиции.

Основным звеном в структуре Министерства внутренних дел РФ является милиция, представляющая собой систему государственных органов исполнительной власти и призванная обеспечивать личную безопасность граждан, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, раскрывать преступления, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, оказывать (в пределах своей компетенции) помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям и учреждениям в осуществлении их прав и законных интересов.

96.Система органов расследования в РФ (предварительное следствие и дознание)

Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания и предварительного следствия, направленную на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона, с тем чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Деятельность органов предварительного расследования направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

    При наличии достаточных доказательств выноситься постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Лицо после предъявления ему обвинения допрашивается в качестве обвиняемого, и в дальнейшем проверяются доводы, выдвинутые обвиняемым в свою защиту, которые либо подтверждаются, либо опровергаются.

В деятельности органов дознания и предварительного следствия в полной мере реализуются такие принципы, как:

-осуществление производства по делу в точном соответствии с законом;

-всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;

-равенство граждан перед законом и судом;

-обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту;

-презумпция невиновности;

-язык судопроизводства;

-осуществление судебного надзора.

97.Органы дознания и их задачи.

Предварительное расследование преступлений, осуществляемое органами дознания, называется дознанием.

Предварительное расследование в российском уголовном процессе осуществляется органами предварительного следствия - следователями и органами дознания. Особое место в стадии предварительного расследования занимают прокурор и начальник следственного отдела во всех органах, имеющих следственный аппарат. Они вправе производить любое следственное действие и полностью расследование уголовного дела. Однако из назначение иное. Прокурор осуществляет надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия, начальник следственного отдела- процессуальный и ведомственный контроль, обеспечивая своевременное, всестороннее, полное и объективное расследование уголовных дел.

Дознание осуществляют:

-следователи прокуратуры;

-следователи органов внутренних дел;

-следователи органов федеральной службы безопасности;

-следователи федеральных органов налоговой полиции.

Дознание имеет два вида, которые различаются в зависимости от подследственности уголовного дела:

1)дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно;

2)дознание по делам о преступления, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

98.Министр внутренних дел. Порядок назначения его на должность, полномочия.

Министерство внутренних дел РФ возглавляется Министром, который утверждается Федеральным Собранием по представлению Президента. Руководство конкретными направлениями деятельности министерства в соответствии с распределением обязанностей осуществляют заместители министра, назначаемые Правительством, а также командующий внутренними войсками, назначаемый президентом РФ.

99.Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Общие положения, структура.

Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно - розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РФ, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты РФ.

100.Правовой статус частного детектива.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий следующие услуги:

1)сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2)изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3)установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности законов и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4)выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5)поиск без вести пропавших граждан;

6)поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7)сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

   Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

В ходе частной сыскной деятельности допускается устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг.

   При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео и аудиозаписи, кино и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио и телефонной связи.

101.Правовой статус частного охранника.

Оказание услуг частной сыскной и охранной деятельности разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.

   Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию выдаваемую органом внутренних дел в порядке, установленном настоящим Законом для лицензирования объединений частных детективов.

   Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио и телефонной связи.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

103. Порядок назначения судей Конституционного суда. Требования предъявляемые к кандидатам в судьи Конституционного суда.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

104.Задачи и функции органов юстиции.

Основные задачи Министерства Юстиции:

1)Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности;

2)Организационно-правовое обеспечение судебной реформы;

3)Обеспечение необходимых условий функционирования судов;

4)Государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;

5)Регистрация уставов общественных и религиозных объединений;

6)Организация и развитие системы юридических услуг;

7)Обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение квалификации кадров;

8)Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан;

9)Проведение юридической экспертизы на соответствие правовых актов субъектов федерации Конституции РФ;

10)Обеспечение необходимой нормотворческой литературой судов;

11)Регистрация уставов общественных и религиозных.

105.Министр юстиции, порядок назначения, полномочия.

Министерство юстиции РФ возглавляет Министр, назначаемый в порядке, установленном законодательством. Министр осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.

-вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента РФ и Совета Министров - Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к ведению Министерства юстиции РФ;

-издает на основе и во исполнение актов законодательства в пределах компетенции Министерства юстиции РФ приказы распоряжения, дает указания, проверяет их исполнение;

-назначает и освобождает руководителей краевого, областного, городов Москвы и Санкт-Петербурга органов юстиции;

-назначает и освобождает работников центрального аппарата Министерства юстиции РФ и руководителей подведомственных Министерству учреждений и организаций;

-утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, а также в установленном порядке положения о подведомственных Министерству учреждений и организаций;

-присваивает в пределах своей компетенции классные чины работникам центрального аппарата, органов и учреждений юстиции, судов, а также представляет в установленном порядке к присвоению классных чинов и воинских званий;

-представляет в установленном порядке особо отличившихся работников системы Министерства к государственным наградам и присвоению почетных званий;

-подписывает в установленном порядке международные договоры РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

-осуществляет другие правомочия в соответствии с законодательством РФ.

106.Прием в члены коллегии адвокатов, права и обязанности адвокатов.

В соответствии с Положением об адвокатуре коллегии адвокатов - добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Для создания коллегии адвокатов необходимо заявление группы учредителей, которая состоит из лиц, имеющих высшее юридическое образование.

В члены коллегии адвокатов принимаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии этих лиц может быт обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, но не работавшие по специальности юриста или имеющие стаж работы менее двух лет, также могут быть приняты коллегию, но только после того, как пройдут стажировку в коллегии адвокатов сроком от шести месяцев до одного года.

   Выступая в качестве представителя или защитника, адвокат правомочен: представлять права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех государственных и общественных организациях, компетентных разрешать соответствующие вопросы.

   Как участник судебного разбирательства адвокат имеет равные права с прокурором и другими участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и заявлению ходатайств. Однако проводить следственные действия он не вправе.

Адвокат обязан в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Так, участие защитника в рассмотрении дела судом присяжных обязательно. Защитник участвует по таким делам не только в стадии предварительного следствия, но и на предварительном слушании дела судьей, а также при разбирательстве дела судом присяжных. Адвокат обязан явиться к назначенному времени для участи в предварительном слушании. Адвокат обязан отказаться от поручения в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела. Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи. Адвокат должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, обязан постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой идейный уровень и деловую квалификацию, участвовать в пропаганде права.

108.Юридическая консультация в системе коллегии адвокатов.

Президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации, которые располагаются в городах и других населенных пунктах. Они и  организуют работу по оказанию юридической помощи населению и организациям. Юридическая консультация имеет текущий счет в банке, печать и штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к соответствующей коллегии адвокатов. Юридической консультацией руководит заведующий, которого назначает президиум коллегии адвокатов из числа членов коллегии. Заведующий осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, прохождением стажировки и проводит мероприятия, направленные на улучшение работы адвокатов и стажеров.

109.Правовой статус нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе.

Основы законодательства о нотариате ст.1:

Нотариат в РФ призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

    Нотариусы могут совершать все нотариальные действия, которые дозволены им действующим законодательством, составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Им дано право истребовать от физических и юридических лиц сведенья и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. К основным обязанностям отнесено оказание лицам, обратившимся к ним, содействия в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснения им прав и обязанностей, предупреждение о последствиях совершаемых нотариальных действий, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована во вред таким лицам. На нотариусов возложена также обязанность хранить тайну сведений, которые стали им известны в связи с осуществлением их профессиональной деятельности, а равно обязанность отказываться от совершения нотариальных действий, не соответствующих законодательству и международным соглашениям РФ.

110.Руководящие органы коллегии адвокатов.

Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание или конференция членов коллегии, а ее исполнительным органом - президиум. Контрольно-ревизионный орган коллегии - ревизионная комиссия.

   Общее собрание(конференция) членов коллегии созывается не реже одного раза в год. Общее собрание членов коллегии адвокатов избирает президиум коллегии и ревизионную комиссию; устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов коллегии с последующим утверждением администрации края; заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума коллегии и ревизионной комиссии; утверждает правила внутреннего трудового распорядка коллегии, определяет срок оплаты труда адвокатов в соответствии с правилами устанавливаемыми Министерством юстиции РФ, рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии, а также другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии адвокатов.

   Президиум коллегии адвокатов избирает из своего состава председателя и его заместителей. Как исполнительный орган президиум наделен широкими правами. Он созывает общие собрания коллегии адвокатов; организует в установленном порядке юридические консультации, руководит их деятельностью, проверяет работу как юридических консультаций, так и отдельных адвокатов; назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями, согласуя эти вопросы с министерством юстиции республики, краевыми, областными и городскими отделами юстиции; принимает в члены коллегии адвокатов и в состав стажеров; организует прохождение стажировки, распределяет адвокатов по юридическим консультациям и т.д.

   Ревизионная комиссия открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя ревизионной комиссии. Если из состава ревизионной комиссии выбывает кто-либо из ее членов, то на очередном общем собрании членов коллегии могут быть проведены выборы вместо выбывшего в порядке, установленном Положением об адвокатуре. Ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций.

112.Понятие прокурорского надзора и его отличие от других видов контроля и надзора за законностью.

Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов названными государственными и общественными образованиями путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к установленной законом ответственности. 

Отличие от других видов контроля за законностью:

1.Помимо надзора за исполнением действующих законов прокуратура осуществляет надзор и за исполнением указов Президента РФ.

2.Несмотря на то, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов всеми гражданами, она не может осуществлять надзор за высшими представительными и исполнительными органами и соответствующими высшими должностными лицами РФ и республик в ее составе.

3.Сам по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности.

113.Нотариат - как правоохранительный орган, принципы его организации.

Совершение нотариальных действий - вид деятельности, которая весьма близко примыкает к правоохранительной.

Государственные нотариальные конторы образуются Министерством Юстиции РФ или по его поручению местными органами юстиции. Все нотариусы (нотариусы и старшие нотариусы), работающие в таких конторах, являются государственными служащими и получают свою зарплату из бюджетных средств. Им, как и работникам органов юстиции, присваиваются классные чины. С момента вступления в силу Основ законодательства о нотариате (11 февраля 1993 г.) на территории РФ допускается частная нотариальная практика.

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязательно должен быть членом нотариальной палаты - профессионального объединения. Такие объединения не занимающиеся коммерческой деятельностью, образуются в республиках, краях, областях, округах и городах Москве и Санкт-Петербурге. В соответствии с Основами палаты представляют и защищают интересы нотариусов, содействуют развитию частной нотариальной практики, организуют стажировку лиц, желающих стать нотариусами, и повышение квалификации уже работающих частных нотариусов, а также выполняют некоторые другие функции.

   Нотариальные палаты - самоуправляющиеся организации. Из высшими органами являются собрания занимающихся частной практикой нотариусов, их помощников и стажеров. Собрания утверждают уставы палат и избирают правления и президентов, которые действуют в соответствии с предписаниями уставов.

 Все палаты образуют объединение, именуемое Федеральной нотариальной палатой. Это тоже самоуправляющаяся организация. Ее высшим органом является собрание представителей местных палат. На этих собраниях утверждается Устав Федеральной палаты, избираются ее правление и президент, выполняющие текущую организационную работу.

Контроль за деятельностью нотариусов возложены на суды, органы юстиции, нотариальные палаты и налоговые органы.

114.Адвокатура, принципы ее организации.

Адвокатура - самоуправляемая общественная организация, образованная на демократических началах в соответствии с законом для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям.

Деятельность адвокатуры основывается на следующих принципах:

Принцип законности, как и деятельность всех правоохранительных органов. Адвокат никогда не защищает преступление, он защищает человека, которого обвиняют в совершении преступления, помогает ему избежать необоснованного или незаслуженного сурового наказания.

Участвуя в судебном процессе в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, адвокат должен руководствоваться принципами правосудия.

    В основе организации деятельности адвокатуры лежит принцип независимости. Адвокат - защитник, представитель - независим от лица, ведущего дознание, следователя, прокурора, суда. Эти органы не вправе оказывать какое бы то ни было воздействие на адвоката, участвующего в уголовном или гражданском процессе.

115.Правовой статус адвоката.

Права и обязанности адвокатов, выступающих в качестве защитников по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и представителей по гражданским делам, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством, которое также совершенствуются в плане его дальнейшей демократизации. При осуществлении правосудия адвокаты, представляя стороны в процессе, помогают суду всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства по делу и принять правильное судебное решение. Действуя в строгом соответствии с законом, адвокаты способствуют укреплению законности, воспитанию граждан в уважении к праву, закону, соблюдению правил общежития и дисциплины труда, уважению к правам, чести и достоинству других граждан. (смотри билет 106)

116.Органы военной прокуратуры, особенности полномочий, структура.

Структура органов военной прокуратуры:

1.Главная военная прокуратура;

2.Военные прокуратуры видов Вооруженных Сил округов, округов ПВО, флотов;

3.Военные прокуратуры армий, флотилий, гарнизонов, соединений.

Осуществляет надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениям. Надзор военной прокуратуры несколько выделяется из категорий отраслей тем, что в ней отражены предмет надзора и полномочия, присущие другим отраслям. Если прокурор осуществляет надзор за деятельностью, к примеру, администрации военного учреждения, то он пользуется методами и полномочиями общего надзора (надзор за исполнением законов местными представительными органами), при осуществлении надзора за дознанием и следствием в Вооруженных Силах - методами и полномочиями второй отрасли (надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность), при надзоре за отбыванием наказания в дисциплинарных батальонах и проч. - полномочиями и методами третей отрасли (надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения).

117.Статус народных и присяжных заседателей.

Народные заседатели:

При разбирательстве судебных дел и принятии по ним решений народные заседатели пользуются практически равными правами с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей рассматривается большинство уголовных и значительная часть гражданских дел.

Присяжные заседатели:

Привлекаются к разбирательству только уголовных дел. Они вправе принимать решение (вердикт) по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. Не все решения присяжных обязательны для судьи-профессионала, председательствующего в судебном заседании. В определении меры наказания осужденному и решения ряда других важных вопросов, которые могут возникнуть по конкретному уголовному делу, присяжные не участвуют.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты