Уголовно-правовое понятие терроризма

Уголовно-правовое понятие терроризма

Введение


Терроризм является одной из наиболее опасных проблем ХХI века. Для достижения своих целей террористы, путем совершения террористических актов (взрывов, захватов заложников и т.п.): запугивают мирных жителей, создают атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне, влияют на общественное мнение и борются за изменение политики стран мира. В глобальности современного терроризма и заключается основное отличие от явлений века ХIX и начала ХХ. Сегодня невозможно решить эту проблему в рамках одной страны, поступательное развитие информационных технологий позволяет в режиме реального времени передавать информацию о террористических актах по всему миру, преодолевать любые государственные границы, а значит, позволяет террористам достигать свои цели.

После террористических акций в Нью-Йорке и Вашингтоне была создана международная коалиция по борьбе с терроризмом, т.к. задачей любого государства является обеспечение мира, спокойствия и свободного развития своих граждан, то в её состав вошло абсолютное большинство государств мира. Антагонизм ситуации кроется в громадном экономическом и социально - политическом разрыве между развитыми и развивающимися странами. Как же решить данную проблему? Опыт таких стран, как США и Израиль показывает, что победить терроризм силовыми методами невозможно. Другой метод – ликвидация причин терроризма: бедности, социального неравенства, агрессии более успешных сообществ в отношении менее успешных. На сегодняшний день,  в силу нехватки ресурсов удовлетворить потребности каждого человека, сохраняя текущий уровень их расходования в развитых странах, представляется невозможным. Если решить проблему невозможно, нужно хотя бы преодолеть её негативные последствия, т.е. предотвращать террористические акты и наказывать террористов.  В этой связи становится актуальной деятельность правоохранительных органов, а значит и совершенствование законодательной базы. Для четкого понимания основных принципов рассматриваемого вопроса важно грамотно сформулировать понятие терроризма.

Цель и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является анализ российского и международного законодательства на предмет определения понятия терроризма, его историко – правовая характеристика, а также выделение некоторых проблем связанных с терроризмом.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных юристов по уголовному праву. Информационную основу составили нормативно – правовые акты  по данной тематике.

Объектом исследования является терроризм как социально – правовое  явление.

Предметом исследования стало определение уголовно – правовой характеристики терроризма.

Новизна исследовательской  работы заключается в комплексном исследовании эффективности российского и международного опыта уголовного законотворчества в рамках борьбы с терроризмом.

Структура и объем курсовой. Курсовая работа включает в себя введение, три главы, вывод и список использованных нормативных актов и литературы, включающих 11 наименований.

Исследование изложено на 28 страницах машинописного текста.

Во введении обозначены цели и задачи работы, отношения, исследуемые по теме, а также обоснована актуальность курсовой работы.

         В первой главе дается характеристика терроризма с исторической и уголовно - правовой стороны. Проводится анализ российского и международного законодательства.

         Вторая глава посвящена проблематике применения законодательства по борьбе с терроризмом.

         В третьей главе рассматриваются некоторые практические аспекты в связи с опасностью проведения террористических актов.

         В заключении обозначены основные содержательные выводы полученные в результате исследования. 

 


Глава 1. Характеристика терроризма


1.1.    Историко – правовая характеристика

           

            Понятия «терроризм» и «террорист» появляются в конце ХVIII  в. В одном из словарей говорится, что якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе – и всегда с положительным смыслом. Однако уже в ходе Великой французской революции слово «террорист» приняло оскорбительный оборот, превратившись в синоним слова «преступник».

         В дореволюционной России употреблялось слово «террор», как убийство государственных деятелей, которые воспринимались террористами, как политические противники.

Эти понятия зачастую идентифицируются и употребляются, как синонимы не только в обиходе, но и в научной литературе. В переводе с латинского слово террор означает "страх", "ужас", а значит практически любой акт насилия, убийства, захвата заложников можно отнести к категории террористического, поскольку этот акт преследует цель кого-то устрашить, запугать, повергнуть в ужас. В данном случае понятия "террор" и "терроризм" являются вполне идентичными по своему смысловому значению. Насилие, угроза насилия, уничтожение (повреждение) имущества являются теми опробованными теорией уголовного права понятиями, которые могут, как нельзя лучше отразить суть терроризма.

В словарях "террор" определяется как "физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам". В Толковом словаре В.И. Даля подчеркивается основной смысл, наце­ленность терроризма - устрашать смертью, казнью, насилием.  Трактовка В.И. Далем слова "терроризм" ближе к современному понятию "терроризировать": 1) устрашать, запугивать, держать в повиновении угро­зами насилия и физического уничтожения; 2) творить расправу жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами и т.п. Такие определения также не позволяют четко разграничить такие понятия как "террор" и "терроризм".

Многие российские ученые пытались внести ясность в этот вопрос. С.А. Эфиров считает, что понятие терроризма в широком смысле можно употреблять как объединяющее нелегальную подрывную деятельность, все виды государственного террора, террористической политики и геноцида, а в узком смысле - в отношении нелегальных террористических актов.

Известный криминолог Ю.М. Антонян также предлагает понимать под терроризмом как все явление в целом, так и отдельные террористические акты. Кроме того, он настаивает на различении криминологического (более широкого) и уголовно - правового понятий терроризма. С этой точки зрения представляется возможным выделить такие виды терроризма как политический, государственный, религиозный, националистический, военный, криминальный, корыстный и т.д.

Под террором Ю.М. Антонян предлагает понимать: «реализацию терроризма в течение достаточно длительного времени, на значительной территории и в отношении большого количества людей»1.

В.И. Замковой и М.З. Ильчиков предлагают различать терроризм и террор по признакам субъекта, совершающего террористический акт, и по "адресату" такого террористического акта. С этой точки зрения более правомерным и логичным будет относить понятие террора к политическим силам, находящимся во власти, опирающимся на властные структуры и репрессивный аппарат подавления (армию, контрразведку, различные спецслужбы), то есть объективно являющимся более сильной стороной в противоборстве. Понятие же терроризм данные исследователи относят к оппозиционным силам, выступающим против официальной власти и объективно являющимся более слабой стороной в конфликте.

Кроме того, Замковой и Ильчиков, отмечают открытый и легальный характер осуществления террора, тогда как терроризму, по их мнению, присуща конспиративная и нелегальная форма реализации.

В большинстве случаев в литературе террор понимается как одна из разновидностей терроризма.

Наиболее предпочтительной представляется позиция В.П. Емельянова, который предлагает отличать террор от терроризма по следующим признакам:

Террор, в отличие от терроризма, не одноразово совершаемый акт или серия подобных актов, он носит массовый характер, воздействуя на неограниченно большой круг лиц, состоящий не только из политических противников, но и случайно подвернувшихся людей, стремится к достижению повиновения всей массы населения на данной территории;

Террор применяется субъектами, которые обладают официально установленной (выборным путем, путем военной интервенции) властью над определенным социальным контингентом;

Террор - социально-политический фактор действительности, в то время как терроризм - явление уголовно-правового свойства. По мнению В.П. Емельянова, террор и терроризм - разноуровневые явления по своей сущности и значимости последствий для общества, которые они могут причинить.

В России наиболее бурно терроризм стал проявляться в 90-х годах ХХ в. В условиях недостаточной экономической, политической, национальной стабильности, в условиях становления новой государственности терроризм стал одним из наиболее часто применяющимся инструментом воздействия преступных групп на общество и государство, а также на отдельных граждан.

В УК РСФСР, действовавшем на территории РФ до 1994 г. существовало понятие только террористического акта, в связи с ведением Россией первой Чеченской контр-террористической операции,  в 1994 году были внесены изменения, упоминающие в качестве преступления терроризм.

В 1996 году был принят Уголовный Кодекс Российской Федерации в котором в ст.205 было определено наказание за «терроризм».  

Концепцией Национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 № 1300 терроризм признается одним из явлений, представляющих национальную угрозу. В связи с этим возникла необходимость в разработке и принятии законодательного акта, которым были бы урегулированы вопросы, определяющие правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. Таким законодательным актом стал Федеральный Закон от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».

На международном уровне Российской Федерации по наследству от бывшего СССР перешли различные конвенции по борьбе с терроризмом во всех его проявлениях, это обогатило правоприменительную практику, способствовало формированию национального законодательства по борьбе с терроризмом.

В связи с произошедшими в 2004 году террористическими актами в Северо - Осетинском городе Беслан, был принят новый Федеральный Закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», дающий определение терроризму, регламентирующий порядок применения вооруженных сил в борьбе с этим явлением и т.д.

В этой связи рассмотрим более подробно уголовно - правовые аспекты данной тематики и проанализируем ситуацию с законодательством о противодействии терроризму на сегодня.


1.2. Уголовно – правовая характеристика


В России в 2004 г. было зарегистрировано 265 актов террориз­ма. Данное преступле­ние обладает весьма высокой степенью общественной опасности, т.к. приводит к многочисленным жертвам и разрушениям. Очень важно четко представлять объективные и субъективные признаки терроризма и отграничивать его от смежных преступлений.

Терроризм как преступление имеет, как и любое преступление вообще, четыре элемента:

-         объект;

-         объективную сторону;

-         субъект;

-         субъективную сторону.

Объектом преступления является общественная безо­пасность, затрагивающая интересы широкого круга юридических и физических лиц. Общественная безопасность представляет собой совокупность общественных отношений, в рамках которой осущес­твляется безопасная жизнедеятельность общества, граждан норма­льная деятельность учреждений, предприятий.

Объективная сторона преступления заключена в дея­нии, которое находит свое выражение в различных формах действий. Речь идет о совершении взрывов, поджогов или иных дейст­вий, создающих опасность гибели людей, причинения значитель­ного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий.

Уголов­ная ответственность за терроризм наступает также и за угрозу совершения названных действий. При этом под угрозой следует понимать не только высказывание, но и совершение действий, характеризующих угрозу как реальную и действительную.

Наиболее распространенной формой терроризма является совершение взрывов. Вспомним: взрывы домов в Москве, Каспийске, Волгодонске и др.; взрывы в общественных местах - на улицах, остановках общественного транспорта, рынках, например во Владикавказе, Невыномыске, Воронеже; взрывы электричек и метро в Москве и Кисловодске.

Субъективную сторону терроризма составляет вина в фор­ме прямого умысла и цели. Лицо, совершившее акт терроризма, осознает общественно - опасный характер своего действия и желает его совершить

Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, достиг­шее 14 летнего возраста.          

Терминологическая неразбериха в нормативном материале существенно затрудняет уяснение понятия терроризма как такового. В российском уголовном законодательстве понятие, основные принципы, организационные основы, методы борьбы, а также определенные права и гарантии лицам, противодействующим, а также пострадавшим от терроризма даны в ФЗ «О противодействии терроризму».        

Со значительными ограничениями до 1 января 2007 года остается в действии ФЗ «О борьбе с терроризмом».

В хронологической последовательности прогресс отечественного законотворчества налицо:

 «Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях»1.

«Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений»1.

(прим. авт. - не действует)

«Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятия органами государственной власти, органами местного самоуправление или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иным формам противоправных насильственных действий»2.

Проведем аналогию понятий данных в Уголовном Кодексе и Федеральных Законах. Законодатель решил отойти от позиций перечисления террористических действий. Создал более широкое понятие не столь казуистичного характера (оно уже есть в УК РФ), сколь применимого для практических нужд правоохранительных органов, руки которых до сих пор были связаны исчерпывающими формулировками УК РФ и ФЗ «О борьбе с терроризмом». Кроме вышеперечисленных понятий законодатель ввел такие изменения:

- в рамках нового закона, произведено перераспределение компетенции по определению основных направлений политики по противодействию терроризму от Правительства РФ к Президенту РФ. Правительство РФ – орган коллегиальный, а потому применять основной военный закон – единоначалие, в его рамках, невозможно. Роль Президента РФ в деятельности по противодействию терроризму повысить согласованность действий федеральных органов государственной власти, а также определить компетенцию каждого из них. Это решение очень актуальной проблемы, ведь ни для кого не секрет, что многих человеческих жертв можно избежать, при грамотном проведении операций и согласованных действиях служб, уполномоченных для борьбы с терроризмом; 

- в рамках нового закона, новеллой является правовое оформление применения Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом на территории России и за её пределами, дается развернутая характеристика этого применения в зависимости от того, где они должны применяться: в воздухе, на воде или на суше. Большую дискуссию в Государственной Думе и обществе вызвало положение закона об уничтожении воздушного судна захваченного террористами. Здесь встает извечный вопрос: «Можно ли для защиты интересов большинства, пренебречь меньшинством?», т.к. закон принят, можно считать, что законодатель ответил на него утвердительно. Не нарушает ли это положение закона ст.2  Конституции РФ, которая гарантирует каждому человеку и гражданину его права и свободы, объявляя их защиту обязанностью государства? В ходе обсуждения законопроекта в Государственной Думе высказывались предложения при захвате террористами заложников, в ответ захватывать их родственников, такое предложение как не гуманное и противное основам сложившегося правопорядка было отвергнуто. Хватит ли мужества для принятия решения: «об уничтожении воздушного судна», окажись в захваченном самолете дети или родственники уполномоченных лиц, ответ на этот вопрос может дать только правоприменительная практика;   

- необходимо также отметить, что в отличие от ФЗ «О борьбе с терроризмом» материальная и социальная защита лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также лиц пострадавших от террористических актов проработана значительно лучше, что любопытно бремя компенсации морального вреда жертвам террористических актов, законодатель перекладывает на самих террористов;

- законодатель объявляет правомерными действия по лишению жизни лица, совершающего террористический акт, фактически ставя террористов вне закона;

- с 1 января 2007 года вступит в силу ст. 25 ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающая вознаграждение за содействие в борьбе с терроризмом. Власти в который раз призывают население быть бдительными, облекая призыв в норму права, как сложится эта основательно подзабытая форма взаимодействия населения с уполномоченными органами, будет видно впоследствии.

Уголовно – правовая характеристика терроризма была бы не полной, если бы мы остановились на анализе национального законодательства, в этой связи необходимо вспомнить ФЗ «О противодействии терроризму»: «Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти».[1]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты