Особенности возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью

В подобных ситуациях установить форму вины возможно по внешним проявлениям субъективной стороны − по характеру деяния и его последствиям, т.к. субъективное в преступлении всегда находит свое выражение в объективном. Об умышленном нанесении вреда здоровью могут свидетельствовать характер и расположение телесных повреждений. Однако полные данные о лице, совершившем преступление, форме его вины и других признаках субъективной стороны преступления устанавливаются не в стадии возбуждения уголовного дела, а на предварительном расследовании. Установление вины представляет собой одну из самых сложных задач предварительной проверки в случаях, когда лицо, причинившее вред здоровью, не установлено.

Первичную информацию о преступном деянии следователь, а также должностное лицо органа дознания, может получить от заявителя. Информация, содержащаяся в заявлениях, составляемых гражданами собственноручно, как правило, не дает полного представления о характере совершенного преступления, не позволяет определить его признаки. Происходит это в силу юридической неграмотности заявителей. Например, авторы многих заявлений и сообщений, приводя данные о преступлении, не указывают, откуда получены эти сведения, не ссылаются на конкретные источники информации. Проверка таких заявлений, как правило, состоит в получении объяснений от заявителя.

В других случаях сама личность заявителя (например, странности в поведении, изложении событий в заявлении) может вызвать сомнения в достоверности приведенных данных, что и обусловливает большую часть проверок.

В значительной мере сомнения устраняются при личной беседе с заявителем, ознакомлении с его анкетными данными. Предупреждением поступления заявлений о вымышленных преступлениях служит своевременное разъяснение заявителю возможности его привлечения к уголовной ответственности за заведомо ложный донос1.

Не обязательно в случае сомнений в достоверности информации, содержащейся в заявлении или сообщении, проверять ее всю. В некоторых случаях достаточно проверить только часть информации и при ее подтверждении принять решение по заявлению или сообщению в целом.

Первичная информация о степени тяжести вреда здоровью может быть получена следователем из сообщений и заявлений, но, как правило, она не является достаточной. Более полная и достоверная информация должна быть получена в рамках медицинского освидетельствования, которое призвано определить степень тяжести вреда здоровью.

Медицинское освидетельствование производится по направлению органа расследования медицинским учреждением по «правилам судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений», утвержденным приказом Минздрава СССР от 11 декабря 1978 г. № 12081, а также в соответствии с приказом Минздрава № 161 от 24 апреля 2003 г. «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы»2 и не относится к следственным действиям.

Сведения о последствии преступного деяния возможно получить с помощью истребования необходимых материалов. Истребование необходимых материалов − это запросы в организации, учреждения и предприятия о направлении в орган расследования справок, актов, копий или оригиналов документов. Истребоваться также могут различные предметы и образцы. Количество истребуемых материалов также должно соответствовать задачам и целям проверки. Условно их можно подразделить на группы:

1)     непосредственно связанные с преступным событием;

2)     устанавливающие обстоятельства, содержащиеся в заявлении или сообщении;

Материалы могут быть получены в копиях и оригиналах. При получении копии сотрудник, осуществляющий проверку, вправе истребовать оригинал. Если интересующие материалы получены быть не могут, лицо, производящее проверку, знакомится с ними по месту нахождения.

В случае причинения телесных повреждений гражданам истребуются  справки о причинении вреда здоровью, выписки из истории болезни, одежда, в которой в момент нападения находился потерпевший и иные вещи и документы которые могут дать информацию о совершенном деянии и его последствии.

Данные об умысле могут быть получены из объяснений. Получение объяснений − основное и самое распространенное средство проверки информации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, встречалось в 80 % изученных дел. Как правило, их необходимо получить у очевидцев, заявителей, правонарушителей, а также у пострадавшего, если он не является заявителем. У правонарушителей объяснения следует получать только тогда, когда нет опасений, что они могут скрыться или воспрепятствовать следствию. В противном случае информацию необходимо добыть из других источников.

До получения объяснений сотрудник, осуществляющий проверку, должен наметить вопросы, чтобы получить от лица, дающего объяснения, необходимую для проверки заявления и сообщения информацию. Обязательно выясняется, в каких отношениях находится лицо, дающее объяснения, с заявителем и правонарушителем. Это необходимо для более критического отношения к объяснениям, поскольку в них могут быть сообщены необъективные или ложные сведения. Объяснения должны содержать самую необходимую и достаточную информацию для принятия одного из предусмотренных законом решений. Иные сведения могут быть получены при повторном получении объяснений или его допросе при производстве расследования1. Лица, дающие объяснения, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний не предупреждаются. Это возможно только после возбуждения уголовного дела.

С помощью получения объяснений возможно получение сведений  различного характера, по всем интересующим следователя на данном этапе вопросам.

Еще одним важным средством предварительной проверки сообщений и заявлений о причинении вреда здоровью является осмотр места происшествия. В соответствии со ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр может быть произведен до возбуждения уголовного дела (в рамках проверки сообщения о преступлении).

Основываясь на положениях УПК РФ, Инструкция № 334 от 1996 года[2] предписывает, что для более оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлении создается дежурная следственно-оперативная группа. В ее задачи, в том числе, входит производство осмотра места происшествия в рамках предварительной проверки по поступившему сообщению о преступлении. Она формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Возглавляет её следователь.[3]

От того, насколько своевременно, методически верно и тщательно будет проведен осмотр места происшествия во многом зависит правильное решение вопроса о возбуждении уголовного дела, и даже окончательный результат расследования. Необходимо подчеркнуть, что закон допускает производство осмотра до возбуждения уголовного дела только на месте происшествия, потому осмотр местности, помещений, а также предметов и документов вне места происшествия в этой стадии уголовного процесса недопустим3. Возможно лишь изъятие предметов в ходе осмотра, а их осмотр только после возбуждения уголовного дела. К таким предметам могут относится орудия преступления, вещи со следами крови, и другие, имеющие отношение к событию преступления. Следует отметить, что данное следственное действие до возбуждения уголовных дел о причинении вреда здоровью проводилось менее чем в 50% случаев. В дальнейшем, в ходе расследования, путем проведения иных следственных действий приходится моделировать обстановку преступления, чтобы определить механизм его совершения.

В ходе осмотра места происшествия можно обнаружить следы, свидетельствующие о том, что причинение вреда здоровью имело место, ведь зачастую преступник их не маскирует, не пытается скрыть.

Во всех ситуациях, связанных с причинением вреда здоровью, прослеживается определенный механизм следообразования в результате контактов орудий преступления с телами причинившего телесные повреждения и потерпевшего, их одеждой, с предметами на месте происшествия или там, где орудие находилось до и после преступления. Следы, возникающие при совершении преступления данного вида — это телесные повреждения, кровь, дефекты одежды, микроследы (наложения, включения, наслоения, отслоения, внедрения), повреждения на предметах в виде проколов, царапин, отщепов и т. п., следы пребывания людей на месте происшествия: следы ног, рук, частей тела (статические и динамические), оставленные или унесенные предметы1.

Проанализировав полученные данные, сотрудник милиции, проводивший осмотр, обязан сделать вывод о наличии или отсутствии признаков преступления.

Таким образом, в ходе осмотра места происшествия может быть получена достаточная информация для принятия по заявлению или сообщению законного и обоснованного решения.

В некоторых случаях осуществить проверку процессуальными средствами не представляется возможным, в таких случаях проверка производится путем принятия оперативно-розыскных мер.

Итог проверки — результаты оперативно-розыскных мероприятий. Они представляются органу дознания, следователю или в суд и в соответствии с Федеральным законом «Об ОРД»1, а также инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд». Результаты оперативно-розыскной деятельности «могут служить основанием для возбуждения уголовного дела».

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность2.

Одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий закон называет ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела3.

Проверка в соответствии со ст. 144 УПК РФ не является самостоятельным основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Однако именно в ходе этой проверки в органы следствия, дознания, прокуратуры, поступают сведения о  готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. А это является самостоятельным основанием для проведения, например, прослушивания телефонных переговоров и других оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, в ходе доследственной проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ данные мероприятия могут проводится по вышеуказанному основанию1.

Информация, полученная в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий должна дополнять информацию, полученную гласным путем. В ней могут находить свое отражение сведения о личности преступника и потерпевшего, обстоятельства совершенного деяния: его место, время, способ причинения вреда здоровью. Также в ходе оперативно-розыскных мероприятий могут быть установлены дополнительные свидетели и очевидцы.

Необходимо иметь в виду, что оперативно-розыскные мероприятия, проводимые для проверки сообщения о преступлении, осуществляются в рамках уголовно-процессуальной деятельности. Поэтому они преследуют цель не раскрытия, а выявления преступления (ст. 2 Закона об ОРД). В силу этого данный вид деятельности милиции должен укладываться в срок, отведенный для рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ)2.

Формирование решения о возбуждении уголовного дела о причинении вреда здоровью возможно только на основе всестороннего, полного и объективного изучения и оценки информации, содержащейся в заявлении и сообщении о преступлении. Оценка такой информации состоит из выяснения следующих вопросов:

1)     является ли источник информации заявлением или сообщением о преступлении по форме и по существу;

2)     являются ли сообщенные данные достоверными, а события и факты − реально существующими;

3)     усматриваются ли в деянии, о котором сообщено, признаки преступления (основания к возбуждению уголовного дела); может ли оно быть квалифицировано по какой-либо статье УК;

4)     требуется ли принять меры для закрепления следов преступления, по выяснению сведений о пострадавших, оказанию им помощи и т.д.;

5)     есть ли необходимость проведения проверочных действий
для выявления данных, указывающих на признаки преступления;

6)     возможно ли использовать полученные данные, чтобы сделать выводы о признаках (отсутствии признаков) преступления;

7)     относится ли установленный факт к обстоятельствам, не
обходимым для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

8)     выявлены ли в ходе рассмотрения заявления или сообщения основания отказа в возбуждении уголовного дела, перечисленные в ст. 24 УПК;

9)     является ли достаточной имеющаяся совокупность сведений для принятия какого-либо решения, предусмотренного ст. 145 УПК1.

Анализ и оценка информации непосредственно предшествуют выводам как промежуточным, осуществляемым в процессе рассмотрения заявления и сообщения, так и имеющим значение в целом для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Оценка имеющихся и добываемых фактических данных на стадии возбуждения уголовного дела осуществляется непрерывно, на протяжении всего рассмотрения заявления и сообщения о преступлении. При этом оценивается вся поступившая информация (совокупность фактических данных), каждое из обстоятельств в отдельности, а также производится сопоставление вновь добытых данных с имеющимися.

Правовая оценка фактических данных и всей информации о преступлении производится по внутреннему убеждению лиц, осуществляющих рассмотрение заявлений и сообщений, с учетом всей совокупности первичных материалов в соответствии с положениями уголовного и уголовно-процессуального законов, ведомственных нормативных актов.

На стадии возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью важным является своевременно и в необходимом объеме провести проверочные действия и принять одно из предусмотренных законом решений. Затягивание сроков проверки ведет к неправильной квалификации деяния, утрате доказательств, и, соответственно к не качественному расследованию уголовного дела. Необходимо отметить, что на практике сроки проверки нередко затягиваются. Во многих случаях это связано с несвоевременным поступлением актов судебно-медицинского освидетельствования потерпевшего (позднее 10 суток с момента регистрации сообщения о преступлении). Но встречаются случаи неправомерного затягивания с возбуждением уголовного дела. Так 22.04.2001 г. между А. и. В. на почве личных неприязненных отношений возникла  ссора, в ходе которой А. взяла нож и нанесла В. несколько ударов ножом в область левой половины лица, в результате чего потерпевший поступил в больницу с резаной раной левой щеки и ушной раковины. 01.05.2001 г. участковый уполномоченный вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием заявления потерпевшего. Материал предварительной проверки состоял лишь из объяснений. Только 11.06.2001 г. прокурор отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вернув материал для дополнительной проверки. В ходе проведения судебно-медицинского освидетельствования установлено, что В. причинен тяжкий вред здоровью, выразившейся в неизгладимом обезображивании лица. Уголовное дело было возбуждено по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 111 УК РФ1.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что к обстоятельствам подлежащим установлению на стадии возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью можно отнести объект и объективную сторону, а также такой элемент субъективной стороны как умысел. Установление субъекта не является обязательным, однако его наличие способствует более полной и объективной проверке сообщения о преступлении. Уяснение данных обстоятельств, практическими работниками проводящими проверку, способствует устранению ее недостатков, четкому представлению о достаточности признаков преступления для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Говоря об источниках получения информации можно разделить их на процессуальные, к которым относится осмотр места происшествия и не процессуальные (оперативно-розыскные). Также следует отметить, что на стадии возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью сотрудники милиции сталкиваются с трудностями квалификации деяния, в связи с ограниченными сроками предварительной проверки, а также в тех случаях, когда степень тяжести вреда здоровью зависит продолжительности или процента утраты трудоспособности, что до полного выздоровления установить не представляется возможным.






ГЛАВА II. ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ О ПРИЧИНЕНИИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ.

§ 1. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования по делам о причинении вреда здоровью.

Большое значение, на первоначальном этапе расследования уголовных дел о причинении умышленного вреда здоровью (ст. 111, 112, 115 УК РФ), имеет учет конкретных обстоятельств, в которых следователю приходится работать. К таким обстоятельствам можно отнести время, место, окружающую среду, взаимосвязь с другими процессами объективной действительности, поведении лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства и под воздействием иных, порой остающихся неизвестными для следователя факторов. Это сложная система взаимодействия образует в итоге ту конкретную обстановку, в которой действует следователь и в которой протекает конкретное расследование. Эта обстановка получила в криминалистике общее название следственной ситуации.

Интерес к проблеме следственных ситуаций, их классификации, а также их влиянии на планирование расследования проявляли многие ученые-криминалисты. Предметом научных дискуссий явились как само определение (понятие) следственной ситуации, так и ее компоненты, а также виды следственных ситуаций.

Впервые определение следственной ситуации дал А. Н. Колесниченко в 1967 г. «Под следственной ситуацией принято понимать, — пишет он, — определенное положение в расследовании, характеризуемое наличием тех или иных доказательств и информационного материала и возникающими в связи с этим конкретными задачами его собирания и проверки»[4]. В дальнейшем различные авторы стали предлагать свои определения следственной ситуации. И.А. Копылов предлагал свое определение следственной ситуации «как криминалистической характеристики расследования конкретного преступления в определенный момент, необходимой для принятия следственных решений»[5]. Тем самым все приведенные определения страдают неполнотой, поскольку не охватывают условия, в которых протекает следствие, возможности, которыми располагает следователь. Следует согласиться с определением следственной ситуации, данной Л.Я. Драпкиным − «динамичная информационная система» отражающая с различной степенью адекватности многообразные логико-познавательные связи между установленными и еще неизвестными обстоятельствами, имеющими значение для дела, тактико-психологические отношения участников (сторон) уголовного судопроизводства, а также организационно-управленческую структуру и уровень внутренней упорядоченности процесса расследования»[6].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты