Основы управления в ОВД

Основы управления в ОВД

Раздел второй

КАДРЫ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Глава XI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

§ 1. Понятие кадров органов внутренних дел и их классификация

Все в обществе делается через людей и самими людьми. Мож­но выбрать верную цель, наметить правильную линию деятельно­сти, разработать на ее основе хорошие планы. Но все это может оказаться напрасным, если на участках, где решается успех дела, не стоят люди, правильно понимающие намеченные цели и зада­чи, если не будет работников, способных с чувством высокой от­ветственностей на высоком профессиональном уровне перевести эти решения в плоскость практических дел, претворить их в жизнь. От того, кому доверено на практике' осуществлять решения государства, кто стоит во главе служб и подразделений органов внутренних дел, насколько высок уровень профессионального мастерства кадров, призванных охранять общественный порядок и вести борьбу с преступностью, в решающей степени зависит осу­ществление мер, направленных на укрепление правопорядка и законности в стране. Следовательно, эффективность деятельности органов внутренних дел находится в прямой зависимости от каче­ственного состава кадров.

Понятие кадры органов внутренних дел неоднозначно, как и неоднозначно общее понятие кадров управления. Оно трактуется в узком и широком смыслах.

Так, в узком смысле к кадрам некоторые авторы относят лиц, занятых выработкой и организацией исполнения управленческих решений*. Другие авторы еще более сужают понятие кадров, сводя

1 См.: Гербер Р., Юнг Г. Кадры в системе социального управления. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1970. С. 9.

232

их только к должностным лицам1. По сложившейся традиции к кадрам органов внутренних дел относят лишь работников, имею­щих специальное звание2.

Однако, с позиций науки управления, кадры органов внут­ренних дел должны рассматриваться в широком смысле, который охватывает их следующие основные характеристики:

1. Это лица, постоянно или временно выполняющие опреде­ленные трудовые функции в органах внутренних дел (в их подраз­делениях, учреждениях, на предприятиях).

2. Эти функции выполняются ими в качестве основной про­фессии или специальности.

3. Осуществление этих функций происходит возмездно. Ин­теграция данных признаков позволяет дать определение: к кадрам органов внутренних дел (в широком смысле) относятся лица, ко­торые постоянно или временно в качестве основной профессии или специальности и на возмездной основб выполняют опреде­ленные трудовые функции в органах, учреждениях, предприятиях

системы МВД России.

Необходимым условием научно обоснованной работы с кад­рами органов внутренних дел является их классификация, которая может быть осуществлена по ряду критериев:

1. По профессиональной принадлежности (юристы, педагоги,

инженеры, врачи и т.д.).

2. По объективным признакам личности (пол, возраст, обра-

I зование, стаж работы и т.п.).

3. По должностному положению (начальники, их заместители, оперуполномоченные, инспекторы, инженеры, врачи и т.д.).

4. По правовому положению в системе управления (должностные лица, представители власти и работники, не яв­ляющиеся таковыми).

5. По функциональной роли в процессе управления, то есть степени участия в выработке, принятии и организации исполне­ния управленческих решений.

Необходимо отметить, что с точки зрения науки управления классификация кадров по последнему критерию имеет наиболь-/

\ См.: Лебин БД., Перфильев М.Н. Кадры аппарата управления в

СССР. Л., Наука. 1970. С. 4.

2 См.: Безуглов В.Г. Кадры органов внутренних дел. М.: УУЗ МВД

СССР, 1976. С. 6.

шее значение. По функциональной роли в процессе управления кадры органов внутренних дел подразделяются на три группы.

Руководители — лица, ответственные за принятие и организа­цию исполнения управленческих решений. Они наделены правом внешнего и внутриорганизационного руководства и, следователь­но, имеют подчиненных. К руководителям относятся начальники органов внутренних дел и их заместители, начальники структур­ных подразделений, служб органов внутренних дел, учреждений и организаций системы МВД России, их заместители.

Специалисты (исполнители) — лица, использующие специаль­ные знания и навыки, не наделенные правом внутриорганизаци­онного управления и, следова-юлоно, не имеющие подчиненных. Группа специалистов в органах внутренних дел достаточно много­численна и неоднородна. В ней, в свою очередь, выделяются:

— лица, принимающие и исполняющие управленческие реше­ния в сфере внешнего управления, то есть непосредственно реа­лизующие  основные  функции  органов  внутренних дел (участковые инспекторы милиции, оперативные уполномоченные криминальных служб милиции, инспекторы ГИБДД и т.д.);

~ лица, занятые преимущественно или исключительно подго­товкой управленческих решений и проверкой их исполнения (инспекторский состав МВД, УВД);

— специалисты в узком смысле слова, 'то есть лица, обладаю­щие специальными знаниями * в какой-либо сфере, отрасли (эксперты, инженеры, врачи и т.п.).

Технические исполнители (обслуживающий персонал) - лица, осуществляющие технические операции по сбору, обработке, фиксации, передаче, изготовлению и хранению информации и ее

материальных носителей (делопроизводители, секретари, машини­стки, бухгалтеры и т.д.)1.

Работа с кадрами представляет собой комплекс организаци­онных мероприятий и технических методов, связанных с реализа­цией кадровой функции в органах внутренних дел. Она является составным элементом системы работы с кадрами, которой охва­тываются все вопросы проблемы кадров. Система работы с кадра­ми состоит из следующих элементов:

1 В научной литературе можно встретить и иные классификации кад­ров органов внутренних дел. (См., например, Малков М.В. Научная орга­низация управления в аппаратах милиции. М., 1975).

234

— определение количества работников, их должностной кате-горийности и уровня профессиональной подготовки;

— работа с кадрами: подбор, расстановка, перемещение, фор­мирование резерва на выдвижение, оценка работников;

— стимулирование трудовой активности и воспитание кадров:

применение мер морального и материального стимулирования, дисциплинарная практика, воспитание в духе соблюдения слу­жебной дисциплины и законности;

— подготовка кадров: первоначальная, боевая и физическая, переподготовка, повышение квалификации1.

Перечисленные элементы системы работы с кадрами реали­зуются в рамках кадровой функции и раскрывают ее основное со­держание. Следовательно, кадровая функция в органах внутрен­них дел представляет собой обеспечение нормальной деятельности органов и подразделений внутренних дел по выполнению возло­женных на них обязанностей посредством подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, отвечающих определенным требо­ваниям2.

Кадровая функция - одна из важнейших обеспечивающих функций органов внутренних дел. Вполне очевидно, что без ее эффективной реализации немыслимо выполнение ни одной из всех остальных функций этих органов.

Ввиду своей важности кадровая функция является прерогати­вой руководителей органов внутренних дел (структурных подраз­делений) и составляет часть их основных обязанностей. Однако в органах внутренних дел с большой штатной численностью лич­ного состава необходимость решения кадровых вопросов сущест­венно превышает возможности руководителя. Поэтому в органах внутренних дел выделяются специальные структурные подразде­ления — кадровые аппараты, при помощи которых руководители осуществляют реализацию кадровой функции в полном объеме.

Кадровые аппараты органов внутренних дел образуют систе­му, которая включает Главное управление кадров и кадровой по­литики МВД России, управления и отделы кадров МВД респуб­лик в составе Российской Федерации, УВД краев, областей,

1 См.: Колодкин Л.М. Организационные и правовые основы работы с кадрами в органах внутренних дел. М., 1979. С. 61.

2 См.: Колодкин Л.М. Указ. Работа. С. 62.

235

УВДТ, отделения и группы кадров крупных ОВД и их подразделе­ний, а также учреждений, предприятий и образовательных учреж­дений МВД России. На них возлагаются важные и ответственные задачи по подбору кадров, оформлению приема на службу и увольнению из органов внутренних дел, работе с резервом, вы­движению и перемещению по службе, направлению на учебу, осуществлению мероприятий по укреплению служебной дисцип­лины и законности, социальному развитию коллектива и т.д.

Кадровые аппараты призваны обеспечить реализацию кадро­вой политики МВД России, которая, будучи отраслевой модифи­кацией государственной кадровой политики, является важнейшей основой создания надежного механизма управления органами внутренних дел, повышения уровня профессионализма работни­ков, результативности оперативно-служебной деятельности, обес­печения действенного сотрудничества с населением страны.

Объективной потребностью настоящего момента развития органов внутренних дел стала выработка научно обоснованной Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации1. Главная цель Концепции заключается в изложении перспектив развития кадрового потенциала органов внутренних дел ^ внутренних войск на период до 2005 года, опре­делении основных путей и методов совершенствования всей сис­темы кадровой работы в МВД России.

Согласно Концепции, цепью-кадровой политики на период до 2000 года является формирование высокопрофессионального, ста­бильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса ор­ганов внутренних дел и внутренних войск МВД России, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым соци­ально-политическим, экономическим, криминогенным и другим условиям, способного эффективно решать задачи, поставленные

перед Министерством внутренних дел Российской Федерации об­ществом и государством.

Концепция определяет принципы кадровой политики МВД России, основными из которых являются:

1 См. Приложение 1 к решению коллегии МВД России от 23 декабря 1998 г. № бкм/1.

236

— научная обоснованность, реалистичность, системность и комплексность решения кадровых проблем;

— перспективность, ее опережающий и упреждающий харак­тер, основанный на прогнозировании кадровой ситуации;

—- тщательность отбора персонала органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по их деловым и моральным каче­ствам;

~ сочетание доверия и уважения к кадрам с принципиальной требовательностью к ним;

— преемственность и обновление кадров, оптимальное сочета­ние опытных и молодых сотрудников;

— сочетание принципа единоначалия и учета мнения коллек­тива при решении кадровых вопросов;

— доступ всех граждан страны к службе в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России при неукоснительном со­блюдении установленных требований;

— правовая и социальная защита персонала, обеспечивающая законность и социальную справедливость решения кадровых во­просов.

Основными направлениями кадровой политики МВД России Концепцией определены:

1. Совершенствование управления кадровыми процессами.

2. Комплектование органов внутренних дел и внутренних войск МВД России квалифицированным и компетентным персо­налом, повышение эффективности использования кадрового по­тенциала.

3. Развитие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, повышение эффективности профессионального обучения личного состава.

4. Реформирование системы деятельности по укреплению ду­ховно-нравственных основ службы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России.

5. Развитие психологической службы органов внутренних дел. В результате реализации положений Концепции должна быть сформирована целостная система работы с кадрами, неразрывно связанная с ключевыми задачами укрепления законности и пра­вопорядка, в полной мере отвечающая потребностям российского государства.

237

§2. Требования, предъявляемые к кадрам органов внутренних дел

Важнейшая обязанность каждого кадрового аппарата, началь­ников и командиров в системе МВД состоит в том. чтобы целена­правленно искать, растить, воспитывать и выдвигать на руково­дящие должности таких работников, которые способны успешно

решать любые по степени сложности задачи на порученном участ­ке работы.

Жизнь непрерывно повышает требования к кадрам органов внутренних дел. Эти требования особенно возросли на данном этапе развития нашего общества, поскольку задачи, стоящие пе­ред органами внутренних дел, с каждым днем становятся сложнее, многограннее, ответственнее.

Деятельность органов внутренних дел связана с реализацией их сотрудниками властных полномочий, с необходимостью при­менять в определенных случаях меры государственного принужде­ния. Власть, данная сотрудникам органов внутренних дел, налага­ет на них повышенную ответственность за последствия прини­маемых ими решений и осуществляемых действий. Известно так­же, что сотрудникам органов внутренних дел приходится посто­янно наталкиваться на различные формы противодействия их служебной деятельности со стороны как отдельных лиц, так и уч­реждений, организаций. Для успешного преодоления такого про­тиводействия необходимо обладать развитой способностью дейст­вовать в экстремальных обстоятельствах, умением противостоять различного рода негативным воздействиям, твердой убежденно­стью в социальной значимости избранной профессии. Сотрудни­кам органов внутренних дел по долгу службы приходится сталки­ваться с различными жизненными ситуациями, встречаться с раз­ными людьми: от рабочего до министра, от школьника до акаде­мика, от добропорядочного гражданина до закоренелого преступ­ника. А это требует от них высокого уровня общего развития, ши­рокого кругозора, разносторонних познаний, коммуникабельно­сти. Находясь на переднем крае борьбы с правонарушениями, ра­ботники органов внутренних дел должны отличаться нравствен­ной безупречностью и личной скромностью. Перечисленными специфическими особенностями деятельности сотрудников орга­нов внутренних дел и обусловливается набор требований к их профессиональным и личным качествам.

238

Анализ нормативных актов, регламентирующих работу с кад­рами в органах внутренних дел, позволяет выделить три группы требований (качеств), которым должен соответствовать каждый сотрудник этих органов:

1. Деловые качества.

2. Оптимальные личные качества.

3. Специальные профессиональные качества.

Деловые качества определяют общую профессиональную пригодность сотрудника. К ним относятся: наличие специального образования и опыта практической работы; организаторские спо­собности, инициативность, чувство нового; стабильная работоспо­собность; знание юридических и специальных дисциплин, дейст­вующего законодательства, приказов, инструкций и других актов МВД России и их неукоснительное соблюдение; владение опера­тивной и криминалистической техникой, специальными средст­вами; умение правильно составлять и оформлять служебные доку­менты и др.

Оптимальные личные качества представляют собой систему личностных характеристик, которые в наибольшей степени соот­ветствуют выполняемой работе и служат психологической основой для успешного решения стоящих перед сотрудником задач. Они включают: умение устанавливать контакт с людьми, общаться с представителями различных слоев населения; мужество, выдерж­ку, решительность, находчивость; умение сохранять самооблада­ние в самых сложных ситуациях; личную дисциплинированность;

уважение к критике и самокритичность; честность, добросовест­ность, вежливость, принципиальность; человечность, готовность оказать помощь нуждающимся в ней и др.

Специальные профессиональные качества включают владение . специальными знаниями, умениями и навыками, а также опреде­ленные личные качества, которые необходимы сотруднику для успешного выполнения служебных обязанностей по конкретно занимаемой должности — оперуполномоченного УР, участкового инспектора  милиции,  следователя,  инспектора  дорожно-патрульной службы ГИБДД, милиционера и др. В отличие от де­ловых качеств, которые носят более универсальный характер и являются необходимой основой специальных профессиональных качеств, последние определяют уровень профессионального мас­терства конкретного сотрудника на конкретной должности. На­пример, инспектор-кинолог, как и все сотрудники органов внут-

239

ренних дел, обязан быть мужественным, дисциплинированным, честным и т.д. Однако помимо этого он должен любить живот­ных, ибо без этого качества из него не получится полноценный специалист.

§3. Требования, предъявляемые к работникам аппаратов управления и руководителям органов внутренних дел

Важная и ответственная роль в управлении принадлежит ру­ководящим кадрам. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Прежде всего, каждый руководитель должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всем сотрудни­кам органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явно недостаточно. Для того, чтобы успешно справляться со своими функциональными обязанностями, он должен обладать <дополни-тельными знаниями (то есть усвоенным комплексом сведений, необходимым и достаточным для эффективного руководства орга­ном либо подразделением), навыками (то есть заученными в итоге многократного повторения и на этой основе легко выполнимыми действиями) и умениями организаторской деятельности.

Умение, по сравнению со знаниями и,навыками, является бо­лее сложным психологическим фактором. Оно представляет собой способность выполнять функции руководителя на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение, объединяя знания с действиями по их реализации, выражается в правильном исполь­зовании знаний для решения практических задач.

Особые умения руководителя органа внутренних дел (подразделения, службы) образуют существенную часть его дея­тельности. Их можно разделить на 3 группы:

1. Организаторские умения, необходимые для реализации управленческих функций руководителя;

2. Командные умения, необходимые для эффективного руко­водства личным составом при выполнении функций охраны об­щественного порядка и борьбы с преступностью;

3. Педагогические умения, необходимые для реализации вос­питательных функций.

Организаторские умения связаны с реализацией управленче­ского цикла (перспективного и текущего планирования, сбора,

240

обработки и анализа управленческой информации, принятия управленческих решений, организации исполнения принятых ре­шений, оценки оперативной обстановки, обеспечения обратной связи, мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач, правильного применения мер поощрений и наказаний). Важное место среди них принадлежит умениям по реализации ос­новных форм работы руководителей: организовывать и вести слу­жебное совещание, планировать и организовывать свой рабочий день, осуществлять прием посетителей, вести телефонные разго­воры и служебную переписку, оптимально сочетать режим труда и отдыха.

Организаторские умения руководителя связаны также с орга­низацией коллективных форм работы: правильное распределение обязанностей между сотрудниками, планирование совместной ра­боты, организация взаимодействия между подразделениями органа внутренних дел, планирование связи с общественными формиро­ваниями при организации охраны общественного порядка и борь­бы с правонарушениями, умение работать с людьми. Последнее в свою очередь, включает в себя ряд умений: познавать людей, сплачивать коллектив сотрудников и создавать в нем благоприят­ный морально-психологический климат, предупреждать и разре­шать конфликты, работать с ближайшими помощниками и акти­вом; вырабатывать оптимальный стиль работы в зависимости от ситуации и уровня развития коллективов сотрудников, применять соответствующие методы руководства, управлять общественным мнением.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты