Основы управления в ОВД
Раздел второй
КАДРЫ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Глава XI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
§ 1. Понятие кадров органов внутренних дел и их классификация
Все в обществе делается через людей и самими людьми. Можно выбрать верную цель, наметить правильную линию деятельности, разработать на ее основе хорошие планы. Но все это может оказаться напрасным, если на участках, где решается успех дела, не стоят люди, правильно понимающие намеченные цели и задачи, если не будет работников, способных с чувством высокой ответственностей на высоком профессиональном уровне перевести эти решения в плоскость практических дел, претворить их в жизнь. От того, кому доверено на практике' осуществлять решения государства, кто стоит во главе служб и подразделений органов внутренних дел, насколько высок уровень профессионального мастерства кадров, призванных охранять общественный порядок и вести борьбу с преступностью, в решающей степени зависит осуществление мер, направленных на укрепление правопорядка и законности в стране. Следовательно, эффективность деятельности органов внутренних дел находится в прямой зависимости от качественного состава кадров.
Понятие кадры органов внутренних дел неоднозначно, как и неоднозначно общее понятие кадров управления. Оно трактуется в узком и широком смыслах.
Так, в узком смысле к кадрам некоторые авторы относят лиц, занятых выработкой и организацией исполнения управленческих решений*. Другие авторы еще более сужают понятие кадров, сводя
1 См.: Гербер Р., Юнг Г. Кадры в системе социального управления. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1970. С. 9.
232
их только к должностным лицам1. По сложившейся традиции к кадрам органов внутренних дел относят лишь работников, имеющих специальное звание2.
Однако, с позиций науки управления, кадры органов внутренних дел должны рассматриваться в широком смысле, который охватывает их следующие основные характеристики:
1. Это лица, постоянно или временно выполняющие определенные трудовые функции в органах внутренних дел (в их подразделениях, учреждениях, на предприятиях).
2. Эти функции выполняются ими в качестве основной профессии или специальности.
3. Осуществление этих функций происходит возмездно. Интеграция данных признаков позволяет дать определение: к кадрам органов внутренних дел (в широком смысле) относятся лица, которые постоянно или временно в качестве основной профессии или специальности и на возмездной основб выполняют определенные трудовые функции в органах, учреждениях, предприятиях
системы МВД России.
Необходимым условием научно обоснованной работы с кадрами органов внутренних дел является их классификация, которая может быть осуществлена по ряду критериев:
1. По профессиональной принадлежности (юристы, педагоги,
инженеры, врачи и т.д.).
2. По объективным признакам личности (пол, возраст, обра-
I зование, стаж работы и т.п.).
3. По должностному положению (начальники, их заместители, оперуполномоченные, инспекторы, инженеры, врачи и т.д.).
4. По правовому положению в системе управления (должностные лица, представители власти и работники, не являющиеся таковыми).
5. По функциональной роли в процессе управления, то есть степени участия в выработке, принятии и организации исполнения управленческих решений.
Необходимо отметить, что с точки зрения науки управления классификация кадров по последнему критерию имеет наиболь-/
\ См.: Лебин БД., Перфильев М.Н. Кадры аппарата управления в
СССР. Л., Наука. 1970. С. 4.
2 См.: Безуглов В.Г. Кадры органов внутренних дел. М.: УУЗ МВД
СССР, 1976. С. 6.
шее значение. По функциональной роли в процессе управления кадры органов внутренних дел подразделяются на три группы.
Руководители — лица, ответственные за принятие и организацию исполнения управленческих решений. Они наделены правом внешнего и внутриорганизационного руководства и, следовательно, имеют подчиненных. К руководителям относятся начальники органов внутренних дел и их заместители, начальники структурных подразделений, служб органов внутренних дел, учреждений и организаций системы МВД России, их заместители.
Специалисты (исполнители) — лица, использующие специальные знания и навыки, не наделенные правом внутриорганизационного управления и, следова-юлоно, не имеющие подчиненных. Группа специалистов в органах внутренних дел достаточно многочисленна и неоднородна. В ней, в свою очередь, выделяются:
— лица, принимающие и исполняющие управленческие решения в сфере внешнего управления, то есть непосредственно реализующие основные функции органов внутренних дел (участковые инспекторы милиции, оперативные уполномоченные криминальных служб милиции, инспекторы ГИБДД и т.д.);
~ лица, занятые преимущественно или исключительно подготовкой управленческих решений и проверкой их исполнения (инспекторский состав МВД, УВД);
— специалисты в узком смысле слова, 'то есть лица, обладающие специальными знаниями * в какой-либо сфере, отрасли (эксперты, инженеры, врачи и т.п.).
Технические исполнители (обслуживающий персонал) - лица, осуществляющие технические операции по сбору, обработке, фиксации, передаче, изготовлению и хранению информации и ее
материальных носителей (делопроизводители, секретари, машинистки, бухгалтеры и т.д.)1.
Работа с кадрами представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических методов, связанных с реализацией кадровой функции в органах внутренних дел. Она является составным элементом системы работы с кадрами, которой охватываются все вопросы проблемы кадров. Система работы с кадрами состоит из следующих элементов:
1 В научной литературе можно встретить и иные классификации кадров органов внутренних дел. (См., например, Малков М.В. Научная организация управления в аппаратах милиции. М., 1975).
234
— определение количества работников, их должностной кате-горийности и уровня профессиональной подготовки;
— работа с кадрами: подбор, расстановка, перемещение, формирование резерва на выдвижение, оценка работников;
— стимулирование трудовой активности и воспитание кадров:
применение мер морального и материального стимулирования, дисциплинарная практика, воспитание в духе соблюдения служебной дисциплины и законности;
— подготовка кадров: первоначальная, боевая и физическая, переподготовка, повышение квалификации1.
Перечисленные элементы системы работы с кадрами реализуются в рамках кадровой функции и раскрывают ее основное содержание. Следовательно, кадровая функция в органах внутренних дел представляет собой обеспечение нормальной деятельности органов и подразделений внутренних дел по выполнению возложенных на них обязанностей посредством подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, отвечающих определенным требованиям2.
Кадровая функция - одна из важнейших обеспечивающих функций органов внутренних дел. Вполне очевидно, что без ее эффективной реализации немыслимо выполнение ни одной из всех остальных функций этих органов.
Ввиду своей важности кадровая функция является прерогативой руководителей органов внутренних дел (структурных подразделений) и составляет часть их основных обязанностей. Однако в органах внутренних дел с большой штатной численностью личного состава необходимость решения кадровых вопросов существенно превышает возможности руководителя. Поэтому в органах внутренних дел выделяются специальные структурные подразделения — кадровые аппараты, при помощи которых руководители осуществляют реализацию кадровой функции в полном объеме.
Кадровые аппараты органов внутренних дел образуют систему, которая включает Главное управление кадров и кадровой политики МВД России, управления и отделы кадров МВД республик в составе Российской Федерации, УВД краев, областей,
1 См.: Колодкин Л.М. Организационные и правовые основы работы с кадрами в органах внутренних дел. М., 1979. С. 61.
2 См.: Колодкин Л.М. Указ. Работа. С. 62.
235
УВДТ, отделения и группы кадров крупных ОВД и их подразделений, а также учреждений, предприятий и образовательных учреждений МВД России. На них возлагаются важные и ответственные задачи по подбору кадров, оформлению приема на службу и увольнению из органов внутренних дел, работе с резервом, выдвижению и перемещению по службе, направлению на учебу, осуществлению мероприятий по укреплению служебной дисциплины и законности, социальному развитию коллектива и т.д.
Кадровые аппараты призваны обеспечить реализацию кадровой политики МВД России, которая, будучи отраслевой модификацией государственной кадровой политики, является важнейшей основой создания надежного механизма управления органами внутренних дел, повышения уровня профессионализма работников, результативности оперативно-служебной деятельности, обеспечения действенного сотрудничества с населением страны.
Объективной потребностью настоящего момента развития органов внутренних дел стала выработка научно обоснованной Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации1. Главная цель Концепции заключается в изложении перспектив развития кадрового потенциала органов внутренних дел ^ внутренних войск на период до 2005 года, определении основных путей и методов совершенствования всей системы кадровой работы в МВД России.
Согласно Концепции, цепью-кадровой политики на период до 2000 года является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым социально-политическим, экономическим, криминогенным и другим условиям, способного эффективно решать задачи, поставленные
перед Министерством внутренних дел Российской Федерации обществом и государством.
Концепция определяет принципы кадровой политики МВД России, основными из которых являются:
1 См. Приложение 1 к решению коллегии МВД России от 23 декабря 1998 г. № бкм/1.
236
— научная обоснованность, реалистичность, системность и комплексность решения кадровых проблем;
— перспективность, ее опережающий и упреждающий характер, основанный на прогнозировании кадровой ситуации;
—- тщательность отбора персонала органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по их деловым и моральным качествам;
~ сочетание доверия и уважения к кадрам с принципиальной требовательностью к ним;
— преемственность и обновление кадров, оптимальное сочетание опытных и молодых сотрудников;
— сочетание принципа единоначалия и учета мнения коллектива при решении кадровых вопросов;
— доступ всех граждан страны к службе в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России при неукоснительном соблюдении установленных требований;
— правовая и социальная защита персонала, обеспечивающая законность и социальную справедливость решения кадровых вопросов.
Основными направлениями кадровой политики МВД России Концепцией определены:
1. Совершенствование управления кадровыми процессами.
2. Комплектование органов внутренних дел и внутренних войск МВД России квалифицированным и компетентным персоналом, повышение эффективности использования кадрового потенциала.
3. Развитие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, повышение эффективности профессионального обучения личного состава.
4. Реформирование системы деятельности по укреплению духовно-нравственных основ службы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России.
5. Развитие психологической службы органов внутренних дел. В результате реализации положений Концепции должна быть сформирована целостная система работы с кадрами, неразрывно связанная с ключевыми задачами укрепления законности и правопорядка, в полной мере отвечающая потребностям российского государства.
237
§2. Требования, предъявляемые к кадрам органов внутренних дел
Важнейшая обязанность каждого кадрового аппарата, начальников и командиров в системе МВД состоит в том. чтобы целенаправленно искать, растить, воспитывать и выдвигать на руководящие должности таких работников, которые способны успешно
решать любые по степени сложности задачи на порученном участке работы.
Жизнь непрерывно повышает требования к кадрам органов внутренних дел. Эти требования особенно возросли на данном этапе развития нашего общества, поскольку задачи, стоящие перед органами внутренних дел, с каждым днем становятся сложнее, многограннее, ответственнее.
Деятельность органов внутренних дел связана с реализацией их сотрудниками властных полномочий, с необходимостью применять в определенных случаях меры государственного принуждения. Власть, данная сотрудникам органов внутренних дел, налагает на них повышенную ответственность за последствия принимаемых ими решений и осуществляемых действий. Известно также, что сотрудникам органов внутренних дел приходится постоянно наталкиваться на различные формы противодействия их служебной деятельности со стороны как отдельных лиц, так и учреждений, организаций. Для успешного преодоления такого противодействия необходимо обладать развитой способностью действовать в экстремальных обстоятельствах, умением противостоять различного рода негативным воздействиям, твердой убежденностью в социальной значимости избранной профессии. Сотрудникам органов внутренних дел по долгу службы приходится сталкиваться с различными жизненными ситуациями, встречаться с разными людьми: от рабочего до министра, от школьника до академика, от добропорядочного гражданина до закоренелого преступника. А это требует от них высокого уровня общего развития, широкого кругозора, разносторонних познаний, коммуникабельности. Находясь на переднем крае борьбы с правонарушениями, работники органов внутренних дел должны отличаться нравственной безупречностью и личной скромностью. Перечисленными специфическими особенностями деятельности сотрудников органов внутренних дел и обусловливается набор требований к их профессиональным и личным качествам.
238
Анализ нормативных актов, регламентирующих работу с кадрами в органах внутренних дел, позволяет выделить три группы требований (качеств), которым должен соответствовать каждый сотрудник этих органов:
1. Деловые качества.
2. Оптимальные личные качества.
3. Специальные профессиональные качества.
Деловые качества определяют общую профессиональную пригодность сотрудника. К ним относятся: наличие специального образования и опыта практической работы; организаторские способности, инициативность, чувство нового; стабильная работоспособность; знание юридических и специальных дисциплин, действующего законодательства, приказов, инструкций и других актов МВД России и их неукоснительное соблюдение; владение оперативной и криминалистической техникой, специальными средствами; умение правильно составлять и оформлять служебные документы и др.
Оптимальные личные качества представляют собой систему личностных характеристик, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе и служат психологической основой для успешного решения стоящих перед сотрудником задач. Они включают: умение устанавливать контакт с людьми, общаться с представителями различных слоев населения; мужество, выдержку, решительность, находчивость; умение сохранять самообладание в самых сложных ситуациях; личную дисциплинированность;
уважение к критике и самокритичность; честность, добросовестность, вежливость, принципиальность; человечность, готовность оказать помощь нуждающимся в ней и др.
Специальные профессиональные качества включают владение . специальными знаниями, умениями и навыками, а также определенные личные качества, которые необходимы сотруднику для успешного выполнения служебных обязанностей по конкретно занимаемой должности — оперуполномоченного УР, участкового инспектора милиции, следователя, инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД, милиционера и др. В отличие от деловых качеств, которые носят более универсальный характер и являются необходимой основой специальных профессиональных качеств, последние определяют уровень профессионального мастерства конкретного сотрудника на конкретной должности. Например, инспектор-кинолог, как и все сотрудники органов внут-
239
ренних дел, обязан быть мужественным, дисциплинированным, честным и т.д. Однако помимо этого он должен любить животных, ибо без этого качества из него не получится полноценный специалист.
§3. Требования, предъявляемые к работникам аппаратов управления и руководителям органов внутренних дел
Важная и ответственная роль в управлении принадлежит руководящим кадрам. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования. Прежде всего, каждый руководитель должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всем сотрудникам органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явно недостаточно. Для того, чтобы успешно справляться со своими функциональными обязанностями, он должен обладать <дополни-тельными знаниями (то есть усвоенным комплексом сведений, необходимым и достаточным для эффективного руководства органом либо подразделением), навыками (то есть заученными в итоге многократного повторения и на этой основе легко выполнимыми действиями) и умениями организаторской деятельности.
Умение, по сравнению со знаниями и,навыками, является более сложным психологическим фактором. Оно представляет собой способность выполнять функции руководителя на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение, объединяя знания с действиями по их реализации, выражается в правильном использовании знаний для решения практических задач.
Особые умения руководителя органа внутренних дел (подразделения, службы) образуют существенную часть его деятельности. Их можно разделить на 3 группы:
1. Организаторские умения, необходимые для реализации управленческих функций руководителя;
2. Командные умения, необходимые для эффективного руководства личным составом при выполнении функций охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;
3. Педагогические умения, необходимые для реализации воспитательных функций.
Организаторские умения связаны с реализацией управленческого цикла (перспективного и текущего планирования, сбора,
240
обработки и анализа управленческой информации, принятия управленческих решений, организации исполнения принятых решений, оценки оперативной обстановки, обеспечения обратной связи, мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач, правильного применения мер поощрений и наказаний). Важное место среди них принадлежит умениям по реализации основных форм работы руководителей: организовывать и вести служебное совещание, планировать и организовывать свой рабочий день, осуществлять прием посетителей, вести телефонные разговоры и служебную переписку, оптимально сочетать режим труда и отдыха.
Организаторские умения руководителя связаны также с организацией коллективных форм работы: правильное распределение обязанностей между сотрудниками, планирование совместной работы, организация взаимодействия между подразделениями органа внутренних дел, планирование связи с общественными формированиями при организации охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями, умение работать с людьми. Последнее в свою очередь, включает в себя ряд умений: познавать людей, сплачивать коллектив сотрудников и создавать в нем благоприятный морально-психологический климат, предупреждать и разрешать конфликты, работать с ближайшими помощниками и активом; вырабатывать оптимальный стиль работы в зависимости от ситуации и уровня развития коллективов сотрудников, применять соответствующие методы руководства, управлять общественным мнением.
Страницы: 1, 2