Криминалистический учет преступлений с характерными способами совершения предназначен для информационного обслуживания раскрытия, расследования и предупреждения особо опасных (квалифицированных) видов преступлений, совершаемых рецидивистами и “гастролерами”. На учет ставятся нераскрытые и раскрытые преступления. Он может создаваться в инициативном порядке по согласованию с заинтересованными главными управлениями и ГИЦ.
Учет этих преступлений реализуется по форме как набор специализированных информационно-поисковых подсистем (задач). Все подсистемы криминалистического учета преступлений с характерным способом совершения в ФБКИ ГИЦ информационно объединяются между собой и с подсистемой “Досье” в интегрированную базу данных.
В ФБКИ предусмотрено поэтапное создание подсистем для накопления и обработки данных о следующих видах особо опасных преступлений:
· насильственные преступления;
· квалифицированные кражи имущества;
· хищения из металлических хранилищ;
· угоны автотранспорта;
· хищения грузов на транспорте;
· организация преступной деятельности;
· преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения;
· преступления против правосудия;
· фальшивомонетничество и подделка документов;
· хищения производственных ресурсов и сырья;
· хищения в финансово-кредитной системе, внешнеэкономической деятельности и других отраслях народного хозяйства;
· финансовые и валютные аферы;
· использование снотворных и отравляющих веществ;
· контрабанда.
Централизованный криминалистический учет хищений ценностей из металлических хранилищ реализуется в ФБКИ с помощью подсистемы “Сейф”, ранее функционировавшей самостоятельно, как Автоматизированная информационная система “Сейф”. Основным ее назначением является централизованное информационное обслуживание раскрытия и расследования серийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совершаемых преступниками, в первую очередь рецидивистами и гастролерами. Подсистема “Сейф” ведется совместно ГИЦ, ЭКЦ и ГУ УР[9] МВД России.
“Учет лиц пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей” - объектами данного централизованного учета являются граждане Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Данный учет производится в ГИЦ путем ведения автоматизированного информационного банка данных (АИПС “Опознание”). Учету подлежат:
· лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными,
· лица, потерявшие связь с родственниками;
· несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений, а также бежавшие из детских приемников-распределителей, спецшкол и спецучилищ;
· психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дома или медицинских учреждений;
· неопознанные трупы граждан;
· лица, находящиеся в психоневрологических и других лечебных стационарах, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе никаких данных.
Основанием для постановки на учет является заведение уголовного дела, розыскного дела или дела по установлению личности.
Информационный массив данного вида учета составляет порядка 83 тыс. опознавательных карт. С мест ежегодно поступает также свыше 1 тыс. запросов. За 3 месяца 1998 г. поставлено на учет 3,1 тыс. без вести пропавших и неопознанных трупов граждан, исполнено 894 запроса, установлена личность 63 погибших.
Учет лиц, объявленных в федеральный розыск предназначен для обеспечения мероприятий федерального розыска лиц, скрывающихся от органов власти.
· совершившие противоправные действия и скрывшиеся от следствия и суда;
· бежавшие из-под стражи и из мест лишения свободы;
· уклоняющиеся от выплаты денежных сумм по искам предприятий и организаций (госдолжники), либо граждан (неплательщики алиментов);
· исчезнувшие без видимых к тому оснований (без вести пропавшие).
Основанием для постановки на учет разыскиваемого лица является заведение его розыскного дела.
Учет утраченного и выявленного нарезного огнестрельного оружия осуществляется в целях обеспечения розыска утраченного, установления принадлежности выявленного оружия и содействия в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.
Учету подлежит утраченное (похищенное, утерянное) и выявленное (изъятое, найденное, добровольно сданное) вооружение следующих видов:
· боевое;
· служебное;
· гражданское (охотничье и спортивное);
· нарезное огнестрельное (стрелковое) оружие всех моделей;
· гранатометы;
· портативные ствольные и реактивные артиллерийские;
· взрывные устройства дистанционного, электромеханического и ручного управления.
Вооружение, сдаваемое предприятиями, учреждениями и отдельными гражданами, находившееся в их распоряжении на законных основаниях, на учет не ставится.
Учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта предназначен для сбора, систематизации, хранения и обработки информации о разыскиваемых и бесхозных транспортных средствах и прицепах.
Учет используется при проведении розыскных мероприятий, а также при регистрации транспортных средств в подразделениях ГАИ. Формирование учета ведется в рамках АИПС[10] “Автопоиск”, которая является составной частью ФБКИ ГИЦ. При введении в действие подсистем межрегиональной специальной заградительной системы контрольных постов милиции порядок прохождения и использования информации о разыскиваемом транспорте приводится в соответствие с нормативными актами, регламентирующими функционирование АИПС “Розыск” (ГУ ГАИ[11] МВД РФ).
Федеральному централизованному учету подлежит легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, прицепы, полуприцепы отечественного и иностранного производства.
Система “Автопоиск” в настоящее время содержит данные о более чем 220 тыс. похищенных автомобилях. Из всех эксплуатируемых в ГИЦ автоматизированных систем “Автопоиск” является самой эффективной и наиболее используемой органами внутренних дел АИПС.
Учет похиценных предметов антиквариата и культурных ценностей организован в целях обеспечения розыска похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищением. Учету подлежат следующие категории утраченных и выявленных предметов, представляющих историческую, художественную, научную ценность:
· исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
· предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
· художественные ценности, в том числе:
· картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
· оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
· художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
· гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
· произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
· изделия традиционных народных художественных промыслов;
· составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
· старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
· редкие рукописи и документальные памятники;
· архивы, включая фото-, фоно-, кино- и видеоархивы;
· уникальные и редкие музыкальные инструменты;
· почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
· старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
· редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
· другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану, как памятники истории и культуры.
Информация о похищенных и изъятых предметах искусства и старины, представляющих культурную или историческую ценность, сосредоточена в АИПС “Антиквариат”, на учете которой состоит 42,5 тыс. объектов. Учет активно используется правоохранительными органами для розыска похищенного и установления принадлежности предметов антиквариата, изымаемых при обыске или задержании.
Учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей осуществляется в целях обеспечения розыска похищенных и изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальные инвентарные номера или характерные признаки, содействия раскрытию преступлений, связанных с ними. На централизованный учет в ГИЦ ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, а также документы и ценные бумаги общегосударственного обращения в связи с совершенными преступлениями, подлежащими регистрации в федеральном банке криминальной информации.
Учет лиц, представляющих оперативный интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (видсобанки и видеотеки лиц)включает в себя федеральный учет видеозаписей “воров в законе”, авторитетов уголовной среды и других лиц, представляющих особый оперативный интерес для органов внутренних дел.
Федеральный учет видеозаписей информационно связывается (интегрируется) в ГИЦ с федеральной фототекой особо опасных преступников, разыскиваемых граждан и неопознанных трупов. Регистрация визуальной информации о лицах служит для опознания граждан в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Федеральный учет видеозаписей в ГИЦ формируется на основе информации, поступающей из ИЦ МВД, ГУВД, УВД, из видеотек экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) соответствующих органов внутренних дел. [12]
-2-
С конца 80-х гг. начались активные попытки внедрения в деятельность ОВД автоматизированных информационных дактилоскопических систем (АДИС) на основе персональных компьютеров, с помощью которых можно автоматически кодировать отпечатки и следы пальцев рук, сохранять их изображение в памяти и производить качественный сравнительный анализ. Однако при создании таких систем возникли трудности, так как следы и отпечатки пальцев рук очень трудны для машинной обработки: в них нет устойчивости признаков ни по наименованию, ни по размерам, ни по топографическим и геометрическим параметрам. Вначале этот процесс был неорганизован, хаотичен; многие подразделения органов внутренних дел на свой страх и риск приобретали неапробированные дактилоскопические системы, неся ненужные при этом материальные и трудовые затраты. Этот период показал, что импортные дактилоскопические системы слишком дороги, некоторые из них (например, “Дермалог”) очень требовательны к качеству следов и отпечатков пальцев рук. Многие отечественные АДИС оказались недоработанными и на практике приносили мало пользы. Лишь с начала 90-х гг. процесс начал приобретать первые признаки организованности: в 1992 - 1993 гг. по инициативе ЭКЦ МВД России было впервые проведено конкурсное тестирование более десятка АДИС. Тестирование в полном объеме прошли лишь четыре отечественные системы, которые приказом МВД России от 3 августа 1993 г. № 365 были представлены к проведению опытных испытаний в ряде УВД. В мае 1994 г. на научно-методическом совете в ЭКЦ МВД России были выделены особо две из этих четырех систем:
· “Папилон”, разработчик - ТОО “Системы Папилон” (г. Миасс Челябинской области);
· “Сонда-Фрес”, разработчик - СП “Совиндейта” (г. Миасс Челябинской области).
После годичной опытной эксплуатации систем было проведено их окончательное тестирование, результаты которого подтвердили вывод научно-технического совета. В настоящее время проходит активное внедрение этих систем в деятельность ОВД Российской Федерации. Полученный в ходе этого опыт, а также опыт внедрения АДИС в других областях Российской Федерации позволил выявить некоторые тенденции, сложности и проблемы.
В ГОРОВД не имеется полного дактилоскопического учета на тех лиц, которые уже формально подлежат постановке на учет. Системности в постановке и снятии с учета подучетных лиц, как правило, нет. И одной из первых проблем, возникающих в ходе внедрения АДИС, оказывается недостаток дактилокарт для введения в память ЭВМ. Основная часть областной базы данных в АДИС - дактилокарты, поступившие из следственных изоляторов, на лиц, находящихся под следствием или ранее судимых.
Еще одна проблема - низкое качество дактилоскопирования. Отпечатки пальцев рук на дактилокартах “забиты” типографской краской или, наоборот, не пропечатаны. Часто они перепутаны по расположению на дактилокарте, накладываются один на другой, выполнены со сдвигом в процессе прокатки пальца. Бумага, на которой производится дактилоскопирование, рыхлая, волокнистая, не чисто белого цвета. Записи о данных дактилоскопируемого лица выполнены небрежно, неполно. Такие важные для поиска и постановки на учет установочные данные, как Ф. И. О. и год рождения, читаются неоднозначно. Только около 10—30% дактилокарт, поступающих из ГОРОВД, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к качеству дактилоскопирования подучетных лиц.
Следующая проблема - отработка следов рук, изымаемых с мест преступлений, по отпечаткам потерпевших, материально ответственных и других лиц, следы которых могли быть оставлены вне связи с преступлением. Следотеки в значительной степени “засорены” подобными следами.
Многие оперработники не владеют информацией о наличии следов преступника по конкретным нераскрытым преступлениям и по этой причине не используют их при отработке подозреваемых. Вместо этого представляют в экспертные подразделения массу дактилокарт (в основном - ранее судимых) для проверки по всей следотеке “на всякий случай”, что, как правило, не дает результата и загружает экспертов бесполезной работой.
Не проводится проверка по дактилоучетам на предмет установления причастности к ранее совершенным преступлениям лиц, привлекаемых за совершение корыстных преступлений: лиц, находившихся в розыске; трупов, в том числе некриминального характера; лиц, проходящих по делам оперативного учета и административного надзора при их заведении и прекращении и т. д.
Не практикуется негласное дактилоскопирование криминогенных категорий при отсутствии к тому формальных оснований.
В немалой степени отлучение оперработников от формирования дактилоучетов происходило из-за неопределенности в решении вопроса о месте дактилоучетов. Во все времена дактилоскопический учет преступного элемента в низовых подразделениях был привилегией оперативных аппаратов. И это правильно, так как только они могут определить контингент лиц, подлежащих постановке на данный вид оперативного учета, обеспечить своевременную постановку и снятие с него.