: Древний Египет

рассматривалось не как занятие для высших каст.

Упоминается в Законах Ману договор дарения. Устанавливаются положения,

регулирующие отдельные виды договоров. Законы формулируют и некоторые общие

для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен

пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной

являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. Недействительным

являлось соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых

отношениях. Устанавливается также, что сделка расторгается таким же образом,

как и заключается.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве

основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества

(потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного),

вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был

возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая

патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего

супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате

которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей

полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под

властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности".

Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если

он лишен добродетелей. И хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и

женой провозглашают "взаимную верность до смерти", муж мог иметь несколько

жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее

продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена

подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции,

жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось

в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны,

но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы

запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке.

Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было

общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей

имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына,

становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от

наследования устранялись, но братья должны

были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию

древнеиндийское право не знало.

Уголовное право и процесс. Уголовное право, представленное в Законах

Ману, с одной стороны отличается довольно высоким для своего времени уровнем

развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность),

на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от

принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны,

законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение

принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное

на ее территории, если преступник неизвестен.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят

государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку

городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений

Законы не дают, что является характерной чертой для всех древних кодификаций.

Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против

личности.

Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже,

призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают

кражу, как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии

потерпевшего и с насилием, применяемым к нему. Меры, применяемые к вору

зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена

кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы

предписывают казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью царю

следует, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже отрезали два

пальца, при второй - руку и ногу, при третьей - смертная казнь. Наказание

несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес

такое же наказание, как если бы он сам украл.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали

насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой, К насилию

относилось и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за

собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров,

защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось.

Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы

устанавливают суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь

женщины.

Законы Ману определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет

их. Законы предписывают применять наказание с учетом всех обстоятельств

совершения преступления, степени сознательности его. Несправедливое наказание

"лишает неба в другом мире".

Вместе с тем, при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления

довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку

наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она

заменяется бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение

на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.:

членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание,

тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний.

Кровная месть в Законах не упоминается, видимо, в то время она уже не

применялась. Законы Ману дают общее представление о процессе того времени.

Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с

брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, процесс

носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков.

Это - неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении,

неотдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-

продажи (спор хозяина с пастухом; спор о границе, клевета и оскорбление,

кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об

заклад). Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся

сторон рассматривались, следуя порядку варн.

Основным источником доказательств служили свидетельские показания, Законы

весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний

соответствовала принадлежности свидетеля к варне. Лжесвидетельство,

несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. Не допускалось в

качестве свидетеля заинтересованное лицо. Не могли быть свидетелями женщины,

"вследствие непостоянства женского ума". При отсутствии свидетелей в качестве

доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами,

водой и некоторые другие.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением

определенной династии: 1) Шан (Инь) - XVI 11-Х11 вв. до н.э.; 2)

Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э.; 3) Цинь - 221 г. до н.э. -

207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение

четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого

государства в феодальное.

Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно

китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в

повиновении покоренное население активизировало процесс складывания

государства.

Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени

трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся

сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей

судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога.

Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а

более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные

чиновники.

Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская

рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала

рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к

царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные

привилегии.

Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства

Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было

организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на две

категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле

обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и

затем царю, "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее

распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная

собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились

рабы, дома, орудия труда.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства

являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые

преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении

скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

В период царства Чжоу царь по-прежнему является верховным собственником

земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращаются в частную

собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать.

Для простых общинников продолжала сохранять свое значение община.

В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций

и в конечном счете распалось на отдельные самостоятельные государства,

которые вели между собой постоянную борьбу. [Подробнее об этом периоде

читайте: Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994. С.46-69].

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь,

которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение

для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского

государства. В целях централизации государства административное деление было

построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа и покупка

земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством

обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из

36 образованных областей были назначены по два управителя военный и

гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль.

Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы

были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия

и народные восстания привели к ликвидации в 209 г. до н.э. циньской монархии.

Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем

новой династии Хань.

Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту

социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены

ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в

собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.

Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в

результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя

императором.

Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена

царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-

продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов.

Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по

ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился

сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную

бюрократическую империю.

Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности

стало практиковаться на экзаменационной основе.

Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы,

конечно, не могли.

Первоначально право Древнего Китая базировалось на нормах обычного права с

дополнениями норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и

постановлений центральной власти.

Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа

легистов. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над

правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом. Легисты

напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их

действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом,

неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен появлением

многочисленных сборников права.

Виды собственности в Древнем Китае характеризовались эволюцией от общинных

форм к частной собственности, прежде всего на землю и рабов. Особенностью

Китая было наличие крупной государственной собственности как не землю, так и

на рабов.

Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной

практики. При совершении торговый сделок требовалось заключение договора в

письменной форме, кроме того уплачивалась денежная пошлина. С развитием

ростовщичества получает распространение договор займа, который оформлялся

долговой распиской. Кроме того были известны договора дарения,. аренды земли,

личного найма и др.

Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья

с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело

находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в

праве наследования. Браки заключались по решению родителей.

Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний

(источники выделяют их более 3000) следующие виды преступлений: 1) против

государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на

улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4)

воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества

воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).

Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные

наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу было

выделено пять основных наказаний: "мосин" - клеймение тушью на лице, "исин" -

отрезание носа, "фэйсин" - отрезание ног, "чужин" кастрация для мужчин и

превращение женщин в рабынь-затворниц, "данисин" - отрубание головы. Кроме того

применялись такие наказания как битье палками и плетьми, отрезание ушей,

выкалывание глаз и т.п.

Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся

император. На местах судили представители местной администрации. Имелись

чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и

преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные

решения.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но начиная с периода

Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот

вид процесса стал основным. [Более подробную информацию вы можете прочитать в

книге, Крашенинникова Н.А. История права

Востока. М., 1994. С.49-69]. •

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время

происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются

сочинения древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а

также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и

образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-VI вв. до

н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы,

состоящие из самого города и прилегающего сельского округа,

по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее

важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование

государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея,

проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на

три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на

занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и

ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения

составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но

ограниченные в своих политических и экономических правах.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам,

осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и

военную власть.

Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких

народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым

рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых

общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и

Клисфеном.

Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового

рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В

соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории

исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны

(пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории

могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в

архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты