: Древний Египет

побочную жену. Однако, замужняя женщина не была бесправна.

Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на

развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми.

Довольно сильная власть отца над детьми проявляется в возможности продавать

детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей -

отрезать язык. Тем не менее, закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел

права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи

признают усыновление детей.

Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями.

Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В

качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от

рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Уголовное право и процесс. Как и другие древние кодификации, Законы

Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний,

которые признавались преступными, ничего не говорится в Кодексе о

государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из

содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против

личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности Законы называют неосторожное убийство (об

умышленном ничего не говорится), к таким преступлениям относятся, например,

действия строителя, построившего дом, который обвалится и причинит смерть

хозяину. Таким же образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в

результате операции. Довольно подробно в Законах говорится о различного рода

членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при

определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же

участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника

взимается определенный штраф.

К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует отнести кражу

скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов называют законы как

преступные действия. Как отличное от кражи преступление Законы называют

грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была

либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо

огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить

который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала

смерть.

Среди преступлений, подрывающих устои семьи, Законы называют прелюбодеяние

(причем, только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с

сыном, отца с дочерью и других близких родственников). Названы преступлениями

действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается

руки).

Виды наказаний, предусмотренные Законами Хаммурапи, определяются его целью.

Такой целью является возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель

довольно часто руководствуется принципом талиона. Основными видами

наказаний являются смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение,

утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки,

отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание.

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело

начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания

служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (Законы упоминают

испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично

"исследовать дело". Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то

платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права

судить когда-либо.

Древняя Индия Основные черты государства

Первые государства на территории Индии возникли во 11-м тысячелетии до н.э. в

долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.

Первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие

влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они

становились собранием знати, приближенных царя.

Органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные

органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было

привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский

жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником царя.

Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с

начальником (сенани, сенапати).

Так, на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования,

обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.

Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период (IV-111 вв.

до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного

государства.

Образование варн. С разложением первобытнообщинного строя и развитием

общественного и имущественного неравенства связано появление сословий -

варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы,

неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением

времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая

эндогамность (заключение браков между представителями одной варны);

определенная, наследственно закрепленная профессия, таким образом, с течением

времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в

крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и

идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой

своеобразной социальной организации.

Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн.

Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли

знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная

знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников,

составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление

имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого

количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами.

Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не

получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в

племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на

которое имели право только свободные

члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие

четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех

свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и

освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог -

творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев

- из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

Сельская община. Одним из важнейших компонентов социального,

общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В

общине объединялась значительная часть населения - свободные земледельцы. Самой

распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи

еще существовали примитивные родовые общины.

Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с

общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка,

эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники

разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в

качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников.

Часть их работала самостоятельно, имея свои собственные мастерские, другие

нанимались на работу за определенную плату.

Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции.

Община была в определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах.

Свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы

управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале

глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался

государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. В течение

долгого времени общины были изолированы друг от друга, хотя постепенно эта

ограниченность и замкнутость нарушалась.

Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство возникло как

рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое

противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это

выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об

отношениях между кастами, чем между классами, так как именно деление общества

на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением

людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст

является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.

Рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не

играл

Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие

государственного законодательства, направленного на ограничение произвола

хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без

родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его

кастовое положение.

В отличие от Греции и Рима, индийские рабы могли иметь семьи, собственность,

право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный,

становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость,

наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные

пережитки первобытнообщинного строя.

Несмотря на особенности рабства в Древней Индии, по своим основным признакам

оно было похоже на рабство в Греции и Риме. Наиболее характерная - общая

черта, отличающая раба от других эксплуатируемых - отсутствие права на свою

личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти

другого. В Древней Индии, так же как и в античных странах, считалось само

собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба.

Государственный строй. К эпохе Маурьев уже оформилась концепция

"чакравартина" - единоправителя, власть которого будто бы распространялась на

огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и

обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению

царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой

фиксальной администрации, верховным судьей.

Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось

охране царя. Большое значение придавалось службе надзора. Под надзором

находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному

брахманскому роду.

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников -

паришад. Он существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции

политического совета. Паришад занимался проверкой всей системы управления и

выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет,

состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел

могли вместе собираться члены обоих советов.

Подобную эволюцию претерпела и сабха - в прошлом широкое по составу

собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические

функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже

приобретает характер царского совета раджа-сабхи. Правда, по сравнению с

паришадом - раджа-сабха была более представительным органом. В нее

могли входить и некоторые представители городского и сельского населения В ряде

случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.

Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической

власти сохранялись институты и традиции древней политической организации,

которые определенным образом ограничивают власть царя.

Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции, из которых

четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций

находились царевичи. Главные провинции обладали немалой автономией.

Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные

провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале). Во главе джанапад

стояли крупные государственные чиновники - раджуки. Высокое положение

занимали специальные чиновники по охране границ.

Основные черты права

Законы Ману. В Древней Индии понятие права как совокупности

самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно.

Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по

своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные

нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их

повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее

известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя

мифического бога Ману). Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме

двустиший

(шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи,

содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное

в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно

описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на

наследственно-профессиональный характер варн определяется назначение каждой

варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная

окраска всех его положений.

Право собственности. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо

понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной

собственности уделяется значительное внимание.

Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности:

наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание,

ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней

Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как

давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном

подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать

вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой

на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя

обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд

страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.

За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли)

накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что,

если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет

права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле,

которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману

охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы,

скот, инвентарь.

В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между

общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде

всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право

преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая

значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное

землевладение.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману

довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об

обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших

договоров - договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и

преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в

срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей

касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей

касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно.

Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты

долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг

мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников

(кармакаров), поэтому Законы Ману значительное внимание уделяют и этому виду

договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном

относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные

общинники и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на

земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве -1/10 масла от

молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от

работодателей. Неисполнение договора влекло штраф и жалованье виновному не

выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и,

выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя

долгого времени.

Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает

значение и получает распространение в связи с проникновением в общину

процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся

земли, вынуждены были арендовать ее.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах

Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии

свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон

устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает

продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение 10 дней

после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо

уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том,

что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты